Экономические стратегии России на постсоветском пространстве: дискуссионные вопросы теории и практики

5

Косикова Л.С., Институт экономики РАН, Москва

Экономические стратегии России на постсоветском пространстве:

дискуссионные вопросы теории и практики

1. В системе международных связей РФ отношения со странами СНГ считаются приоритетным направлением, что зафиксировано в важнейших государственных документах - в «Концепции внешней политики Российской Федерации до 2020 года» (2008) и в «Стратегии национальной безопасности РФ» (2009). Применительно к сфере экономических отношений акцент сделан на задачу интеграции постсоветского пространства. Декларированные приоритеты, однако, слабо подтверждаются итогами сотрудничества России со странами СНГ на практике.

Статистические показатели свидетельствуют о тенденциях существенного ослабления хозяйственных связей между бывшими республиками СССР за время их независимого существования. В структуре внешней торговли РФ роль европейского (ЕС) и азиатского векторов (АТР) растет, а значение «вектора СНГ» все более «проваливается»: в начале 1990-х годов его доля в суммарном объеме внешнеторгового оборота РФ достигала почти 60%, в 2000 г. - всего 19%, а к 2008 году упала до 15%. В настоящее время 85% внешнеторгового оборота страны приходится на дальнее зарубежье. Торговля России с ближайшими союзниками внутри СНГ – с группировкой стран ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) - занимает менее 8% в объеме внешней торговли РФ (2008). В страны СНГ Россия вложила, по разным данным, от 2 до 8% своих зарубежных инвестиций, явно отдавая предпочтение вывозу капитала за пределы постсоветского пространства. В свою очередь, партнеры РФ по организации СНГ также мало инвестируют в российскую экономику: на их долю приходится около 3 % ПИИ, поступивших в Россию из-за рубежа. В абсолютных цифрах объем накопленных российских инвестиций в СНГ превысил 4,1 млрд. долл., а встречный объем - из стран СНГ в Россию 1,8 млрд. долл1. Производственно-технологическая основа единого промышленного комплекса бывшего СССР, в особенности его инновационного «ядра» - машиностроения - за прошедшие годы существенно разрушена. Доля поставок по линии кооперации в торговле машинами и транспортными средствами между странами СНГ упала к 2006 году до 6,3%.2 Это намного меньше, чем в успешных интеграционных блоках: в 2-3 раза ниже, чем в Евросоюзе и НАФТА, в 6 раз ниже, чем в АСЕАН3. Подобная тенденция прослеживается и в двусторонних связях. Таким образом, кооперация в СНГ явно затухает, а это - самый эффективный фактор международного интегрирования экономик.

2. Как оценивать отмеченные тенденции – как естественный, а потому позитивный процесс «цивилизованного развода» новых государств, связанный с укреплением их политической и экономической независимости, или, наоборот, как нежелательное для России ослабление ее позиций на постсоветском пространстве, а, следовательно, и в мировой политике и экономике? - От ответа на данный вопрос зависит выбор той или иной долгосрочной стратегии Российской Федерации на постсоветском пространстве. Приходится с сожалением констатировать, что единства мнений на этот счет нет. Пока не вполне ясно, какую роль бывшие республики могут сыграть в процессе модернизации и экономического роста РФ, в улучшении ее конкурентных позиций на мировой арене. Многое зависит от обоснованного выбора общей стратегии внешнеэкономических связей РФ, от позиционирования страны в координатах «глобализация – регионализация».

3. В научной среде можно условно выделить три основных подхода к выбору внешнеэкономической стратегии России, а в этих рамках – разные оценки роли региона СНГ. Условно назовем их «глобализм», «регионализм» и «открытый регионализм».

3.1. «Глобализм» отдает предпочтение глобальному вектору развития страны, ориентиру на мировой рынок, с упором на отношения с высокоразвитыми странами Запада. Сторонники этой стратегии для России считают необходимым включиться в современную мировую экономику на основе глобальных критериев развития. По их мнению, страна должна двигаться по пути скорейшей адаптации национального хозяйства к условиям постиндустриальной эпохи, повышать конкурентоспособность в сотрудничестве с наиболее развитыми странами, становиться привлекательной для иностранных инвестиций и крупных транснациональных корпораций. Такой подход к выбору внешнеэкономической стратегии предполагает максимальное открытие национальной экономики, широкое участие в международных экономических и финансовых организациях – ВТО, МВФ и т.п., либерализацию хозяйственной жизни внутри страны, модернизацию России даже ценой высоких социальных издержек и «шоков» для населения.

В стратегии «глобалистов» региону СНГ отводится маргинальная роль, как «технологической периферии», и в соответствии с его нынешним значением в мировом хозяйстве (около 1% в мировом ВВП и 0,8% в мировой торговле – без учета России). Тезис о необходимости интеграции именно с этими странами подвергается сомнению, а проект регионального союза постсоветских государств характеризуется не иначе как «заповедник отсталости». Сторонники усиления глобального вектора в развитии России предлагают как можно скорее отказаться от любых преференций партнерам по СНГ, строить отношения с ними преимущественно на двусторонней основе и на условиях, приближенных к нормам ВТО, вести взаимную торговлю исключительно по мировым ценам и тарифам, выдавать кредиты на международных условиях и т.п.

3.2. «Регионализм», наоборот, приводит аргументы в пользу усиления региональной составляющей внешних связей РФ. Без создания собственной региональной группировки Россия, с ее сокращающимся населением и сжавшейся территорией самостоятельно не справится с задачей устойчивого роста и не сможет в сжатые сроки осуществить технологическую модернизацию. С позиций теории экономического роста важно сохранить неплохо освоенный рынок Содружества, расширить экономическое пространство России до некоего оптимального масштаба, с учетом современных тенденций развития мировой экономики в сторону формирования «макрорегионов» и «интегрий». По мнению «регионалистов», России крайне необходим свой макрорегион на пространстве Евразии, сформированный при ее лидирующей роли. Без этого дальнейшее участие в глобальной экономической системе на благоприятных условиях невозможно. В мире конкурируют не отдельные страны, а их мощные группировки. В среде сторонников интеграции постсоветского пространства весьма популярна концепция евразийства, как идеологическая и цивилизационная основа модели региональной интеграции России с другими странами СНГ.

Необходимость создания регионального союза вокруг России объясняется не только экономическими задачами, но также и вопросами обеспечения национальной безопасности страны и повышения ее международного престижа. Современные тенденции геополитического передела постсоветского пространства, явного формирования «буферной зоны» вокруг России, размещения военных баз по периметру ее территории, сопротивление Запада любым попыткам тесной интеграции со странами СНГ подтверждают стратегию регионализма аргументами «от противного».

При таком подходе к выбору общей внешнеэкономической стратегии постсоветское пространство рассматривается на данном этапе – как приоритетное направление внешних связей РФ, но не по фактически достигнутым результатам, а с учетом перспективного значения региона для развития страны. Рынок СНГ рассматривается как расширенный внутренний рынок России, он необходим для развития обрабатывающих отраслей промышленности, исправления накопленных структурных деформаций в отечественной экономике. Это также - источник трудовых и природных ресурсов, ареал экспансии российских ПИИ.

Реализовать данную стратегию предлагается путем формирования интеграционной группировки с государствами-союзниками РФ из числа стран СНГ, и на первых порах - на основе коллективного протекционизма, в форме таможенного союза (ТС) с наднациональными органами. ТС внутри СНГ должен стать «ядром» региональной экономической интеграции, инкубатором новых технологий, только в этом случае его создание оправданно. Признается важность системы преференций в рамках региональной группировки и необходимость целевых государственных расходов в интеграционный проект.

3.3. «Открытый регионализм» обосновывает целесообразность сохранения многовекторной стратегии внешних связей, что подразумевает возможность участия России одновременно в нескольких региональных объединениях на взаимодополняющих принципах. Такой подход, во-первых, учитывает инерцию сложившейся «трехчленной» структуры внешних связей РФ, а, во-вторых, основывается на теоретических положениях региональной экономики. Столь крупную страну , как Россия, протяженную в широтном направлении, предлагается рассматривать не в качестве точечного, а в качестве пространственного объекта мирохозяйственных связей. Специальные исследования показывают, что регионы России по-разному включены в международное разделение труда, и это нельзя не учитывать в стратегических подходах к внешним связям.

«Открытые регионалисты» скорее скептически, чем позитивно оценивают возможности постсоветского пространства (стран СНГ) для осуществления Россией модернизационного проекта, хотя и не отрицают значения ресурсного потенциала этого региона для решения экономических и социальных проблем нашей страны. Тем не менее, предпочтение все-таки отдается глобальному вектору развития РФ и активизации сотрудничества с ведущими региональными группировками мира (ЕС, АТЭС).

Регион СНГ в концепции открытого регионализма - не приоритетный (как у «регионалистов»), но и не маргинальный (как у «глобалистов») вектор внешнеэкономических связей. Это всего лишь одно из направлений сотрудничества, в разной степени важное для разных регионов России. СНГ для России важно, но наряду с другими союзами – РФ-ЕС, РФ-АТЭС, участие в ШОС, поскольку в эпоху глобализма нельзя замыкаться. И реалии таковы, что постсоветское пространство – давно уже не зона особого влияния России, а страны СНГ находится под притяжением разных центров силы и проводят, как и Россия, многовекторную политику.

Необходимость региональной интеграции, тем не менее, «открытыми регионалистами» не отрицается. Принципиально важным моментом в этой концепции следует считать иной подход к выбору модели региональной интеграции: целесообразным признано только создание многосторонней зоны свободной торговли России со странами СНГ, тогда как необходимость региональных союзов , закрытых от внешних участников (как, например, Таможенный союз) отрицается. Регион СНГ в этой стратегии рассматривается преимущественно как пространство взаимодействия хозяйственных субъектов разного уровня «по горизонтали». Позитивно оцениваются различные формы корпоративной интеграции «снизу», на уровне бизнес-структур, трансграничные связи регионов и т.п., любые формы экономического сотрудничества, создающие общее экономическое пространство (ОЭП) рыночного типа. Открытый регионализм предполагает широкую либерализацию хозяйственной жизни на постсоветском пространстве, что должно, по идее, вести к созданию неких «мягких форм» квазиинтеграции СНГ с ЕС и АТЭС.

3.3.1. В русле концепции «открытого регионализма» часто выдвигается идея развития евразийской трансконтинентальной кооперации, в системе которой ареалу СНГ отводится роль своеобразного моста между Западом и Востоком. В качестве главной модели реализации этой стратегии предлагается модель «проектного» сотрудничества России, стран СНГ и всех заинтересованных государств Европы и Азии, на всем обширном пространстве Евразии.

Как видно из краткого перечисления разных научных подходов, проблема выбора той или иной стратегии России по отношению к странам СНГ отнюдь не тривиальна. В научном плане нередко высказываются сомнения в принципиальной возможности сочетания разных векторов развития внешнеэкономических связей, в том числе: региональной интеграции России со странами СНГ, стратегического партнерства с Евросоюзом (концепция Общего европейского экономического пространства) и стратегического сотрудничества с Китаем в рамках организации ШОС.

4. Нынешняя неопределенность в выборе стратегического курса осложняет разработку и реализацию текущей внешнеэкономической политики России как по отношению к Содружеству в целом4, так и по отношению к входящим в него странам.

  • Необходимо уточнить общую стратегию экономического развития России, внешнеэкономическую стратегию, как ее составную часть, и соответственно – стратегию для СНГ.
  • В соответствии со стратегическим курсом России в СНГ провести «инвентаризацию» всех интеграционных проектов, выстроив иерархию целей на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
  • Четко «привязать» конкретные проекты интеграции в регионе к тем или иным созданным институтам в форме межгосударственных союзов (СНГ, Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества).
  • Назрела необходимость обновить конкретные программы интеграции, содержащиеся в учредительных документах межгосударственных союзов с участием России, подготовив «дорожные карты» с четким указанием этапов и сроков. Эта работа должна координироваться из единого центра, иначе не будет необходимой «стыковки» в деятельности созданных союзов.
  • Торгово-экономические режимы между Россией и странами СНГ, в зависимости от участия этих стран в конкретных проектах интеграции, должны быть дифференцированы и четко заявлены партнерам по сотрудничеству.

5). По мнению автора, в настоящее время наиболее реалистичным подходом может быть многовекторная политика России, в которой необходимо преодолевать «европейский флюс», усиливая симметрию внешнеэкономических связей, с упором на восточный (азиатский) вектор и главное - на «вектор СНГ». Для улучшения собственных позиций в мировой экономике Россия должна стать магнитом, притягательным для стран- соседей, а сотрудничество с ней должно вести к повышению выгод для всех стран региональной группировки от участия в глобальном разделении труда. России надо ценой мобилизации сил и средств модернизировать экономику собственными силами, предлагая соседям такое участие в совместных проектах, которое создавало бы крепкую систему новых привязок внутри функционального макрорегиона – через производственно-технологическую кооперацию, единые технические стандарты, общую научно-техническую политику и совместную собственность (обмен активами предприятий, создание корпораций и т.п.). Нужно целенаправленно создавать «позитивные взаимозависимости» в экономике РФ-СНГ, на общей технологической основе, именно через них пойдет сращивание национальных хозяйств.

1 Росстат и Справочные материалы Министерства экономического развития и торговли РФ на конец 2008.

2 Шишков Ю.В. Кооперирование в машиностроении стран СНГ: не расширение, а свёртывание//Евразийская экономическая интеграция, 2008. №1. с.45.

3 Там же, с.51.

4 Последние по времени дискуссии возникли летом 2009 г: чему следует отдавать предпочтение, вступлению России в ВТО или созданию Таможенного союза вместе с Белоруссией и Казахстаном. В этом вопросе явно столкнулись позиции отечественных «глобалистов», выразителем которых стал крупный российский бизнес и Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) - с одной стороны, и «регионалистов», группирующихся вокруг проекта ЕврАзЭС - с другой.

Экономические стратегии России на постсоветском пространстве: дискуссионные вопросы теории и практики