РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ИКТ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И РЫНКА
Никитенкова Мария Александровна
к.э.н., Руководитель Центра исследовательских и образовательных
программ Института США и Канады РАН,
шеф-редактор электронного научного журнала
«Россия и Америка в XXI веке», г. Москва
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ИКТ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И РЫНКА 2.
Сейчас опережающее развитие сектора информационно-коммуникационых технологий (ИКТ) провозглашено одним из приоритетов экономической политики России. Но страна пока существенно отстает от промышленно-развитых государств по уровню внедрения ИКТ, этот разрыв составляет 5-10 лет, что, учитывая высокую динамичность этого сектора, является очень значительным сроком.
По степени инновационности экономики Россия заняла 35-е место из 40 возможных в рейтинге Фонда информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation ITIF)3 Существенно отстав от тройки лидеров этого года Сингапура, Швеции и Люксембурга, России удалось обойти только Кипр, Грецию, Бразилию, Мексику и Индию. Стоит отметить, что при составлении данного рейтинга используется сложная система оценок по 16-ти комплексным показателям. По ряду показателей Россия находиться на лидирующих позициях по уровню высшего образования, Россия заняла первое место среди всех стран, также в России относительно не плохо дела обстоят с торговой активностью (3-е место), налогами (8-е место), государственной поддержкой (13-е место), научными исследованиями (15-е место) и созданием новых компаний (16-е место). Практически по всем другим параметрам наша страна оказалась в отстающих: так, например, по степени развития бизнес среды Россия на 30-м месте, по активности научных публикаций на 33-м. По активности венчурного инвестирования мы получили 28-ю строчку, за электронное правительство и климат для бизнеса 38-ю, а за развитие широкополосного доступа и инвестиции в инновации 34-ю.
Тем не менее, эксперты ITIF отмечают для России и положительную динамику ( также как в Китае и Индии) прогресс относят к развитию инновационного и ИКТ бизнеса в невысоких издержках его ведения. Однако, отмечаются слабые места, такие как, например, бизнес-климат, инфраструктура и др.
Международный телекоммуникационный союз (International Telecommunication Union - ITU) подвел итоги 5-летнего исследования уровня развития ИКТ 154 мировых стран; оно охватило период с 2002 по 2007 гг.4 Для определения уровня развития ИКТ использовалась комплексная система из 11 индикаторов, затрагивающих доступность технологий, их использование и ИКТ-навыки, которыми обладает население в каждой отдельно взятой стране.
В итоговом рейтинге ITU Россия расположилась на 50-м месте. С 2002 г. наша страна поднялась всего на две строчки. Замыкает таблицу Нигер 154-е место. Данные исследования Международного телекоммуникационного союза (ITU) приводятся ниже, в таблице 1. По результатам исследования эксперты разделили все страны на четыре большие группы: с максимально высоким уровнем развития ИКТ, высоким, средним и низким. Россия вошла во вторую группу наряду с Украиной, Белоруссией и многими другими восточноевропейскими странами.
Таблица 1.
Рейтинг стран по уровню развития ИКТ (по группам)
Страна |
Место в 2007 году |
IDI 2007 |
Место в 2002 году |
IDI 20 |
Группа с максимально высоким уровнем развития ИКТ |
||||
Швеция |
1 |
7,5 |
1 |
6,05 |
Корея |
2 |
7,26 |
3 |
5,83 |
Дания |
3 |
7,22 |
4 |
5,78 |
США |
17 |
6,44 |
11 |
5,25 |
Группа с высоким уровнем развития ИКТ |
||||
Болгария |
45 |
4,37 |
51 |
2,74 |
Румыния |
46 |
4,16 |
60 |
2,48 |
Аргентина |
47 |
4,12 |
44 |
3,06 |
Россия |
50 |
3,83 |
52 |
2,71 |
Украина |
51 |
3,8 |
59 |
2,5 |
Белоруссия |
54 |
3,76 |
57 |
2,53 |
Группа с средним уровнем развития ИКТ |
||||
Китай |
73 |
3,11 |
90 |
1,95 |
Вьетнам |
92 |
2,61 |
107 |
1,59 |
Туркменистан |
104 |
2,23 |
89 |
1,96 |
Таджикистан |
106 |
2,14 |
96 |
1,76 |
Индия |
118 |
1,59 |
117 |
1,19 |
Пакистан |
127 |
1,46 |
146 |
0,89 |
Группа с низким уровнем развития ИКТ |
||||
Гвинея Биссау |
152 |
0,9 |
153 |
0,56 |
Чад |
153 |
0,83 |
152 |
0,65 |
Нигер |
154 |
0,82 |
154 |
0,51 |
Источник: International Telecommunication Union
Сравнительный анализ двух рейтингов показывает, что бывшие союзные республики, расположенные в европейской части (Литва, Латвия, Эстония) опережают Россию как по инновационности, так и по степени развития ИКТ. В то время как среди стран СНГ Россия имеет уровень развития ИКТ сектора наиболее высокий. Другие бывшие союзные республики, в особенности азиатские, имеют более низкий рейтинг ITU. Многие из них занимают существенно более низкие позиции. Так Украина находится на 51-м месте, Белоруссия заняла 54-ю строчку, Казахстан - 69-ю, на 72-м месте Армения, на 80-м Грузия, на 86-м Азербайджан и так далее.
Что касается некоторых составляющих синтетического показателя, по которым составлен рейтинг ITU, то для России было замечено их значительное улучшение с 2002 по 2007 гг. Так, количество фиксированных телефонных линий выросло на 25 % ( с 24,4 до 31 на 100 жителей), проникновение мобильной связи возросло почти десятикратно с 12,1 до 114,6 человек на сотню населения. Средняя скорость интернет-соединения выросла трехкратно с 886 до 2712 бит/с. Кроме того, заметно выросло число владельцев домашних ПК и домашнего Интернета.
В последние годы происходит рост объема российского рынка ИКТ. По оценочным данным, рынок информационно- коммуникационных технологий в России в 2008 году вырос на 20 % по сравнению в 2007 году с 1,5 трлн. рублей до 1,8 трлн. рублей соответственно. Однако, сами по себе эти данные мало о чем говорят. По вкладу сектора ИКТ в ВВП Россия значительно уступает ведущим экономическим державам. Если в таких странах как США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, этот показатель составляет порядка 2,5% 4,5%, то в России не превышает 1%.
Концепция развития сектора ИКТ в России
Хроническое и систематическое отставание, как России, так и многих других странах в развитии и внедрении ИКТ-технологий остро ставит проблему поиска действенных механизмов преодоления этого отставания. В настоящее время существуют две основные стратегии к решению этой проблемы. Первая основана на использовании рыночных механизмов, включая международную передачу ИКТ-технологий. Вторая - на формировании крупных научно-технических проектов под эгидой или прямым руководством государства.
В рамках первой концепции предполагается, что опережающее развитие, принципиально важное с точки зрения дальнейшей информатизации общества, построения современного общества и т.д., может происходить за счет проведения политики «минимизации государственного вмешательства». На практике такая политика заключается в снижении «административных барьеров», устранении противоречий в действующем законодательстве и т.д. При этом озвучивается тезис о том, что если государство не будет вмешиваться, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы отрасль развивалась опережающими темпами и, ко всему прочему, стала одной из ключевых экспортных отраслей.
В рамках второй концепции считается, что главная причина необходимости участия государства в становлении и развитии ИКТ-сектора в рамках национальной экономики в развитых странах состоит в том, что оно является наиболее эффективным инструментом целевой мобилизации инвестиционных ресурсов, необходимых для длительного развития информационного сектора экономики.
Концепция минимизации государственного вмешательства. Концепция «минимизации государственного вмешательства» может работать в условиях, когда созданы общие благоприятные условия ведения бизнеса в стране. В то же время российский бизнес работает в крайне неблагоприятной среде, где налоговое и таможенное законодательство, и, в первую очередь, практика их применения, фактически вынуждают абсолютное большинство предприятий работать с серьезными нарушениями, используя различные теневые схемы. По-другому этот бизнес просто будет неконкурентоспособен.
Если не будет создано условий для нормального развития бизнеса, никакой конкурентоспособности на мировых рынках обеспечить не удастся. С этой точки зрения государство обязательно должно участвовать в развитии отрасли. Поэтому сомнительно настаивать на концепции минимизации вмешательства государства. Если проанализировать опыт тех стран, которые в последние 1020 лет достигли определенных успехов в области ИКТ (к примеру, Индии, Израиля, Ирландии, Республики Кореи), то окажется, что в них государство не только создавало благоприятные условия для развития бизнеса, но и принимало масштабные программы поддержки этого вида бизнеса. Эти программы предусматривали прямое участие государственного капитала в развитии ИКТ-сектора.
Кроме того, концепция в «чистом виде» основывается на предположении, что Россия имеет значительный потенциал в области развития наукоемких производств за счет высокого уровня развития образования и науки. Но, к сожалению, приходится констатировать, что за период с 1990 по 2006 гг. произошло примерно двукратное падение затрат на науку (в постоянных ценах по паритету покупательной способности), с 1994 по 2006 гг. имело место численности занятых в исследованиях и разработках (по эквиваленту полной занятости) почти 1,4 раза. По паритету покупательной способности в постоянных ценах объем затрат на исследования и разработки в России в 2006 г. оценивался в $14,4 млрд., что заметно ниже, чем даже в таких странах как Республика Корея ($32,7 млрд.)5. Другая проблема научной сферы - слабая связь научных разработок и реальной экономики. В сфере образования в преподавательском составе большинства крупных университетов доминируют специалисты пенсионного, либо предпенсионного возраста. Средний уровень заработной платы, существующий в абсолютном большинстве учебных заведений, явно недостаточен для поддержания активной научной и исследовательской деятельности. Все это опровергает тезис о достаточности существующего потенциала для обеспечения опережающего развития наукоемких отраслей.
Концепция прямого государственного участия. Сейчас назрела необходимость четкой формулировки государственной стратегии развития сектора ИКТ в России, основанной на ведущей роли государства. В полной мере это относится к России. Государство играет и будет играть если не главную, то одну из главных ролей в дальнейшем развитии ИКТ - отрасли и рынка. При этом государственная политика должна формироваться, исходя из понимания специфики отрасли, а также законов ее развития.
В стране в целом существует несколько приоритетных направлений государственной политики развития сектора ИКТ в России. Одно из них базируется на том, что даже наличие высокого потенциала, базирующегося на наличии интеллектуальных ресурсов (несмотря на проблемы науки и образования, интеллектуальных ресурсов в России достаточно), не является достаточным условием для развития наукоемких отраслей. Дело в том, что бизнес наукоемких отраслей, инновационный бизнес - это, прежде всего, венчурный капитал. Если в стране нет достаточного объема венчурного капитала, то инновационного развития обеспечить невозможно.
Кроме того, статистические данные, характеризующие приток иностранных инвестиций в экономику России, свидетельствуют о том, что наукоемкие отрасли не являются наиболее привлекательными для капиталовложений. По данным Госкомстата России, из общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику в 2003 г. в размере 29,7 млрд. долл. США, только 0,4 % (131 млн. долл. США) было вложено в производство электронного и оптического оборудования. В последующие годы, несмотря на 4-х кратное увеличение объёма иностранных инвестиций, доля электронного и оптического оборудования устойчиво оставалась на уровне 0,2 0,3 % от общего объёма иностранных инвестиций. Для 2004 г. эти соотношения составили 55,7 млрд. долл. 162,0 млн. долл. (0,3 %); для 2005 г. 55,1 млрд. долл. США 182,0 млн. долл. (0,3 %); для 2006 г. 121,0 млрд. долл. 77,6 млн. долл. (0,2 %).6 Таким образом, пока иностранный капитал идет в те отрасли, которые сулят более высокую прибыль, в основном, в нефтедобывающую и металлургическую. Без создания условий, которые бы сделали приоритетные наукоемкие отрасли, в частности, сектор ИКТ, более привлекательными для иностранного капитала, невозможно изменить сложившуюся ситуацию.
Выводы
Из вышесказанного следует, что ни одна из двух рассмотренных выше стратегий развития сектора ИКТ, в чистом виде не может быть принята для России. Оптимальная комбинация двух концепций развития ИКТ сектора в национальной экономике, представляется виде схемы, когда государство обеспечивает перевод экономики на новый технологический уклад. Рыночный же механизм (как правило, оказывается лишённым т.н. «длинных денег», необходимых для реализации долгосрочных научно-технических проектов) эффективно способствует распространению нововведений в ИКТ-секторе после того, как экономика, оказывается выведенной на принципиально иную траекторию своего развития.
Сейчас необходимо определить, какие сектора должны поддерживаться государством в первую очередь, исходя из необходимости обеспечения максимального использования собственного потенциала в конкурентной борьбе. При этом следует учитывать, что развитие российского рынка ИКТ может идти только по пути полной интеграции в мировой рынок и любые попытки создавать технологии, которые уже существуют на данный момент, даже самые передовые, могут привести только к тиражированию уже устаревших технологий. Поэтому конкурировать на мировом рынке можно только за счет развития инновационного бизнеса, позиционирования в новых сегментах, которые еще никем не заняты, с теми продуктами и услугами, которые еще не существуют на рынке. Исходя из сказанного, необходима идентификация подобных сегментов рынка и целенаправленная поддержка их со стороны государства.
2 Исследование проведено при поддержке РГНФ грант «Теория и практика формирования национальных инновационных систем» № 06-02-04011a.
3 R D. Atkinson, S. M. Andes. The Atlantic Century: Benchmarking EU and U.S. Innovation and Competitiveness Wash., ITIF, 2009
4 Measuring the Information Society (ICT Development Index) - ITU, Geneva, 2009
5 Россия и страны мира - 2008. // Статистический сборник - M., Росстат, 2008, 361 c.
6 Федеральная служба государственной статистики РФ. Таблица 24.10. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности. http://www.gks.ru.
5
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО СЕКТОРА ИКТ: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И РЫНКА