Структурная и инвестиционная политика государственного регулирования естественных монополий: федеральный и региональный аспекты
Белоусова Н.И.
Институт системного анализа РАН, Москва
Структурная и инвестиционная политика государственного регулирования естественных монополий: федеральный и региональный аспекты1
1. Структурные реформы естественных монополий и инвестиции. Осуществляемые на протяжении уже более десяти лет реформы российских естественных монополий как правило, инициируемые на федеральном уровне - и по наименованию, и по содержанию в значительной мере определяются как структурные реформы на транспорте, связи, в электроэнергетике. В результате имеют место интенсивные структурные межотраслевые и межрегиональные сдвиги в характеристиках деятельности инфраструктурных подсистем. Накоплен некоторый опыт реформирования, могут быть выделены определенные этапы в том числе, в контексте эволюции законодательного обеспечения реформ в рассматриваемой сфере и разграничения федеральных и региональных полномочий [1].
Iэтап 1992-1995 гг. реформирование естественных монополий в основном «на общих основаниях», в контексте отраслевых и макроэкономических мероприятий по ограничению деятельности монополистов.
IIэтап 1995-2003гг. от принятия 17 августа 1995г. Федерального закона №147-ФЗ «О естественных монополиях» и развитие реформ «вширь»; выполнение функций госрегулирования исключительно федеральными структурами (в т.ч. при помощи своих почти не имевших самостоятельности территориальных «придатков»).
III этап 2003-2007гг. реформирование естественных монополий также «вглубь», введение серии поправок к ФЗ (в т.ч., выделение сферы предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; переход к раздельному учету доходов и расходов по видам деятельности); слабое присутствие субфедеральной составляющей госрегулирования естественных монополий.
IV этап начиная с 2008г., прежде всего, с выхода постановления Правительства №950 от 10 декабря 2008г.; выделены сферы участия региональных властей в управлении деятельностью субъектов естественной монополии.
При этом наблюдается явное несоответствие между масштабностью структурных преобразований и практическим отсутствием необходимого анализа рекомендуемых мер в плане стимулирования развития существующей технической базы и возможностей ее модернизации, инвестиционной и инновационной политики в сфере естественной монополии. Если в условиях продолжающегося старения инфраструктуры и оборудования не удастся активизировать инвестиционную деятельность в отраслях естественной монополии могут быть нивелированы и заложенный в программу реформ потенциал структурных преобразований.
2. Факторы, определяющие ход российских структурных реформ в отраслях производственной инфраструктуры и в сферах их естественной монополии на федеральном уровне и их дифференциацию по регионам.
- Проявление ряда негативных ретроспективных тенденций, вызванных недофинансированием и определяющих «запаздывающий» тип развития инфраструктурных отраслей по отношению к народному хозяйству в целом, долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии инфраструктуры, в том числе, межрегиональные.
- «Запаздывающий» характер реформ в отраслях естественной монополии в общем пакете мер по реформированию народного хозяйства.
- Магистральный характер транспортных, информационных и энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и топологии.
- Генезис российского монополизма (административного), инициированного «сверху».
- Сращивание функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта.
- Упреждающий характер формирования законодательной базы реформ в сфере отечественных естественных монополий и т.п.
Поддержание позитивных и преодоление негативных тенденций в значительной мере связано с разработкой и проведением эффективной структурной и инвестиционной политики в сфере естественной монополии, использованием необходимых теоретических обоснований, методов и механизмов в системе государственного регулирования естественных монополий.
3 Взаимодействие бизнеса и власти на территории в процессе структурных преобразований. Традиционно государство играло весьма значимую роль в формировании пространственного распределения сетевых инфраструктурных объектов, занимало лидирующую позицию в решении задач территориального развития и размещения производства. В рамках формирования институтов переходной экономики государство осуществляет правовую нормативно-законодательную и исполнительную деятельность по регулированию общих условий создания и функционирования акционерных предприятий, лицензированию отдельных видов деятельности, в том числе, связанных с предоставлением инфраструктурных услуг в сфере естественной монополии на конкретной территории. По мере проведения реформ происходили определенные изменения роли федеральных и региональных властей в возможностях развития крупного бизнеса в регионах, в том числе, в части деятельности естественно-монопольных корпораций, осуществлении программ приватизации (с большими или меньшими ограничениями для инфраструктурных отраслей). Имеет место значительная дифференциация регионов по степени присутствия крупного бизнеса. Требует пояснения понятие присутствия естественно-монопольной компании в регионе с учетом сетевого характера размещения инфраструктурных объектов. Если исходить из расширенной трактовки и охватывать термином «присутствие» собственно наличие на территории магистральных и (или) локальных транспортных (энергетических, коммуникационных) сетей (в том числе, транзитных), то в перечень показателей оценки степени присутствия естественно-монопольных компаний в регионе могут быть включены также характеристики протяженности транспортных сетей (в целом по региону и с «привязкой» к задействованным компаниям федерального или регионального уровня управления), уровни инфраструктурного развития территории (транспортного потенциала). Понятно, что при использовании таких оценочных показателей не улавливаются реальные масштабы присутствия в смысле степени воздействия этих компаний на экономическую и социальную жизнь региона (например, представим гипотетическую ситуацию, когда все транспортные сети региона транзитные). Соответственно, эти оценки применительно к естественно-монопольным компаниям целесообразно дополнить оценками влияния расположения и деятельности естественных монополий на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе, масштабы и дифференциацию различных направлений бизнеса по видам экономической деятельности, индуцированных реальным присутствием этих компаний.
4. Постановки задач развития и размещения бизнеса на территории, связанные с оптимизацией инвестиционных процессов на территории. Предлагаемые расширенные постановки задач опираются на подходы, развиваемые в современной теории естественной монополии с использованием оценки многопродуктовых функций совокупных издержек и с выделением производственных и производственно-транспортных затрат, соответствующих трансформационных и трансакционных издержек.
Бизнес в рамках определенной территории нецелесообразно расщеплять, если суммарные затраты на производство и доставку всем потребителям продукции с учетом баланса спроса по региону меньше, чем при любом способе расщепления данного предприятия на несколько мелких. Соответственно, при структурном регулировании (разбиении) такого бизнеса, отвечающем при его автономном рассмотрении направленности мер антимонопольного регулирования, выполнение каких-либо шагов по изменению структуры производства в регионе (увеличению числа предприятий-производителей и изменению схем размещения производства) может приводить к повышению суммарных затрат на производство и транспортировку, что экономически нецелесообразно для деятельности бизнеса в рамках конкретной территориальной общности.
Это и означает, что данный бизнес при выполнении указанных условий имеет смысл представлять как производственно-транспортную естественную монополию, ориентированную на снижение совокупных издержек. Подобные представления, когда бизнес на территории рассматривается совместно с деятельность транспортной сети, позволяют - с использованием моделей и методов теории естественной монополии учитывать дополнительную экономию совокупных издержек, обусловленную комплементарностью затрат на производство и транспорт при тех или иных вариантах расщепления бизнеса и субоптимальных способах организации транспортных услуг (разбиении или объединении транспортных предприятий исходя из условий субаддитивности). Таким образом, на этой основе появляется возможность формировать эффективные - с позиций регионального развития - варианты мероприятий по структурному регулированию бизнеса и, соответственно, оптимизировать инвестиционные процессы на территории.
5. Структурное регулирование естественных монополий и финансовый кризис. В ситуации финансового кризиса, охватившего российскую и мировую экономику, особое значение имеет роль естественных монополий как катализатора социально-экономического развития территорий и средства сохранения единого экономического пространства. Соответственно государство на федеральном и субфедеральном уровне может быть особенно заинтересовано в создании условий по стимулированию развития инфраструктурных объектов (в том числе, в рамках государственно-частного партнерства) в обмен на проведение эффективных структурных преобразований естественных монополий.
Литература
- Белоусова Н. По поводу структурных реформ российских естественных монополий на федеральном и региональном уровнях.- Российский экономический журнал, 2009, №5, с.85-88.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 08-06-12011-офи) и Российского гуманитарного научного фонда (проект 09-02-00159а)
Структурная и инвестиционная политика государственного регулирования естественных монополий: федеральный и региональный аспекты