Кредитование реального сектора экономики Азербайджана в условиях глобального финансово-экономического кризиса

Талыбов Кямран Рауф оглы

Азербайджанский Государственный Экономический Университет

Аспирант кафедры “Банковское дело”

Баку, Азербайджан

Кредитование реального сектора экономики Азербайджана

в условиях глобального финансово-экономического кризиса

Одной из стратегических целей развития банковского сектора Азербайджана на современном этапе является усиление его роли в функционировании национальной экономики и, в частности, его реального сектора. Решению данной задачи в значительной степени может способствовать эффективное функционирование кредитного рынка, повышение доли банковского кредитования в ВВП и финансировании инвестиций в основной капитал предприятий.1

За 2006-2008 гг. общий объем кредитных вложений в экономику республики увеличился в 5 раз и составил на конец 2008 г. около 8,7 млрд долл. США. В их отраслевой структуре ведущее место занимают предприятия торговли и услуг – 26,7%, на энергетику и природные ресурсы приходится 11,9%, транспорт и связь – 9,3, строительство – 6,4, промышленность – 6,0, сельское хозяйство – 3,7%.2 Несмотря на положительную динамику кредитных операций, уровень банковского финансирования предприятий реального сектора пока не может считаться достаточным. Существующий спрос со стороны реального сектора экономики на кредитные ресурсы удовлетворяется не в полной мере. В настоящее время этот кредитный «дефицит» усугубляется кризисом ликвидности, охватившим мировую экономику в 2008 г., и наблюдаемой на внешнем финансовом рынке ситуацией, что, в свою очередь, требует разработки и принятия действенных мер, направленных на стабилизацию кредитного рынка в стране. Анализируя темпы роста банковского кредитования следует отметить, что четвертый квартал 2008 г. стал самым низким по росту активов банковской системы страны за прошлый год. По итогам этого квартала суммарные кредиты 37 отечественных банков увеличились на 3,4% против 13% во втором и 18% в третьем квартале. В целом за этот год общий объем кредитных вложений коммерческих банков страны повысился на 55,3%, что на 20,7% ниже, чем в 2007 г. Тенденция снижения их кредитного портфеля сохранилась и в январе 2009 года.3

Следует отметить, что своевременно принятые банковскими властями Азербайджана упреждающие меры позволили минимизировать негативное влияние кризиса в экономике страны.4 Мировая практика борьбы с кризисом свидетельствует, что страны, обладающие значительными золотовалютными резервами и имеющие при этом небольшой внешний и внутренний долг, оказались более подготовленными и устойчивыми к кризису. Именно поэтому в заключениях МВФ5 и рейтингового агентства Standart&Poor’s6 положительно оценены осуществляемые в Азербайджане системные экономические реформы, в том числе и в банковской сфере. Все это создает благоприятную основу для менее безболезненного по сравнению с другими странами преодоления нашей республикой последствий глобальных потрясений. Не случайно, ведущие международные институты включили Азербайджан в группу стран, экономика которых устойчива к кризису.

Важно подчеркнуть, что одним из системообразующих факторов кризиса явилось принятие соглашения Базельского комитета по банковскому надзору (Базель-II), предусматривающего переход от порядка установления четкой системы оценки рисков коммерческих банков к самостоятельной разработке ими методики оценки и анализа своих рисков и резервированию средств на возможные потери и убытки. Как показала практика, подобная трансформация оказалась неэффективной. Дело в том, что новые правила позволили банкам существенно расширить свои кредитные портфели за счет выдачи высокорискованных ссуд. При чем роль банковских властей сводилась лишь к согласованию методики оценки банковских, и в частности кредитных, рисков и контролю за тем, чтобы банки постоянно придерживались её. Другими словами, произошла замена банковского надзора, который предполагал установление конкретных нормативов по безопасной банковской деятельности, системой, в которой данная функция перекладывалась на плечи самих банков. Отсюда и повышенные риски в процессе кредитования, которые в конечном счете и привели к финансовому коллапсу..

С учетом нарастания в мире подобных катаклизмов в республике уже во втором полугодии истекшего года в целях противодействия последствиям мирового финансового кризиса в банковской системе были осуществлены превентивные действия в рамках антикризисной программы. Помимо прямой финансовой помощи банкам, Центрального Банк Азербайджана (ЦБА) в целях стимулирования экономической деятельности значительно смягчил монетарную политику. Основные регулирующие нормативы были скорректированы: ставка рефинансирования последовательно снизилась с 15% до 2%, нормы обязательного резервирования по внутренним заимствованиям – с 12% до 0,5%, норма резервов по зарубежным заимствованиям – с 5% до 0%. Необходимо отметить и увеличение соотношения стоимости залога к сумме кредита с 120% до 150%. В целях регулирования кредитных рисков были пересмотрены и ужесточены нормативы рисков на одного заемщика, условия андеррайтинга кредитов. Одновременно увеличены нормы резервов по контролируемым кредитам – с 6% до 10%, неудовлетворительным – с 25% до 30% и опасным – с 50% до 60%. Согласно изменениям и дополнениям в закон о Центральном банке, вступивший в силу 9 июля 2009 г., он стал более свободным в определении сроков и валюты кредитования, в том числе непосредственно экономики, хотя раньше мог предоставлять кредиты в манатах и только банкам на срок не более 6 месяцев с правом их пролонгации. В конце 2008 г. ЦБА выделил 62 млн долл. США «Юнибанку» – третьему по величине банку страны. Это было связано с необходимостью помочь ему выполнить до конца истекшего года долговые обязательства перед международными кредиторами. По мнению экспертов, в ближайшем будущем подобные меры могут понадобиться как минимум двум другим ведущим кредитным учреждениям – Международному банку Азербайджана и банку «Республика», объем внешней задолженности которых составляет соответственно порядка 1 млрд и 161 млн. долл. США.

Кстати, согласно исследованию российского Института посткризисного мира, подавляющее большинство экспертов отметили антикризисное лидерство Азербайджана (наряду с Россией и Казахстаном). Они говорили о грамотной политике руководства республики, и только её антикризисную программу признали наиболее полно соответствующей комплексу мер, предлагаемых экспертным сообществом.7

С учетом сложившейся ситуации банки в настоящее время стали проявлять весьма консервативный подход к кредитованию, обстоятельно подходить к менеджменту рисков и индивидуальной оценке клиентов, придерживаться стандартной банковской практики – минимизации кредитных рисков. То есть перешли от кредитной экспансии к кардинальному повышению требований в отношении качества заемщиков, к индивидуальной работе с ними. В первую очередь, ужесточились требования к их финансовому состоянию, ликвидности залога и окупаемости кредитуемого проекта. Кроме того, следует принимать во внимание и информационно-психологическое воздействие глобального финансово-экономического кризиса. Происходящие в мире банкротства ведущих финансовых учреждений, обвал фондовых и денежных рынков, жесткое ограничение бюджетных расходов, а также посткризисные ожидания (снижение покупательской способности, резкое падение спроса, потеря работы и т.п.), естественно, оказали негативное влияние на поведенческие мотивы вкладчиков – как корпоративных структур, так и физических лиц. В результате как депозитная, так и кредитная базы после многолетнего массированного роста стабилизировались, что привело к инвестиционному спаду в республике и требует принятия неординарных мер.

Что касается психологической подоплеки, такая реакция характерна не только для Азербайджана. Например, результаты 12-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, проведенного PricewaterhouseCoopers, о которых было объявлено в конце января 2009 г. на последней сессии Всемирного экономического форума в Давосе, свидетельствуют о том, что под воздействием экономического спада лидеры бизнес-сообщества с пессимизмом оценивают перспективы развития бизнеса в предстоящем году.8 Подобные настроения, неуверенность преобладают во всех регионах и секторах экономики, охватывая страны с различными уровнями экономического развития. Причем банковский сектор назван в качестве одного из крупных сегментов экономики, на деятельности компаний которых с наибольшей вероятностью скажутся последствия кризиса. При этом важно учесть, что, по прогнозам Fitch Ratings, в банковской системе страны до конца года ожидается увеличение проблемных кредитов (относительно текущих оценок в 10-15%).9 Кроме того, несмотря на снижение ставки рефинансирования и требований к резервам банков, в первом квартале 2009 г. произошло уменьшение денежной базы и кредитов, сокращение валютных резервов Азербайджана.

Несомненно, одним из ключевых вопросов борьбы с кризисом является разработка новых мер по поддержке банковской системы страны. В частности, представляется целесообразным размещение в самых надежных местных банках определенного объема  валютных резервов Азербайджана, хранящихся за рубежом, при условии их направления исключительно в реальный сектор экономики. Эффективным может стать предоставление государством дополнительных финансовых ресурсов коммерческим банкам, выделение при их посредничестве денежных средств для предпринимателей, что, на наш взгляд, будет способствовать оживлению кредитного рынка,. В плане повышения доверия населения к банкам положительным шагом следует считать еще большее повышение верхней планки страховой суммы вкладов физических лиц, что, безусловно, позитивно скажется на укреплении депозитной базы, являющейся одним из основных источников банковского кредитования предприятий реального сектора экономики республики.

Разумеется, этим не исчерпывается круг проблем кредитования, которыми предстоит заниматься в рамках антикризисной интеграции. Скажем, в числе важных перспективных задач — повышение качества кредитного портфеля, улучшение риск-менеджмента в кредитной деятельности, поиск новых – альтернативных действующим – источников кредитных ресурсов и т.д. эти вопросы требуют специального изучения и должны занять должное место в антикризисной программе банковского сектора республики.

1 Гаджиев Д.Ф. (2008). Денежно-кредитная система и Международный банк Азербайджана. Москва: Финансы и статистика.

2 См.: Statistical Bulletin of the National Bank of the Republic of Azerbaijan. Baku, 2009, № 9. P. 20.

3 См.: Ibidem. P.18.

4 Алиев И.Г. (2009). 2008 год, который останется в мировой истории как год финансового и экономического кризиса, был успешным для Азербайджана // Бакинский рабочий, 17 января.

5 Azerbaijan – Aide Mmoire for the 2008 IMF Staff Visit Discussions (2008), Baku, December 10-17.

6 Как Азербайджан реагирует на мировой экономический кризис. Standard & Poor's. 15 июля 2009 г.

7 См.: Post-CCCP: оценка антикризисных действий правительств. Международное исследование. Москва: Институт посткризисного мира, февраль-март 2009. С. 11, 12, 17, 24, 27, 40, 57.

8 См.: Future Proof Plans. 12th Annual Global CEO Survey Report. (January 2008). PricewaterhouseCoopers // http://www.pwc.com/ceosurvey.

9 Fitch Affirms Azerbaijan at 'BB+'; Outlook Stable. Press Release. 2 June 2009; Azerbaijan. Rating Report. 8 June 2009.

PAGE 1

Кредитование реального сектора экономики Азербайджана в условиях глобального финансово-экономического кризиса