Конспект урока на тему «Обучение грамоты»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект урока на тему «Обучение грамоты»
Воспитатель МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 1
Прокопенко Н. И.
станица Ленинградская
Программные задачи:
- Познакомить детей с азбукой, дать понятия «буква», «звук», «гласный», «согласный». Дать понятие «мягкий», «твердый», согласные звуки. Учить составлять предложения из двух слов, называя их место в предложении.
- Продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком, и выделять первый звук в слове.
- Воспитывать внимание, усидчивость, развивать фонематический звук.
Методы и приемы:
- Игровой момент, объяснение, показ, вопросы к детям, ответы детей.
Материал:
- Красный и синий домики с буквами, наборное полотно, предметные картинки, мороженое, мишка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый дом. Но дом этот не простой, а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира
(Прикрепляю буквы к фланелеграфу)
На самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко - прегромко петь. За то, что у этих жильцов громкий голос, их назвали гласными.
Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие сарафаны и синие кафтаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах. И они даже захотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть так, же громко и долго, как это делали красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные. У синих жильцов очень короткий и отрывистый звук.
Давайте вместе с вами попробуем произнести эти звуки.
(Дети произносят согласные звуки)
И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные. За это их назвали согласными.
Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Вы не знаете, чем отличаются эти понятия?
Буква - это то, что мы с вами видим, пишем или читаем
(Показываю буквы, пишу их на доске)
Вот это все буквы.
Все буквы могут звучать, издавать какой-звук.
Воспитатель: Гласные звуки издают, какой звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель: А согласные?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Давайте, попробуем угадать, какая буква издает гласный звук, а какая согласный.
Найдите мне букву «А»
Какой звук она издает?
Дети: А-а-а-а.
Воспитатель: Поет буква «А»?
Дети: Да. Она издает гласный звук.
Воспитатель: Найдите мне букву «Б». Давайте попробуем произнести звук, который издает буква «Б». Поднатужилась, попыталась пропеть, но у нее получался только короткий, отрывистый звук. Какой это звук?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Ребята, звуки иногда дружат. Давайте посмотрим, что получается, когда дружат гласные и согласные звуки.
МА, РО, ДУ, КУ, НЭ - согласные в этих случаях звучат твердо, потому что гласные, которые с ними дружат - сердитые. Когда же согласные дружат со звуком «и» - добрый: МИ, РИ, ЛИ, НИ. Значит, мы узнали, что согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем. Посмотрите, к нам в гости пришел мишка. Какой он?
Дети: Хороший, плюшевый, маленький, любимый, косолапый.
Воспитатель: Ко мне выйдет Саша, он будет обозначать слово «мишка»
(Даю ему мишку) и Рома он будет обозначать слово - пушистый. Постройте мне предложение «Мишка пушистый».
- Какое первое слово в этом предложении? Какое второе слово?
(Затем предлагаю детям поменяться местами)
- Какое предложение теперь получилось?
Дети: Пушистый мишка.
Воспитатель: Какое первое слово в этом предложении?
Дети: Пушистый.
Воспитатель: Какое второе слово?
Дети: Мишка.
Воспитатель: А сейчас я хочу вам предложить интересную игру «Доскажи словечко» Я буду загадывать загадку, а вы её будете отгадывать и в слове-отгадке называть первый звук:
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей
И однажды бегемота
Вытащил он из болота
Он известен, знаменит
Это доктор «Айболит»
Воспитатель: С какого звука начинается это слово?
Дети: Со звука «А»
(Выставляю на наборное полотно картинку с изображением доктора «Айболита»)
Летом в огород - свежие, зеленые
А зимой в бочке - желтые, соленые.
Отгадайте молодцы, как зовут нас?
(Огурцы)
Воспитатель: С какого звука начинается это слово?
Дети: Со звука «О»
(Выставляю на наборное полотно картинку с изображением огурца)
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне
Он хозяйкам добры друг-
Электрический … (утюг)
Воспитатель: С какого звука начинается это слово?
Дети: Со звука «У»
(Выставляю на наборное полотно картинку с изображением утюга)
Воспитатель: Молодцы! А теперь я посмотрю, кто у нас самый сообразительный. Слушайте внимательно: Мама пришла из магазина, какие продукты она принесла, если покупала только такие, в которых есть звук «м»?
Дети: Масло, молоко, мороженое, макароны, манка, маргарин, сметана, помидоры, вермишель, мясо, мед, пельмени.
Воспитатель: Молодцы! Чем бы вы хотели, чтобы я вас угостила из перечисленных продуктов?
Дети: Мороженым.
Воспитатель: За ваше внимание и старание каждый получает мороженое. Приятного аппетита!
Литература:
«Методика развития речи» А. М. Бородич, Москва, 1981 г.
«Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома»,Н. В. Новоторцева, Ярославль, 1998 г.
«Подготовка к обучению грамоте в детском саду», А. П. Иваненко, Киев, 1987 г.
«Речь и речевое общение детей», А. Г. Арушанова, 1999 г.