РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АРМЕНИИ
Восканян Мариам Амбарцумовна
Mariam H. Voskanyan
к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов
ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет,
0051 Республика Армения, г. Ереван, ул. Овсепа Эммина -123.
Телефоны: (+37410)211466(рабочий); (+37491)170947(мобильный).
E-mail: voskanyanm@gmail.com
РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АРМЕНИИ
Современный мир все большее значение придает образованию, как одному из самых важных факторов формирования качественного экономического роста страны. Важность эта очевидна не только на уровне одной конкретной страны, но и на фоне всего человечества в целом.
В настоящее время конкурентные преимущества экономик мира в большей степени достигаются не за счет природных ресурсов, а знаний, информации, инноваций, которые становятся доминантными в достижении экономического роста стран. Этим объясняется все возрастающий интерес, проявляемый к развитию человеческого капитала ведущими зарубежными и отечественными учеными.
График 1. ВВП в Армении: в основных ценах и по сравнению с предыдущим периодом. |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
За последние несколько лет, за исключением 2008-2009 гг. в Армении наблюдались достаточно высокие темпы экономического роста (см. график 1). По сравнению с большинством стран бывшего Советского Союза, Армения занимает одно из лидирующих мест по темпам экономического роста.
Однако темпы роста ВВП не всегда характеризуют степень развития экономики. Более качественным показателем в этом смысле можно считать показатель ВВП на душу населения. Наряду с тем, что и относительно этого показателя наблюдаются достаточно высокие темпы роста, согласно данным всемирного банка, Армения все еще находится в числе стран со средним уровнем дохода.
Добавлю к этому, что, на мой взгляд, это несколько завышенная оценка, поскольку темпы роста ВВП на душу населения, выраженного в долларах, в некоторой степени обусловлены резким укреплением обменного курса национальной валюты, которое наблюдается в последние годы в Армении.
График 2. Структура ВВП в Армении. |
График 3. Среднегодовое количество занятых в экономике по отраслям |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
С другой стороны, если обратиться к структуре ВВП, то мы обнаружим, что значительную долю в ВВП Армении занимают сельское хозяйство, строительство и торговля (см. график 2). При этом доля числа занятых в этих отраслях экономики существенно превалирует по отношению к другим отраслям (см. график 3).
График 4. Число вакантных рабочих мест по секторам экономики, 2009 г. |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
Таким образом, большая часть населения занята в сельском хозяйстве, т.к. на протяжении последних десяти лет доля сельского хозяйства в экономике Армении стабильно занимает доминирующее положение и, соответственно, привлекает большую долю работников среди экономически активного населения Армении. Область здравоохранения, как, впрочем, и остальные области, не занимает достаточно серьезные позиции.
Следовательно, экономика Армении слабо диверсифицирована, и если рассмотреть структуру роста, то можно убедиться в том, что основным фактором высоких темпов экономического развития в последние годы являлся сектор строительства. Последнее обуславливает тот факт, что спрос на рабочую силу со стороны реального сектора свидетельствует о большом недостатке специалистов в сфере промышленности и строительства (см. график 4).
С другой стороны, анализ структуры выпуска специалистов по отраслям экономики, показывает, что наибольшей популярностью среди населения пользуются следующие специальности: экономика, право, педагогика и здравоохранение. Наименее популярными являются специальности в искусстве и, несмотря на небольшой рост в 2007 году, сельское хозяйство. Та же картина наблюдается при рассмотрении выпуска аспирантов по специальностям. Согласно статистике, наибольшее количество аспирантов защищается в области экономики в 2008 г. 137 аспиранта. Чуть меньше кандидатских диссертаций защищается в области права. Практически отсутствуют научные кадры в области сельского хозяйства и промышленности. Вместе с тем в теории и практике уже доказано, что ВУЗ-ы в современных условиях должны выстраивать свою деятельность в интересах развития экономики.
График 5. Структура выпуска специалистов по отраслям экономики. |
График 6. Выпуск аспирантов, по отраслям наук. |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
Таким образом, существует большое несоответствие между предложением и спросом на труд:
- меньше всего экономике РА требуются юристы, экономисты и архитекторы;
- наблюдается значительная потребность в медиках;
- на данный момент времени есть огромный спрос на качественно работающих строителей, однако, согласно статистике лишь 3% занято в области строительства (при этом количество выпускников в данной области недостаточно).
График 7. Спрос и предложение с секторе сельского хозяйства в РА. |
График 8. Спрос и предложение с секторе транспорта и связи хозяйства в РА. |
График 9. Спрос и предложение с секторе промышленности и строительства хозяйства в РА. |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
Что касается профессорско-преподавательского состава, то, несмотря на некоторое сокращение в 2008 году, в целом количество штатных преподавателей в вузах колеблется в районе 8300-8400 человек. Вместе с тем, в структуре ППС в вузах Армении преобладающее место занимают преподаватели, не имеющие ученой степени (см. график 10).
График 10. Структура ППС в ВУЗах (человек). |
График 11. Численность и выпуск аспирантов в РА (человек). |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
И, несмотря на некоторое увеличение кандидатов наук в вузах Армении, количество докторов наук явно сокращается, что говорит, о том, что в настоящее время защита докторских диссертаций не очень популярна. Нельзя не отметить, что наряду с таким незначительным ростом количества преподавателей с ученой степенью, ежегодно получают степень кандидата наук в среднем 330-350 человек (см. график 11).
График 12. Численность кандидатов наук и выпуск аспирантов в РА. |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
С сожалением вынуждена констатировать, что такая статистика свидетельствует только об одном: большинство из защитивших кандидатскую диссертацию не выбирают в качестве своей карьерной линии работу в вузе (см. график 12). Таким образом, система высшего образования фактически не «производит» для себя будущие кадры.
График 13. Среднемесячная номинальная заработная плата по секторам экономики. |
График 14. Среднемесячная номинальная заработная плата в РА и в секторе образования. |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
Становится очевидным, что система образования не особенно привлекательна для квалифицированных кадров. Еще более интересно, что имеющийся профессорско-преподавательский состав вузов лишь наполовину занят в научных разработках и исследованиях.
График 15. Участие в научных разработках ППС (кандидатов наук) вузов РА. |
График 16. Участие в научных разработках ППС (докторов наук) вузов РА. |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
Такая ситуация в принципе имеет свои объективнее причины. В целом идти в систему образования невыгодно. Достаточно сказать, что за последние пять лет практически не наблюдается какого-либо существенного роста в расходах государства на образование, доля которых от ВВП составляет мизерный процент. С 2005 года доля расходов на образование в общих государственных расходах не изменилась (0,15%) и даже снизилась в 2008 году до 0,13 % от общих государственных расходов.
График 17. Государственные расходы на образование в РА. |
Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am |
Обобщая вышесказанное, хотелось бы еще раз обратиться к существующему в Армении интеллектуальному потенциалу, который мог бы стать источников высоких темпов экономического развития. Согласно докладу о развитии человека ежегодно публикуемым ООН по показателю индекса развития человеческого потенциала Армения занимает 84 место, хотя и лидирует в группе со средним развитием человеческого потенциала.
Нами был рассчитан индекс интеллектуального потенциала Армении, который учитывает уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, долю расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, а также удельный вес затрат на науку в ВВП (см. таблицу 1).
Таблица 1. Оценка человеческого капитала Армении.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Удельный вес студентов в общей численности населения |
2,6 % |
3,0 % |
3,3 % |
3,5 % |
4,5 % |
Доля расходов на образование в ВВП |
2,6 % |
2,8 % |
2,8 % |
3,3 % |
2,8% |
Удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых |
0,6 % |
0,6 % |
0,6 % |
0,5 % |
0,6% |
Удельный вес затрат на науку в ВВП |
0,2 % |
0,2 % |
0,2 % |
0,2 % |
0,2% |
Источник данных: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am
Удельный вес студентов в общей численности населения достаточно велик и с каждым годом имеет тенденцию роста. Однако, как уже было показано выше, специалисты, выпускаемые системой образования, работают «вхолостую», поскольку выпускаемые специальности не востребованы рынком труда.
Вместе с тем, остальные показатели имеют достаточно низкие значения. Удельный вес занятых в науке не доходит даже до 1 %, что доказывает катастрофичность ситуации в развитии науки в Армении. Комментировать значение показателя затрат на науку нет надобности. Цифры налицо. Несколько лучше ситуация обстоит с затратами на образование.
Итак, обобщая все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что, к сожалению, система образования в частности, и потенциал человеческого капитала, в общем, по большому счету в Армении находится на достаточно низком уровне. Экономика с одной стороны и образование и наука с другой стороны в настоящее время мало взаимодействуют друг с другом. Однако необходимо признать, что такое взаимодействие жизненно необходимо для дальнейшего развития экономики Армении. На мой взгляд, система высшего образования в Армении имеет большой потенциал для развития. И если государственная политика будет направлена на реформирование системы высшего образования с целью большего взаимодействия с рынком труда и бизнесом, то у Армении есть реальные шансы достичь более высоких темпов экономического развития.
Одна из основных задач, на мой взгляд, это назревшая необходимость реформирования системы образования. Несколько лет назад Армения присоединилась к так называемому Болонскому процессу. В частности на сегодняшний день практически все вузы страны перешли на кредитно- рейтинговую систему. Однако необходимо признать, что пока этот переход скорее формальный, нежели в действительности соответствует реальным принципам Болонского процесса. В целом это наводит на необходимость переосмысления осуществляемых реформ в системе образования в Армении.
На мой взгляд, актуальность отмеченной проблемы очевидна. В настоящее время система образования в Армении это совершенно обособленно существующая индустрия. Огромное количество ресурсов (как моральных, так и материальных) ежегодно отдается на подготовку к последующему поступлению абитуриентов.
В то же время, государственная политика уделяет большое внимание вступительным экзаменам в вузы страны. Практически не уделяется внимания тому, кого выпускает система образования. Вопросы качества образования, таким образом, по большому счету отходят на второй план. Система образования не нуждается в реальном секторе экономики. В то же время, реальный сектор не может развиваться без серьезного участия системы образования. Безусловно, на базе некоторых ВУз-ов уже осуществляются попытки по развитию взаимодействия между системой высшего образования и различными отраслями экономики. Реализуются также проекты по открытию новых специальностей, необходимым тем или иным производственным объединениям. Однако, необходимо признать, что все эти действия носят локальный и единовременный характер, тогда как для достижения эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг и реального сектора экономики. Необходима государственная политика, носящая глобальный характер, и затрагивающая все ВУЗ-ы и большую часть реального сектора экономики.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АРМЕНИИ