Использование интегрального критерия качества для решения задачи экономической оптимизации городского землепользования

Володченков Иван Валерьевич

Волгоградский государственный университет

город Волгоград

Использование интегрального критерия качества для решения задачи экономической оптимизации городского землепользования

Для того чтобы определить значимость и потенциалы использования определённого ресурса необходимо провести глубокий анализ возможностей его влияния на интересующие человека эффекты. В настоящее время процесс урбанизации приводит к необходимости решать задачи управления использования городского пространства как ресурса незаменимого для ведения хозяйственной деятельности. А любое управление требует оценки. Разработка метода оценки качества использования городских земель, является одной из задач данного исследования. Как отмечается, например в статье1, необходимым для решения задачи, связанной с описанием состояний сложной общественной системы, является моделирование обобщающего показателя. Управление городским землепользованием должно ориентироваться на достижение достаточных либо максимальных значений искомого показателя, который должен отразить основные цели эксплуатации городских земель. Разработан интегральный количественный критерий для использования в качестве целевого показателя в оптимизационной задаче планирования управления городскими земельными ресурсами.

При выборе соответствующей методики построения целевого показателя были выдвинуты и учтены следующие требования:

1. Обобщающий показатель должен наиболее чётко отражать степень достижения цели анализируемого процесса, быть достаточно информативным и легко интерпретируемым.

2. Показатель должен давать ответ на вопрос, достигается ли некоторый заданный (нормальный) уровень для каждого города в отдельности. При этом стандартный уровень должен зависеть не от уровней других регионов, а от достижения абсолютных показателей.

3. Показатель должен не только давать представление о состоянии анализируемого объекта, но также использоваться в качестве целевой функции в математической модели для решения задачи оптимизации.

4. Показатель должен быть дешевым с точки зрения затрат на сбор и обработку информации, необходимой для его расчёта. Отсюда следует, что при внедрении для удобства в практическом применении предпочтительнее использовать меньшую информационную базу и те исходные показатели, расчет которых уже производится или легко может быть произведён органами государственной статистики или иными соответствующими организациями.

5. Показатель должен быть удобным для использования в процессе управления органами власти.

6. Искомый показатель должен быть организован так, чтобы его легко можно было вписать в общий план управления городом при разработке целостной политики.

7. Показатель должен быть устойчивым к краткосрочным колебаниям различных использующихся в расчёте параметров, прежде всего, экономических показателей, так как денежный доход базируется на ряде слишком чувствительных предпосылок и весьма произвольном моделировании экономического поведения2. Это требование отсекает также возможность применения подхода, использующего в качестве искомого показателя функцию общественного благосостояния, равную сумме стоимостных выражений всех внутренних и интернализированных внешних эффектов, связанных с городским землепользованием. Соответственно, предпочтение, в тех случаях, когда это возможно, должно отдаваться использованию натуральных показателей, а не их стоимостных оценок.

Для удовлетворения требования 1 показатель приводится к такому виду, в котором принимает значения из интервала от 0 до 1, в случае если значения его неудовлетворительны. И значение показателя равное или превышающее 1 будет свидетельствовать об удовлетворительном (нормальном) состоянии процесса.

Устойчивость процесса управления городским землепользованием заключается в развитии каждой из сторон деятельности человека без ущерба для других сторон, целостном развитии социо-эколого-экономической системы. Поэтому сам интегральный показатель (К) будет рассчитываться как произведение трёх отдельных частных показателей, отражающих соответственно экономический (Кэкон), экологический (Кэкол) и социальный (Ксоц) эффекты от использования городской земли.

К=КэконКэколКсоц; (1)

Достижение каждым из частных показателей значения, превышающего 1, говорит об удовлетворительном значении процесса, оцениваемого им. Каждый из частных показателей может за счёт своего высокого численного значения снижать негативный эффект от низких значений других и наоборот. Соответственно, при расчёте показателя проводится анализ влияния каждой из трёх сфер на общее качество использования городской земли.

Данный способ построения интегрального показателя отражает идею равенства трёх сфер деятельности человека. Иными словами, если значение любого из частных показателей упадёт до нуля, то обратится в ноль и весь интегральный показатель независимо от того, насколько велики значения остальных частных показателей. В качестве условного экстремального примера можно привести город, в котором экологическое состояние, вследствие разрешения строительства на территории экологически опасных объектов, снизилось до критической отметки. Если представить, что значение показателя экологической составляющей упало до ноля (Кэкол=0), то и весь интегральный показатель обратится в ноль: К=КэконКэколКсоц= Кэкон0Ксоц = 0.

Для удовлетворения требования 2 единичные показатели, входящие в расчёт частных показателей нормируются. Для удовлетворения требованиям 1 и 2 методика подсчёта частного показателя формализуется следующим образом:

. (2)

В формуле (2) m – количество единичных показателей, - единичный показатель состояния определённого объекта, процесса, - нормативное значение для показателя , - вес показателя . То есть частный показатель представляет собой взвешенную сумму нормированных показателей. Причём . Задача выбора интегрального показателя распадается на несколько подзадач: выбор единичных показателей, определение нормативных значений для единичных показателей, определение весовых коэффициентов. Нормативные значения показателей определяются из нормативно-правовых актов, методических пособий, а также экспертными оценками. Расчет весов проводится экспертным методом.

Следует описать наиболее значимые единичные экономические показатели. Стратегическая направленность земельно-имущественной политики в городах должна заключаться в формировании доходной части бюджета и дальнейшем развитии (развитие инфраструктуры, улучшение среды обитания и благосостояния жителей) управляемой территории3. Единичные показатели экономической сферы демонстрируют экономический эффект от использования городского пространства. Земельные участки рассматриваются как своеобразный актив, который органы власти используют для получения экономической выгоды. Можно рассчитать показатель, который явится аналогом нормы отдачи и будет равен отношению дохода, получаемого органами власти от участка (земельный налог, арендная плата, плата за выкуп участка в собственность) к стоимости участка за определённый период времени. Данный показатель является аналогом финансового коэффициента рентабельности активов. Таким нормативом может выступать, например, банковская процентная ставка, а также безрисковая процентная ставка. Также в качестве норматива может быть использован нормативный показатель рентабельности активов по концепции планирования выездных налоговых проверок, который автор4 предлагает применять для определения эффективности управления объектами недвижимости.

Одной из отличительных черт городской территории является большая стоимость участков по сравнению с окружающими сельскохозяйственными землями. Это превосходство возникает вследствие организации городского хозяйства, связанного, в том числе, и с особенностями городского землепользования5. Как правило, стоимость земельных участков снижается по мере приближения к границе города. Для таких городов рента городской черты – минимальная стоимость земли в городе. Сравнение стоимости окраинных земельных участков со стоимостью близких территориально к городу сельскохозяйственных земель также даст представление о том, насколько вовлечение земель в территорию города привело к возрастанию их стоимости. Наличие же в пределах городской черты участков менее ценных, чем участки на прилегающих к городу территориях укажет на недостаточно эффективное, с экономической точки зрения, использование городской земли. Соответствующим единичным показателем экономической сферы будет являться отношение минимальной стоимости квадратного метра городской территории к удельной стоимости сельскохозяйственной земли как нормативу.

Для анализа экологической стороны городского землепользования в качестве единичных показателей применяются количественные параметры качества окружающей природно-антропогенной среды, например, индекс загрязнения атмосферы. Для сравнения используются значения предельно-допустимых концентраций веществ в воздухе, являющиеся гигиеническими нормативами. Оценке также должно подвергаться загрязнение водной среды, почв и биосферы. Загрязнение окружающей городской среды отнесено к сфере управления городским землепользованием, так как функциональное зонирование и планирование территории города приводит к размещению вредных производств, свалок и других неблагоприятных объектов, а также зелёных массивов на тех или иных участках территории города.

Социальный аспект функционирования городского пространства заключается в сочетании как некоммерческих, так и коммерческих видов использования земельных участков с целью обеспечения наиболее комфортного проживания и работы людей. Количественным выражением достижения социальной эффективности в городском землепользовании является степень близости градостроительных, архитектурных показателей к требуемым нормативам, а также оценка людьми степени комфортности проживания на определённой территории. Отдельно рассматриваются время, необходимое в среднем для ежедневного перемещения из дома на рабочее место. Также учитывается влияние расстояния между поселениями отдельных конфликтующих этнических групп на общую комфортность проживания в городе.

Описанный интегральный показатель может иметь отдельную теоретическую и практическую ценность для оценки качества городского землепользования. Однако в данном исследовании рассматривается задача управления городским землепользованием. Задача формализуется и решается при помощи математического аппарата теории оптимального управления. Задача сводится к отысканию оптимального процесса, в котором показателями состояния процесса выступят показатель К и частные показатели Кэкон, Кэкол и Ксоц. В качестве показателей управления рассматриваются, например, денежные средства, выделяемые на различные мероприятия по управлению городским землепользованием, ставки земельного налога и другие параметры6. В качестве ограничений управления могут выступать величины соответствующих расходных статей бюджета, установленные на федеральном уровне рамки ставок земельного налога. Функционалом задачи является интеграл функции К.

1 Цапиева О.К., Деневизюк Д.А., Агарагимов М.М. Интегральная оценка устойчивого развития города // Региональная экономика: теория и практика. 2007.№7 (46). с. 64-70.

2 Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – 220 с.

3 Кухтин П.В., Левов А.А. Методология управления земельно-имущественным комплексом в регионе. Учебно-методическое. – М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2003, 412 с.

4 Экономика недвижимости: учебник / Л.С. Васильева. – М.: Эксмо, 2008. – 480 с.

5 Masahisa Fujita. Urban economic theory: Land use and city size. - Cambridge.: Cambridge University Press, 2003. - 369с.

6 Кириллов С.Н. Эколого-экономический механизм городского землепользования. – М.: ТЕИС, 2005 – 256 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Использование интегрального критерия качества для решения задачи экономической оптимизации городского землепользования