Качество жизни населения регионов Севера России

Торопушина Екатерина Евгеньевна

к.э.н., с.н.с. Института экономических проблем им. Г.П. Лузина

Кольского научного центра Российской академии наук

г. Апатиты

Качество жизни населения регионов Севера России

Для Севера России2, как особой зоны, имеющей исключительно важное значение для экономики и безопасности страны, вопросы повышения уровня качества жизни населения3 являются наиболее актуальными. Невысокий уровень и качество жизни населения продуцируют увеличение миграционного оттока (преимущественно трудоспособного населения), дефицит квалифицированных кадров, снижение уровня здоровья и образования населения, снижение продолжительности жизни, депопуляцию, увеличение числа социальных аномалий и социальной напряженности в обществе, снижение темпов экономического роста. В конечном счете, нерешенность проблем в этой сфере, помимо ряда негативных социальных и экономических последствий, несет в себе угрозу обезлюдивания северных территорий и, как следствие, – угрозу потери важнейшего стратегического ресурса государства – территории.

Несмотря на отдельные позитивные тенденции последних лет, демографическая ситуация в северных регионах характеризуется рядом серьезных проблем. Для большинства регионов Севера характерно интенсивное сокращение численности населения, основным источником которого является миграционная убыль и, несмотря на то, что в последние годы она в большинстве северных регионов снизилась и стабилизировалась, до сих пор наблюдается интенсивный отток населения, а в числе выбывших растет доля лиц трудоспособного возраста. Что касается естественного движения населения, то, в отличие от ситуации, характерной для России в целом, в большинстве регионов наблюдается естественный прирост населения. Однако связано это, в основном, с ростом общих коэффициентов рождаемости, а не со снижением смертности – ее уровень остается высоким. Особую тревогу вызывает крайне высокий уровень младенческой смертности, а в Ненецком АО, Архангельской и Магаданской областях – ее рост. Основной критериальный показатель качества жизни – показатель ожидаемой продолжительности жизни населения – в среднем по регионам Севера отстает от среднего по стране на 2,5 года (в 2007 г. он составил 65,1 лет, при среднем по РФ – 67,5). Лишь в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО показатель ожидаемой продолжительности жизни в 2007 г. (69,3 и 70,2 лет, соответственно) был выше среднероссийского уровня (но и здесь ситуация значительно хуже, чем в развитых странах, где средняя продолжительность жизни населения составляет около 80 лет). Наихудшая ситуация по этому показателю сложилась в Республике Тыва, Чукотском и Ненецком АО (в 2007 г. он составил 59,1, 58,7 и 61,9 лет, соответственно). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в этих регионах не превышает 55 лет, что ниже даже уровня пенсионного возраста. Кроме этого, в Чукотском АО за период 2000-2007 гг. наблюдается снижение показателя ожидаемой продолжительности жизни.

Один из важнейших аспектов качества жизни – уровень здоровья населения. Факторы, определяющие состояние и динамику здоровья: социально-экономическая ситуация, качество окружающей среды4, продуктов питания, санитарно-гигиенические условия труда, быта, генетические особенности человека, уровень развития систем здравоохранения и социального обеспечения, психоэмоциональная среда. Уровень здоровья жителей позволяет оценить степень достижения региона в области повышения качества жизни человека. Несмотря на то, что в целом по северным регионам показатель первичной заболеваемости населения, начиная с 2005 г., имел тенденцию к незначительному сокращению (в РФ – рост), однако он, до настоящего времени, остается более высоким, чем в среднем по России (в 2007 г. – на 18,5%, в 2000 г. – на 27,1%). В 2007 г. уровень заболеваемости населения был ниже среднего по РФ только в одном – Тыве, где он составил 588 случая на 1000 человек населения. Однако, это связано не с действительно низким уровнем заболеваемости населения, поскольку показатель ожидаемой продолжительности жизни в Тыве один из самых низких, а с недостаточной доступностью медицинской помощи, сокращением числа обращающихся за медицинской помощью и пр. В целом необходимо отметить, что уровень здоровья населения северных регионов остается низким. Особую тревогу вызывает крайне высокий уровень заболеваемости населения алкоголизмом и алкогольными психозами, что в свою очередь продуцирует рост и высокие показатели смертности от внешних причин, травм, отравлений, болезней органов пищеварения. В 2007 г. только в 2 регионах уровень заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами был ниже среднероссийского (Тыва и Архангельская обл.), тогда как в большинстве регионов – выше среднего по РФ в 1,5-2,7 раза, а крайне неблагополучными регионами являются Магаданская и Сахалинская обл. (уровень заболеваемости выше среднероссийского в 4 раза) и Чукотский АО5 (4,5 раза)6. Отмечается тенденция роста смертности от туберкулеза и новообразований в большинстве северных регионов. В целом, наиболее неблагополучными регионами в этой сфере являются Чукотский АО, Тыва, Карелия, Магаданская и Сахалинская обл.

В последние годы реализуется ряд программ, направленных на социальное развитие как страны в целом, так и ее регионов (в т.ч. национальные проекты "Здоровье", "Образование"). Однако их влияние на ситуацию в северных регионах неоднозначно.

Одной из наиболее значимых в настоящее время проблем является низкий уровень доступности услуг объектов социальной инфраструктуры, особенно – учреждений здравоохранения. Несмотря на то, что показатели обеспеченности врачебными кадрами и больничными койками в северных регионах, как правило, выше, чем в среднем по РФ в большинстве муниципальных образований уровень обеспеченности крайне низок – в 1,5-2 раза ниже, чем в среднем по субъекту РФ, к которому они относятся (кадрово-инфраструктурный потенциал сосредоточен, в основном, в региональных/муниципальных центрах)7. Обновление медицинских кадров происходит крайне медленно. В большинстве регионов Севера отсутствуют медицинские учебные заведения, а привлечь специалистов из других регионов крайне сложно (основными причинами отказа работать, как правило, являются низкая заработная плата и условия проживания). Также, одной из проблем является слабая материально-техническая база медицинских учреждений. Значительная часть учреждений здравоохранения требует капитального ремонта. Что касается образования, то здесь основными проблемами являются недостаточно высокий уровень охвата детей дошкольным образованием, неблагоустроенность зданий образовательных учреждений. Так, в Тыве лишь 16,3% общеобразовательных учреждений оборудовано канализацией, 21,7 – водопроводом; в Ненецком АО - 36,8 и 28,9; Якутии – 38,6 и 40,3, соответственно. В целом для значительной части северных регионов в настоящее время характерен низкий уровень доступности услуг отраслей социальной сферы, усугубляемый некомплексным характером и крайне низким уровнем развития социальной инфраструктуры.

Острее всего проблема развития социальной инфраструктуры стоит в поселениях с малой численностью населения (особенно – в местах проживания представителей коренных малочисленных народов). Услуги здравоохранения, образования, культуры в большинстве муниципальных образований малодоступны, поскольку объекты социальной инфраструктуры сосредоточены, в основном, в административных центрах, однако, большинство населенных пунктов значительно удалены от них. Уровень транспортной доступности крайне низкий. Лишь в Карелии густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытиям соответствовала в 2007 г. среднероссийскому показателю (37 км дорог на 1000 км2 территории), тогда как в остальных северных регионах данный показатель был ниже от 2 раз (в Мурманской обл.) до 46 раз (в Чукотском АО). По сравнению с 2000 г. показатель густоты автомобильных дорог вырос незначительно – лишь на 2,7% (в РФ – на 19,3%).

Ситуация в жилищной сфере в северных регионах также неоднородна (поскольку освоение Севера имело несколько этапов, то и создание жилищного фонда также было волнообразным). К регионам с относительно благополучной ситуацией в этой сфере можно отнести успешно строящиеся и достаточно высоко благоустроенные Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, обязанные таким положением благоприятной экономической конъюнктуре. В тоже время в этих же округах наблюдается сильная внутрирегиональная дифференциация. Положительный общий результат жилищной сферы в округах достигнут благодаря развитию городов, в то время как в сельской местности износ жилого фонда составляет 50-70% и он практически не обновляется. Наихудшая ситуация сложилась в Тыве, где наблюдается крайне низкие уровни благоустройства жилищного фонда и нового строительства, высокая доля ветхого и аварийного жилья (но при этом в Тыве одна из самых низких стоимостей нового строительства и самый высокий уровень участия населения в жилищных инвестициях). По доле жилищно-коммунальных услуг в расходах домохозяйств только два региона – Республика Якутия и Ненецкий АО соответствовали среднероссийскому уровню. Для всех остальных регионов доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в общем уровне расходов выше, чем среднероссийская, причем в таких регионах как Мурманская обл. и Корякский АО – более чем в 1,5 раза8.

Одна из основных проблем развития северных регионов – низкий уровень жизни населения. Несмотря на рост доходов населения северных регионов, их уровень остается низким. Темпы роста реальных доходов и заработной платы в период 2000-2007 гг. отставали от средних по стране: реальные денежные доходы выросли в 2 раза (в РФ – в 2,3); реальная заработная плата увеличилась в 2,1 раза (в РФ – в 2,6). Лишь в Ненецком АО и Тыве темпы роста реальных денежных доходов и заработной платы, в Сахалинской обл. – заработной платы, были выше, чем в РФ. Средняя начисленная заработная плата в среднем по регионам Севера увеличилась в 4,8 раза (в РФ – в 6,1). Если в 2000 г. средняя заработная плата была выше среднероссийской в 2 раза, то в 2007 г. – лишь в 1,6. В Тыве (весь период) и Карелии (в 2007 г.) средняя заработная плата была ниже средней по РФ. Остается высоким, несмотря на снижение абсолютных показателей, уровень бедности населения: если в 2000 г. он был выше среднероссийского всего на 2,3%, то в 2007 г. – уже на 19,3%. По отношению к среднероссийскому уровню соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума лишь Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский АО имеют высокий и выше среднего уровень развития. Наихудшая ситуация сложилась в Тыве (где данный показатель ниже среднероссийского в 2 раза), Камчатском крае (1,8), Архангельской обл. (1,7) и Карелии (1,6 раза). Кроме того, остается достаточно высокой доля людей, относящих себя к бедным. Например, в Мурманской обл. в 2007 г. определяли себя как "бедные" 37% опрошенных жителей области9. Остается низкой покупательная способность пенсий, назначенная средняя пенсия не обеспечивает качественный уровень

жизни пенсионеров. Кроме того, в Якутии, Сахалинской обл. и Чукотском АО средний размер назначенных месячных пенсий ниже величины прожиточного минимума. Наблюдается тенденция к усилению расслоения населения по уровню доходов. Происходит дальнейшее сближение уровня доходов населения в северных регионах и среднего по стране при сохранении более высокой стоимости жизни на Севере. Покупательная способность доходов и заработной платы по их соотношению с прожиточным минимумом ниже средней по РФ. В большинстве регионов Севера темпы роста потребительских расходов на душу населения выше темпов роста денежных доходов (в т.ч., в Мурманской обл. – в 1,9 раза, в Камчатском крае и Чукотском АО – в 1,7 раза). Таким образом, несмотря на некоторый рост отдельных показателей уровня жизни населения северных регионов, он остается низким, а по ряду направлений отстает от среднероссийского.

В целом, уровень развития человеческого потенциала и качества жизни северных регионов остается невысоким, несмотря на то, что в последние годы произошли позитивные изменения (особенно, в целом по России). Несмотря на то, что с 2006 г. Россия вошла в число развитых стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), северные регионы в группу развитых10 не входят. Во всех регионах Севера ИРЧП ниже среднероссийского показателя (в 2006 г. ИРЧП в РФ составил 0,805). Лишь в двух северных регионах – Коми и Якутии, ИРЧП находится на относительно высоком уровне: в 2006 г. он составил 0,79911. Наибольшее отставание северных регионов от среднего уровня по РФ в 2006 г. наблюдается по индексу долголетия (0,637 против 0,693 по РФ), при этом ни в одном регионе данный показатель не был выше среднероссийского. Индекс доходов в среднем по северным субъектам также крайне низок – лишь в двух регионах (Коми и Сахалинской обл.) индекс доходов был выше среднероссийского уровня. Аналогичная ситуация с индексом образования12 – здесь регионами с более высоким, чем в РФ, уровнем индекса являются Магаданская обл. и Якутия.

Еще один интегральный индикатор – индекс качества жизни13 - также как и при расчете ИРЧП, в наибольшей степени зависит от уровня жизни населения. Однако в отличие от ИРЧП, индекс качества жизни рассчитывается для всех регионов, таким образом, в группу регионов-лидеров, с индексом качества жизни выше 0,800, попадают два северных региона – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. На уровне среднероссийского значения показатель Коми (0,735 в 2005 г.). В остальных регионах индекс качества жизни находится на уровне ниже среднего по РФ. В последние годы в большинстве регионов наметилась тенденция снижения показателя индекса качества жизни, при его росте в целом по РФ. В результате, если в 2002 г. в 7 регионах Севера показатель индекса качества жизни был выше среднего по РФ, то в 2005 г. – лишь 2.

Таким образом, сделан вывод о том, что лишь три региона Севера – Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий АО – имеют относительно высокий уровень качества жизни населения, что обусловлено, в основном, высоким уровнем доходов населения. Однако, по большинству социально-экономических показателей и здесь ситуация неблагополучная. В большинстве же регионов, несмотря на некоторые положительные изменения, проблемы в этой сфере далеки от решения и, в целом, уровень качества жизни населения в северных регионах ниже, чем в среднем по России. К группе явных аутсайдеров относятся Тыва и Корякский АО, именно здесь проблемы качества жизни - низкие доходы, высокий уровень распространенности бедности и безработицы, низкий уровень доступности и невысокое качество услуг отраслей социальной сферы - стоят наиболее остро. Вместе с тем, высокий уровень доходов населения, высокоразвитая социальная инфраструктура, благоприятные условия жизни – все это, по своей сути, является социальной компенсацией за работу и проживание в неблагоприятных условиях Севера и, с этих позиций, уровень качества жизни населения должен быть, как минимум, не ниже уровня, достигнутого в обжитых регионах РФ. Однако в большинстве северных регионов наблюдается неблагополучная ситуация в этой сфере.

Для преодоления негативных тенденций и повышения качества жизни населения регионов Севера России необходимо существенно усилить меры государственного регулирования и протекционизма в вопросах медико-демографического развития, развития социальной сферы (здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и др.), повышения уровня жизни населения и т.д., направленные на тотальное повышение качества жизни населения северных территорий. Необходимо обеспечить проведение дифференцированной государственной политики в социальной сфере, учитывающей специфические особенности северных территорий (в том числе низкие финансовые возможности, слабый кадрово-инфраструктурный потенциал, удаленность большинства поселений от крупных центров, демографические характеристики и пр.). Внедрить специализированные меры государственной субсидиарной поддержки, обеспечивающие качественно новый уровень развития труднодоступных сельских поселений, малых городов Севера и Арктики. Разработать и реализовать программы, направленные на создание и развитие современных, отвечающих высоким требованиям, медицинских, дошкольных, образовательных, культурно-досуговых учреждений, обеспечить достижение соответствия высочайшим стандартам качества и значительное повышение доступности услуг объектов социальной инфраструктуры. Необходимо разработать и внедрить программы, направленные на стимулирование саморазвития субъектов Федерации, муниципальных образований, поселений, поддержку инициатив местных сообществ и бизнеса, направленных на повышение качества жизни населения регионов Севера России.

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ по государственной поддержке научных исследований молодых российских ученых-докторов наук № МД-1681.2009.6 "Сценарии социально-экономического развития регионов Севера РФ".

2 В статье анализируется социально-экономическое развитие только тех регионов Севера, которые полностью относятся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям: республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Тыва, Архангельская, Магаданская, Мурманская, Сахалинская области, Камчатский край, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа не рассмотрены, поскольку статистические данные публикуются только по Красноярскому краю в целом.

3 Изучение качества жизни началось на западе с середины 1960-х гг. Термин "качество жизни" впервые был использован Дж. Гелбрейтом в книге "Общество изобилия" в 1964 г. Изначально определение качества жизни включало лишь оценку объективных условий существования общества. В настоящее время наиболее часто используется концептуальный подход к определению качества жизни заключающийся в обобщенном анализе объективных условий существования и их субъективной оценке на уровне общества и индивида. Такие компоненты, как социальные связи, семейные ценности, политическая и социальная стабильность могут оцениваться только субъективно, так как объективных критериев не существует. В связи с этим, при оценке качества жизни должны проводиться объективные и субъективные измерения, основанные на регулярных социологических опросах населения. Однако, для регионов Севера России использование субъективных оценок пока невозможно, поскольку в настоящее время отсутствуют регулярные социологические обследования, репрезентативные для каждого субъекта РФ, в связи с чем, в данной работе использованы лишь объективные (статистические) данные.

4 На уровень здоровья непосредственное влияние оказывает экологическая обстановка. В большинстве северных регионов территории вокруг концентрации производств являются, как правило, зонами чрезвычайной экологической ситуации, с превышением допустимых норм загрязнения воздуха, водоемов и почвы.

5 В 2005 г. в Чукотском автономном округе был зарегистрирован самый высокий уровень заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами – 847,5 случаев на 100 тысяч человек населения, что в 5,5 раз выше среднего по России.

6 Следует отметить, что показатели первичной заболеваемости не позволяют оценить реальное состояние дел с распространенностью заболеваний. Высокий уровень регистрируемой заболеваемости, например, в Чукотском АО зависит, в том числе, и от высокого уровня доступности услуг учреждений здравоохранения.

7 Например, в Ненецком АО из 163 врачей 125 работают в Нарьян-Маре (47,1 на 10 тыс. населения), соответственно для муниципальных образований (без учета Нарьян-Мара) обеспеченность врачами составляет всего 24,7 на 10 тыс. населения (при среднем показателе по Ненецкому АО - 38,8).

8 Залкинд Л.О., Торопушина Е.Е. Жилищная политика в России: Северное измерение. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН. 2009. – с. 91

9 По данным социологических опросов населения Мурманской области, регулярно осуществляемого Институтом экономических проблем КНЦ РАН (2 раза в год, выборка более 1 тыс. чел.).

10 Наиболее высоким значением ИРЧП в 2006 г. обладали Скандинавские страны – 0,954. Россия занимает только 67 место, между Беларусью и Албанией.

11 Однако следует учитывать, что в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО ИРЧП явно превышает порог высокого уровня развития человеческого потенциала (0,800), но для них ИРЧП не рассчитывается.

12 Необходимо отметить, что на более низкие значения индекса образования в регионах Севера существенное влияние оказывает удаленность северных субъектов РФ от центра страны, где, в основном, сосредоточены высшие учебные заведения и где, несмотря на регионализацию высшего образования, получает профессиональное образование значительная часть молодежи этих регионов.

13 Индекс качества жизни разработан сотрудниками географического факультета МГУ. Порогом высокого уровня качества жизни, также как и развития человеческого потенциала, является значение 0,800.

PAGE 5

Качество жизни населения регионов Севера России