Принципы инновационной экономики и опережающее образование в обеспечении национальной безопасности

О.Ю. Корнева,

Томский политехнический университет,

кафедра экономики

г. Томск

Принципы инновационной экономики и опережающее образование в обеспечении национальной безопасности

В настоящее время при выработке экономической политики России все большую роль начинает играть стратегическая установка, согласно которой лишь активизация и эффективное использование инновационного потенциала страны способны обеспечить ее устойчивое экономическое развитие. Разработанный сценарий стратегического развития предполагает достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Главное теперь — восстановить инновационный потенциал страны.

В результате милитаризации советской экономики и последующего неопределенного периода трансформации страна почти лишилась своего научно-инновационного потенциала, а ее экономика грозит превратится в инновационно-зависимую. По некоторым оценкам, доля современной России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения составляет 0,5%, тогда как доля США — 36%, Японии — 30%, Германии — 16% и Китая — 6%. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции в России равняется 3 — 4% против 15% — минимального показателя для современной конкурентоспособной экономики. При этом одна из главных причин подобной ситуации — низкий уровень инвестиций в инновационный сектор. В России они составляют всего 0,3% от соответствующего показателя США. В абсолютных показателях наша страна тратит на НИОКР меньше, чем Испания, Тайвань, Бельгия и Израиль. В результате, постоянно снижается количество созданных современных технологий. При всей условности оценок, которые применяет Росстат для отделения «передовых» технологий от «не передовых», заметна угрожающая тенденция «затухания» технического прогресса и снижения эффективности использования национального инновационного потенциала.

Формирование инновационной экономики, превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, повышение эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала - все это своеобразная реакция на ограничения, которые появляются на пути экономического роста при возникающих изменениях. Можно привести множество примеров рождения национальной инновационной стратегии среди стран западной Европы и других, когда “нефтяные шоки” или зависимое положение в мировой экономике создавало мощный стимул для внедрения передовых технологий в снижение затрат и создание новых товаров. Необходимость достижения высоких целей при существующих или сокращающихся ресурсных возможностях, рождает потребность в “мозговом штурме”, какую композицию составить, какова ее рыночная привлекательность, в чем можно выиграть в сравнении с конкурентами. Выделяют три задачи способствующие переходу России к созданию инновационной экономики: создание среды для национального бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации, что является основным способом получения высоких и стабильно растущих доходов; определение специализации регионов и финансовая поддержка Федеральным центром этих регионов. Забывая при этом, что для рождения инноваций необходима производственная и научная база, потерявшая свои позиции за годы интенсивного развития сферы услуг и экспортных поставок нефти.

Реализация инновационного сценария развития, наряду с технологическим перевооружением предприятий предполагает кардинальное повышение производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет. Сегодня темпы роста производительности труда в России - 6-7% в год, следовательно, предстоит практически их удвоить. Общепризнано, что наиболее высокие темпы производительности труда в высокотехнологичном сегменте экономики. Однако, в России лидером является добывающий сектор. С 2002 по 2005 год производительность труда здесь выросла в 3,5 раза, тогда как в новой экономике - в 1,5 раза. За два последних года ситуация почти не изменилась. Это говорит о том, что преобладает вектор, связанный с сырьевой ориентацией, куда направляется львиная доля инвестиций, где наиболее активно обновляются основные фонды и решены проблемы спроса. То есть принадлежность компании к инновационной сфере не является гарантией наивысшей производительности труда. Это объясняется тем, что, во-первых, у предприятий, функционирующих на региональных рынках, нет никаких стимулов к инновациям. Во-вторых, на исходе национальный запас технологических ноу-хау. Объемы экспорта российских технологий в четыре раза ниже, чем, например, в Австрии. И, в-третьих, производительность труда тесно связана с такими понятиями как «кадры, инвестиции, научное обеспечение».

Кроме этого развитие самого рынка труда сопряжено с известной долей риска для его участников: инвестиции в «человеческий капитал», которыми сопровождаются изменения в профессионально-квалификационном, образовательном, культурном уровнях работников, сопряжены с определенным временем запаздывания. Процесс реагирования изменения в предложении рабочей силы в ответ на изменения запросов спроса включает временной лаг, а краткосрочность переподготовки не обеспечивает устойчивой конкурентоспособности рабочей силы.

Следовательно, создание новой инновационной экономики невозможно без коренной модернизации старой, включая широкий спектр направлений - от активизации инновационной деятельности до радикального повышения качества человеческого капитала и перестройки институциональной структуры государственного сектора образования и науки. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и будет расти. Как обеспечить создание инновационной сети, соединяющей науку и производство всех регионов и отраслей и преодолеть временную асимметрию двух рынков образовательных услуг и труда? Опережающая подготовка специалистов и команд профессионалов мирового уровня представляется наиболее эффективным инструментом решения этой задачи.

Идея опережающего образования не нова. Она предполагает реализацию модели не только передачи знаний, опыта и культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим, но и функцию подготовки человека к опережающим действиям по выживанию цивилизации в условиях глобального кризиса и перехода к устойчивому развитию. Опережающее образование становится возможным при формировании коллективного интеллекта, что позволит в определенных пределах прогнозировать будущее, принимать опережающие практические действия по выходу из кризисных ситуаций. Очевидно, что такое образование должно развиваться более быстрыми темпами по сравнению с другими, особенно материальными видами социальной деятельности. Современная система образования может стать опережающей, если будет акцентировать внимание на проблемах, связанных со стратегией устойчивого развития.

В этой связи интересен опыт Томского политехнического университета, где опережающий характер подготовки специалистов обеспечивается выбором состава и структуры инновационных образовательных программ по сферам деятельности на основе национального и мировых прогнозов инновационного развития стран и регионов. Данный опыт использовался при формировании заявки Томского политехнического университета на конкурс вузов, внедряющих инновационно-образовательные программы (ИОП). Учитывая прогнозы развития приоритетных направлений развития науки, технологий и техники были созданы направления технологического развития: энерготехнологии, возобновляемые экологически чистые источники энергии, включая водородные, средства транспорта.

Стратегия опережающей подготовки ведущих специалистов и команд профессионалов мирового уровня основана на реализации четырех основных принципов:

  • принцип элитности обучающихся;
  • принцип опережающего образования и элитности образовательных программ и технологий, широкого использования мировых информационных ресурсов;
  • принцип элитности научных, инженерных и педагогических школ;
  • принцип стратегического партнерства с промышленностью, наукой и бизнесом.

Опережающая подготовка элитных специалистов мирового уровня на основе интеграции образования, научных исследований и производства, несомненно, предполагает сохранение университетских традиций и создание инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающих интеграцию академических ценностей и предпринимательства. Кроме этого: выбор состава и структуры инновационных образовательных программ по сферам деятельности определен на базе приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в РФ с учетом мировых прогнозов инновационного развития стран и регионов; заявленные инновационные образовательные программы по направлениям опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня строятся на единой инновационной междисциплинарной платформе, системно интегрированной со стратегическими партнерами и рынком труда; ресурсы университета обеспечивают полный инновационный образовательный цикл освоения новых образовательных технологий.

Данная стратегия развития образования может оказать влияние на систему высшего профессионального образования в целом посредством реализации распространения и передачи положительного опыта, приобретенного в ходе выполнения программы. Главное достоинство предлагаемого подхода заключается в том, что через такое развитие системы высшего образования можно эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки России, а также передовые результаты науки мирового сообщества при создании, реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Принципы инновационной экономики и опережающее образование в обеспечении национальной безопасности