Успех глазами слушателей программ бизнес-образования

Наталья Соболева,

аспирантка факультета социологии НИУ-ВШЭ,

г. Москва

Успех глазами слушателей программ бизнес-образования

Введение. Сегодня российский бизнес находится в процессе перехода на новую ступень развития, предполагающую более цивилизованные модели поведения и методы ведения предпринимательской деятельности. По мере становления реальных рыночных отношений и практик ведения бизнеса в России постепенно изменяются цели субъектов ведения бизнеса, их представления. Состояние бизнеса, однако, зависит не только от условий, но и от мотивации и целей тех, кто бизнес ведет. Цели ставятся исходя из представлений об успехе и стиле ведения бизнеса. Руководители и потенциальные руководители предпринимательских фирм все чаще в качестве одной из предполысок успеха в бизнесе рассматривают бизнес-образование. Целью данной работы является классификация слушателей по целям получения бизнес-образования и выявления различий в представлениях об успехе в разных группах.

В докладе используется подход с позиций концепции «плеяды нематериальных капиталов»1. Бизнес-образование является для его участников одним из механизмов наращивания ресурсов и капиталов. Приоритетным является инвестирование именно в те формы капитала, которые, с их точки зрения, являются ключевыми в достижении успеха. Одной из таких форм капитала становится наличие диплома о бизнес-образовании, дающего дополнительные компетенции и открывающего новые возможности благодаря вхождению в социальные сети. Одновременно обучение на программах бизнес-образования влияет на само восприятие успеха бизнеса, на представления об этике бизнеса, на место успеха в общей системе ценностей.

Эмпирической базой исследования является опрос слушателей бизнес-школ в трех престижных вузах города Москвы. Были охвачены слушатели вечерних и модульных программ МВА, EMBA и DBA. Всего было опрошено 144 человека.

Типология слушателей по целям получения бизнес-образования. Для структурирования слушателей по целям получения бизнес-образования была построена их типология на основе двух вопросов – о причинах получения бизнес-образования и о влиянии бизнес-образования на ряд параметров. С помощью кластерного анализа2 было выделено следующие пять возможных стратегий инвестирования в бизнес-образование.

«Профессионалы» стремятся инвестировать исключительно в человеческий капитал. В качестве причины получения бизнес-образования абсолютно все указали получение дополнительных знаний и навыков для профессионального роста. Для большинства важно также усвоение современных практик ведения бизнеса (88%) и развития управленческих компетенций (76%). От программ бизнес-образования «профессионалы» ожидают несколько больше, чем представители остальных групп. Они выше оценивают влияние бизнес-образования на прирост знаний, развитие навыков делового общения, расширение кругозора, умение решать конкретные бизнес-задачи. 60% «профессионалов» считают, что МВА сильно повлияет на прирост знаний (48% в целом), и на умение решать конкретные бизнес-задачи (39% в целом). По мнению 93% «профессионалов», МВА скорее, повлияет или сильно повлияет на развитие навыков делового общения (83% в целом). Кроме того, «профессионалы» больше всего времени тратят на подготовку к занятиям (5,5 часов против 4,9 часов в целом), что также отражает их стремление инвестировать в человеческий капитал.

«Общительные» помимо человеческого капитала заинтересованы в накоплении социального и символического. Они пришли получать МВА с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда в целом (59%), а именно за накоплением социального капитала (социальные связи, 52% и карьерный рост, 78%) и символического капитала (усиление статусных позиций, 55%), ростом заработной платы (24%). К влиянию бизнес-образования на различные аспекты карьеры «общительные» относятся скептически: они ниже оценили влияние МВА на навыки делового общения, развитие нестандартного мышления, умение решать конкретные бизнес-задачи и расширение кругозора. Только 7% считают, что МВА сильно повлияет на повышение навыков делового общения (против 24% в целом), 21% – на умение решать конкретные бизнес-задачи (против 39% в целом), 52% - на расширение кругозора (против 62% в целом). По мнению 38% «общительных», МВА скорее или совсем не повлияет на умение решать конкретные бизнес-задачи (21% в целом). Тем не менее, занимаются они больше среднего (5,4 часа).

«Общительные прагматики» характеризуются стремлением инвестировать в социальный и человеческий капиталы и полным отсутствием стремления инвестировать в символический капитал. Подавляющее большинство представителей данной группы (95%) пришло получать бизнес-образование с целью получения полезных контактов и знакомств. В человеческом капитале представители делают акцент именно на получение знаний, связанных с бизнесом. Абсолютно все отметили в качестве целей получения МВА развитие управленческих компетенций и усвоение современных практик ведения бизнеса. «Общительные прагматики» ниже всего оценивают вклад МВА в накопление символического капитала. В данной группе выше доля считающих, что МВА скорее или совсем не повлияет на укрепление позиций на рынке труда в результате получения престижного диплома (57% против 32% в целом) и на расширение круга доступных рабочих мест (57% против 35% в целом). Представители данной группы меньше всех готовятся к занятиям (3,9 часа в неделю против 4,9 часов в среднем).

«Общительные гибкие» пришли получать МВА прежде всего с целью изменения сферы деятельности (84%) и получения новых контактов и знакомств (65%). Примерно по трети представителей группы отметили получение престижного диплома и рост заработной платы в качестве причин получения бизнес-образования. Накопление человеческого капитала для данной группы менее важно, чем для остальных. Получение дополнительных знаний и навыков для профессионального роста отметила только половина представителей данной группы. Представители данной группы выше оценивают влияние МВА на накопление социального капитала: 85% против 75% в целом считают, что бизнес-образование скорее или сильно повлияет на расширение круга социальных контактов. При этом 35% (против 17% в целом) полагают, что МВА скорее или совсем не повлияет на повышение уверенности в себе и 46% (против 62% в целом) – что МВА сильно повлияет на расширение кругозора. Представители данной группы занимаются столько же, сколько в среднем (4,9 часа).

«Прагматичные снобы» стремятся с помощью бизнес-образования повысить свою конкурентоспособность на рынке труда в целом (100%). Они получают МВА ради престижного диплома (61%), роста заработной платы (50%), карьерного роста (33%). Накопление социального капитала не имеет для данной группы никакого значения. Подавляющее большинство представителей данной группы считают, что МВА скорее или сильно повлияет на укрепление позиций на рынке труда в результате получения престижного диплома (94% против 68% в целом) и на расширение круга доступных рабочих мест (89% против 65% в целом). Также половина «прагматичных снобов» считают, что МВА сильно повлияет на повышение уверенности в себе (против 38% в целом). Представители данной группы занимаются меньше чем в среднем (4,3 часа против 5 часов в целом).

Выделенные группы имеют разный социально-профессиональный состав. Среди «профессионалов» и «общительных прагматиков» преобладают руководители высшего звена и имеющие собственный бизнес, здесь выше всего число подчиненных и стаж в сфере управления. Большинство «прагматичных снобов» занимают неруководящие должности, работают в крупных компаниях и многие работают в иностранной компании. Среди «общительных» выше всего доля руководителей среднего звена, а доля неруководителей среди «общительных гибких» несколько выше среднего.

Представления об успехе и факторах успеха. Как и предполагалось, слушатели с разными стратегиями получения бизнес-образования различаются по представлениям об успехе.

Среди «профессионалов» выше доля тех, для кого одним из критериев успеха является возможность заниматься интересной деятельностью. Вопреки ожиданиям, доля отметивших высокий уровень профессионализма среди «профессионалов» практически не отличается от средней. Кроме того, для представителей данной группы выше значение критериев успеха компании, таких как высокая прибыльность, хорошие перспективы развития, устойчивость компании, и ниже – критериев личного успеха, т.е. уровня дохода, статуса, позиции в компании. Этот момент, скорее всего, связан с тем, что в данной группе выше доля руководителей.

Для «общительных», напротив, высокий уровень дохода и высокий статус, позиция в компании являются одними из важнейших критериев успеха. Также представители этой группы считают как признание в бизнес-сообществе, так и признание в обществе одними из важнейших критериев успеха. Что касается характеристик компании, то важным критерием успеха для данной группы является хорошие перспективы развития и устойчивость, прибыльность не имеет практически никакого значения. Также «общительные» относительно реже выделяют возможность заниматься интересной деятельностью в качестве критерия успеха. Иными словами, общительные хотят быть уверены в своем будущем, но не стремятся к сверхъестественному богатству, власти и так далее.

Среди «общительных прагматиков» выше всего доля лиц, считающих прибыльность компании одним из критериев успеха. Хорошие перспективы развития, устойчивость и престижность компании также относят к важнейшим критериям успеха чаще, чем в среднем. Также для представителей данной группы важно признание в обществе. При этом роль профессионализма и широкой возможности выбора карьерных путей как критериев успеха меньше. Возможно, представители данной группы, руководители, уже выбрали свое направление деятельности, многие из них имеют свою фирму, поэтому для них важнее успех компании, чем выбор карьерных путей.

Представления об успехе «общительных гибких» мало отличается от среднего по совокупности. Единственное, что для представителей этой группы относительно важнее, чем в среднем, - это высокий статус, позиция в компании. Уровню личного дохода, профессионализму и хорошим перспективам развития, устойчивости компании «общительные гибкие» придают относительно меньшее значение.

Зато понимание успеха «прагматичными снобами» имеет ярко выраженную специфику. Так представители данной группы значительно чаще выделяют высокий уровень профессионализма в качестве критерия успеха. Кроме того, среди них выше доля отметивших высокий уровень личного дохода, высокий авторитет, признание в бизнес-сообществе и престижность компании. При этом представители данной группы реже выделяют в качестве критериев успеха хорошие перспективы развития, устойчивость и прибыльность компании и признание в обществе.

Кроме того, данные группы различаются по профессиональным предпочтениями и ценностям. Группы руководителей («профессионалы» и «общительные прагматики») чаще, чем в среднем, выделяют самостоятельность и независимость в качестве основных ценностей. Для представителей данных групп важнее всего следование этическим принципам и моральным нормам. Для «профессионалов» огромное значение имеет интересная работа: это для них и критерий успеха, и одна из основных ценностей. «Общительные прагматики» огромное значение придают содержанию работы и чаще других готовы жертвовать свободным временем. «Общительные» больше понимают успех как личный успех и придают большее значение традиционным ценностям. Для «общительных гибких» важен статус в компании, авторитет, а также свободное время и интересный досуг. «Прагматичные снобы» больше всего значения придают престижности компании, профессионализму, а также чаще всего выделяют профессиональные ценности в качестве основных.

Далее рассмотрим факторы успеха для представителей разных групп по стратегиям инвестирования. Как было отмечено выше, слушателям были заданы вопросы о важности факторов как критериев успеха в целом и лично для слушателей.

«Профессионалы» придают меньшее значение символическому и социальному капиталу, чем представители остальных групп. 57% представителей данной группы отметили, что в современных условиях для достижения успеха очень важно быть открытым, благожелательным и уметь завязывать контакты (против 64% в целом). Кроме того, социальные связи неважны лично для 14% профессионалов (против 9% в целом) и очень важны для 31% (против 46% в целом). Престижный диплом очень важен для 3% представителей данной группы (против 15%) в целом. В отношении человеческого капитала «профессионалы» не сильно отличаются от остальных. Лишь доля «профессионалов» указавших то, что высокий уровень профессионализма очень важен для них лично немного выше, чем в среднем (86% против 80% в целом). Это в первую очередь связано с тем, что подавляющее большинство придают большое значение человеческому капиталу как фактору успеха.

«Общительные» придают относительно большее значение факторам символического капитала и, что удивительно, относительно меньшее – факторам социального капитала. 69% представителей данной группы отметили, что престижный диплом скорее или очень важен для успеха в современных условиях (против 58% в целом) и 83% считают престижный диплом важным для них лично (против 66% в целом). Только для 38% «общительных» важно уметь понять точку зрения других (против 59% в целом) и только для 55% важно быть открытым, благожелательным уметь завязывать контакты. Кроме того, «общительные» ниже оценивают роль удачи в достижении успеха.

«Общительные прагматики» значительно отличаются от остальных групп по представлениям об успехе. В эту группу входят потенциальные лидеры. Подавляющее большинство (81%) общительных прагматиков считают, что склонность к лидерству очень важна для достижения успеха в современных условиях (против 58% в целом) и для них лично (против 57% в целом). Также в данной группе высоко оценивается роль нетрадиционных методов решения. В данной группе лидеров признается важность бизнес-этики. Примерно треть (33%) «общительных прагматиков считают соблюдение бизнес-этики очень важным фактором успеха (против 21% в целом) и почти половина (48%) признают бизнес-этику очень важной лично для себя (против 31% в целом). Для 81% «общительных прагматиков» важно уметь понять точку зрения других (против 59% в целом). Возможно, значимость данного качества выше ощущается на высоких карьерных позициях. Зато профессионализм и престижный диплом, с точки зрения «общительных прагматиков», играют меньшую роль в деловом успехе.

Представления о факторах успеха «общительных гибких» практически не отличаются от среднего. Социальный капитал как фактор успеха здесь ценится не выше, чем в среднем. Единственное, несколько выше доля тех, кто считает очень важным для себя уметь завязывать контакты (73% против 66% в целом). В данной группе большее значение придается удаче и умению находить нетрадиционные методы решения. Представители данной группы придают меньшее значение хорошему образованию как фактору успеха. Склонность к лидерству скорее, неважна для 15% (против 4% в целом). Кроме того, в данной группе ниже оценивают влияние гибкости в обращении с законом на успех: 12% представителей данной группы (против 4% в целом) считают, что данный фактор не играет никакой роли в современных условиях. «Общительные гибкие» в меньшей степени стремятся соблюдать нормы бизнес-этики.

Для «прагматичных снобов» многие факторы важнее, чем в среднем. Это касается как факторов человеческого, так и символического и социального капитала. Большинство представителей данной группы (83%) считают высокий уровень профессионализма очень важным фактором успеха (против 65% в целом). Именно в этой группе (а не в группе «профессионалов) большое значение придается хорошему образованию. Две трети (67%) «прагматичных снобов» считают, что этот фактор очень важен для достижения успеха в современных условиях (против 45% в целом) и лично для себя (против 44% в целом). Как и следовало ожидать, в данной группе больше всего ценят престижный диплом как фактор успеха. По мнению 22% «прагматичных снобов», престижный диплом является очень важным фактором успеха в современных условиях (против 9% в целом). Примерно для трети (32%) престижный диплом является важным лично (против 15% в целом) и только для 17% он скорее, не важен (против 34% в целом). Также «прагматичные снобы» придают большое значение социальному капиталу как фактору успеха. Абсолютно все представители данной группы считают, что для достижения успеха скорее, важно уметь понять точку зрения других. 78% рассматривают открытость, благожелательность, умение завязывать контакты как очень важный фактор успеха (против 64% в целом), и для 83% это важно лично (против 64% в целом). Абсолютно для всех представителей данной группы скорее, важны социальные связи. Роль удачи также оценивается выше. Также среди «прагматичных снобов» выше доля тех, кто считает очень важным быть гибким в обращении с законом (44% против 27% в целом). При этом «прагматичные снобы ниже оценивают значение факторов, необходимых для занятия руководящих должностей – склонности к лидерству и умению находить нетрадиционные методы решения.

Заключение. В ходе исследования было выделено пять групп слушателей по причинам получения бизнес-образования и по ожидаемым результатам от обучения. «Профессионалы» в первую очередь стремятся повысить уровень человеческого капитала. Приоритетом «общительных», «общительных прагматиков» и «общительных гибких» является накопление социального капитала. При этом каждая из этих трех групп имеет свою специфику. «Общительные» заинтересованы в инвестировании во все три вида капитала и достаточно сдержанно оценивают влияние бизнес-образования на их карьеру. «Общительные прагматики» вообще не стремятся инвестировать в символический капитал и ниже других оценивают влияние программы на накопление символического капитала. «Общительные гибкие» в основном пришли получать МВА для изменения сферы деятельность и рассчитывают во время обучения расширить круг социальных контактов. «Прагматичные снобы» получают МВА с целью накопления символического капитала. Данные группы различаются по социально-профессиональным характеристикам, по представлениям об успехе и по факторам успеха.

1 Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Т. 3. № 5; Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность, 2003, № 2; Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // Social Capital: a Multifaceted Perspective / Eds. P. Dusgupta, I. Serageldin. Wash. DC: World Bank, 2000.

2 Типология была составлена с помощью метода иерархического кластерного анализа. Расстояние между кластерами считалось методом Варда. В качестве расстояния между кластерами берется прирост суммы квадратов расстояний объектов до центров кластеров, получаемый в результате их объединения. В качестве меры близости использовался квадрат евклидова расстояния.

PAGE 5

Успех глазами слушателей программ бизнес-образования