Особенности антикризисных мер бюджетной политики ФРГ и Великобритании

Сидорова Е.А.

МГИМО (У) МИД РФ

г. Москва

Особенности антикризисных мер бюджетной политики ФРГ и Великобритании

Глобальный кризис длится около двух лет. Ситуация в госбюджетной политике сложная, несмотря на комплекс принимаемых социально-экономических мер.

В антикризисной политике ЕС можно выделить две ключевые модели. Одна, англо-саксонская, характеризуется массированным воздействием государства на финансовые услуги, вплоть до национализации. В рамках второй — континентальной, имеются две разновидности. Французский вариант предусматривает поддержку государством “флагманов” обрабатывающей промышленности. Немецкий вариант характеризуется меньшими масштабами государственного вмешательства, и повышенным вниманием к поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). Общее в моделях — усиление вмешательства в экономику с помощью госбюджета.

Особую остроту приобретают проблемы дисбаланса госфинансов: налоговая база сокращается, а обязательства растут. Открытым остается вопрос — ослабит ли кризис возможности проведения структурных реформ (что может в будущем негативно повлиять на рост экономики), или, напротив, позволит правительствам принять меры, на которые они раньше не решались.

Значительные масштабы фискальных мер тяжело лягут на экономики стран ЕС. Распределение средств антикризисных планов основывается не только на специфике стран, но и на размере их «финансового пространства» (fiscal space). Оно характеризует способность допустить значительный уровень дефицита госбюджета, не подвергая риску устойчивость госфинансов в целом; в ФРГ и Великобритании антикризисные пакеты соответствуют их «финансовому пространству».

Бюджетно-финансовые системы данных стран подвержены сильному давлению. Правительственные программы финансовой стабилизации распределяются на следующие пункты:

Госгарантии банковским системам

50%

Рекапитализация финансовых институтов

15%

Санация “токсичных активов”

10%

Прочие (снижение налогов, социальные расходы, оздоровление рынка труда)

>20%

На мой взгляд, среди антикризисных мер наиболее эффективны налоговые. Им отводят особое место, хотя нельзя сказать, чтобы они были широко распространены.

ФРГ

Несмотря на кризис, экономика остается одной из самых стабильных в ЕС. Роль “локомотива” далась ФРГ нелегко. Из-за экспортной ориентации ФРГ оказалась более подвержена глобальному торговому шоку, чем прочие страны ЕС. Результат – одно из самых резких среди ПРС сокращение реального ВВП (со второго полугодия 2008 по первый квартал 2009 гг.) Прирост ВВП во втором квартале 2009 г. связан с оперативными действиями правительства — экономика выправилась раньше, чем ожидалось. Антикризисная политика, в отличие от Великобритании, проводится тут весьма осторожно. Так, снижение налогов намечено после выборов 2009 г.

Политика стабилизации достигла кульминации к октябрю 2008 г. с принятием крупного антикризисного пакета. Создан Фонд рыночной стабилизации (500 млрд. евро) для помощи банковскому сектору. Такого шага в экономике ФРГ ранее не принималось (вся расходная часть бюджета–2008 равна 283 млрд.). В дополнение к действующим автоматическим стабилизаторам страна приняла на 2009-2010 гг. антикризисный пакет в 1,75% ВВП. Его вектор — поддержка МСП, инфраструктуры, рынка труда.

Стабилизационный план финансируется на 65% из федерального, а на 35% — из земельных бюджетов. Это вызвало протест самых богатых земель (Баварии, Баден-Вюртемберга, Гессена). По их мнению, план должен распространяться на принадлежащие земельным правительствам банки (Landesbanken), а не на частные финансовые институты. Минфину удалось убедить земли, что поддержка частного сектора необходима.

Первый план подъема экономики ФРГ (осень 2008 г.) предусматривал в 2009–2010 гг. помощь домашним хозяйствам (рост пособий на детей, снижение взносов на пособия по безработице) объемом в 20 млрд. евро. Затем (ноябрь 2008) в первый конъюнктурный пакет вошли программа поддержки предприятий - 17,3 млрд. и госинвестиции в 7,2 млрд. евро. Впоследствии решили вернуть домашним хозяйствам налог, включенный в транспортные издержки на общую сумму в 3 млрд. евро.

В начале 2009 г. принят второй план стимулирования экономики (Второй конъюнктурный пакет) из 10 пунктов, дополняющих первый пакет 2008 г. Основная часть средств направлена в инфраструктуру: строительство дорог, ремонт и модернизацию детских садов, школ и высших учебных заведений, развитие скоростного интернета. В числе новшеств — снижение подоходного налога с 15 до 14%, взносов в больничную кассу с 15,5 до 14,9%. Около 18 млрд. евро пойдут на поддержку образования. Предусмотрены единовременные выплаты лицам с детьми (100 евро на ребенка), увеличение пособий по безработице. Особое внимание уделено системе сокращенного рабочего дня (Kurzarbeit), средства на ее реализацию поступят из Федерального агентства труда. Предприятия, которым банки отказывают в кредитах, получат госгарантии по кредиту.

Достигнута договоренность о повышении порога заработной платы (в расчете на каждого члена семьи), с которого не взимается подоходный налог. Еще одна важная мера — изменение прогрессивной шкалы, чтобы получающий даже незначительную прибавку к зарплате не попадал автоматически в менее выгодную для себя налоговую категорию. Для поддержки внутреннего спроса снижаются ставки налогов и социальных отчислений. Снижение начальной ставки подоходного налога на 1 п.п. нельзя, однако, назвать весомым.

Эксперты указывают на рискованные последствия одобренных госбюджетных мер. Но после принятия правительством антикризисного пакета, а также усиления регулирования рынков, немецкая экономика первой выходит из кризиса. Наглядный показатель — относительно устойчивое состояние рынка труда.

Великобритания

Из ведущих стран ЕС наибольшие трудности у Великобритании, где финансовые услуги дают более 25% ВВП (2009). Проблемы кредитной системы (нарушается и “инвестиционное правило”, согласно которому госдолг не должен превышать 40% ВВП) не позволяют привлечь деньги даже для инвестиционных проектов.

Беспрецедентный дефицит госбюджета сопровождается повышением налогов на высокие доходы. Предусмотрено урезание госбюджетных расходов, за исключением целевых, направляемых на стимулирование подъема. Хотя наращивание госдолга обусловлено в основном правительственными мерами по стимулированию совокупного спроса, предоставляемые коммерческим банкам госсредства идут не на кредитование населения и реального сектора, а на приобретение “токсичных активов”.

Положение бюджетно-финансовой политики сложнее, чем на континенте. Антикризисные меры тут делятся на 3 группы: поддержание стабильности банковской системы; смягчение монетарной политики, налогово-бюджетное стимулирование. Страна, помимо предоставления крупных антикризисных пакетов банкам, первая подняла вопрос о налоговом стимулировании и приняла самый крупный пакет налоговых мер. Так, правительство снизило ставку НДC. В ФРГ и Франции данный шаг подвергнут критике. Хотя антикризисные налоговые меры и получили распространение в международной практике, четкого представления об эффективности их отдельных видов пока нет. Совокупность объявленных правительством мер на 2009 г. оценена в 1,3% ВВП. Главным является снижение на 2,5 п.п. (до 15% - минимальной для ЕС) ставки НДС. Это временная мера: с 1 января 2010 г. ставка вновь будет 17,5%. Кроме того, в 2010 г. запланировано увеличение госинвестиций на сумму в 3 млрд. ф.ст.

Антикризисный план предусматривает стимулирование потребления. Так, в 2008 г. семьи с детьми получили более высокие пособия; увеличен налоговый кредит на семьи с детьми. Цель – воздействовать на покупательную способность населения.

Намеченная в сентябре 2008 г. жилищная программа касается снижения издержек, связанных с изменением прав собственности на жилье (за счет повышения порога взимания налога на продажу жилья), и поддержки домашних хозяйств, неспособных погасить ипотечные кредиты.

Еще в октябре 2008 г. в Великобритании осуществлена рекапитализация ряда крупных банков. Плюс к этому в январе 2009 г. правительством представлен новый план, госгарантий по банковским займам. Оно намерено заключить с задействованными в реализации плана банками соглашения об их фиксированных количественных обязательствах в сфере кредитования. Выполнение будет проверяться внешними аудиторами. Сюда же входит приобретение государством на сумму в 100 млрд. ф. ст. “токсичных активов”, общая сумма которых оценена в 200 млрд. ф.ст. Расходы на новый план зависят от числа банков, которые пожелают получить подобное страхование. Правительство разработало также пакет мер по поддержке наиболее пострадавших от кризиса МСП, которые получат кредиты на 20 млрд. ф.ст.

Стратегия критикуется из-за ставки НДС, чьё влияние на потребление не столь велико по сравнению с другими мерами поддержки населения с наиболее низкими доходами. Правительство рассчитывает на преодоление глобального кризиса к 2010 г. (снижение НДС заложили на 13 месяцев) и намерено потом проводить политику снижения дисбаланса в госфинансах. Предусмотрено повышение в апреле 2010 г. на 1 п.п. социальных взносов работодателей и занятых, а также повышение с апреля 2011 г. предельной ставки подоходного налога до 45%.

Великобритания тратит государственных средств на преодоление кризиса больше, чем Германия. При этом острота кризиса в 2009-2010 гг. проявляется в Великобритании сильнее, чем в ФРГ. Зато к 2011 г. в Великобритании ожидается более существенное, чем в ФРГ, улучшение конъюнктуры в части экономического роста и нормы безработицы.

Ответ на вопрос, насколько эффективны предпринятые шаги и улучшают ли они сложившуюся ситуацию, даст время. Пока антикризисные "пожарные" меры снизили, но не сняли напряженность в экономике. Назрела потребность в изменениях стратегических подходов к регулированию экономики. С государственным вмешательством нельзя перебарщивать, но соблюсти чувство меры непросто.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Особенности антикризисных мер бюджетной политики ФРГ и Великобритании