Маркетинговое исследование причин недостаточного интереса жителей города Пинска в бытовых услугах (на примере ОАО «Пинчанка-Пинск»)
Мискевич Екатерина Васильевна
Учреждение образования «Полесский государственный университет»
Республика Беларусь, Брестская область, г. Пинск
Маркетинговое исследование причин недостаточного интереса жителей города Пинска в бытовых услугах (на примере ОАО «Пинчанка-Пинск»)
Услуги как вид экономической деятельности существуют давно. Бытовое обслуживание или служба быта это общественно организованная форма удовлетворения определенных индивидуальных потребностей человека в бытовых услугах. Данная отрасль объединяет предприятия и организации, выполняющие в основном различные виды услуг по заказам населения.
Открытое акционерное общество «Пинчанка-Пинск» создано на основании Решения Пинского горисполкома от 23.12.2003 г. №1049 путем преобразования Пинского коммунального унитарного предприятия по химчистке одежды и стирке белья «Пинчанка» в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательства об акционерных обществах.
Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- стирка и обработка белья и других изделий в том числе: стирка по меткам в отдельной машине, стирка в прачечной самообслуживания;
- химчистка и окрашивание в том числе: чистка ковров, подушек, одежды, аквачистка деликатных изделий и жалюзи;
- ремонт ковров и ковровых изделий, оверловка ковров;
- ремонт и переделки швейных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи;
- крашение текстиля, натуральной кожи, натурального меха;
- изготовление пуховых одеял, постельного белья по индивидуальным заказам;
- розничная торговля.
Таблица - Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Пинчанка-Пинск» за 2007 2008 гг., в млн. руб.
Показатель |
Единицы измерения |
2007 год |
2008 год |
Общий объем услуг в действующих ценах |
млн. руб. |
294,5 |
424,7 |
Общий объем услуг в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
294,5 |
346 |
Темп роста |
% |
115,3 |
117,5 |
Среднесписочная численность |
человек |
106 |
103 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс. руб. |
534,5 |
703,7 |
Выручка от реализации |
млн. руб. |
1934,1 |
2464,2 |
Выручка без налогов |
млн. руб. |
1590,7 |
2047,8 |
Себестоимость реализованной продукции |
млн. руб. |
1518,5 |
1994,5 |
Затраты на рубль выручки |
млн. руб. |
0,78 |
0,81 |
Прибыль от реализации |
млн. руб. |
72,2 |
53,3 |
Рентабельность оборота |
% |
4,7 |
2,7 |
Анализ показывает, что предприятие бытового обслуживания работает стабильно, с каждым годом происходит прирост реализации предоставляемых услуг, о чем свидетельствуют данные таблицы 1, в которой представлены основные технико-экономические показатели деятельности предприятия.
Данные таблицы показывают, что объем услуг увеличился в 1,4 раза в действующих ценах и в 1,2 раза в сопоставимых ценах. Среднесписочная численность персонала в 2008 году составила 103 человека. По приведенным данным таблицы следует также отметить, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается существенный рост среднемесячной заработной платы.
В 2008 году предприятием была получена прибыль от реализации в размере 53,3 млн. руб. Однако прибыль не является показателем эффективности деятельности предприятия. С этой целью используется показатель рентабельности.
Данное значение характеризует величину остающегося на предприятии дохода, который содержится в одном рубле реализованной продукции. В 2007 году прибыль от реализации составила 72,2 млн. руб., что больше чем в 1,4 раза, чем в 2008 году. В соответствии с этим уменьшилась и рентабельность с 4,7% до 2,7%.
Однако в связи с тем, что Общество является монополистом в городе по предоставляемым услугам данные объемы услуг достаточно малы по сравнению с имеющимися мощностями предприятия и с возможным спросам на данные услуги.
В сложившейся ситуации необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы разобраться в причинах недостаточного интереса жителей города Пинска в оказываемых услугах ОАО «Пинчанка-Пинск». И далее сформулировать предложения по выходу из сложившейся обстановки.
Для повышения эффективности функционирования ОАО «Пинчанка-Пинск» было проведено маркетинговое исследование спроса на услуги химчисток и прачечных посредством опроса населения.
Методика исследования предусматривает: разработку анкеты, обоснование метода и объема выборки из генеральной совокупности, сбор и первичную обработку данных, определение методов анализа.
Для исследования потребностей населения города в бытовых услугах была разработана анкета, состояния из 6 блоков, включая реквизитную часть
В первом блоке представлены вопросы о наличии потребности в бытовых услугах. Во втором блоке определяется, как часто респондент пользуется конкретными видами бытовых услуг один раз в месяц, один раз в три месяца, один раз в полгода, реже или вообще не пользуется. В третьем блоке вопросов респондентам предложено выделить наиболее важные для них критерии, которыми они руководствуются при обращении к услугам предприятия бытовой сферы. В четвертом блоке опрашиваемые должны оценить степень их удовлетворенности услугами химчисток, прачечных. Если респондент не удовлетворен каким-либо видом услуги, то в пятом блоке вопросов он указывает причины своей неудовлетворенности. В шестом блоке (реквизитная часть) респонденты указывают сведения о себе. Эти характеристики позволяют определить целевой сегмент рынка бытовых услуг.
Во время анкетирования было опрошено 500 респондентов. Их идентификация проводилась по следующим социально-демографическим характеристикам: возрасту, полу, семейному положению, роду деятельности.
По результатам анкетирования можно отметить, что наибольший процент потребителей бытовых услуг составляет население в возрасте от 30 до 39 лет (23%), возможно это связано с тем, что данная категория населения имеет семьи с маленькими детьми и более высокий уровень дохода, по сравнению с подростками (9%) и пенсионерами (2%), которые составляют наименьшую долю в структуре потребителей бытовых услуг. Кроме того, данный вид услуг пользуется незначительным интересом со стороны населения, поскольку в настоящее время многие люди дома имеют стиральные машины автомат (рисунок 1).
Рисунок 1 Возрастная структура потребителей бытовых услуг, %
Рисунок 2 Степень удовлетворенности бытовыми услугами
Рассматривая степень удовлетворенности населения города Пинска бытовыми услугами можно отметить, что наибольший процент абсолютно удовлетворенных граждан составляет ремонт ковров (80%), а наименьший стирка белья (10%). Это связано с тем, что большинство граждан предпочитают стирать дома. Популярностью среди населения пользуются такие виды услуг как ремонт одежды и химчистка: 71% и 65% соответственно. Наибольший процент по частичной удовлетворенности и абсолютной не удовлетворенности составляет крашение (22% и 14% соответственно). 80% опрошенных затруднялись ответить, насколько их удовлетворят стирка белья в ОАО «Пинчанка - Пинск» (рисунок 2).
Как видно из рисунка 3, если рассматривать население по половому признаку, то больше всего бытовыми услугами пользуются женщины, поскольку в основном все домашние заботы именно на них.
Рисунок 3 - Половая структура потребителей бытовых услуг, %
Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые рекомендации дирекции ОАО «Пинчанка-Пинск»:
- Разработать оптимальный ассортимент услуг, учитывая пожелания населения города, такие, как чистка и стирка изделий сложного ассортимента, чистка и крашение меха, химическая чистка мягких игрушек, индивидуальная стирка белья в прачечной и пр. Важное место в товарной политике предприятия должна занять инновационная деятельность, так как потребители не могут полностью удовлетворить свои потребности в бытовых услугах.
- Произвести комплектацию предприятия оборудованием для оказания услуг в соответствии с потребностями и предпочтениями населения г. Пинска.
- Ввести комплекс дополнительных услуг, таких, как прием заказов по телефону, доставка в удобное для потребителя время, упаковка, срочное выполнение заказа, что позволит увеличить частоту пользования бытовыми услугами.
- Обратить внимание на такие показатели, как доступность цены на услуги, высокое качество работы, нетаксичность используемых химикатов, компетентность персонала, качество обслуживания и возможность работы с различными материалами, поскольку большая часть неудовлетворенности респондентов услугами прачечных и химчисток связана именно с этими факторами.
- Разработать коммуникационную политику с существующими и потенциальными клиентами, включающую информированность о самом предприятии, предлагаемых услугах (в том числе дополнительных, таких, как прием заказов по телефону, доставка на дом, продажа сопутствующих товаров и другой применяемой технологии, химикатах и других средствах очистки).
- Обеспечить высокое качество обслуживания и исполнения заказа с помощью профессионально подготовленного персонала, создания комфортной обстановки в приемных пунктах.
Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что для более успешной работы ОАО «Пинчанка-Пинск» необходимо иметь четкое представление о потребностях в услугах целевой группы потребителей, причинах недовольства или отказа от услуг предприятий бытовой сферы.
А учет наиболее важных критериев позволит стимулировать спрос, используя следующие инструменты:
- повышение качества бытовых услуг, предоставляемых потребителям;
- изменение цен в соответствии с ситуацией на рынке;
- формирование имиджа предприятия бытового обслуживания, акцентируя внимание на применяемые современные технологии, надежность, гарантия качества;
- проведение рекламной кампании, являющейся составной частью систем продвижения бытовых услуг;
- различные способы привлечения покупателей (качественное обслуживании комплекс дополнительных услуг, системы скидок для постоянных покупателей) и др.
В заключение необходимо подчеркнуть, что предложенная методика исследования может служить, с одной стороны, в качестве базы для выработки региональным органами управления стратегии развития сферы бытового обслуживания населения и политики его регулирования, а с другой стороны, в качестве методических рекомендаций для предприятий по использованию возможностей инструментов маркетинга в принятии инвестиционных решений.
PAGE \* MERGEFORMAT 4
EMBED Excel.Chart.8 \s
Маркетинговое исследование причин недостаточного интереса жителей города Пинска в бытовых услугах (на примере ОАО «Пинчанка-Пинск»)