Транспортный индекс, как индикатор экономической ситуации в стране в период кризиса (на основании опыта создания первого в России экономического индикатора, основанного на данных ОАО «Российские железные дороги» – КАРГО-индекс)

Ходоровский Анатолий Матвеевич,

Руководитель проекта «КАРГО-индекс»,

заместитель главного редактора газеты «Гудок»,

г. Москва

Конспект доклада на тему:

«Транспортный индекс, как индикатор экономической ситуации в стране в период кризиса (на основании опыта создания первого в России экономического индикатора, основанного на данных ОАО «Российские железные дороги» – КАРГО-индекс)»

Во многих странах мира оперативные итоги деятельности транспортного сектора являются одним из наиболее значимых элементов систем индикаторов состояния и развития национальных экономик. Большинство существующих в мире транспортных индексов (в том числе в США и Евросоюзе) являются многокомпонентными и даже включают в себя несколько «подиндексов», рассчитываемых на основании данных о перевозках различными видами транспорта. Однако для России, учитывая ее географию и специфику рынка перевозок, такой подход не является принципиальным. По данным официальной статистики, на долю железных дорог приходится примерно 42% от общего грузооборота всех видов транспорта. Но при этом стоит учесть, что б0льшую долю (около 50%) имеет только трубопроводный транспорт, ориентированный на узкую категорию грузов (нефть и газ).

При этом до последнего времени в России специализированный транспортный индекс отсутствовал. При создании КАРГО-индекса была поставлена задача рационального сочетания двух факторов: выбор ключевых для российских железных дорог грузов (по объемам перевозок) и адекватная оценка роли соответствующих им отраслей в экономике страны.
В результате расчетную базу (переменные значения) КАРГО-индекса составили грузы, почти на 75% формирующие объемы железнодорожных перевозок в стране: нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, лесные грузы, уголь, зерно, удобрения, цемент и строительные грузы.

В качестве «реального сектора экономики» для целей расчета принимаются все экономические субъекты за исключением сферы услуг, финансового сектора, а также государственного управления.

Критерием, определяющим вес того или иного груза в реальном секторе экономики (а, следовательно, в индексе), выбрана выручка предприятий, занимающихся соответствующими видами экономической деятельности. Российская система статистики дает необходимый уровень детализации и обновления данных по кодам ОКВЭД именно для этого показателя, освобожденного от влияния оборотных налогов и сборов (НДС, акцизы, таможенные сборы и т.д.).

На долю учитываемых в КАРГО-индексе видов и подвидов экономической деятельности приходится более половины выручки базовых отраслей производственного сектора российской экономики. Причем, сравнение весовых коэффициентов за два последних закончившихся отчетных периода показывает достаточно устойчивую структуру определенного таким образом реального сектора экономики. Проверочные расчеты показывают, что среднее влияние изменения весовых коэффициентов на изменение индекса находится в пределах 3%, что является незначительной погрешностью при расчетах индекса.

Вид груза

Весовой коэффициент, доля выручки отрасли в реальном секторе экономики

2007 год

2008 год

Нефтяные грузы

0,1821

0,18

Черные металлы

0,0429

0,0449

Цветные металлы

0,0317

0,0239

Лесные грузы

0,0203

0,0176

Зерно

0,0243

0,0244

Каменный уголь

0,0185

0,0214

Удобрения

0,0092

0,0131

Цемент

0,0069

0,0066

Строительные грузы

0,1729

0,1865

Итого

0,5088

0,5184

Если говорить об экономической сути КАРГО-индекса, то, с одной стороны, он показывает изменение уровня потребления ресурсов в реальном секторе экономики – не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве и строительстве. Это учитывалось при выборе соответствующих грузам отраслей (принимались во внимание, как производители сырья, так и его потребители \ переработчики). А в отдельных случаях для этого проводились специальные расчеты. Например, при расчете весового коэффициента каменного угля принималось во внимание и выручка от производства электроэнергии тепловыми электростанциями (по доле угля в топливном балансе).

Одновременно с этим КАРГО-индекс отражает и динамику перевозок традиционных экспортных грузов. Причем, выбор в качестве весового коэффициента выручки косвенно нивелирует влияние ценовой конъюнктуры, т. к. она учитывается без оборотных налогов сборов, с помощью которых осуществляются прогрессивные изъятия в пользу государства. Таким образом, можно говорить о том, что индекс, расчет которого основан на изменениях физического объема перевезенных грузов, в значительной мере отражает изменения физических объемов производства в реальном секторе экономики, учитывая при этом ее сложившуюся структуру.

Расчет индекса ведется в двух форматах – ежемесячном и оперативном (ежедневно нарастающим итогом с начала каждого месяца). В качестве начальной точки, то есть 100-процентного значения, принят январь 2006 года. Выбор этой даты обусловлен тем, что устойчивые значения всех параметров по ОКВЭД существуют именно с начала 2006 года. Впрочем, для проведения сравнительного анализа пользователь может сам определить «начальную» дату, которая и будет принята за 100%. Таким образом можно проводить анализ изменения ситуации не только по отношению к базовой точке отсчета, но и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или минувшего календарного месяца.

В этих случаях возможно также сравнение КАРГО-индекса с индексом выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, рассчитываемым Росстатом за аналогичные периоды. Этот индикатор является наиболее близким по экономической природе к КАРГО-индексу. Во многом благодаря тому, что его экономической целью также является оперативное отражение тенденций в реальном секторе экономики, основанное на изменениях физических объемов1.

При этом прямыми аналогами индексы не являются. Росстат также принимает во внимание

изменения показателей оптовой и розничной торговли, транспорта (для КАРГО-индекса учет транспортной отрасли осуществляется в силу того, что в качестве переменной базы для его расчета выбран физический объем перевозок грузов за период).

Важно отметить, что данные индекса выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности публикуются в ежемесячном официальном докладе Росстата «Социально-экономическое положение России», который выходит на 19–22-й рабочий день после завершения отчетного периода. Аналогичные данные КАРГО-индекса появляются, как правило, на 2–3-й рабочий день после отчетного периода, Таким образом, он опережает данные Росстата почти на календарный месяц.

С этой точки зрения представляет интерес сравнительный анализ тенденций и динамики изменения обоих индексов. На протяжении достаточно долгого периода времени они демонстрировали достаточно сильный уровень корреляции, что подтверждено независимыми расчетами.2 Однако в последние месяцы в поведении индикаторов наметились значительные расхождения.

Так, например, по итогам сентября 2009 года значение КАРГО-индекса составило 95,7% от уровня августа. В это же момент были опубликованы данные Росстата за август – 100% от уровня июля и тенденция к падению (за предыдущий месяц показатель был 112,2%). До этого, на протяжении всего года, коэффициент корреляции между двумя индикаторами при сравнении значений к предыдущему месяцу был 0,834, что является очень высоким уровнем. По итогам октября КАРГО-индекс опять роста не показал (99,8%), данные по индексу выпуска по базовым отраслям станут доступными после сдачи этого доклада.

По итогам 2008 года при сравнении двух индикаторов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, коэффициент корреляции был 0,952, что является практически полным совпадением тенденций. А вот с наступлением кризиса корреляция практически исчезла.

В итоге индекс выпуска в базовых отраслях показал максимальное значение падения в 15,7% (май 2009), а КАРГО-индекс – 25,1% (февраль 2009). Какая цифра представляется более реалистичной, решать каждому. Но с начала кризиса данные о перевозках железнодорожным транспортом ни по одному значимому грузу не показывают того оптимизма в вопросах экономического роста, который в последнее время демонстрирует Росстат.

Уже сейчас для статистических сравнений возникает принципиально новая ситуация. Начиная с данных за октябрь-ноябрь, все показатели предстоит сравнивать с низкой базой 2008 года. И здесь, на наш взгляд, принципиально важно не только оперативное понимание количественных изменений, но и анализ качественных изменений.

Сравнение нынешней структуры КАРГО-индекса с октябрем прошлого года показывает растущий разрыв между двумя главными его составляющими – строительными и нефтяными грузами. Если в октябре 2008 года их доли были сопоставимы (42,1% и 45,6% соответственно), то по итогам октября 2009 года разница между ними составляла уже 18,4 п.п. в пользу нефтяных грузов. Такая структура была характерна для начальных точек расчета (2006 год).

Публичное представление первого в России специализированного транспортного индекса было проведено в сентябре 2009 года. Однако все расчеты его производились за трехлетний предшествующий период. Анализ их результатов, на наш взгляд, позволяет считать КАРГО-индекс достоверным индикатором, отражающим текущее состояние реального сектора российской экономики.

Подробнее об оперативных значениях и полной методике расчета КАРГО-индекса вы сможете узнать на специализированной странице в Интернете http://index.gudok.info/

1 Он исчисляется на основе данных об изменении физического объема производства продукции сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта, розничной и оптовой торговли. При этом долю каждого вида деятельности при расчетах индекса и методологию расчета Росстат не раскрывает.

2 Методика расчета Карго-индекса представляется нам корректной и в достаточно полной мере отражающей экономическую природу событий, происходящих в выбранных базовых отраслях реального сектора экономики. Коэффициент корреляции межу Карго-индексом и индексом выпуска в базовых отраслях экономики (ежемесячно рассчитывается на основании данных Росстата), отражающий взаимосвязь тенденций, составляет 0,925. С точки зрения корреляционного анализа, это является высоким показателем.


Френкель А. Д., д.э.н., руководитель Центра экономического анализа и прогнозов, член Ученого совета Института экономики РАН 31.08.2009

PAGE 1

Транспортный индекс, как индикатор экономической ситуации в стране в период кризиса (на основании опыта создания первого в России экономического индикатора, основанного на данных ОАО «Российские железные дороги» – КАРГО-индекс)