ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КИТАЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ВАЛЮТНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР И СВА

ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КИТАЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ВАЛЮТНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР И СВА1

Рыжова Наталья Петровна

канд.экон.наук, Амурский государственный университет, Благовещенск

Китай в настоящее время имеет наибольшее влияние на интеграционные процессы в АТР. При этом важнейшими агентами интеграции китайской экономики в мировое хозяйство стали т.н. «бамбуковые сети» этнических китайских сообществ, рассеянных по всему миру. Точно также неформальные торговые сети, на которых в большинстве своем строится приграничная торговля Китая с соседними странами1, являются важным фактором и региональной интеграции в АТР и СВА. Приграничная торговля, в том числе в виде приграничных «базаров», бартера, «народной торговли», многими китайскими экспертами рассматривается как не менее важная форма торговли, чем торговля государственная или региональная. Сравнивая «государственную, народную, приграничную, региональную торговлю и шоп-туризм… с армией, ведущей боевые действия силами нескольких фронтов», они подчеркивают, что к «малым» и «большим» формам торговли нужно относиться «с одинаковым вниманием, развивать их во взаимодействии»2.

Известно, что активизация интеграционных процессов в сфере торговли, усиление взаимной торговой зависимости являются важнейшими стимулами для развития и валютной интеграции. Может ли трансграничная интеграция, основывающаяся на неформальных трансграничных практиках, способствовать аналогичным процессам?

Институты приграничной торговли в КНР

Прежде всего, дадим характеристику приграничной торговли в КНР, чтобы показать распространенность в ней неформальных институтов. До 1984 года приграничная торговля велась в малых формах продуктами своего труда преимущественно представителями этнических меньшинств в провинции Юньнань на границе с Мьянмой; статистически не учитывалась. Госсовет КНР 15 декабря 1984 года принял «Временные меры для регулирования малой приграничной торговли» (также известные под названием «12 временных статей»), которыми формально разрешил торговлю в 3 формах: между локальными правительствами (Difang Maoyi), малую приграничную торговлю (Xiaoer Maoyi), торговлю на кросс-граничных рынках (Bianmin Hushi). В 1992 к приграничной торговле «подключились» любые предприятия, вплоть до ВПК3. Для упорядочения торговли в 1994 были созданы специальные посреднические структуры (компании приграничной торговли)4. В 1996 к приграничной торговле отнесли «экономическую и технологическую кооперацию с иностранными партнерами в приграничных регионах»5.

Наименее учтенными всегда были и остаются открытые рынки, расположенные вдоль границ. Поскольку их участники, предоставляя статданные, стремятся занизить свои объемы, чтобы уйти от налогов6.

Приграничные рынки («базары») начали создаваться или восстанавливаться по всему периметру китайских границ еще в конце 1980-х годов – поскольку эта форма торговли является традиционной для восточных обществ, ее проще всего было возродить7. В 1990-е годы огромную роль в приграничной торговле играл бартер, в начале десятилетия – на российско-китайской границе, в середине – на китайско-казахстанской и китайско-бирманской (в настоящее время он широко используется преимущественно на китайско-корейской границе). Но тем рычагом, который обеспечил быстрое развитие приграничной торговли, стала так называемая «народная торговля» – доставка мелких партий товаров по туристическим каналам в обход таможенных барьеров.

Разные границы обладали разной «прозрачностью»: одни пересекались только через таможни, а другие (например, между Вьетнамом и провинцией Юньнань) и вне таможенного досмотра. К тому же каждая провинция имела определенные степени свободы (которые также менялись на протяжении времени) в определении форм торговли, подходов к статистическому учету и т.п. Таким образом, проблемы учета изменяющихся объектов, распространения неформальных практики, сопоставимости данных между провинциями не позволяют оценивать пространственное развитие приграничной торговли в 1985-2000 гг. Данные по отдельным провинциям представлены на рис.1.

Рис. 1. Динамика приграничной торговли

Источник: Provincial statistical yearbooks 2004-2008 (www.chinadatacenter.org); Guangzhi Zhao. 1996…(со ссылкой на Almanac of Chinese foreign economy and trade, 1985-1994)

В 1996 г. были унифицированы государственные подходы к пониманию того, что относить к приграничной торговле: «торговля в малых масштабах, проводимая департаментами, предприятиями, в китайских городах и деревнях в приграничных полосах, назначаемых провинциями и автономными префектурами с городами и поселками приграничных стран, а также торговля между гражданами двух стран на приграничных рынках»8. К сожалению, этот факт «не заставил» все провинции размещать информацию о приграничной торговле в статсборниках в едином формате. Наиболее близка к сопоставимости (если судить по методическим разъяснениям) информация о приграничной торговле, показываемая после 2000 года.

В табл.1 представлены данные, которых позволяют сделать выводы о значимости малой торговли в совокупном внешнем обороте провинций. Для провинции Хэйлунцзян (максимальная протяженность с РФ) и СУАР (с Казахстаном) «малая» торговля означает не меньше, чем «большая» или «нормальная», как ее обозначают в статистических сборниках.

Таблица 1

Малая приграничная торговля в провинциях в 2004 г.

Объем «малой» торговли, млн.дол.

дол. на 1 чел.

Доля «малой» торговли в совокупном внешнеторговом обороте, %

КНР

9474,9

7,2

0,8

Ляонин

100,1

2,4

0,3

Цзилинь1)

287,1

10,6

4,4

Хэйлунцзян

2540,1

66,5

37,4

ГЧАР

554,4

11,9

12,9

Юньнань

524,1

11,8

14,0

СУАР

3708,4

184,5

65,8

Примечание: 1) Данные по провинции Цзилинь приведены за 2005.

Источник: Provincial statistical yearbooks 2004-2008 (www.chinadatacenter.org)

Таким образом, для многих провинций значение приграничной торговли в ее внешнеторговом обороте весьма велико. Хотя следует понимать, что данные табл. 1 дают некоторую, приблизительную оценку этой значимости – поскольку учет приграничной торговли во всем мире, в том числе в Китае, задача отнюдь не тривиальная из-за распространенности полулегальных и внелегальных схем.

Торговая зависимость как основа валютной интеграции

Взаимная торговая зависимость является предпосылкой для усиления интеграционных процессов, в том числе валютных. На примере китайско-российской границы рассмотрим уровень торговой зависимости и роль в этой зависимости собственно приграничной торговли.

Для этого проведем оценку относительной специализации регионов на сопредельных странах на основании индекса торговой специализации (расчет которого подобен индексу специализации Баласса). Для этого долю региона i в торговле страны I со страной J разделим на долю региона i во всей внешней торговле страны I. Значение индекса более 1 означает, что регион i торгует существенно больше со страной J, чем это «предписано» его долей в международной торговле своей страны I. Так, например, доля провинции Хэйлунцзян во внешней торговле Китая составляла 0,8% в 2007 г, и при этом на Хэйлунцзян приходилось 22,28% торговли Китая с Россией – т.е. Хэйлунцзян торгует в 22 раза больше с Россией, чем было бы «предписано» долей провинции во внешней торговли Китая (см. табл. 2).

Таблица 2

Торговые индексы специализации китайских регионов, граничащих с РФ

Регион

1996

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Цзилинь

1,9

1,0

0,8

0,5

0,9

0,0

2,9

3,5

Хэйлунцзян

17,1

25,4

27,9

30,0

30,6

29,0

27,4

28,0

АРВМ

9,6

19,7

20,1

21,6

 

 

 

 

СУАР

( )

3,3

4,2

3,1

2,2

1,4

1,0

2,0

Источник: рассчитано по данным провинциальных статистических ежегодников (www.chinadatacenter.org).

Из таблицы видно, что все изучаемые приграничные регионы имеют торговую специализацию, определяемую их приграничным положением. При этом на приграничную торговлю, например, в провинции Хэйлунцзян (имеющей самую протяженную границу с РФ) приходится более трети всего внешнеторгового оборота. И, несмотря на то, что доля в обороте постепенно снижается (см. рис), объемы приграничной торговли ежегодно растут.

Рис.2. Доля приграничной торговли во внешнеторговом обороте провинции Хэйлунцзян

Источник: рассчитано по данным провинциальных статистических ежегодников (www.chinadatacenter.org).

Таким образом, торговая зависимость китайских регионов, граничащих с РФ, высока и большое значение в этом имеет собственно приграничная торговля.

Однако как это сказывается на валютной интеграции?

Между глобальной и приграничной торговлей есть много общего, но есть и различия9. Приграничная торговля – более гибка, менее формальна, она мало ориентируется на мировые цены, при ее проведении возможен почти мгновенный ценовой арбитраж, часть ее операций традиционно составляет контрабанда и т.д. Опыт 90-х показал, что значительную часть финансовой инфраструктуры российско-китайской приграничной торговли составили неформальные туристские каналы, по которым «переводились» деньги «народной торговли», подпольные банки10. То есть валютная интеграция, равно как и сама приграничная торговля, существовала преимущественно в неформальных формах.

Впрочем, попытки институционализации валютной интеграции начались уже в 90-х годах. Так, например, амурские банки во главе с ГУ ЦБ РФ по Амурской области начали переговоры с Народным банком Китая об установлении прямых корреспондентских отношений. Китайская сторона, стимулируя развитие приграничной торговли во всех ее формах, активно продвигала и поддерживала эти специальные проекты, задача которых состояла в облегчении китайским торговцам перевода выручки.

В 2002 г. между Центральным банком РФ и Народным банком Китая было подписано соглашение, допускавшее использование в межбанковских расчетах по приграничной торговле национальных валют (рублей и юаней). Зона Благовещенск–Хэйхэ были выбраны в качестве экспериментальной площадки.

В 2005 г. Народный банк Китая разрешил платежи с корреспондентских счетов китайских и российских банков в пользу юридических и физических лиц КНР и РФ. Со второй половины 2006 г. географические рамки «банковского эксперимента» были расширены за пределы Благовещенска и Хэйхэ. Этот «эксперимент» является ярким, хотя и весьма локальным, примером интеграционных процессов в АТР. Кстати, подобные эксперименты реализуются и на других границах КНР, где развивается приграничная торговля. В соответствии с рамочным соглашением, заключенным между двумя отделениями Промышленного и коммерческого банка Вьетнама (в Лоа Цхай и Мунь Цхай) и двумя отделениями Промышленного и коммерческого банка Китая (в Пинсяне и Дунсине), эти отделения будут проводить взаимные расчеты как в китайских юанях, так и во вьетнамских донгах и обмениваться экономической, финансовой и таможенной информацией11.

Кредитными организациями Амурской области в рамках «банковского эксперимента» по состоянию на 1 июля 2008 г. открыто 23 корреспондентских счета в национальных валютах России и Китая. В табл.3 представлены данные о движении средств по этим корреспондентским счетам.

Таблица 3

Движение денежных средств в национальных валютах России и Китая

на корреспондентских счетах

Показатели

2005

2006

2007

1 полугод.

2008

Зачисление юаней на корсчета российских банков, открытые в китайских банках, млн.ю.

3,2

0,8

4,6

9,4

то же, млн.дол.

0,4

0,1

0,6

1,4

Зачисление рублей на корсчета китайских банков, открытые в российских банках, млн.руб

3763,7

10424

17341,3

6951,6

то же, млн.дол.

133,0

383,6

678,2

279,4

Источник: Расчеты в российских рублях и китайских юанях. Записка ГУ ЦБ РФ по Амурской области, 2008 (рукопись); https://www-globalfinancialdata-com.

Таким образом, данные корреспондентские счета работают преимущественно на зачисление и перевод в Китай рублей, т.е. банковский эксперимент эффективно решает задачу развития приграничной торговли КНР. Какие эффекты получает вторая сторона, участвующая в валютной интеграции? Как экономическая интеграция, основывающаяся на неформальных торговых сетях, влияет на развитие приграничных территорий?

ПРИМЕЧАНИЯ.

1 Рыжова Н.П. «Политика открытых дверей» в приграничных регионах КНР // Полития. М.: 2008. №4. С. 95-104; Ryzhova N. Informal economy of translocations. The case of the twin city of Blagoveshensk-Heihe// Inner Asia (University of Cambridge. Great Britain). 2008. vol. 10. no. 2. p. 323-351.

2 Сунь Хуэйцзюнь. Китайско-российская народная торговля на примере рынка Ябаолу // Проблемы Дальнего Востока, 2002. № 1; См. также Beijing Zhongguo Xinwen She. 17.05.2003.

3 Guangzhi Zhao. The Changing Peripheries in China: a Case Study of the Political and Economic Impacts of the Development of Border Trade in Yunnan Province. Dissertation. Northern Illinois University, 1996. P.60-75.

4 Kerr D. Opening and Closing the Sino-Russian Border: Trade, Regional Development and Political Interest in North-East Asia // Europe-Asia Studies. 1996. V. 48. № 6.

5 Li Maoxing et all. Theory and practice of border trade. De Hong Nationality Press, 1997. p. 287-295

6 Guangzhi Zhao, 1996.

7 Сунь Хуэйцзюнь, 2002.

8 Li Maoxing et all, 1997. p. 369-370

9 Womack B. China's border trade and its relationship to the national political economy// American Asian Review, 2001. Vol. XIX. No 2

10 Рыжова Н.П. Приграничная «народная торговля» в Благовещенске как форма китайско-российского симбиоза// Диаспоры. Независимый научный журнал. – М., 2003. – №2. – С.88-126; Рыжова Н. Трансграничный рынок в Благовещенске: формирование новой реальности деловыми сетями «челноков»// Экономическая социология, 2003. – Т4(№5).

11 SinoCast. 27.02.2007.

1 Выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 09-06-00309-а Цикличность валютной интеграции и дезинтеграции в процессе глобализации экономики (на примере Азиатско-Тихоокеанского региона) и гранта РФФИ № 09-06-90737-моб_ст. «Научная работа российского молодого ученого по проблеме "Процессы приграничной экономической интеграции в АТР"».

PAGE 2

ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ КИТАЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ВАЛЮТНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР И СВА