Наследие ВОВ в воспитании подрастающего поколения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Патриотическое воспитание в развитии личности современного школьника.
- Роль патриотизма в воспитании молодого поколения.
- Формы работы со школьниками по патриотическому воспитанию. (характеристика мероприятий )
Глава 2. Наследие ВОВ в воспитании подрастающего поколения
2.1. Наследие ВОВ
2.2. Методы воспитания по сохранению патриотизма
2.3. Организация мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Цель курсового проектирования: выявить проблемы, определить пути и способы совершенствования методов работы по патриотическому воспитанию учащихся,
Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:
- Изучить материал книг, журналов, интернет ресурсов по вопросам патриотического воспитания и сохранению наследия ВОВ.
- Раскрыть проблему патриотического воспитания детей школьного возраста.
- Формировать патриотические чувства в сознании учащихся на основе раскрытия исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохраняя и развивая чувства гордости за свою страну.
- Выявить интересы, запросы и уровень знаний детей, учесть их при планировании работы образовательного учреждения.
- Разработать программу мероприятий направленную на патриотическое воспитание подростка.
Патриотическое воспитание подростков актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания школьников. Чувство любви к Родине это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней
Поэтому важно, чтобы ребенок почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины.
Проблема исследования: формирования духовности и духовной личности.
Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. В результате кризиса социальных институтов культурной преемственности, важнейшим из которых является школа, существенно деформирована система духовного воспитания подрастающего поколения. В современной образовательной системе недостаточно времени отводится на уроки истории, и это сказывается на знаниях современного школьника. Результаты экзаменов и многочисленные социологические опросы показывают, что школьники не могут назвать имена знаменитых российских деятелей, расшифровать аббревиатуру СССР, вспомнить, когда началась Великая Отечественная война и т. д.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое потерял будущее».
С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех страшных военных лет, поэтому сегодня так важно собрать и сохранить каждое воспоминание, каждый документ грозного периода. 69 лет назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. Ветераны Великой Отечественной войны - люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайшего примера и доброты. Независимо от национальности, они вместе побеждали врага и вместе трудились в мирное время. Военную историю своих семей ветераны рассказывают детям и внукам, чтобы они знали, помнили, гордились погибшими и живыми, победившими в этой войне. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В.Путин отмечал, что даже само слово "патриотизм" "подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле, однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.
От того, насколько глубок мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области изучения истории своей Родины. Обращая внимание на то, что школьники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, члены семьи старшего поколения участвовавшие в Великой отечественной войне, нужно ознакомить детей с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения о подвигах русских солдат. Проводить экскурсии в краеведческом музее, работники которого расскажут о подвигах жителей края. Цель краеведческой работы создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения; развитие интереса и уважения к истории и культуре своего родного края, народа, преумножение культурного наследия; удовлетворение образовательных потребностей. Музей в школе это не только собрание экспонатов народного искусства, истории школы, времен войны, прежде всего музей хранитель традиций, духовная среда, обогащающая внутренний мир учащихся, расширяющая границы светлого, прекрасного, вечного памяти истории. На базе музея должны проводятся тематические экскурсии, театрализованные представления, организуется проведение учебных занятий, социально-значимых дел; фондовые возможности музея используются на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, презентациях школы. Большое впечатление оставит в памяти воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям, погибшим в Великой отечественной войне.
- Проблема проекта
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодежи требуют сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к подрастающему поколению и созданию условий для развития их жизненных позиций. Политика государства по отношению к детям, подросткам и молодежи должна строиться так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию, и школа является одним из важнейших инструментов данной политики. Учителя из собственного опыта знают про отсутствие патриотизма у подрастающего поколения, а так же про неэффективные современные методы его патриотического воспитания.
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», т.е. западными: христианские добродетели общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям».
Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество.
Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.
В решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю.
- Цель проекта
Подготовить и осуществить проект школьной программы патриотического воспитания подрастающего поколения на примере Великой Отечественной войны , который существенно повлияет на духовное развитие личностных качеств учащихся , характеризующиеся богатством интеллектуального и эмоционального потенциала , высоким нравственным развитием, с глубоко сформированными патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать во благо своей Родины. Проект должен изменить отношение детей к истории своей страны и способствовать формированию не только отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, а также развить стремление оказывать им помощь.
Наиболее ценный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки и мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. С первых бесед и уроков по данной теме, создаю определенный эмоциональный настрой, использую фонохрестоматию, иллюстративный материал и информационно-коммуникативные технологии.
Глава 1: Патриотическое воспитание в развитии личности современного школьника.
- Роль патриотизма в воспитании молодого поколения.
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм» , Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне» . «Патриот» по Далю «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» . Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине» . Патриотизм нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе содержание патриотизма становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы. Патриотизм подразумевает под собой гордость за принадлежность к определенному государству, гордость его достижениями и стремление эти достижения преумножить и сохранить на протяжении долгих лет. Обратившись к толковому словарю мы можем теперь понять, в чем проявляется патриотизм. Если смотреть глубже, то историческим источником патриотизма является закрепленное веками и тысячелетиями существование людей в рамках отдельных государств, что само по себе формировало у человека любовь и преданность именно к той местности, где он вырос и жил. В условиях образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью национального самосознания и культуры. При ответе на вопрос - в чем проявляется патриотизм, достаточно просто обратиться к истории Великой Отечественной Войны, где люди массово жертвовали своими жизнями ради родной земли. Именно эти персонажи чаще всего приводятся в пример, когда школьники пишут сочинение - что такое патриотизм.
Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом, если не прежде всего, связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Победа нашей страны в самой кровопролитной из войн принесла свободу и независимость народам мира, определила ход современной истории. Великая Отечественная война в общественном сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной и всей второй мировой войны приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. Великая Отечественная война продемонстрировала всему миру героизм бойцов и командиров Красной Армии, самоотверженность тружеников тыла. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего. Актуализируя духовное наследие Великой Отечественной войны, мы создаем условия для изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации в России. Для этого требуется определить пути трансформации того громадного пласта социального опыта в облик личности современной молодежи.
Во-первых, это должно проходить через постижение духовного опыта народа, одержавшего Победу в самой кровопролитной войне за всю историю человечества, основным стержнем которого является русская культура, ставящая на первое место проблему «слезинки ребенка», спасения мира через красоту. Этот опыт можно получить только из живого общения. Поэтому в нашей школе стали традиционными «уроки ожившей истории», которые проходят в виде встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, теми, кто пережил оккупацию села, а также написания исторических эссе.
Во-вторых, через обращение к конкретным примерам служения Отечеству, прежде всего из истории семьи, своей малой Родины и своего региона, а также к героям Великой Отечественной войны. «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам».
В-третьих, через использование современных педагогических технологий, позволяющих вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества и через организацию различных форм работы с учащимися и молодежью проекты, исследования, виртуальные экскурсии, школьные музеи Боевой Славы, поисковые отряды, мобилизующие личную активность и заинтересованность в самореализации.
В этом плане должна измениться роль учителя. Он перестает быть урокодателем, а становится педагогом, т.е. человеком, который сопровождает учащегося в процессе обучения, оказывает поддержку и помощь, помогает ему стать личностью.
Духовное наследие Великой Отечественной войны открывает нам основные жизненные ценности и ориентиры человека, вступившего в третье тысячелетие. Это, прежде всего патриотизм, справедливость, благородство, солидарность, верность своей семье, моральные и юридические обязательства перед обществом, идея служения Отечеству. Их признание обеспечит преемственность в развитии российского общества и послужит источником формирования гражданской идентичности, основными приоритетами которой являются патриотизм и гражданственность.
- Формы работы со школьниками по патриотическому воспитанию. (характеристика мероприятий )
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
В некоторых школах сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, концерты, классные часы, экскурсии и пр.
На вечерах встреч с ветеранами дети имеют прекрасную возможность услышать об ужасных моментах войны из первых уст. Ведь, одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и совсем другое впечатление от рассказа участника той страшной войны. Современная молодежь, знающая о войне только по фильмам, порой бывает жестока в восприятии переживаний пожилых людей. Но память старшего поколения, которую они несут ребятам, в своих простых рассказах о пережитом, врезается в души молодежи очень сильно. Пение вместе с ветеранами военных песен, песен о любви, о дружбе, о мире сближает молодое поколение с героями войны.
Экскурсия это прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию. В последние годы очень важным методом воспитания патриотизма стало создание школьных музеев. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизнедеятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.
Глава 2. Наследие ВОВ в воспитании подрастающего поколения
2.1. Наследие ВОВ
Современная Россия представляет собой сложное и противоречивое общество, одной из особенностей которого является то, что принято называть кризисом гражданской идентичности. Общество не имеет сегодня ясного представления не только о своем будущем, но и о прошлом. И то и другое видится совершенно по-разному в свете разных политических взглядов и личных оценок. Под сомнением оказалась и система ценностей, складывавшаяся на протяжении веков. Особенно сложным оказалось положение подрастающего поколения, которое не получило должных нравственных ориентиров. Великая Отечественная война 1941 1945 гг. единственное крупнейшее событие истории России ХХ века, воспринимаемое гражданами, независимо от их политических взглядов, социального статуса, как особое явление. Это происходит потому, что война вошла почти в каждый дом. Прошли десятилетия, но она остается важнейшей частью исторической памяти народа. Поэтому такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите необходимо формировать в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека как чувство любви ко всему «своему», «родному», как опасение потерять это знакомое и близкое.
Сегодня ситуация такова, что в учебниках истории Великая Отечественная война рассматривается в более сжатом виде, чем в советских учебниках и времени на ее изучение выделяется меньше. Дети должны понять, что феномен Великой Отечественной войны заключается в общенародном подвиге. Это была великая война. На долю нашей страны выпала основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией, самые великие сражения Второй мировой войны это битвы под Москвой и под Сталинградом, блокада Ленинграда, сражения на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии. Именно здесь советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе. Победив врага, СССР стал одной из сверхдержав мира. Это и есть то огромное наследие, которое досталось последующим поколениям, но самое главное это духовный и нравственный капитал, накопленный народом за долгие годы испытаний.
Во время сражений на поле боя помимо солдат и военной техники на фронте были и фотографы, которые рисковали своими жизнями ради того, что бы сделать снимки, которые увидят люди, что бы показать силу и отвагу солдат, что отдают свои жизни за свободу своего народа . Дмитрий Бальтерманц фотограф с поистине мировым именем, во время Великой Отечественной войны работал военкором газет «Известия» и «На разгром врага». Известен своими репортажами, посвященными строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом. Бесспорна, самая известная его работа «Горе». В январе 1943 года был тяжело ранен в ногу. Но уже в 1944 году Бальтерманц возвращается на фронт в качестве фотокорреспондента армейской газеты «На разгром врага». Вот так отзывался о нем ответственный редактор газеты «На разгром врага» подполковник И. Волков: «в наступательных боях и в период боевой учёбы нашей армии работал с полным напряжением сил, отображая в фотоснимках наступательные действия наших бойцов и офицеров, показывая героев боёв. Нередко работа Д. Бальтерманца была связана с риском, фотосъёмки происходили в обстановке жестоких боёв, но тем не менее задания выполнялись в срок и полностью».
Роберт Капа знаменитый фоторепортер, классик фотоискусства, считается основоположником фотожурналистики. Капа прошел всю Вторую Мировую войну. Один из пяти основателей агентства «Магнум Фото».Очень многие его работы стали классическими примерами жанра военной фотографии. Одна из них «Смерть республиканца», которая стала символом борьбы с фашизмом. Он отличался бесстрашным, смелы и рискованным характером. Именно ему принадлежит заслуга развития военной фотографии, которая до него была лишь галереей генеральских портретов.
Евгений Халдей - советский фотокорреспондент, прославившийся знаменитым кадром «Знамя Победы над рейстагом». Снимок был сделан по заданию Фотохроники ТАСС 2 мая 1945 года, когда рейхстаг уже был взят. Перед этим Халдей сделал несколько фотографий победных знамён над освобождёнными городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем. Запечатленное на фото знамя с серпом и молотом Халдей привёз с собой. Он вспоминает, как попросил портного Израиля Кишицера сшить три флага из красных скатертей. В Берлине Халдей сделал снимки с каждым из них.
Надо отметить, что Великая Отечественная война фиксировалась и анализировалась уже современниками в фото-и кино-материалах. Особую ценность представляют документальные фильмы о войне. Подлинными мастерами советского документально кино указанного периода были Михаил Слуцкий, Яков и Иосиф Посельские, Роман Кармен, Борис Макасеев, Владислав Микоша.
Эта война так глубоко вошла в сердца людей, что и по сей день снимают фильмы посвященные Великой Отечественной войне: Фильм “Сталинград”
Советский документальный фильм, 1943 года выпуска, о Великой Отечественной войне и о самой кровопролитной битве в мировой истории, где по примерным подсчетам суммарные потери обеих сторон составили более двух миллионов человек человек - Сталинградская битва. В Советском документальном фильме о Сталинградской битве в Великой Отечественной войне, рассказано о крупном сражении между войсками СССР с одной стороны и войсками Третьего рейха, Румынии, Италии, Венгрии с другой с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Год выпуска: 1943. Режиссер: Леонид Варламов. Операторы: Ибрагимов Д., Вихирев Николай, Казаков А., Кричевский А., Малов Иван, Вахар Борис, Софин А., Михин Е., Орлянкин Валентин, Островский Григорий.
Фильм «На войне как не войне»
Фильм повествует о боевых буднях экипажа самоходки в период освобождения Правобережной Украины.
Младший лейтенант Малешкин, выпускник училища, принимает под своё командование экипаж самоходки СУ-100 (по книге СУ-85). Все подчиненные Малешкина старше его по возрасту и намного опытнее. Авторитет молодого командира на каждом шагу подвергается испытаниям. Кроме того, Малешкиным очень недоволен командир батареи, он то и дело грозится снять нерасторопного новичка с командования. В экипаже Малешкина и впрямь постоянно случаются разные неприятности: то в машине обнаружится боевая граната с выпавшей чекой, то случится неисправность как раз в момент выхода полка на марш. Фильм посвящен павшим и живым воинам 3-й гвардейской танковой армии маршала Рыбалко.
Год выпуска: 1986. Режиссер: Виктор Трегубович. Главные роли: Михаил Кононов, Олег Борисов, Виктор Павлов.
Фильм «Туман»
Во время марш-броска трое солдат российской армии решают сократить путь, выходят на дорогу и останавливают автобус с ветеранами Великой Отечественной войны. Из-за случившегося ветераны опаздывают на мероприятие. В наказание всё отделение отправляется во внеплановый марш-бросок с последующим выходом на боевые стрельбы.
Один из бойцов предлагает срезать 2 км по болоту. При переходе на болото опускается загадочный туман, при выходе из которого бойцы попадают в 1941 год, в деревню, которой уже нет на карте. Бойцы, сначала решившие, что снимается кино, не понимают, что происходит, но постепенно догадываются, что попали в 1941 год. Они решают прорываться к линии фронта и один за другим погибают в стычках с немцами. Ситуацию осложняет то, что некоторые из них, вооружённые автоматами АК-74. Чтобы освободить своих из плена, а также не позволить немцам завладеть «калашниковым» (из опасения, что немцы могли бы изменить историю войны, использовав его для вооружения Вермахта), остающиеся на свободе бойцы решаются на отчаянные действия.
Год выпуска: 2010. Режиссер: Иван Шурховецкий, Артем Аксененко. Главные роли: Игорь Шмаков, Василий Ракша, Артём Крестников, Григорий Калинин, Алексей Марков, Иван Лапин, Илья Глинников, Родион Галюченко, Алексей Ильин.
На протяжении 69 лет киноиндустрия выпускала и продолжает выпускать шедевры рассказывающие нам об этом ужасном историческом событии нашей страны. Современные технологии, которые используют при создании фильмов (компьютерная графика), помогают еще глубже почувствовать всю драматичность и ужас того времени.
Уже в первые месяцы войны 260 документалистов находились в действующей армии: "Союзкиножурнал" выпускал фронтовые репортажи регулярно. Фронтовые киногруппы возглавляли известные режиссеры и операторы: Марк Трояновский, Кармен, Медведкин, Михаил Ошурков и др.
В 1942 г. вышел фильм “Разгром немецко-фашистских войск под Москвой” (реж. Л. Варламов, И. Копалин). Картина, рисующая поражение гитлеровской армии, пользовалась огромным успехом у населения[5] и стала первым лауреатом премии "Оскар" в Стране Советов. К сожалению, неприкрашенный быт войны камера документалиста снимала не часто оттого, вероятно, что кино было призвано выполнять чисто пропагандистские задачи. Исключение здесь, пожалуй фильм Сталинград (реж. Л. Варламов, 1943), в котором жизнь фронта окрашена мягкой человечностью и изображена со множеством бытовых, порой даже эксцентричных деталей. В годы Второй мировой войны огромное значение приобрёл репортаж. Хроника Великой Отечественной войны входила в журналы, боевые киносборники и полнометражные фильмы о крупнейших победах советской Армии, начиная с фильма “Разгром немецких войск под Москвой” (1942, режиссер Л. В. Варламов Копалин) и кончая фильмом “Берлин” (1945, режиссер Ю. Я. Райзман) .
В конце 1940-х и начале 1950-х гг. снимались фильмы о послевоенном восстановлении страны, о победе социалистической системы в ряде европейских и азиатских стран. Появлялись полные эйфории и пафоса картины о единении народов в борьбе за мир что странным образом контрастировало с нарастающим государственным шовинизмом. К созданию документальных фильмов подключали писателей и журналистов: Ванду Василевскую, Бориса Горбатова, Алексея Суркова, Илью Эренбурга, Константина Симонова и др.
- Методы воспитания по сохранению патриотизма
Все дальше отдаляет нас время от самых трагических и героических событий исторического прошлого Украины Великой Отечественной войны. Наша цель сегодня не забывать прошлое ради счастливого будущего, помнить победителей, подаривших нынешнему и будущему поколениям жизнь, свободу и мир.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Мы должны изучать свою историю периода Великой Отечественной войны, дополняя уроки и внеклассные мероприятия художественными произведениями, литературой документального жанра, свидетельствами очевидцев, мемуарными воспоминаниями, произведениями киноискусства.
С целью вовлечения наибольшего количества учащихся в воспитательные мероприятия, посвященные празднованию 69-годовщины Победы, целесообразно проводить мероприятия:
1. Составить планы работы (района, школы) по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию 69-ого дня Победы в Великой Отечественной войне.
2. Оформление стендов, тематических выставок посвященных победе в Великой Отечественной войне в учебных кабинетах, вестибюлях, актовых залах общеобразовательных и внешкольных учебных заведений.
3. Шефские выезды с детскими концертными программами (дом престарелых, госпиталь т.п.).
4. Концерты школьных выездных агитбригад в школы районов области.
5. Чествование работников образования ветеранов Великой Отечественной войны, детей войны.
6. Обновление и дополнение школьных музеев материалами, посвященными Великой Отечественной войне.
7. Учебно-тематические экскурсии по историческим памятникам Самары относящиеся к Великой Отечественной войне.
8. Посещение музеев, фотовыставки, картинные галереи и прочее.
9. Тематические уроки, лекции, воспитательные часы, диспуты, конференции, круглые столы с целью освещения событий Великой Отечественной войны.
10. Конкурс ученических рефератов, творческих работ, чтецов.
11. Конкурсы рисунков, плакатов, открыток, декоративного творчества.
12. Выпуск тематических бюллетеней, листовок, стенных, школьных газет, которые освещают события Великой Отечественной Войны.
Заключение
Таким образом, память о войне была и будет. Важно ее не подменять, не замалчивать, не утаивать. Ведь уходят уже последние реальные свидетели: и террора и войны, как тяжелого труда и кровавой бойни. Оставленные ими в минувшие годы свидетельства мемуары, художественные произведения, фильмы являются культурным багажом, главным образом, старших поколений.
Без специальных усилий и инициатив (образовательных, медийных), поддерживаемых обществом и государством, это наследие культурной памяти включать в современный контекст не получается. (Поэтому, например, молодежный зритель, который к тому же очень мало смотрит телевизор, из фильмов о войне, скорее всего, знает лишь ежегодно повторяющийся сериал о разведчике Штирлице, а из фильмов, посвященных репрессиях, вряд ли назовет хоть один).
Что же касается современного осмысления войны, то такие примеры, конечно, есть это и новое документальное кино, и художественные фильмы. Многие трудные темы освещаются в них по-новому, так, как это невозможно было себе представить в советские времена. И репрессии в армии во время войны (телевизионный фильм “Штрафбат” 2004) , и освещающие трагическую атмосферу оккупации (“Свои и чужие” 2004) и уничтожение евреев, в котором принимало участие и местное население, (“Из ада в ад” 1996) и трагическая судьба немецких военнопленных (“Последний поезд” 2003, “Полумгла” 2005)... и многие другие..
Опубликованы и сотни книг, заполняющих лакуны и белые пятна в истории войны. Теперь не требуется особых усилий, чтобы узнать и о реальных цифрах советских потерь, и о судьбах военнопленных и угнанных, о репрессиях в годы войны и о многом другом, что прежде было неизвестно или находилось под цензурным запретом.
Однако это все это, к сожалению, мало влияет на упрощенный и мифологический образ войны-победы, прочно поселившийся в массовом сознании.
Тем более, что с конца 90- е х годов война стала излюбленным источником сюжетов для бесконечных телесериалов, сделанных в жанре гламурных боевиков, наполненных весьма примитивным героико-патриотическим содержанием и не имеющих ничего общего хоть с каким-то подобием реальной войны.
Список литературы:
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 2. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
- Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. 119 с.
- Даниил Гранин. Причуды моей памяти, Москва Ст. Петербург, 2008, стр.32
- http://ippolitova.info/index.php?option=com_content&view=article&id=79:art03&catid=39:articles&Itemid=67
- http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-patrioticheskogo-vospitaniya-sovremennyh-rossiyskih-shkolnikov
- http://schu1248.mskzapad.ru/images/cms/data/programma_patrioticheskogo_vospitaniya_shkol_nikov.doc
- http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/konsultaciya-dlya-pedagogov-na-temuetapy-formy-i-metody-patrioticheskogo
- http://hope-260512.ucoz.ru/publ/dukhovnoe_nasledie_velikoj_otechestvennoj_vojny_vazhnejshij_istochnik_grazhdanskogo_vospitanija_molodezhi/1-1-0-3
Приложение
Классный час по теме "Дети и Великая Отечественная война"
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
Форма: классный час.
Методы: рассказ-беседа.
Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), песня «Священная война», марш праздник Победы. Рассказы и стихи советских писателей, доклады детей, фронтовые письма и фотографии 1941-1942 года, из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Левитан), фрагмент из фильма.
Ход занятия
Ребята, 9 мая наша страна отмечает 69 годовщину Великой Победы, сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.
...Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит против нас.
Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Ю.Левитан)
Учитель начинает тему с исторического экскурса в прошлое: Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война (песня «Священная война»).
Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных.
Учитель обращается к детям с вопросом: «Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?».
Ответ: Старики, дети, женщины. Да, правильно!
Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.
- А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.
Учитель показывает фотографии детей военных лет.
2) На (2) фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Фото 2
3) На (3) фотографии мальчик стоит на табуретке.
Фото 3
Рассказ о мальчике.
Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
4) Посмотрите на фотографию (4) (мальчик на танке). Сейчас девочки прочитают вам рассказ про мальчика, который помог взрослым во время боя на улицах города.
Фото 4
Л. Твардовский. РАССКАЗ ТАНКИСТА.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит не выглянуть из башен,
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
Да где же, где?.. А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. Влезай сюда, дружище!
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. Вот здесь. И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: Спасибо, хлопец!
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Вот так мальчик помог взрослым в бою на улицах города.
5) Ребята, посмотрите на фотографию (5).
Фото 5
- Что здесь изображено? Как вы думаете?
У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием. Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды. О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.
- А кто такие партизаны?
Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.
Песня «Землянка»
Учитель задает детям вопрос: Ребята о чем говорят эти фотографии?
Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.
И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.
Володя Казьмин, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков.
Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах.
- Ребята, давайте подумаем, а чем еще могли помочь дети во время войны.
Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!
Фото 6
Письмо мальчика на фронт
«Doрoгoй папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил фашистов чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю тeбe. Я горжусь, что ты солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя.«Твой сын Женя»
Даже есть стихи К. Симонова «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». На эти стихи написана известная песня.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
А солдаты с фронта присылали письма и фотографии своим родным.
И сегодня я хочу показать вам эти письма. Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором било написано письмо. Этим письмам, ребята, 64 года, написаны они были в 1941 1942 году. Посмотрите, какие были раньше фотографии, это черно-белые снимки небольшого размера.
Фрагмент из фильма о войне (В бой идут одни старики)
Почти четыре года длилась Великая Отечественная война, но наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу.
Отрывок С.Михалков «Быль для детей»
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы-
Наша армия родная
Наши братья и отцы…
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель
Красной Армии солдат!
И в заключение ребята прочтут стихотворение М. Пляцковского
Музыка Марш «Праздник Победы»
Майский день сорок пятого
Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
Майский день сорок пятого года,
Тот, который Победу принёс.
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков живых.
Счастье Родины мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!
Музыка «День Победы»
Подведение итогов
КРОССВОРД
- Название города-крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни войны.
- Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.
- Военная машина с башней и пушкой.
- Столица СССР.
- Государство, напавшее на СССР 22 июня 1941 года.
- Военный, охраняющий границу государства.