О повышении инвестиционной привлекательности муниципальных образований за счет внедрения особых экономических зон регионального уровня в субъектах Российской Федерации
Салихов Руслан Усманович
Аспирант Пензенского государственного педагогического университета
им.В.Г. Белинского
г. Пенза
О повышении инвестиционной привлекательности муниципальных образований за счет внедрения особых экономических зон регионального уровня в субъектах
Российской Федерации
Скоро исполнится 50 лет с тех пор как, Джон Кеннеди использовал в своей речи фразу “В китайском языке слово “кризис” состоит из двух символов, один обозначает опасность, второй - возможность”. Неизвестно, кто подсказал новоизбранному президенту использовать именно эти значения иероглифов или он сам так решил, но фраза прижилась. Не удивительно, ведь кризисов за эти 50 лет было немало, и всегда хватало людей, желающих поговорить на эту тему. В настоящее время существует множество мнений о продолжительности Глобального экономического кризиса. Кто-то считает, что он продлится ещё 2-3 года, кто-то говорит, что осталась ещё одна волна кризиса, ну а кто-то думает, что он и вовсе закончился. Ответ на вопрос о продолжительности кризиса на сегодня является самым желанным товаром для инвесторов.
Не секрет, что экономика развивается циклично, чередуя спады и подъёмы. Одним из наиболее видных деятелей науки этой проблематики является Н.Д. Кондратьев, который прогнозным 5-м циклом обозначает период с 1981-83 до ~ 2018 г.г. с погрешностью в 10 лет.
Глобальный экономический кризис сопровождается общим экономическим спадом, ограничениями финансовых ресурсов, снижением покупательной способности населения, проблемами занятости квалифицированных кадров. В то же время существующий «налоговый пресс» одновременно приводит к «сжатию» бизнеса и к сокращению фактических налоговых отчислений во все бюджетные уровни.
В условиях нестабильности рынка и дефицита финансовых ресурсов, предпринимательские структуры активнее обычного рассматривают варианты оптимизации своих затрат, в том числе налоговых отчислений. Согласно официальным данным Минфина РФ, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 41%. Однако, большинство экономистов приводят другие данные, 2 что подтверждается реалиями.
«Увеличение ЕСН с 1 января 2011 г. до 34% больно ударит по малым и средним предприятиям, находящимся на специальных налоговых режимах», убеждена член Комитета Госдумы по собственности Екатерина Семенова. По ее подсчетам, совокупная нагрузка на фонд оплаты труда таких предприятий возрастет в 2,4 раза, в то время как в неравные условия с ними будут поставлены предприятия, пользующиеся общими режимами налогообложения (нагрузка на них возрастет только в 1,3 раза), а также плательщики единого сельскохозяйственного налога, нагрузка на которых возрастет в 1,4 раза. Депутат уверена, что предприятия, попавшие под такой налоговый пресс, неизбежно станут применять схемы «налоговой оптимизации», существенно сократятся доходные части бюджетов, зарплата уйдет в тень, сократится количество рабочих мест, уменьшатся поступления налогов на доходы физических лиц. Истинные доходы предприятий будут скрываться все чаще, и в результате многие малые предприятия будут вынуждены уйти с рынка.
С ней согласна Любовь Ярцева, руководитель «Учетных центров «Стабус». По ее мнению, сейчас малый бизнес в основном использует «упрощенку». “При таком налоговом режиме руководители предприятий платят с зарплат работников налог в 14%. Поэтому наемные работники просто не успеют выбрать установленный минимум в 420 тыс. рублей. А вот крупные предприятия ТЭКа и банки, в которых месячная зарплата работающих находится на уровне 5060 тыс. рублей, фактически уже во второй половине года перестанут платить отчисления в фонды. Получается, что налоговая нагрузка в высокооплачиваемых отраслях народного хозяйства будет ниже, чем в низкооплачиваемых. Таким образом, малый бизнес проиграет от нововведения”, заключила Ярцева.3
Именно в такие периоды требуется поддержка государства, в сочетании с повышением инвестиционной привлекательности муниципалитетов на основе предоставления локальных налоговых преференций потенциальным инвесторам, обеспечивающих в среднесрочном периоде бюджетную эффективность, наряду с сохранением занятости работоспособного населения и удерживания налогооблагаемой базы.
В настоящее время происходит неравномерное социальное и экономическое развитие субъектов РФ, вызванное многими факторами, в том числе и специфическими различиями территорий: экономико-географическими и гео-политическими. Одной из проблем, которая задерживает темпы развития социально-экономического положения субъектов РФ, является дотационность бюджетов муниципальных образований.
Для сбалансированного и гармоничного развития территорий, муниципалитетам необходимы финансовые ресурсы, формируемые из бюджетов вышестоящих уровней и собственных бюджетов.
Существующая ограниченность собственных средств в муниципалитетах для обеспечения социально-экономического развития и оперативного решения возникающих проблем затрудняет рост уровня и качества социальных составляющих жизни населения.
Собственные налоговые доходы муниципалитетов, в основном формируются из двух постоянных источников: налога на доходы физических лиц и земельного налога, в то же время возможности формирования собственного бюджета за счет неналоговых доходов существенно ограничены.
Приоритетом в сфере экономического развития России является формирование условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния и качества жизни населения на основе динамичного и устойчивого развития российской экономики.
Привлечение инвестиций и развитие бизнеса на территориях муниципальных образований является одной из важнейших задач Администраций муниципалитетов, что требует новых институциональных решений, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
На федеральном уровне одним из инструментов создания «точек роста» и новых центров прибыли путем концентрации на определенной территории передовых и высокотехнологичных производств, является создание особых экономических зон (ОЭЗ), которые успешно зарекомендовали себя в ряде зарубежных стран. Так, например, ОЭЗ Китая Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу созданы в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, пятая зона - провинция Хайнань. В 1995 г. суммарный объем внешнеторговых операций этих пяти зон составил $55 млрд., около 20% всего внешнего товарооборота КНР. В них зарегистрировано около 40 тысяч предприятий с иностранными инвестициями - 15% от их общего количества в Китае. Инвестированные в ОЭЗ иностранные капиталы составляют около $20 млрд. или 12% от всех привлеченных в КНР прямых зарубежных капиталовложений. 4
Такой механизм привлечения инвестиций был перенят и в России. По состоянию на сегодняшний день в России уже действует 15 особых экономических зон. Среди них две промышленно-производственные, три технико-внедренческие, семь туристско-рекреационных, ОЭЗ в Магаданской области и ОЭЗ в Калининградской области. При этом ОЭЗ, как экономическая система с особым режимом предпринимательской деятельности, выступает элементом кластерной политики Российской Федерации, когда государство создает всю необходимую инфраструктуру и наиболее благоприятные условия для формирования новых и развития потенциальных кластеров вокруг ОЭЗ.5 Объем инвестиций только в особую экономическую зону "Липецк" (Липецкая область) в первом полугодии 2009 года составил 23 миллиарда рублей. Все проекты (ОЭЗ) находятся в работе, ни один из них не приостановлен. Более того, объем иностранных инвестиций за первое полугодие вырос в 5,5 раза. Только за первое полугодие 2009 года объем инвестиций составил 23 миллиарда рублей, что сравнимо с годовым бюджетом Липецкой области. 6
В то же время, регионы РФ расширили практику применения экономического механизма особых экономических зон и создали ОЭЗ регионального уровня в целях создания дополнительных преференций для потенциальных инвесторов.
Так, например, в той же Липецкой области были разработаны региональные нормативные акты по созданию ОЭЗ регионального уровня. На сегодняшний день в Липецкой области создано 5 особых экономических зон регионального уровня, из них две промышленно производственного типа «Тербуны» и «Чаплыгинская», две туристко рекреационные «Елец» и «Задонщина» и одна агропромышленного типа «Астапово».
Участникам ОЭЗ РУ Липецкой области предоставляется государственная поддержка инвестиционной деятельности в следующих формах:
• освобождение от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника ОЭЗ РУ, в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет;
• освобождение от уплаты транспортного налога организации - участника ОЭЗ РУ в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации - участника ОЭЗ РУ, в течение пяти лет с момента постановки транспортного средства на учет;
• снижение участнику ОЭЗ РУ налоговой ставки, подлежащей зачислению в областной бюджет, на 4 процентных пункта в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ РУ в течение пяти лет;
• максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые участнику ОЭЗ РУ на основании договора о ведении деятельности (в соответствии с типом зоны), составляет 2% их кадастровой стоимости в год;
• субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным участниками ОЭЗ РУ для реализации инвестиционных проектов, в порядке и размерах, установленных нормативным правовым актом администрации области.
• на конкурсной основе предоставляются государственные гарантии Липецкой области по инвестиционным проектам предприятиям и организациям при привлечении кредитных ресурсов для осуществления инвестиций в форме капитальных вложений, а также возможность использования областного залогового фонда.
В настоящее время в Липецкой области для ОЭЗ РУ заявлены такие проекты как: завод металлоконструкций, сахарный завод, фармацевтический комплекс, кирпичный завод, завод запорной арматуры, предприятие по переработке нефтепродуктов, завод по производству бумаги из макулатуры, строительство ТЭЦ на 50 МВт, предприятие по ремонту подвижного железнодорожного состава, производство крахмала и многие другие.7 Такой инновационный экономический механизм позволяет на региональном уровне сочетать, как предоставление резидентам ОЭЗ РУ налоговых преференций регионального и муниципального уровня, так и развивать государственно-частное партнерство для подготовки и осуществления приоритетных и высокорентабельных инвестиционных проектов. Государственно-частное партнерство в муниципальных образованиях РФ может быть осуществлено на основе выпуска муниципальных облигационных займов за счёт свободных денежных средств населения для образования целевых инвестиционных фондов муниципалитетов и использования финансово-производственных мультипликаторов за счёт со-финансирования из федерального, регионального и муниципального целевых бюджетов, и при участии региональных коммерческих банков, зарубежных инвестиционных фондов, выступающих со-инвесторами для диверсифицированных инвестиционных портфелей муниципалитетов.
Интегральный эффект от сочетания механизма ОЭЗ регионального уровня и государственно-частного партнерства приводит к тому, что на каждый рубль государственных инвестиций может дополнительно привлечено до четырёх-пяти рублей частных инвестиций.
2 http://ru.wikipedia.org/wiki/Налог
3 http://www.mk.ru/economics/publications/377787.html
4 http://www.indo-china.ru/biss/biss14
5 http://www.rosoez.ru
6 http://www.rian.ru/economy/20090827/182600321.html
7 http://www.oezru.ru/
3
О повышении инвестиционной привлекательности муниципальных образований за счет внедрения особых экономических зон регионального уровня в субъектах Российской Федерации