РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АРМЕНИИ

Восканян Мариам Амбарцумовна

Mariam H. Voskanyan

к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов

ГОУ ВПО Российско-Армянский (Славянский) университет,

0051 Республика Армения, г. Ереван, ул. Овсепа Эммина -123.

Телефоны: (+37410)211466(рабочий); (+37491)170947(мобильный).

E-mail: voskanyanm@gmail.com

РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АРМЕНИИ

Современный мир все большее значение придает образованию, как одному из самых важных факторов формирования качественного экономического роста страны. Важность эта очевидна не только на уровне одной конкретной страны, но и на фоне всего человечества в целом.

В настоящее время конкурентные преимущества  экономик мира в большей степени достигаются не за счет природных ресурсов, а знаний, информации, инноваций, которые становятся доминантными в достижении экономического роста стран. Этим объясняется все возрастающий интерес, проявляемый к развитию человеческого капитала ведущими зарубежными и отечественными учеными.

График 1. ВВП в Армении: в основных ценах и по сравнению с предыдущим периодом.

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

За последние несколько лет, за исключением 2008-2009 гг. в Армении наблюдались достаточно высокие темпы экономического роста (см. график 1). По сравнению с большинством стран бывшего Советского Союза, Армения занимает одно из лидирующих мест по темпам экономического роста.

Однако темпы роста ВВП не всегда характеризуют степень развития экономики. Более качественным показателем в этом смысле можно считать показатель ВВП на душу населения. Наряду с тем, что и относительно этого показателя наблюдаются достаточно высокие темпы роста, согласно данным всемирного банка, Армения все еще находится в числе стран со средним уровнем дохода.

Добавлю к этому, что, на мой взгляд, это несколько завышенная оценка, поскольку темпы роста ВВП на душу населения, выраженного в долларах, в некоторой степени обусловлены резким укреплением обменного курса национальной валюты, которое наблюдается в последние годы в Армении.

График 2. Структура ВВП в Армении.

График 3. Среднегодовое количество занятых в экономике по отраслям

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

С другой стороны, если обратиться к структуре ВВП, то мы обнаружим, что значительную долю в ВВП Армении занимают сельское хозяйство, строительство и торговля (см. график 2). При этом доля числа занятых в этих отраслях экономики существенно превалирует по отношению к другим отраслям (см. график 3).

График 4. Число вакантных рабочих мест по секторам экономики, 2009 г.

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

Таким образом, большая часть населения занята в сельском хозяйстве, т.к. на протяжении последних десяти лет доля сельского хозяйства в экономике Армении стабильно занимает доминирующее положение и, соответственно, привлекает большую долю работников среди экономически активного населения Армении. Область здравоохранения, как, впрочем, и остальные области, не занимает достаточно серьезные позиции.

Следовательно, экономика Армении слабо диверсифицирована, и если рассмотреть структуру роста, то можно убедиться в том, что основным фактором высоких темпов экономического развития в последние годы являлся сектор строительства. Последнее обуславливает тот факт, что спрос на рабочую силу со стороны реального сектора свидетельствует о большом недостатке специалистов в сфере промышленности и строительства (см. график 4).

С другой стороны, анализ структуры выпуска специалистов по отраслям экономики, показывает, что наибольшей популярностью среди населения пользуются следующие специальности: экономика, право, педагогика и здравоохранение. Наименее популярными являются специальности в искусстве и, несмотря на небольшой рост в 2007 году, сельское хозяйство. Та же картина наблюдается при рассмотрении выпуска аспирантов по специальностям. Согласно статистике, наибольшее количество аспирантов защищается в области экономики – в 2008 г. 137 аспиранта. Чуть меньше кандидатских диссертаций защищается в области права. Практически отсутствуют научные кадры в области сельского хозяйства и промышленности. Вместе с тем в теории и практике уже доказано, что ВУЗ-ы в современных условиях должны выстраивать свою деятельность в интересах развития экономики.

График 5. Структура выпуска специалистов по отраслям экономики.

График 6. Выпуск аспирантов, по отраслям наук.

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

Таким образом, существует большое несоответствие между предложением и спросом на труд:

  • меньше всего экономике РА требуются юристы, экономисты и архитекторы;
  • наблюдается значительная потребность в медиках;
  • на данный момент времени есть огромный спрос на качественно работающих строителей, однако, согласно статистике лишь 3% занято в области строительства (при этом количество выпускников в данной области недостаточно).

График 7. Спрос и предложение с секторе сельского хозяйства в РА.

График 8. Спрос и предложение с секторе транспорта и связи хозяйства в РА.

График 9. Спрос и предложение с секторе промышленности и строительства хозяйства в РА.

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

Что касается профессорско-преподавательского состава, то, несмотря на некоторое сокращение в 2008 году, в целом количество штатных преподавателей в вузах колеблется в районе 8300-8400 человек. Вместе с тем, в структуре ППС в вузах Армении преобладающее место занимают преподаватели, не имеющие ученой степени (см. график 10).

График 10. Структура ППС в ВУЗах (человек).

График 11. Численность и выпуск аспирантов в РА (человек).

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

И, несмотря на некоторое увеличение кандидатов наук в вузах Армении, количество докторов наук явно сокращается, что говорит, о том, что в настоящее время защита докторских диссертаций не очень популярна. Нельзя не отметить, что наряду с таким незначительным ростом количества преподавателей с ученой степенью, ежегодно получают степень кандидата наук в среднем 330-350 человек (см. график 11).

График 12. Численность кандидатов наук и выпуск аспирантов в РА.

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

С сожалением вынуждена констатировать, что такая статистика свидетельствует только об одном: большинство из защитивших кандидатскую диссертацию не выбирают в качестве своей карьерной линии работу в вузе (см. график 12). Таким образом, система высшего образования фактически не «производит» для себя будущие кадры.

График 13. Среднемесячная номинальная заработная плата по секторам экономики.

График 14. Среднемесячная номинальная заработная плата в РА и в секторе образования.

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

Становится очевидным, что система образования не особенно привлекательна для квалифицированных кадров. Еще более интересно, что имеющийся профессорско-преподавательский состав вузов лишь наполовину занят в научных разработках и исследованиях.

График 15. Участие в научных разработках ППС (кандидатов наук) вузов РА.

График 16. Участие в научных разработках ППС (докторов наук) вузов РА.

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

Такая ситуация в принципе имеет свои объективнее причины. В целом идти в систему образования невыгодно. Достаточно сказать, что за последние пять лет практически не наблюдается какого-либо существенного роста в расходах государства на образование, доля которых от ВВП составляет мизерный процент. С 2005 года доля расходов на образование в общих государственных расходах не изменилась (0,15%) и даже снизилась в 2008 году до 0,13 % от общих государственных расходов.

График 17. Государственные расходы на образование в РА.

Источник: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

Обобщая вышесказанное, хотелось бы еще раз обратиться к существующему в Армении интеллектуальному потенциалу, который мог бы стать источников высоких темпов экономического развития. Согласно докладу о развитии человека ежегодно публикуемым ООН по показателю индекса развития человеческого потенциала Армения занимает 84 место, хотя и лидирует в группе со средним развитием человеческого потенциала.

Нами был рассчитан индекс интеллектуального потенциала Армении, который учитывает уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, долю расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, а также удельный вес затрат на науку в ВВП (см. таблицу 1).

Таблица 1. Оценка человеческого капитала Армении.

2004

2005

2006

2007

2008

Удельный вес студентов в общей численности населения

2,6 %

3,0 %

3,3 %

3,5 %

4,5 %

Доля расходов на образование в ВВП

2,6 %

2,8 %

2,8 %

3,3 %

2,8%

Удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых

0,6 %

0,6 %

0,6 %

0,5 %

0,6%

Удельный вес затрат на науку в ВВП

0,2 %

0,2 %

0,2 %

0,2 %

0,2%

Источник данных: Национальная статистическая служба РА- www.armstat.am

Удельный вес студентов в общей численности населения достаточно велик и с каждым годом имеет тенденцию роста. Однако, как уже было показано выше, специалисты, выпускаемые системой образования, работают «вхолостую», поскольку выпускаемые специальности не востребованы рынком труда.

Вместе с тем, остальные показатели имеют достаточно низкие значения. Удельный вес занятых в науке не доходит даже до 1 %, что доказывает катастрофичность ситуации в развитии науки в Армении. Комментировать значение показателя затрат на науку нет надобности. Цифры налицо. Несколько лучше ситуация обстоит с затратами на образование.

Итак, обобщая все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что, к сожалению, система образования в частности, и потенциал человеческого капитала, в общем, по большому счету в Армении находится на достаточно низком уровне. Экономика с одной стороны и образование и наука с другой стороны в настоящее время мало взаимодействуют друг с другом. Однако необходимо признать, что такое взаимодействие жизненно необходимо для дальнейшего развития экономики Армении. На мой взгляд, система высшего образования в Армении имеет большой потенциал для развития. И если государственная политика будет направлена на реформирование системы высшего образования с целью большего взаимодействия с рынком труда и бизнесом, то у Армении есть реальные шансы достичь более высоких темпов экономического развития.

Одна из основных задач, на мой взгляд, это назревшая необходимость реформирования системы образования. Несколько лет назад Армения присоединилась к так называемому Болонскому процессу. В частности на сегодняшний день практически все вузы страны перешли на кредитно- рейтинговую систему. Однако необходимо признать, что пока этот переход скорее формальный, нежели в действительности соответствует реальным принципам Болонского процесса. В целом это наводит на необходимость переосмысления осуществляемых реформ в системе образования в Армении.

На мой взгляд, актуальность отмеченной проблемы очевидна. В настоящее время система образования в Армении это совершенно обособленно существующая индустрия. Огромное количество ресурсов (как моральных, так и материальных) ежегодно отдается на подготовку к последующему поступлению абитуриентов.

В то же время, государственная политика уделяет большое внимание вступительным экзаменам в вузы страны. Практически не уделяется внимания тому, кого выпускает система образования. Вопросы качества образования, таким образом, по большому счету отходят на второй план. Система образования не нуждается в реальном секторе экономики. В то же время, реальный сектор не может развиваться без серьезного участия системы образования. Безусловно, на базе некоторых ВУз-ов уже осуществляются попытки по развитию взаимодействия между системой высшего образования и различными отраслями экономики. Реализуются также проекты по открытию новых специальностей, необходимым тем или иным производственным объединениям. Однако, необходимо признать, что все эти действия носят локальный и единовременный характер, тогда как для достижения эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг и реального сектора экономики. Необходима государственная политика, носящая глобальный характер, и затрагивающая все ВУЗ-ы и большую часть реального сектора экономики.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АРМЕНИИ