Стратегические инсталляции фондового рынка как основа модернизации пространственной экономики
Бердникова Т.Б., ЗАО «ТРИН»
Стратегические инсталляции фондового рынка как основа модернизации пространственной экономики
Среди проблем, вскрытых глобальным кризисом, особняком стоят те, которые относятся к разряду фундаментальных. Разбалансированность и диспропорциональность национальной экономики, переконцентрация в столицах и монопрофилирование периферии региональной экономики, полярность доходов и расслоение социума занимают сегодня первые строчки списка базовых проблем социально-экономического развития посткризисной экономики. Все они, по нашему мнению, имеют одну общую основу игнорирование в пореформенные десятилетия территориально-пространственных особенностей нашего Отечества.
Территориально-пространственное разнообразие является одной из главных особенностей России, регионы которой расположены в разных природно-климатических зонах и 11 часовых поясах.
Географическое, со стороны природно-климатических условий, строения местности и положения на земной поверхности, и этническое многообразие, временная неоднородность и особенности истории развития, территориальная и отраслевая специализация, различие экологической ситуации и трудовой обеспеченности, разность экономических, социальных и фондовых потенциалов регионов в совокупности формируют специфику национальной пространственной экономики.
Пространственная экономика, как место размещения экономической деятельности, среда функционирования экономических субъектов и объектов, имеет сложную организационную структуру (табл.1.)
Таблица 1
Уровни организации пространственной экономики
Мега |
Макро |
Мезо |
Микро |
Нано |
|
Масштаб |
Мировое хозяйство |
Национальная экономика |
Регион |
Муниципальное образование |
Место прожива-ния человека |
Формы управле-ния |
Международные экономические организации |
Правительства отдельных стран |
Администрации или правительства |
Органы местного самоупра-вления |
Самоорга-низация |
Критерии оценки |
Баланс меж-дународного разделения труда |
Эффектив-ность расши-ренного восп-роизводства |
Эффективность регионального воспроизводства и качество жизни населения |
Условия жизнедея-тельности местного сообщества |
Продолжи-тельность и уровень жизни |
Каждый уровень пространственной экономики имеет видовое многообразие организации по целям, задачам и функциям деятельности. Например, регионы как форма организации мезо экономического пространства являются многофункциональными образованиями. Региональная экономика одновременно выступает частью мировой и национальной экономики; совокупностью административно-территориальных образований; местом регионального воспроизводства, территориальной дислокации природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов и материализации отраслевого и территориального разделения труда.
Успешность региональной экономики является результатом создания необходимых и достаточных институционально-организационных условий реализации исторических, природно-климатических, социальных предпосылок развития регионального расширенного воспроизводства как пространственной материально-вещественной формы разделения труда и капитала по фазам производства, распределения, обмена и потребления. Условиями процесса воспроизводства на региональном уровне являются: в производстве обеспечение производственными мощностями, сырьем, ресурсами потребностей производства и населения данного региона и других территорий; в распределении соответствие стоимости произведенных благ и услуг стоимости затрат труда и капитала на расширение производства; в обмене: спрос и предложение, т.е. наличие потенциально оплачиваемых потребностей, с одной стороны, и продукции и платных услуг, произведенных и ввезенных регионом, с другой стороны; в потреблении: наличие неудовлетворенных потребностей и непотребленных благ и услуг.
Особенности регионального воспроизводства предопределяются не только природными условиями и экономическими возможностями, этно-национальными и историческими традициями конкретного региона, но и степенью открытости региональной экономики, её инвестиционной привлекательностью для потенциальных инвесторов.
Временная, территориальная и историческая протяженность национального пространства требует не только постоянного внимания руководителей страны, но и тщательного научного исследования. Это связано с необходимостью обеспечения гармонизации интересов, комплексности развития, реального выравнивания бюджетного финансирования, создания равных условий жизни Центра и регионов. При этом необходимо учитывать не только отечественный и зарубежный опыт организации пространственной экономики, но и современные практики, одной из которых является трансформация постсоветского пространства с использованием ценных бумаг.
Несмотря на то, что национальный рынок ценных бумаг стал не только неотъемлемой частью финансового рынка мира, но и базовым элементом социально-экономического развития, существует ряд диспропорций и проблем его развития (табл.2).
Основными диспропорциями развития национального фондового рынка являются разбалансированность инвестиционного спроса и фондового предложения отдельных отраслей и территорий; отрыв динамики рыночной капитализации акций от их фундаментальной стоимости; диспропорциональность развития рынка Центра и регионов, концентрация профессиональных участников рынка ценных бумаг в столицах и центрах регионов.
Немногие региональные фондовые рынки активно функционируют. Региональные власти отдельных субъектов Федерации не используют широкие функциональные возможности рынка ценных бумаг, игнорируют его модернизационный потенциал, в основном применяют ценные бумаги в качестве инструментов передела собственности и латания дыр в бюджете. В результате почти две трети субъектов Федерации на начало 2008г. не размещали выпуски ценных бумаг для привлечения инвестиций.
Модернизация пространственной экономики на основе фондового рынка возможна в процессе достижения различных целей политического, экономического и социального управления. С вершин политических интересов данный рынок являет собой эффективный инструмент передела собственности в конкретных регионах. С экономических позиций фондовый рынок выступает идеальным механизмом трансформации сбережений и накоплений физических и юридических лиц в целевые инвестиции. С организационной точки зрения он представляет конгломерат различных субъектов и объектов, управляя которыми можно обеспечить реализацию определенных стратегий. В рамках социального управления региональный фондовый рынок подходит для реализации идей конкурентоспособности и ответственности бизнеса, т.к. реально обеспечивает в рамках действующего законодательства социальную ответственность каждого владельца ценных бумаг. Для достижения этих целей необходимо четко обозначить иерархию решаемых задач и определить направления стратегической перестройки фондового рынка.
Таблица 2
Проблемы развития национального фондового рынка
Проблема |
Институциональная природа |
Отрыв политических деклараций от социально-экономических реалий |
Нормы регулирования не упреждают кризисные явления, не поощряют повышение инвестиционной активности Процессы управления не предусматривают конкретных мер по переориентации спекулятивного характера рынка на инвестиционный созидательный. Регламенты институтов сформулированы в общем виде |
Дисбаланс инвестиционно-го спроса и фондового предложения на макро и мезо уровнях |
Нормы регулирования носят рамочный характер Процессы управления стандартизированы для отдельных ценных бумаг и фондовых операций Регламенты институтов разработаны для ФСФР, профессиональных участников и эмитентов. Не разработаны стандарты фондовых операций на неорганизованном вторичном рынке ценных бумаг |
Слабая мотивация инвестицион-ной активности бизнеса и населения |
Нормы регулирования отсутствуют целевые нормативно-правовые акты и решения Процессы управления Программа повышения финансовой грамотности населения Регламенты отсутствуют |
Недостаточная прозрачность, отсутствие статистики |
Нормы регулирования не предусматривают общую открытость информации Процессы управления -регулируется защита прав и интересов инвесторов, акционеров Регламенты требования по раскрытию информации эмитентами по выпуску и размещению ценных бумаг |
Недостаточ-ность периферийной инфраструктуры |
Нормы регулирования касаются в основном первичного и организованного рынка Процессы управления отрегулированы на организованном рынке Регламенты нет стандартов обращения не котируемых на биржах ценных бумаг |
Среди задач модернизации первоочередными должны стать следующие: (1) осуществление с использованием акций и облигаций структурной перестройки народного хозяйства путем перемещения капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую доходность за счет высокой рентабельности; (2) демократизация характера инвестиционного процесса на основе предоставления массовой возможности приобретения ценных бумаг каждому потенциальному инвестору;(3) создание на основе Интернета в режиме реального времени технологии мониторинга фондовых операций и динамики курсов ценных бумаг региональных эмитентов во всех субъектах РФ для реального отражения инвестиционной активности региональной экономики и состояния регионального финансового рынка.
Основными направлениями стратегической перестройки фондового рынка, по нашему мнению, могут быть переформатирование модели развития национального фондового рынка с центростремительной на центробежную; смена приоритетов развития национального рынка от встраивания в мировое пространство до выстраивания самостоятельной системы горизонтального взаимодействия региональных фондовых рынков внутри страны, активизация периферийных региональных рынков ценных бумаг, актуализация оценки эффективности региональной экономики на основе роста его фондового потенциала, выпуск новых видов ценных бумаг.
Алгоритм стратегических инсталляций национального фондового рынка должен включать следующие итерации:
- Выбор модели развития национального рынка и взаимодействия Центра и регионов
- Разработка национальной доктрины развития национального фондового рынка
- Определение моделей и формирование программ развития фондовых рынков регионов
- Разработка стратегии и тактики сбалансирования инвестиционного спроса и фондового обеспечения отраслей и регионов
- Развитие региональной институциональной инфраструктуры рынка
- Разработка стандартов всех фондовых операций
- Финансовое проектирование новых видов ценных бумаг - коммунальных акций, образовательных облигаций, акций отраслевого роста, потребительских векселей специальных цен и др.
PAGE 4
Стратегические инсталляции фондового рынка как основа модернизации пространственной экономики