Современный подход в применении ABC и XYZ-анализа в управлении запасами предприятия
Лестев Дмитрий Васильевич
Волгоградский филиал Академии труда и социальных отношений
Волгоград
Современный подход в применении ABC и XYZ-анализа в управлении запасами предприятия
Наиболее распространенным методом контроля и управления запасами является метод АВС-анализа. С помощью АВС-анализа реализуется возможность последовательной ориентации на принцип Парето, согласно которому 20% покупателей приобретают 80% продукции. АВС-анализ позволяет выделить из множества влияющих факторов те, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей, а именно, получение прибыли. Расчеты концентрируются на решении важнейших задач для предприятия, в результате чего появляется возможность целенаправленного уменьшения затрат на остальные сферы2.
Решающее преимущество АВС-анализа заключается в простоте применения. Этот метод позволяет быстро сделать выводы, способствующие уменьшению перегрузки деталями в разработке стратегии управления запасами. Для наглядного применения АВС-анализа мы использовали исходные данные по ООО «Дистрибьюторской компании БХЛ», которая уже 12 лет лидирует на рынке товаров бытовой химии, средств гигиены, косметики и хозяйственных товаров, занимаясь дистрибуцией и оптовыми поставками (Таблица 1).
Таблица 1.
Динамика продаж за IV квартал 2008 г.
Марка товара, наименование |
Группы товаров по ценовому порогу |
Ценовой порог (руб) |
Критерий: запас на складе за месяц (т.) |
Реализация за квартал (т) |
Сумма запасов реализованных за квартал |
||
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
|||||
«Colgate» з.п. |
1 |
16,3 |
40000 |
12000 |
8350 |
9015 |
29365 |
«Colgate» з.п. |
2 |
31,38 |
25561 |
15009 |
4350 |
10200 |
29559 |
«Colgate» з.п. |
3 |
39,6 |
25008 |
16000 |
11500 |
4987 |
32487 |
«Blend-a-med» з.п. |
5 |
16,3 |
22087 |
14564 |
4356 |
4547 |
23467 |
«Blend-a-med»з.п. |
6 |
31,38 |
19337 |
10777 |
5455 |
1300 |
17532 |
«Silka» з.п. |
9 |
16,3 |
18352 |
5487 |
9087 |
2103 |
16677 |
«Blend-a-med» з.п. |
7 |
39,6 |
10105 |
6542 |
6072 |
4620 |
17234 |
«Blend-a-med» з.п. |
8 |
61 и более |
7662 |
5466 |
1200 |
600 |
7266 |
«Silka» з.п. |
10 |
31,38 |
7056 |
4875 |
5555 |
4328 |
14758 |
«Silka» з.п. |
11 |
39,6 |
6543 |
4253 |
3757 |
3937 |
11947 |
«Colgate» д.з.п. |
и более |
5466 |
|||||
«Silka» з.п |
12 |
61 и более |
2311 |
934 |
112 |
89 |
1135 |
Обычно используется следующий алгоритм расчета АВС-анализа: после выбора критерия распределения товаров определяется удельный вес значения критерия, а также нарастающий итог по каждой позиции. Товары распределяются на категории А, В, С по следующему признаку: 1) меньше 80 % - это товары, которые относятся к группе А; 2) 81-90 % - это группа В; 3) больше 90 % - это группа С. Полученные результаты приведеныой ниже (Таблица 2).
Таблица 2.
Дифференцирование ассортимента по методу АВС за IV квартал 2008г
Марка товара, наименование |
Группы товаров по ценовому порогу |
Ценовой порог (руб) |
Критерий: средний запас за месяц по позиции (т.) |
Удельный вес |
Нарастающий итог |
Группа |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Colgate» з.п. |
1 |
16,3 |
40000 |
0,21 |
0,21 |
А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Colgate» з.п. |
2 |
31,38 |
25561 |
0,13 |
0,35 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Colgate» з.п. |
3 |
39,6 |
25008 |
0,13 |
0,48 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Blend-a-med» з.п. |
5 |
16,3 |
22087 |
0,12 |
0,59 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Blend-a-med»з.п. |
6 |
31,38 |
19337 |
0,1 |
0,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Silka» з.п. |
9 |
16,3 |
18352 |
0,1 |
0,79 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Blend-a-med» з.п. |
7 |
39,6 |
10105 |
0,05 |
0,85 |
В |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Blend-a-med» з.п. |
8 |
61 и более |
7662 |
0,04 |
0,89 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Colgate» д.з.п. |
и более |
5466 |
,04 |
,90 |
С |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Silka» з.п. |
10 |
31,38 |
7056 |
0,04 |
0,92 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Silka» з.п. |
11 |
39,6 |
6543 |
0,03 |
0,96 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Silka» з.п |
12 |
61 и более |
2311 |
0,01 |
1,0 |
Марка товара, наименование |
Группы товаров по ценовому порогу |
Критерий: средний запас за месяц по позиции (т.) |
Группы (современная модель) |
Группы (классическая модель) |
«Blend-a-med» з. п. |
,44 |
Z |
Z |
|
«Blend-a-med» з.п. |
,37 |
|||
«Blend-a-med» з.п. |
,95 |
|||
«Silka» з.п. |
9 |
,3 |
||
«Silka» з.п |
12 |
,78 |
||
«Colgate» з.п. |
2 |
44,23 |
Y |
|
«Colgate» з.п. |
3 |
41,75 |
||
«Colgate» д.з.п. |
4 |
20,46 |
X |
Y |
«Colgate» з.п. |
,22 |
|||
«Blend-a-med» з.п. |
7 |
14,24 |
||
«Silka» з.п. |
10 |
10,2 |
||
«Silka» з.п . |
11 |
5,15 |
X |
Для наглядного примера мы свели результаты АВС-анализа и XYZ-анализа в одну общую матрицу различных стратегий для успешного бизнес-планирования и управления запасами предприятия (Рисунок 1). Расположив по оси ординаты последовательно группы X,Y и Z, а по оси абсциссы группы А, В и С получаем матрицу с категориями АX, ВX, СX, АY, ВY, СY, АZ, ВZ и СZ соответственно, где располагаем позиции товаров, попадающих по расчетам в данные категории.
Рис. 1 Сводная матрица АВС-XYZ-анализа ассортиментного ряда ООО «Дистрибьюторская компания БХЛ»
Как видно на Рис. 1, представленная матрица позволяет разработать приоритетные стратегии по формированию ассортимента продукции:
- Стратегия Ах Вх это профильные товары, которые приносят основную прибыль предприятию. Для позиций №1 и №7 желательно применить фиксированный интервал времени;
- Стратегия Сх позиции №4 и №10 следует оставить на случай отработки рекламной стратегии (в качестве эксперимента) или иметь в ограниченном запасе на случай непредвиденного кризиса с профильным товарами (рассчитать «страховой запас»);
- Стратегия Аz это товар (позиции № 5, 6, 9), на который достаточно усилить рекламу и он попадет в категорию Ах. Эту позицию следует оставить в ассортименте, чтобы в случае спада спроса поменять стратегию сбыта (нужно продумать рекламные ходы).
- Стратегия Ау это товары (позиции № 2, 3), для которых следует рассчитать модель доставки «точно в срок».
- Стратегия Вz - это товар (позиция № 8), для которого следует применить модель фиксированного размера запаса.
- Стратегия Сz это товары-паразиты (позиции № 11, 12), от которых нужно срочно избавится, так как они не приносит прибыли и не оправдывает расходы на закупку.
Таким образом, данный вид совмещенного анализа позволяет спрогнозировать спрос на товар при планировании нового объекта ассортиментного ряда, а также оценить успешность ввода новой ассортиментной позиции. Итогом совмещения АВС-, и XYZ-методов является получение девяти групп объектов анализа, по двум критериям, которые позволяют оценить, степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ). Это незаменимый инструмент для повышения эффективности системы товародвижения.
Касательно нашего предприятия, метод АВС и XYZ применялся в целях выявления пробелов в планировании ассортимента и разработки стратегий по закупочной деятельности. На основе полученных результатов менеджеры могут принимать стратегические и логистически обоснованные решения. Таким образом, предприятие будет нести минимальные убытки и функционировать на положительном уровне.
2 Кулибаба В. Логистика: планирование материальных потоков// Практика и теория. 2009. [Электронный ресурс]. URL:// http://www.iq-soft.ru
3 Степанов А. XYZ-анализ при колебаниях товарного спроса // Прикладная логистика. 2006. - № 12. С.18-24.
4 Ваньян П.Л. Применение XYZ-анализа // Складской комплекс 2007. С.12-14.
5 Ковалев К.Ю., Уваров С.А., Щеглов П.Е. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. СПб.: Питер, 2007. 272 с.