Современные тенденции развития образования в России
Современные тенденции развития образования в России
Л. В.Чхутиашвили
старший преподаватель кафедры экономики МГЮА им. О.Е. Кутафина
кандидат экономических наук
Начало XXI в. многими учеными связывается с наступлением эпохи инноваций, с коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях.
В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.
Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет-технологиях или электронном образовании.
К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием. Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.
В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники.
Инновации в образовании - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновационная деятельность применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.
Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Модернизация российского образования - это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов. При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.
Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов в обучении на основе современных образовательных технологий. Образовательная технология - это целевое применение системы средств в образовании, определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (определенных качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого.
Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.
Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую психолого-педагогическую систему, основанную на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим.
В рамках единой образовательной информационной среды происходит становление и развитие системы инновационного образования, обеспеченной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде при помощи архитектурных и структурных решений обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.
Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы инновационного образования.
На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентируют обучаемых на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все это диктует новые требования к специалистам.
Например, преподавание курса «Банковское дело» студентам второго курса Института банковского права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Этот эксперимент был начат на кафедре экономики в 2009/2010 учебном году с опорой на проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), закупленного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году, и продолжится 2010/2011 учебном году на основе порядка балльно-рейтингового контроля успеваемости студентов, осуществляемого в соответствии с Временным порядком применения балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в МГЮА им. О.Е. Кутафина.
Результатом обучения, помимо знаний и умений, должны быть компетенции выпускника как общекультурные, так и профессиональные.
Все они, равно как и содержательные требования к выпускнику, предусмотренные ФГОС, зафиксированы в УМК (учебно-методическом комплексе), имеющемся в распоряжении каждого студента.
Помимо содержания, которое в максимальной степени ориентировано на связи банковского дела и банковского права, на формирование заявленных компетенций должны работать и применяемые технологии подачи учебных материалов, работы с ними и оценки результатов.
Итоговая оценка, выставляемая в ведомость и в зачетную книжку, формируется на основе накопления (суммирования) трех видов активности студентов, каждая из которых занимает около трети: работа на семинарах, самостоятельная работа дома и экзаменнационный зачет в конце курса, сочетающий измерение и оценивание.
Лекционные материалы вывешиваются на почтовом ящике, доступном по паролю каждому студенту. Поэтому студентам требуется не столько записывать услышанное, сколько стараться его понять, опираясь на комментарии лектора и текст учебника.
На семинарах упор делается выработку навыков выступлений и их обсуждений, а также коллективного оценивания ответа каждого студента.
Аудиторная работа на семинарских занятиях оценивается максимум в 42 балла, формируемых как сумма трех видов активности:
- присутствие на семинарском занятии (без опоздания): +1 балл;
- активность в процессе проведения занятия: от +1 балла до +3 баллов;
- выступление с электронной презентацией: от 0 баллов до +3 баллов;
- если студент не отвечает на заданный вопрос или получает замечание за разговоры на семинаре: -1 балл.
Для получения зачета по семинарским занятиям необходимо набрать в сумме по первым двум позициям не менее 20 баллов.
Присутствие на семинарском занятии фиксируется преподавателем в начале занятия, а оценка активности и выступлений в конце каждого занятия осуществляется совместно преподавателем и группой. Отрицательная оценка за активность ставится за нарушения дисциплины, помехи в проведении занятия, неподготовленность к занятию. Не набравшие на семинаре баллов из-за отсутствия по уважительной причине, а также набравшие минус 1 балл за неподготовленность к занятию, имеют право в течение двух недель ликвидировать «задолженность».
Последующее анкетирование показало, что студенты готовы оценивать активность друг друга и самих себя по дифференцированной шкале (от 0 до 3) и считают необходимым предусмотреть отрицательные баллы за негативную активность нарушения дисциплины, не требующие удаления с занятия, но мешающие работе. Практика текущего года показала, что положительный эффект имеет уже сама возможность получения отрицательного балла.
Позиционирование студентов как равноправных участников образовательного процесса, самими студентами воспринимается очень положительно они готовы, в частности, участвовать в оценивании своей работы и делают это заинтересовано. Субъективность многих студентов становится фактором объективности оценивания. Умение оценивать формирует в режиме самообразования и студентов, и преподавателей характер юриста. Конечно, студенты берут пример оценивания с преподавателя, который тоже субъективен. Но уже сам факт обсуждения кому, сколько баллов поставить и за что именно объективизирует процесс. Распространение этой практики на многие дисциплины в пределе на все способствует формированию единой культуры оценивания, общей как для студентов, так и для преподавателей разных дисциплин хотя бы в рамках одного вуза.
Самостоятельная внеаудиторная работа оценивается максимум в 40 баллов и формируется как сумма оценок по четырем эссе, выполненным в установленные сроки и по установленным требованиям.
Самостоятельная работа, оцениваемая отдельно, представляет собой набор письменных эссе, ориентированных на формирование нескольких компетенций общего и прикладного характера на такие темы как:
1. Мероприятия Банка России по поддержке банковской системы.
2. Проблемы коммерческих банков в современных условиях.
3. Инновационные банковские продукты коммерческих банков.
4. Международное сотрудничество в банковской сфере.
Получение студентом в сумме по семинарским занятиям и по четырем домашним заданиям, выполненным в установленные сроки и по установленным требованиям:
- от 60 баллов и выше освобождает от ответа на любые 2 вопроса билета из 3;
- от 50 до 59 баллов освобождает от ответа на любой 1 вопрос билета из 3.
При подготовке к устному ответу на экзаменнационном зачете студенту разрешается пользоваться только данной программой и собственными рукописными материалами, подготовленными в процессе освоения дисциплины в течение семестра, иначе следует удаление с экзаменационного зачета и сокращение на половину ранее набранных баллов. Оказание помощи другому студенту непосредственно в аудитории, где проходит экзаменационный зачет, также ведет к удалению с экзаменационного зачета.
Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по- новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире.
Таким образом, основу образовательного процесса составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также с использованием личного контакта.
Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалистов, учитывающая не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, сколько о качестве образовательной системы.
Важным направлением повышения качества образования является подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Во многом от преподавателей зависит качество подготовки специалистов. В вузах действует система повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, которая в полной мере соответствует требованиям времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в МГЮА им. О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации научно-педагогических работников Академии осуществляется по следующим программам краткосрочного повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Совершенствование информационной компетентности преподавателей вуза», основанным на инновационных образовательных технологиях.
Создаваемая в России единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.
Современное инновационное образование - это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность в едином мировом информационно-образовательном пространстве.
Использованная литература:
1. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
2. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
3. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803 «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы»
4. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
5. Л. С. Гребнев «Результаты обучения: общий подход и опыт применения в преподавании». М.: «Высшее образование в России», май 2010 г.
Современные тенденции развития образования в России