Философско-хозяйственное течение российской школы социльно-экономической мысли

Ю.М. Осипов, д.э.н, профессор,

заведующий лабораторией

философии хозяйства

экономического факультета

МГУ имени М.В. Ломоносова

Философско-хозяйственное течение

российской школы социльно-экономической мысли

1. Своими истоками философия хозяйства — как самостоятельное и полностью себя осознающее знание — восходит к началу XX в., когда в Императорском московском университете в 1912 г. была защищена профессором университета Сергеем Николаевичем Булгаковым докторская диссертация по теме «Философия хозяйства» с выходом в свет одноименной монографической работы. Разумеется, философско-хозяйственные аспекты никогда не были чуждыми ни философии, ни теоретической экономии, но вполне осознанно философия хозяйства — как отличное от философии и экономии знание — возникла как раз в начале XX в., когда стало ясно, что ни философия в чистом виде, ни экономика в ее чисто научной интерпретации не решают фундаментальных вопросов хозяйственного бытия человека, даже их по существу и не ставят, а вопросы эти восходят не более не менее как к вечным вопросам человеческого существования: откуда пошло, почему, зачем, для чего, с каким исходом реализуется человеческое бытие, которое, собственно, и есть хозяйство (хотя, разумеется, не только хозяйство)? Хозяйство как жизнь, жизнь как хозяйство — так поставила проблему именно философия хозяйства и именно на рубеже XIX—XX вв., когда выявилась недостаточность постановок и разрешений, свойственных общей философии и научной экономии.

2. В советский период философия хозяйства, была несовместима со стремлением установить монополию марксисткой философии и политэкономии. Нельзя сказать, что философско-хозяйственные мотивы совсем умолкли, ибо они присутствовали так или иначе в той же марксистской политэкономии, но они не имели своего собственного самостоятельного звучания.

3. В настоящее время философия хозяйства в Московском университете и в России возрождена и весьма успешно развивается. Философия хозяйства вновь возникла как ответ на потребность преодолеть ограниченность теоретической экономии и выйти на просторы широких и глубоких переосмыслений. В Московском университете создана научно-образовательная школа философии хозяйства, признанная официально на государственном уровне.

4. Философия хозяйства — мировоззренческое знание, и никаким другим оно быть не может. Это не функциональное, не технологическое, не операциональное знание, а потому напряженный диалог, в котором находится философия хозяйства с той же экономической наукой, имеет отношение в первую очередь и по преимуществу к мировоззренческой стороне дела. Философия хозяйства не дает практических советов, но это не означает, что она не практична, ибо философия хозяйства дает мировоззрение и созидает через это человека хозяйствующего.

Философия хозяйства не заменяет собою ни экономической науки вообще, ни даже политической экономии. У философии хозяйства свой размыслительный подход и своя размыслительная задача. Это не одна из экономических наук, как и не одна из отраслей философии (хотя условно так можно в определенных контекстах говорить), это в общем-то самостоятельная область мысли и знания, что, быть может, не так просто осознать, но осознать все-таки надо.

5. Философия хозяйства рассматривает хозяйство как жизнь, а жизнь как хозяйство. Это важнейшее исходное положение, определяющее сразу все: объект когнитивного интереса, субъекта этого интереса, масштаб и глубину познания, его разнообразие и возможности (как и невозможности). Предмет философии хозяйства настолько объемен и одновременно бесконечен, что этого предмета как бы и нет, во всяком случае, он сколько-нибудь строго не определен. Лучше исходить из того, что предмет более неопределенен, чем определенен. И ничего страшного здесь нет, ибо, повторяем, философия хозяйства — не наука, хотя она и не чужда научных подходов (где это необходимо и возможно). Вряд ли стоит стараться определить предмет философии хозяйства, во всяком случае, точнее, чем это сделано в двух вышеприведенных выражениях: «хозяйство как жизнь» и «жизнь как хозяйство». Разумеется, мы можем уточнять направление интереса философии хозяйства, ее главный когнитивный аспект, вводя, к примеру, мотив организации — того же хозяйства, той же жизни, т. е. жизни-хозяйства, хозяйства-жизни. Но это уже оказывается не строго обусловленным актом, а лишь чьим-то личным предпочтением.

6. Первая исходная смысловая опора, свойственная философии хозяйства: хозяйство как жизнь и жизнь как хозяйство. Это самая важная онтологическая опора. Что касается первичной гносеологической опоры, то она скрыта в слове «философия», если под последним понимать в данном случае просто любовь к мудрости, т. е. к такого рода размышлениям и знаниям, которые тяготеют к обнаружению скрытых обобщающих смыслов, обычно игнорируемых наукой, или, обобщенно говоря, к мета-смыслам. Отсюда философия хозяйства стремится познавать метасмылы жизни-хозяйства, разумеется, не только это, но и это в особенности.

7. Следующей важной онтологической и одновременно гносеологической опорой следует назвать трансцендентность (в широком и разнообразном смысло-трактовочном диапазоне). Трансцендентность — не открытие философии хозяйства, но ее необходимое достояние. Вне трансцендентности философии хозяйства быть не может, а может получиться в лучшем случае лишь какая-нибудь вымороченная теория экономики.

8. Нельзя не указать на еще одну смысловую опору философии хозяйства, которая прямо исходит из самого словосочетания «философия хозяйства», а именно, нравственную, ибо расположение рядом слов «любовь», «мудрость» и «хозяйство» сразу показывает, что философия хозяйства неравнодушна к вопросу о том, как, с каким нравственным мотивом, каким образом ведется человеком хозяйство, оно же и хозяйство-жизнь? Проблема добра и зла не за пределами философии хозяйства.

9. Есть и другие, более частные, смысловые опоры, которые являются уже не столько исходными, сколько выводными.

А. Философия хозяйства предлагает различать, в частности, «хозяйство» и «экономику», рассматривать экономику как частный случай хозяйства или как особое хозяйство, как особый способ хозяйства, основанный на разделении хозяйства, товарообмена и деньгах, а лучше сказать — на стоимости. В смысловом отношении экономика есть стоимость, а стоимость — экономика, ибо стоимость — самое существенное или самое экономическое в экономике.

Философия хозяйства легко вводит в обиход понятие экономической цивилизации, возникающей в мире не только в ходе растянутой во времени эволюции, но и в итоге экономической революции, сопровождающейся и иными переворотами. Экономическая цивилизация доминирует в настоящее время, имея внутри себя и такие характеристики, как технологическая, сциентическая, индустриальная, неоиндустриальная, информационная и т. п. характеристики.

Экономика, оформленная цивилизационно, проходит особый исторический путь бытия и развития, который может быть подразделен на этапы в соответствии с кризисами и волнами развития, достигнув в настоящее время — согласно философии хозяйства — высшей на сей момент формы бытия — финансово-информационной, став, по сути, уже какой-то новой экономикой, или неоэкономикой, важнейшей характерной принадлежностью которой является так называемая финансомика со свойственным ей феноменом финансизма. Данные выводы вполне корреспондируют с философско-хозяйственной трактовкой стоимости и ее собственным историческим развитием — от производства как такового к финансизму, от производства стоимости к ее перераспределению и вменению, от производства стоимостных доходов к их рентному присвоению.

Б. Философия хозяйства вышла на исключительно важный фундаментальный вывод о наличии феномена хозяйственной демиургии, а не просто труда, производства, творчества, тем более потребностей и их удовлетворения. Стремление (и потребность!) в демиургии — это куда как более серьезно, чем производство потребительских благ, их присвоение или же оптимальный экономико-производственный выбор. Хозяйствуя, человек демиургирует, т. е. переделывает данный ему мир — под себя, мало того, он идет по пути не более и не менее, как пересотворения мира (и человека, и сознания) в соответствии со своим собственным, а не тем же божеским представлением. В. Философия хозяйства выдвигает идею не только хозяйства, но и антихозяйства. Почувствовать антихозяйство всего проще, если вспомнить легко сопрягающиеся в рамках философии хозяйства три слова: «любовь», «мудрость» и «хозяйство», и, поразмыслив, убедиться, что вряд ли оно есть, это самое хозяйство с любовью и мудростью, во всяком случае его так мало, что впору говорить об антихозяйстве, ведущемся все более человеком, чем о хозяйстве. Так или иначе, но в хозяйстве сидит его противоположность, как и в самой жизни. Временами же, как и местами, можно прямо говорить, что человеком ведется самое что ни на есть антихозяйство (достаточно вспомнить о войнах, революциях, реформациях, перестройках и т. п. событиях).

Г. Философия хозяйства не может не задумываться об альтернативах антихозяйству, как и хозяйству без любви и мудрости, с их явным недостатком. Отсюда обращение еще к одному фундаменталу — к хозяйственному богословию, которое не нужно трактовать как в полном смысле богословие, да еще и какое-то особенное по отношению к вообще богословию. Однако обойтись без этого философия хозяйства не может, ибо ей суждено касаться самых таинственных и драматических аспектов жизни человека, его хозяйства. В известной мере философия хозяйства — сакральное знание-размышление, и ничто не должно ей априорно мешать выполнять подобную функцию. Не в том дело, что философия хозяйства должна найти выход из хозяйственного тупика, в котором, судя по всему, находится человечество, а в том, чтобы это обозначить, над этим размышлять, готовить возможность выхода.

Д. Философия хозяйства, родившаяся в России (именно как философия хозяйства в нашем понимании), упорно размышляет над проблемами российского хозяйства, приходя к тому неутешительному заключению, что в России сейчас воцарилось как раз антихозяйство: экономика есть, а хозяйства нет (во всяком случае, полноценного хозяйства, когда есть не только выживание, но и перспектива жизни). Перед Россией, переживающей явный апокалиптический кризис, стоит громадная задача выхода на национальное хозяйство, ведущееся в интересах нации, страны, самой России.

PAGE 1

Философско-хозяйственное течение российской школы социльно-экономической мысли