Государственная поддержка деятельности отраслевых корпоративных музеев

Автор: Пуликова Инна Витальевна

Место работы: Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение «Государственный институт искусствознания»,

отдел экономики искусства и культурной политики, научный сотрудник;

Журнал «Русское искусство», директор по развитию

Город: Москва

Государственная поддержка
деятельности отраслевых корпоративных музеев

Первые коллекции тех музеев, которые мы сегодня называем (согласно классификации по собственнику музея) российскими отраслевыми корпоративными музеями начали формироваться еще в ХVIII веке. Корпоративные музеи первоначально создавались как собрания образцов продукции, оборудования, которые были наиболее значительны с точки зрения современников, но по мере накопления экспонатов становились музеями, рассказывающими о развитии предприятий.

Группы музеев по принадлежности (собственнику):


Классификация по собственнику имеет не только юридическое, но и важное содержательное значение, так как различные собственники ставят перед своими музеями различные задачи что, соответственно, определяет особенности деятельности музеев.

Государственные музеи

Муниципальные музеи

Ведомственные музеи (в т.ч. Университетские музеи, Школьные музеи)

Общественные музеи (в т.ч. Школьные музеи)

Корпоративные музеи

Церковные музеи

Частные музеи

Корпоративные музеи согласно действующей классификации музеев являются негосударственными ведомственными музеями, структурными подразделениями негосударственных учреждений и предприятий.1

В качестве примеров старейших российских корпоративных музеев можно назвать музей оружия при Тульском оружейном заводе (с 1724 года согласно Указу Петра I на Тульском оружейном заводе стали собирать образцы оружия), Центральный музей железнодорожного транспорта (основан в 1813 г.), в 1844 году был открыт музей Петербургского фарфорового завода, к 1840 г. относится первое упоминание о Нижнетагильском музее, в 1872 году был основан Телеграфный музей (сейчас - Центральный музей связи имени Попова).

Российские корпоративные музеи, как и аналогичные музеи за рубежом, хранят в своих фондах не просто экспонаты и документы, рассказывающие об истории развития конкретных предприятий. Эти музеи сохраняют свидетельства того, как ход научно-технического прогресса, ход развития научной мысли менял жизнь целых регионов страны. Активизация деятельности корпоративных музеев во всем мире, в ХХ - начале XXI века, не в последнюю очередь была связана с укреплением в обществе сознания того, что свидетельства воплощения в жизнь достижений науки и техники не менее важны для мировой цивилизации, чем произведения искусства, и, также как произведения искусства, являются частью общечеловеческого культурного наследия.

Кроме «охранительной» функции, которая присуща всем музеям без исключения, во второй половине ХХ века корпоративные музеи в развитых странах стали приобретать новые функции, как в рамках предприятий, так и «во внешней среде». Музеи, проводя активную деятельность, направленную на расширение контактов и укрепление связей с сотрудниками предприятий, членами их семей, жителями городов, в которых работают предприятия, становятся важными общественными коммуникационными площадками и культурными центрами, выходя за рамки исключительно внутрикорпоративных интересов и целей.

Тем не менее, несмотря на эти общемировые тенденции, в настоящее время российские корпоративные музеи находятся вне поля зрения государства и широкой музейной общественности. Деятельность этих музеев не регламентируется действующим музейным законодательством, потенциал корпоративных музеев недооценен и практически не используется. Коллекции музеев не защищены от уничтожения и «распыления» в случае утраты интереса к ним со стороны владельцев. Деятельность отраслевых корпоративных музеев финансируется исключительно за счет средств компаний-владельцев, при этом действующее налоговое законодательство не способствует увеличению этого финансирования и, соответственно, никак не стимулирует деятельность музеев.

Российские компании стали уделять больше внимания деятельности собственных музеев, как элементу своей корпоративной и социальной политики, не в последнюю очередь из сугубо практических соображений, в связи с необходимостью воспитания и удержания на предприятиях квалифицированных кадров. Однако если смотреть на потенциал корпоративных музеев шире, работающие в различных регионах страны музеи могут вносить свой вклад в решение задач региональной и общегосударственной социокультурной политики. Музеи предприятий и организаций имеют все возможности для того, чтобы показывать варианты профессиональной и личностной реализации в конкретных населенных пунктах, что очень важно, учитывая неоднородность экономического, культурного и социального развития различных регионов России.

Особенно широкое поле деятельности открывается здесь для сетей корпоративных музеев, которые могут реализовывать совместные межрегиональные музейно-выставочные проекты, подчеркивая связь не только между отдельными предприятиями - подразделениями компании, но и связь между регионами страны.

Если потенциал и возможности отраслевых корпоративных музеев, создававшихся для внутрикорпоративных нужд и решавших ранее исключительно внутрикорпоративные задачи, в настоящее время могут быть использованы для реализации более масштабных проектов, может ли государство оказать поддержку корпоративным музеям и по каким направлениям должна осуществляться эта поддержка?

Изменение общественного, культурного и законодательного статуса отраслевых корпоративных музеев

Для того, чтобы дать возможность этой группе музеев более полно раскрыть свой потенциал и использовать корпоративные музеи в рамках решения задач общероссийской социокультурной политики:

  • необходимо признание государством культурных, общественных и полноценных музейных функций отраслевых корпоративных музеев. Это признание должно найти отражение в российском музейном законодательстве;
    • необходим диалог между государством (возможно, в лице представителей министерства культуры) и представителями корпоративных музеев в целях совместной разработки общегосударственной программы развития и поддержки этой группы музеев;
    • сотрудники корпоративных музеев должны получить возможности для более активного сотрудничества с представителями профессионального музейного сообщества, для получения квалифицированной методической и практической помощи;
    • должен быть создан механизм защиты коллекций, фондов корпоративных музеев, которые могут быть уничтожены, просто исчезнуть в том случае, если руководство компании-собственника не сочтет нужным тратить средства на поддержание деятельности музеев. Решению этой проблемы может помочь разработка порядка включения коллекций корпоративных музеев в музейный фонд РФ;
    • должны быть активизированы процессы интеграции российских музеев в международное сообщество корпоративных музеев. Следует отметить, что в последнее время больше внимания к вопросам деятельности российских корпоративных музеев стал проявлять ИКОМ России.2

Внесение в налоговое законодательство изменений, которые будут благоприятствовать компаниям, поддерживающим деятельность корпоративных музеев

В настоящее время согласно действующему российскому налоговому законодательству, расходы на содержание отраслевых корпоративных музеев не могут быть однозначно отнесены к обоснованные расходам (экономически оправданным затратам), уменьшающим налогооблагаемую базу предприятий при расчете налога на прибыль или к внереализационным расходам (п.1 ст.252, ст. 265 гл.25 ч.2 Налогового Кодекса Российской Федерации). Соответственно, аналогичная ситуация складывается и с применением вычетов при расчете налога на добавленную стоимость (ст.171, 172 гл.21 ч.2 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Несмотря на то, что корпоративные музеи фактически решают производственные задачи (профориентация, реклама, PR, укрепление внутрикорпоративных коммуникаций), налоговые органы могут оспорить принятие расходов, связанных с содержанием корпоративных музеев при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и применение вычетов по налогу на добавленную стоимость по этим расходам.

Такая ситуация вынуждает многие компании ограничивать расходы на содержание корпоративных музеев и искать возможности для снижения налоговой нагрузки, например, включать сотрудников музеев в состав подразделений, занимающихся социальными вопросами; в состав PR-служб, рекламных отделов, и т.д.

Внесение в налоговое законодательство изменений, позволяющих учитывать расходы на содержание корпоративных музеев в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, а также позволяющих использовать вычеты при расчете налога на добавленную стоимость, повысит заинтересованность компаний в увеличении финансирования и в более активном развитии собственных корпоративных музеев.

Все изменения в налоговом законодательстве, в принципе благоприятствующие компаниям, поддерживающим проекты в сфере культуры, также могут способствовать развитию и активизации деятельности корпоративных музеев, при условии, что полноценный музейный статус отраслевых корпоративных музеев найдет свое отражение в российском музейном законодательстве.

Государству не имеет смысла вмешиваться в текущую деятельность корпоративных музеев, но «идеологическая», законодательная и налоговая поддержка их деятельности необходима, как и признание того, что эти музеи, находящиеся в частной собственности, представляют ценность для истории, культуры и науки страны. Настало время для того, чтобы по-новому взглянуть на деятельность российских отраслевых корпоративных музеев, использовать их потенциал, помочь им продолжить работу, сохранить коллекции, и занять достойное место в рядах российских музеев.

1 «Российская музейная энциклопедия», Интернет-версия. http://www.museum.ru/rme/sci_sob.asp

2 ИКОМ России - Российский комитет Международного совета музеев. Международный совет музеев – неправительственная профессиональная международная организация – был создан в 1946 году.


ИКОМ (ICOM – International Council jf Museums).

PAGE 3

Государственная поддержка деятельности отраслевых корпоративных музеев