Влияние современного развития на политическую экономию

Пороховский А.А.,

доктор экономических наук, профессор

Заслуженный деятель науки РФ,

зав. кафедрой политической экономии

экономического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова

Влияние современного развития на политическую экономию.

Раскрытие заявлений темы предполагает уточнение ряда аспектов. Во-первых, под развитием понимается прежде всего экономическое развитие на рыночных принципах как на национальном, так и глобальном уровнях. Сопутствующие условия и обстоятельства такого развития рассматриваются как неэкономические факторы, значение которых возрастает.

Во-вторых, современное развитие охватывает период примерно в 25 лет, что означает последние 15 лет XX века и первое десятилетие XXI века. Именно в это время сложилась рыночная и информационная глобализация мирового хозяйства и рыночный путь целиком взял на себя ответственность за дальнейший прогресс человечества и ход цивилизации. Если XX век вошел в историю, в частности, достижениями научно-технической революции, то последние годы свидетельствуют о решающем влиянии в развитых странах информационно-коммуникационной революции, что дает основание квалифицировать экономику таких стран как информационную. Присущая рыночному развитию инновационность превратилась в решающий фактор конкурентоспособности на всех уровнях – от человека до государства.

Выдвижение на передний план науки и образования подтвердило отмеченную еще в XIX веке тенденцию превращения науки в непосредственную и основополагающую производительную силу. Общенациональная производительность труда стала важнейшим индикатором отставания или успехов государства и нации.

В-третьих, нельзя не отметить существенные структурные изменения как в национальной, так и в мировой экономиках. Прежде всего сокращается доля производства товаров (материального производства) и растет доля услуг, значительная часть которых относится к сфере обращения. Сокращение доли производства товаров не означает уменьшения их значения в экономике и общества. С одной стороны, продолжается рост объемов производства товаров, а с другой – существенная часть услуг призвана способствовать повышению эффективности как раз в сфере производства. Вместе с тем сам факт растущей занятости в сфере услуг свидетельствует не только об изменениях на рынке труда, но в самом характере труда, в его физической и наемной характеристике.

В-четвертых, закрепление за акционерными компаниями ведущей роли в экономике, возрастающие требования к экономическим функциям государства по мере повышения роли интеллектуальной собственности и умственного труда в экономическом развитие, а также стремление к международной координации сил по обеспечению реализации рыночных принципов на глобальном уровне способствовали формированию современной системы регулирования, которая включает рыночное, внутрифирменное, государственное и международное регулирование. Все это вносит определенные коррективы в механизм функционирования экономики и в механизм действия экономических законов.

В-пятых, на вершине своей почти четырехсотлетней истории политическая экономия встретила вызовы разного рода и масштаба:

  • объект исследования изменяется качественно и количественно, развивается общественное разделение труда и растет число отраслей национальной экономики, усложняется координация и механизм взаимодействия разных сфер экономики, что вынуждает время от времени изменять и расширять правила и нормы статистического учета;
  • традиционный предмет исследования – производственные (экономические) отношения – подвергается дискуссионным атакам с разных сторон, что порой приводит к безграничному толкованию этого явления и категории и может в конечном счете выхолостить его содержание;
  • метод исследования все больше насыщается математическим инструментом, что позволяет в полной мере использовать возможности информационно-коммуникационных технологий, с одной стороны, и таит угрозу потери связи с предметом анализа из-за чрезмерной абстракции используемых терминов и величии – с другой стороны;
  • не остается неизменной конфигурация, взаимосвязь и содержание фаз общественно воспроизводства – производства, распределения обмена и потребления, что вызывает растущую занятость людей в сфере обращения и сокращение занятости в сфере производства, а специфика сферы услуг, где нередко все фазы воспроизводства по каждой услуге осуществляются практически одновременно, требует особого внимания исследователя;
  • роль и место наемного труда, его производительности выходят далеко за рамки научного анализа и все больше становятся центром внимания политиков, общественности и всего населения, что независимо от идеологических подходов подтверждает главенствующую позицию человека в экономике;
  • структура экономической теории развивается, но ее ядром остается политическая экономия, из которой и наряду с которой выросли другие школы и направления, которые по разным причинам в развитых странах занимают господствующее положение;
  • экономическая теория составляет основу экономических наук, которые дополняются новыми отраслями экономического знания по мере появления новых отраслей и функций экономики, а также испытывают возрастающее влияние, с одной стороны, прагматизма, а с другой – гуманитарных наук, что расширяет поле междисциплинарного подхода к анализу современности, в том числе экономических явлений и процессов.

Проблема интересов индивида рассматривается в различных гуманитарных науках. Однако в политической экономии в частности и в экономических науках вообще она играет важнейшую роль. Дело в том, что существуют интересы разного уровня: индивида, корпорации (фирмы, группы лиц и т.п.), общества (государства, нации). Причем интересы индивида в свою очередь представлены интересами человека, занимающего разные места и играющего разные роли в экономике и обществе. Индивидами могут быть и наемный работник (от рабочего до менеджера высшего уровня), и предприниматель (от индивидуального предпринимателя без наемных работников до предпринимателей – собственников гигантских компаний), и обычный ремесленник, обладающий уникальными способностями в определенной сфере.

Поскольку в рыночной экономике все факторы производства вследствие господства частной собственности персонифицированы, постольку реализация того или иного интереса означает фактически экономическую реализацию той или иной формы частной собственности – от индивидуальной до коллективной. Стандартный механизм такого процесса – конкуренция, которая в конечном счете ведет к росту общественной производительности и эффективности.

Однако в современную информационную эпоху все большее распространение и все большую роль играет интеллектуальная собственность, которая чаще всего выступает как индивидуальная частная собственность. Уникальность интеллектуальной собственности с экономической точки зрения состоит в монополизации какого-либо элемента прогресса – открытия, нововведения, технологии, метода управления или организации и т.д. Тем самым из процесса реализации интеллектуальной собственности исключается конкуренция, что неизбежно повышает для общества цену прогресса, цену движения вперед.

Ещё одной чертой современности является интеллектуализация деятельности компаний, что выражается в частности в росте нематериальных активов корпораций и других организационных форм бизнеса. При этом именно нематериальные активы часто предопределяют уровень конкурентоспособность указанных структур. С одной стороны, частная интеллектуальная собственность выступает в известном смысле результатом предшествующего развития не отдельного индивида, а прогресса в целом, но с другой – экономическая реализация этой собственности служит прежде всего частным интересам. Это противоречие выступает логическим продолжением основного противоречия рыночной экономики вообще – между общественным характером производства и частным присвоением. Только теперь оно представляется как противоречие между общественным характером прогресса и частным присвоением его результатов.

Вместе с тем современный экономический кризис обостряет внимание не только общественности, но и правящих кругов развитых стран к содержанию и защите национальных интересов. Информационная экономика – многогранное явление. Она не только представляет неограниченные возможности для реализации частных интересов в самых разных сферах, но и позволяет повысить прозрачность любого бизнеса, любой отрасли или рынка, чтобы никакая деятельность не противоречила национальным интересам, публично согласованным и объявленным.

Если на предшествующих стадиях развития рыночной капиталистической экономики противоречия между частными и национальными интересами так или иначе разрешались, то в информационную эпоху обострение этих противоречий угрожает самой стабильности рыночной системы, а более конкретно – устойчивости отдельных стран. Более того, обнаружилось, что в условиях глобализации мирового хозяйства растет напряжение между интересами отдельных стран, а кризис поставил в повестку дня вопрос о мировых деньгах и о судьбе мировой финансовой системы вообще. Другими словами, политико-экономических анализ предполагает теперь всю иерархию интересов – от частных до национальных, но именно реализация общественных интересов задает вектор национального развития. Об этом свидетельствует опыт развития большинства стран на рубеже XX и XXI веков.

Как известно, само рождение в Европе политической экономии в начале XVII века было вызвано необходимостью познания экономических законов рыночного развития в общенациональном масштабе с целью максимального благоприятствования частной инициативе и предприимчивости для роста общественного богатства нации. Уже тогда реализация частного интереса понималась не иначе, как в рамках достижения национального интереса. Не случайно поэтому и сам принцип трудовой теории стоимости строится на общественно-необходимых затратах труда. И хотя трудности подсчета таких затрат до сих пор не преодолены, сам факт ренессанса общественных интересов и роли человеческого фактора в современной экономике напоминает нам о жизненности политико-экономического подхода, о субординации не только факторов производства, но и интересов, их выражающих.

Реанимация политической экономии у сторонников экономикса происходит по-другому. По существу речь идет о внедрении в чисто политическую сферу экономических, денежных оценок, которые порой именуются «экономическим империализмом». Сам по себе выборный процесс, затраты на избирательные компании, стремление учесть, угадать или склонить в определенную сторону выбор большинства избирателей, хотя непосредственно не является частью экономики, тем не менее косвенно направлен на согласование интересов избирателей и предлагаемых партиями или отдельными кандидатами вариантами трактовки общественных интересов. И хотя изучение этих явлений больше подходит политологии, все же нельзя не отметить, что и экономикс, опирающийся на методологический индивидуализм, в конце концов пришел к заключению о невозможности игнорирования общественных интересов, представляя их в лучшем случае в виде «правил игры» в национальной экономике. Вместе с тем сам факт обращения экономикс к сфере национальных интересов ещё подтверждает тот факт, что и политическая экономия, и неоклассическая теория, и экономикс являются частями общей экономической теории, которая развивается вместе с развитием экономики.

На древе экономических наук нет более важных и менее важных ветвей. Как и в экономической теории появление ее отдельных частей исторически не совпадало. Исторически первой возникла политическая экономия, но это не означает, что ее предмет охватывает всю экономику и нет места для других теорий. Главное состоит в том, чтобы каждая ветвь экономических наук не подвергалась искусственному ограничению на путях своего развития.

Влияние современного развития на политическую экономию