ТРАНСАКЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ФИРМЫ

Попов Е.В., ИЭ УрО РАН, Екатеринбург

ТРАНСАКЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ФИРМЫ1

Трансакции (от англ. transaction - сделка) являются исходными элементами традиционного институционального анализа, отражающего результаты отношений индивидов при производстве и потреблении благ и, отсюда, содержащими принципы конфликта, взаимной зависимости и порядка2. Вместе с тем, функциональное моделирование трансакций до сих пор не получило своего должного развития в мировой и отечественной экономической литературе.

Целью настоящего исследование является разработка аналитического представления трансакционной функции, позволяющей прогнозировать развитие институциональной среды хозяйствующих субъектов.

Логика исследования, по-видимому, должна быть следующей. Проанализируем сущность трансакционных издержек и возможные модельные представления функций трансакций, затем, исходя из классических определений трансакционных издержек, представим наиболее общее представление функции трансакций и обсудим достоинства и ограничения предлагаемого представления.

Отметим, что традиционно применяемые в экономической теории производственные функции от уравнения Кобба - Дугласа3 до дальнейшего их развития в виде CES-функций4 моделируют процесс производственной деятельности как суммарный результат использования финансовых и трудовых ресурсов. Классическое представление производственной функции в виде уравнения Кобба-Дугласа выражает зависимость производства продукции Q от вложенного капитала К и использованных трудовых ресурсов L:

Q = A L K, (1)

где А – коэффициент пропорциональности; , - коэффициенты эластичности использования трудовых и финансовых ресурсов соответственно.

Будучи эмпирически определяемым для конкретной фирмы, уравнение (1) дает возможность оценить, как изменится объем производства при изменении количества используемого труда или капитала.

Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30­е годы прошлого века в его статье «Природа фирмы»5. Оно было использовано для объяснения существования такой противоположной рынку иерархической структуры, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок.

Так, К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы6. К. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению»7. Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

Какова же возможная формализация трансакционной функции?

К сожалению, в большинстве исследований трансакционных издержек их функциональные зависимости от различных параметров носят качественный или опосредованный характер. Так, Ж. Бенасси, изучая конкурентные рыночные механизмы, показал, что рыночное равновесие между предложением товаров и способностью покупателей приобретать эти товары должно исходить из стратегической функции соответствия ценовых сообщений от разных игроков рынка, однако автор ограничился лишь общим представлением функциональных зависимостей трансакций, поддерживающих данные рыночные сигналы8.

В исследовании Е. Хайнесена рассмотрена возможность моделирования трансакционной функции макроэкономических институциональных изменений9. В работе Ч. Колстада и М. Тарновски обсуждаются предполагаемые трансакции для информационного выравнивания цен товаров различного качества, и делается предположение о необходимости введения трансакционной функции, описывающей динамику изменения информационной ассиметричности на рынке10.

Особую актуальность введение функции трансакций приобретает на рынке труда, так именно здесь необходимо осуществлять поиск информации, проводить переговоры о наиболее оптимальной заработной плате между работодателем и работником. В исследовании Ф. Альвареса и М. Верациерто показано, что на рынке труда моделирование функциональных зависимостей трансакций от различных эндогенных параметров позволит выработать взвешенную политику регулирования трудовых отношений11.

Сравнение фирм США и Японии по трансакционным издержкам поддержания партнерских отношений обозначило для С. Глобермана, Т. Роела и С. Стэндиферда проблему формирования функции трансакций. Однако авторы ограничились в своем исследовании лишь перечислением издержек, которые могут образовывать функциональную зависимость трансакций от параметров взаимодействия между фирмами12.

Трансакционная функция денег проанализирована в исследовании Дж. Вачелена и Л. Хова. В данной работе показано, что введение евро как единой платежной единицы Евросоюза потребовало значительных трансакционных издержек, описание которых возможно и на модельном уровне13.

В статье Е. Рахарджо, Д. Мерчандани и К. Джоши рассматриваются трансакционные издержки на поиск и оценку эффективности Интернет-сайтов в Индонезии и отмечается, что оценка динамики изменения подобных издержек возможна на основе введения функции трансакций14. Подобное же моделирование трансакций для управления потоком товаров с помощью налогов представлено в недавнем исследовании А. Кунха15, однако и здесь явный вид трансакционной функции не обсуждается.

Попытка формализации вида трансакционной функции F представлена в известной монографии Э. Фуруботна и Р. Рихтера, где издержки покупателя продукции Yc функционально зависят от издержек производителя продукции Yp16:

Yc = F (Yp). (2)

Тогда условие, необходимое для обеспечения товарооборота, максимизирующего прибыль торговой фирмы, будет иметь вид:

dYc/dYp = Pp/Pc < 1, (3)

где Pp, Pc - цены продукции производителя и потребителя, соответственно.

Соотношение (3) иллюстрирует известный факт превышения издержек потребителя над издержками производителя на величину издержек трансакций, в данном случае равных доходу торговой фирмы. Вместе с тем, указанный подход не дает возможности моделирования явного вида функции трансакций.

Анализ опубликованных исследований по введению функции трансакций показывает, что, по-видимому, явное представление вида подобной функции возможно на основе классических определений сущности трансакционных издержек с последующей верификацией разработанного соотношения.

Классическое определение трансакционных издержек принадлежит Т.Эггертссону: «В общих словах трансакционые издержки суть затраты, возникающие, когда индивиды обмениваются правами собственности на экономические активы и обеспечивают свои исключительные права»17. Однако он же отмечает, что четкой дефиниции трансакционных издержек не существует, как и в неоклассической теории нет корректного определения издержек производства. Р.Мэтьюз предложил следующее определение: «Фундаментальная идея трансакционных издержек в том, что они состоят из издержек составления и заключения контракта, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта»18.

Последние определения позволяют выделить три ключевые зависимости трансакционных издержек от параметров экономических систем. Согласно Т.Эггертссону, трансакционные издержки прямо пропорциональны количеству экономических агентов, заключающих контракты между собой. А в соответствии с определением Р.Мэтьюза, трансакционные издержки обратно пропорциональны количеству заключенных контрактов и установленных норм, обеспечивающих выполнение данных контрактов.

Если под заключенными контрактами понимать формальные институты (институты - устоявшиеся нормы взаимодействия между экономическими агентами19), а под нормами, обеспечивающими выполнение данных контрактов - неформальные институты, то можно моделировать на качественном уровне зависимость трансакционных издержек от основных институциональных параметров экономических систем.

В этом случае, функция трансакций (трансакционная функция) по аналогии с уравнением (1) будет иметь следующий вид:

С = B N / (F + I ), (4),

где С - трансакционные издержки фирмы (экономического агента в общем случае); В - коэффициент пропорциональности, измеряемый в единицах издержек; N - количество экономически активных агентов (акторов), заключивших институциональные соглашения с фирмой (или определенным агентом); F - количество формальных институтов (контрактов); I - количество неформальных институтов; , , - коэффициенты эластичности использования акторов, формальных и неформальных институтов для формирования институциональной среды.

В уравнении (4) формальные и неформальные институты представлены как аддитивные слагаемые, так как они дополняют, но не перекрывают своими нормами различные направления хозяйственной деятельности. Иначе говоря, в каждой конкретной ситуации контрактные отношения могут быть определены в виде формализованных (классических и неоклассических) норм, либо в виде неформализованных (имплицитных) договоренностей между экономическими агентами.

Как видно, в отличие от производственной функции (1), в которой оценивается производство продукции, в трансакционной функции (4) должны описываться трансакционные издержки как количественная характеристика процесса осуществления трансакций (сделок). В этом случае, возможно обсуждение минимизации трансакционных издержек.

Каким же образом можно верифицировать уравнение (4)? Наиболее корректный подход к доказательству вида трансакционной функции лежит в наборе необходимой статистической информации с дальнейшим уточнением коэффициентов эластичности и вида самой трансакционной функции. Здесь видится постановка задачи серьезного эмпирического исследования.

Но и на качественном уровне можно доказать возможность существования предлагаемого вида трансакционной функции. Действительно, классический график о равновесии трансакционных издержек фирмы и институционального окружения демонстрирует рост предельных социальных издержек населения при увеличении загрязнения местности. Иными словами, трансакционные издержки возрастают при увеличении числа людей, втянутых в процесс решения экологических проблем. Следовательно, возрастание количества экономически активных агентов, задействованных в формировании институциональной среды, приводит к пропорциональному увеличению трансакционных издержек на создание и поддержание данной институциональной структуры.

С другой стороны, эмпирический анализ зависимости трансакционных издержек от уровня введения неформальных норм выявил их обратную пропорциональность20. Результаты эмпирического исследования показали, что уровень неблагоприятного отбора работников снижается при улучшении профессиональной деятельности отдела кадров. Следовательно, трансакционные издержки на подбор работников будет тем ниже (при уменьшении уровня неблагоприятного отбора), чем выше уровень нормирования деятельности отдела кадров фирмы. Эти нормы могут носить неформальный характер, определяемый психологической спецификой работы с различными категориями поступающих на фирму работников.

Аналогичную зависимость можно наблюдать при формальной институционализации деятельности хозяйствующего субъекта. Анализ эмпирических зависимостей показывает, что увеличение количества управленческих звеньев на предприятии приводит к уменьшению числа специалистов по работе с информацией, причем данная зависимость имеет экспоненциальный характер. Следовательно, увеличение количества формализованных институтов (звеньев управления) приводит к уменьшению трансакционных издержек, связанных с обеспечением деятельности специалистов по работе с информацией.

Какие же основные выводы могут быть сделаны из предлагаемого вида функции трансакций?

Во-первых, введение аналитического вида трансакционной функции завершает построение инструментального аппарата оценки хозяйственной деятельности фирмы, начатого с производственной функции Кобба-Дугласа.

Во-вторых, построение трансакционной функции обеспечивает формирование прогнозных оценок при исследовании институциональной среды фирмы. Иными словами, прогнозирование инвестиций в трансакционные издержки возможно на основе оценки количества привлекаемых экономических агентов и трансакций в формализованном и неформализованном виде.

В-третьих, представление явного вида трансакционной функции обусловливает различие максимизации выпуска продукции и минимизации соответствующих трансакций. Действительно, если в производственной функции в качестве независимой переменой выступает продукция фирмы, а зависимыми переменными являются труд и капитал, то трансакционная функция описывает зависимость трансакционных издержек от количества экономических агентов, а также формальных и неформальных институтов. И снижение трансакционных издержек предопределяется как количеством агентов, так и трансакций между ними.

Таким образом, разработка аналитического представления трансакционной функции позволяет прогнозировать развитие институциональной среды хозяйствующих субъектов, и, как следствие, обеспечивать разумное хозяйствование в реальном секторе экономики.

1 Исследование поддержано грантами РГНФ № 09-02-00504а и РГНФ № 09-02-83201а/У.

2 Commons J. Institutional Economics: Its Place in Political Economy. N.Y.: McMillan, 1934. P. 58

3 Cobb C.W., Douglas P.H. A Theory of Production //American Economic Review. 1928. Vol. 18,Supplement.

4 Arrow K.J. Capital-Labor Submission and Economic Efficiency //Rev. Econ. and Stat. 1961. Vol. 43.

5 Coase R.H. The Nature of Firm //Economica, N.S., 1937. Vol. 4. No. 10.

6 Эрроу К. Информация и экономическое поведение //Вопросы экономики. 1995. № 5. С. 30-42.

7 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. С.45.

8 Benassy J.P. On Competitive Market Mechanisms //Econometrica. 1986. Vol. 54. No. 1. P. 95-108.

9 Heinesen E. The Two-Variable CES Transaction Function in Macroeconomic Rationing Models //Econ. Letters. 1995, June. Vol. 48. No. 3-4. P. 257-265.

10 Kolstad Ch. D., Turnovsky M.H.L. Cost Functions and Nonlinear Prices: Estimating a Technology with Qulity-Differentiated Inputs //The Review of Economics and Statistics. 1998. Vol. 80. No. 3. P. 444-453.

11 Alvarez F. and Veracierto M. Labor-Market Policies in an Equilibrium Seach Model //NBER Macroeconomics Annual. 1999. Vol. 14. P. 265-304.

12 Globerman S., Roehl Th. W., Standifird S. Globalization and Electronic Commerce: Inferences from Retail Brokering //Journal of International Business Studies. 2001. Vol. 32. No. 4. P. 749-768.

13 Vuchelen J. and Hove L.V. An Early Evaluation of the Introduction 0f Euro Banknotes and Coins //Journal of Economic studies. 2002. Vol. 29. No. 6. P. 370-387.

14 Rahardjo E., Mirchandani D., Joshi K. E-Government Functionality and Website Features: A Case Study of Indonesia //Journal of Global Information Technology Management. 2007. Vol. 10. No. 1. P. 31-50.

15 Cunha A.B. The Optimality of the Friedman Rule when Some Distorting Taxes are Exogenous //Economic Theory. 2007. Vol. 28. No 4. P. 179-205.

16 Фурутботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. СПб: Изд. дом СПбГУ. 2005. С. 75-76.

17 Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001. С. 29.

18 Matthews R.C.O. The Economics of Institutions and Sources of Growth //Economic Journal. 1986. Vol. 96. Nо. 12 (December). P. 903-910.

19 Попов Е.В. Миниэкономические институты //Вопросы экономики. 2005. № 12. С. 96-108.

20 Попов Е.В., Симонова В.Л. Эндогенный оппортунизм в теории принципала-агента //Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 118-130.

ТРАНСАКЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ФИРМЫ