Инвестиционная привлекательность региона и меры ее повышения на примере Белгородской области
Сывоконюк Светлана Викторовна
студентка 3 курса
Белгородского государственного университета
г. Белгород
Инвестиционная привлекательность региона и меры ее повышения на примере Белгородской области
Долговременный подъем российской экономики на современном технологическом уровне возможен лишь в одном случае - при реанимации инвестиционного процесса, ибо прописная истина гласит: без инвестиций нет экономического роста. Эффективная инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов.
Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься не только федеральные власти, но и региональная законодательная и исполнительная власть, и даже органы МСУ. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.
Благоприятный инвестиционный климат является главным стимулом развития промышленности и предпринимательства, что обеспечивает рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей. Наоборот, отсутствие благоприятной инвестиционной среды тормозит экономический рост. Так, среди наиболее распространенных причин, сдерживающих развитие малых предприятий и предпринимательства в целом, бизнесмены называют обременительные налоги, трудности с материальными ресурсами, отсутствие дополнительных источников финансирования, отсутствие помещений для производства (и современных офисов), давление монопольных структур, проблемы сбыта, дефицит квалифицированных специалистов и т.д.
Поэтому в процессе создания благоприятного инвестиционного климата органы местного самоуправления в зависимости от характера поставленных задач могут выполнять различные функции - организатора, менеджера (операционное управление проектом), инвестора, владеющего акциями проекта, либо другого участника инвестиционного рынка. При этом содействие развитию предпринимательства со стороны органов местного самоуправления должно проводиться в тесном взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, финансовыми институтами и другими рыночными структурами.
Управление регионом как единым хозяйством, обеспечение комплексности развития региона относительно новая задача. До сих пор территориальное управление не обладало достаточной самостоятельностью, чаще ограничивалось лишь местным хозяйством (не считая периода существования совнархозов, которые скорее выполняли роль промежуточного звена между центром и предприятиями, чем были территориальными органами управления). В современных условиях, когда субъекты Федерации обладают большей самостоятельностью, требуется разработка концепции системы регионального управления для той или иной модели рыночных отношений. Экономико-политические мероприятия направлены на достижение определенных целей. Цель инвестиционной политики создание условий для эффективных вложений в экономику региона.
Для начала необходимо определить, что такое инвестиции и что мы понимаем под инвестиционной привлекательностью региона.
В современной экономической литературе, посвященной финансовым аспектам функционирования экономики, инвестиции являются одной из наиболее часто используемых категорий как на микро-, так и на макроуровне. Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционная привлекательность региона. Понятие достаточно новое, в экономических публикациях появилось относительно недавно и используется преимущественно при характеристике и оценке объектов инвестирования, рейтинговых сопоставлениях, сравнительном анализе процессов. Исследование различных точек зрения на его трактовку позволило установить, что в современных представлениях нет единого подхода к сущности этой экономической категории.
Для проведения исследования нами приводится собственное определение инвестиционной привлекательности: инвестиционная привлекательность это совокупность внешних и внутренних характеристик, свойств и признаков региона, прогноза его развития, оказывающих влияние на приток инвестиций в данный регион и реализацию инвесторами своих целей. Инвестиционная привлекательность может быть оценена в данный момент времени, за определенный период, а также на определенный период в будущем с помощью прогноза.
Как правило, при оценке инвестиционной привлекательности используется ранжирование по различным критериям, и вычисляются сводные ранги. На основе рейтингов (сводного ранга) уже осуществляется классификация регионов по условиям инвестирования. Применяя данный метод оценки инвестиционной привлекательности, можно определить рейтинг Белгородской области в Центральном федеральном округе.
Составить рейтинг на 2009 год не представляется возможным, в силу того, что рейтинг определяется по данным за истекший год. Поэтому, применяя данный метод, мы определили инвестиционную привлекательность региона на 2008 год. По освоению инвестиций в основной капитал Белгородская область является лидером среди регионов Центрально-Черноземного района. Ее доля в общем объеме инвестиций в основной капитал ЦЧР в 2008г. составила 28,4% (в 2007г. - 30%). Затем идут Воронежская область - 25,3% (в 2007г. - 23,5%), Липецкая область - 22,4% (в 2007г. - 23,3%), Курская -12,4% (в 2007г. - 12,1%), Тамбовская - 11,4% (в 2007г. - 11,1%). Среди регионов Центрального федерального округа наша область занимает 3-е место (4,8% в общем объеме инвестиций по ЦФО, в 2007г. - 4,7%) после г. Москвы (42,4%, в 2007г. - 43,6%) и Московской области (20,7%, в 2007г. -22,5%).
В ходе детального исследования, мы рассмотрели основные федеральные программы, в которые были вложены средства из федерального бюджета. Инвестиции из федерального бюджета в 2008г. и в первом полугодии 2009г. направлялись в основном на выполнение федеральной адресной инвестиционной программы, целью которой является поддержка социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие муниципальных образований области. Основным инструментом реализации указанных направлений являются федеральные целевые программы. Наиболее важными программами для нашей области, в которые были вложены средства из федерального бюджета, являются программы: "Государственные жилищные сертификаты" 106,3 млн. рублей; по программам Минсельхоз России - 193,1 млн. рублей, в т.ч. по программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России" - 14,4 млн. рублей; по программам Рособразования - 197,2 млн. рублей, в том числе по программе "Жилище" (2002-2010гг.) - 31 млн. рублей, "Развитие образования" (2006-2010гг.) - 25,3 млн. рублей, "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010гг." - 141 млн. рублей; "Развитие судебной системы России на 2007-2011гг." - 12,7 млн. рублей; "Развитие государственной статистики России в 2007-2011гг." - 7 млн. рублей; "Росрегистрация" - 40,2 млн. рублей.
Но в данной работе используется и принципиально иной подход. Основной целью является показать место инвестиционной привлекательности Белгородской области, основные присущие исключительно этому региону черты, главные факторы, определяющие привлекательность (или, наоборот, непривлекательность) региона для инвесторов, а также определить основные пути повышения инвестиционной привлекательности региона.
Для начала, оценим динамику финансовых вложений организаций, как одну из составляющих инвестиционной деятельности. Поскольку они представляют собой вложения денежных средств, материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических лиц, процентные облигации государственных и местных займов, а также займов, предоставленных юридическому лицу другим юридическим лицом, то от специфики отрасли и сферы деятельности их изменение во времени будет происходить различно. В целом объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства) в Белгородскую область в первом полугодии 2009г. составил 53765,4 млн. рублей, в том числе на краткосрочные финансовые вложения 46649,8 млн. рублей или 86,8%. В 2008г. соответственно 216422,4 млн. рублей, 142116,3 млн. рублей, 65,7%. А в 2007г. эта доля составляла 61,6%. Увеличение доли краткосрочных финансовых вложений свидетельствует о стремлении инвесторов осуществлять свои вложения в более прибыльные для них виды экономической деятельности, такие, как добыча металлических руд, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, с тем, чтобы получить более быструю отдачу. Следствием изменения удельного веса краткосрочных финансовых вложений является рост инвестиционной привлекательности Белгородской области. Однако на фоне положительной динамики мы видим снижение общего объема инвестиционных вложений в первом полугодии 2009г. по сравнению с 2008, что является последствием экономического кризиса. В этих условиях не представляется возможным получить объективную оценку изменения инвестиционной привлекательности региона.
Проведя детальный анализ финансовых вложений организаций по видам экономической деятельности, мы видим, что наибольшая доля финансовых вложений, в общем их объеме, по-прежнему приходилась на организации, осуществляющие деятельность в обрабатывающей производствах 59, 4% (в 2008 г. 62,6%), в том числе производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 24,2% и в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий 23%.
Поскольку инвестиционная привлекательность региона определяется объемом финансовых вложений, необходимо провести анализ основных источников их финансирования. На практике на предприятии можно выделить внешние (кредиты и займы) и внутренние источники финансирования (самофинансирование). Выявим тенденцию их изменения.
В первом полугодии 2009 г. на 3,5 процентного пункта увеличилась доля заемных средств. В январе-июне 2009г. 68,2% инвестиций в основной капитал финансировалось за счет привлеченных средств организаций. Доля кредитов банков в общем объеме привлеченных средств составила 58,3% (по сравнению с январем-июнем 2008г. снизилась на 4,7 процентного пункта). Несмотря на уменьшение доли кредитов банков в общем объеме привлеченных средств, происходит значительное увеличение привлеченных средств. Это объясняется адаптацией предприятий к условиям послекризисного периода и стремлением к обеспечению их жизнеспособности.
Изучая динамику внутренних источников финансирования (самофинансирование), оценим их структуру. Ведущую роль в структуре собственных источников финансирования инвестиционной деятельности играют прибыль и амортизационные отчисления. Прибыль выступает как основная форма чистого дохода организации, выражающая стоимость прибавочного продукта. Поскольку показатели прибыли в условиях кризиса и послекризисного периода не дают объективной оценки инвестиционной деятельности предприятия, то более подробно остановимся на динамике амортизационных отчислений.
В отличие от прибыли, данный источник не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. В 2008г. их доля увеличилась по сравнению с уровнем 2007г. на 0,8 процентного пункта и составила 37,3% в объеме собственных средств (в 2007г. - 33,3%). В источниках финансирования инвестиций в первом полугодии 2009 г. за счет собственных средств доля амортизационного фонда составила 46,6%, доля прибыли - 26,2%. Увеличение доли амортизационных отчислений свидетельствует о положительной динамике инвестиционной привлекательности.
На основе проведенного анализа четко сформулируем основные задачи инвестиционной политики города:
- формирование благоприятного инвестиционного климата города;
- создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности города;
- мобилизация инвестиционных ресурсов города и обеспечение их эффективного использования путем формирования инвестиционной программы для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития города;
- обеспечение продвижения инвестиционных проектов, программ предприятий города на российский и мировой рынки инвестиционных проектов;
- содействие предприятиям города в привлечении частных, стратегических и портфельных инвестиций.
На настоящий момент инвестиционная деятельность на территории Белгородской области и города Белгорода регламентируется следующими документами:
1. Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
2. Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
3. Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
4. Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ, (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
5. Федеральным законом от 26.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".
6. Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
7. Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
8. Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
9. Законом Белгородской области от 07.12.2004 N 151 "О государственных гарантиях Белгородской области".
11. Постановлением правительства Белгородской области от 10.06.2005 N 127-пп "Об утверждении порядка оценки эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов (вместе с "Порядком оценки эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов".
12. Постановлением правительства Белгородской области от 27.04.2005 N 93-пп "Об утверждении порядка рассмотрения и одобрения Инвестиционным советом при губернаторе Белгородской области инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов области".
Согласно новой проводимой инвестиционной политике и принятым ранее законодательным актам приоритетными направлениями вложения инвестиций в городе Белгороде являются:
- содержание, обслуживание и развитие инфраструктуры города и жилищно-коммунального хозяйства;
- производство импортозамещающей продукции;
- производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке;
- промышленное освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;
- укрепление конкурентных позиций местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
- углубленная переработка местного сырья;
- производство продовольственной продукции;
- улучшение экологии на территории города;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- иные направления, ориентированные на развитие города.
Для эффективности проводимой инвестиционной политики необходимо также учесть и основные причины, препятствующие стимулированию инвестиций, являющиеся так называемыми «барьерами». Именно преодоление этих «барьеров» позволит эффективно проводить инвестиционную политику.
В процессе анализа выявлены следующие причины, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в городе Белгороде:
1. Недостаток собственных средств предприятий для реализации инвестиционных проектов.
2. Отсутствие системы целенаправленной координации деятельности существующей городской инвестиционной инфраструктуры (банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании).
3. Неудовлетворительное качество кредитных ресурсов (высокая доля быстрооборачивающихся ресурсов и, соответственно, низкая доля долгосрочной составляющей).
4. Наличие неудовлетворительных показателей экономической эффективности инновационных и инвестиционных проектов.
5. Низкая активность страховых компаний в разработках и реализации инновационных и инвестиционных проектов.
6. Превышение уровня процентной ставки по кредитам над нормой прибыли в товарном производстве.
7. Нестабильная конъюнктура на финансовом рынке.
8. Отсутствие у предприятий-заемщиков реального залогового обеспечения кредитов.
9. Недостаточность обеспечения предпринимательства и промышленности актуальной инвестиционной информацией.
Несмотря на проводимую администрацией города работу в области организации и развития инвестиционной деятельности, в настоящее время существуют проблемы, препятствующие активному участию инвесторов. К их числу можно отнести проблемы, связанные с подготовкой и обслуживанием инвестиционных проектов.
Усилия органов власти должны быть направлены на решение таких проблем, как формирование благоприятных условий для размещения инвестиций, пропаганда культуры проведения прединвестиционной работы на предприятиях, развитие эффективной инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованный процесс инвестирования.
Проводимая администрацией города инвестиционная политика должна быть направлена на всестороннюю поддержку любой инвестиционной инициативы, имеющей в конечном итоге целью открытие новых производств, развитие новых видов деятельности, увеличение производственного потенциала, сокращение безработицы и расширение налогооблагаемой базы.
Степень инвестиционной привлекательности, является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития региональной экономики. Высокая экономическая активность российских регионов и существенное увеличение притока инвестиций в экономику, характерные для последних лет, в значительной степени обусловлены результатом многолетней успешной работы региональных властей по повышению инвестиционной привлекательности своих территорий.
PAGE 1
Инвестиционная привлекательность региона и меры ее повышения на примере Белгородской области