Влияние финансовых механизмов государственного регулирования на инновационное развитие

Джавадова Ирада Сулеймановна

МГУ им. М.В. Ломоносова

экономический факультет

кафедра политической экономии

г. Москва

Влияние финансовых механизмов государственного регулирования на инновационное развитие.

В современных условиях уровень развития отраслей инновационного сектора определяет перспективы развития экономики страны и является «доминантой функционирования всех компонентов системы хозяйствования» [1, с.5].

Необходимо отметить, что обвал финансового сектора неизбежно влияет на все сектора экономики, в том числе и на инновации, сокращая при этом возможности привлечения инвестиций. В этом случае задача поддержания конкурентоспособности национальной экономики за счет стабильного функционирования и развития инновационного сектора в большей степени ложится на государство.

Государственное регулирование финансирования инновационной деятельности может осуществляться как в прямых, так и в косвенных формах, однако косвенные методы являются более предпочтительными, так как приводят к меньшему искажению рыночного механизма. К числу косвенных мер относится налоговое, амортизационное, кредитно-денежное, таможенное регулирование. При этом налоговая политика является одним из наиболее эффективных инструментов государственного стимулирования инновационного развития и включает в себя: ускоренную амортизацию; налоговые кредиты; налоговые освобождения.

Влияние налоговых льгот на инновационные отрасли можно оценить с помощью различных показателей: B-индекс, предельная эффективная налоговая ставка (METR), эффективная ставка налогов.

Эффективная ставка (ЭС) налогов рассчитывается, как «отношение общей суммы налогов и платежей, внесенных предприятием, работниками и акционерами, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг»[2]. Таким образом, эффективная ставка показывает, какая часть добавленной стоимости предприятия была направлена в государственный бюджет и внебюджетные фонды. При этом ЭС рассчитывалась для среднего случая без учета льгот и других факторов, влияющих на изменение ставки. Следовательно, для более точной оценки влияния налоговой политики государства на развитие инновационных отраслей с помощью модели эффективной ставки необходимо ввести налоговые льготы. Сравним налоговую нагрузку при применении общего режима налогообложения, существующего в России, с налогообложением инновационных предприятий с применением налоговых льгот, а также с режимом налогообложения резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны (ОЭЗ).

В 2009 году при применении общего режима налогообложения ставка налога на прибыль составила 20%, единого социального налога (ЕСН) – 26%, налога на доходы физических лиц – 13% (данный налог предприятие платит в виде налогового агента за своих работников), налога на добавленную стоимость (НДС) – 18%.

Хотя для предприятий, производящих инновационную продукцию и осуществляющих вложения в научные исследования и опытно – конструкторские разработки (НИОКР ) ставка налога на прибыль также составляет 20%, но при расчете налоговой базы по данному налогу расходы на НИОКР учитываются с повышающим коэффициентом 1,5, а амортизация - с коэффициентом 3, что позволят снизить налоговую нагрузку. Также инновационные предприятия имеют возможность воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом (ИНК), который представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [3, ч.1 ст.66]. Данный кредит может применяться для уменьшения налога на прибыль, а также местных и региональных налогов, но не более чем на 50%. Таким образом можно рассчитать эффективную ставку для предприятия, применяющего ИНК и не применяющего ИНК.

Особый режим налогообложения для резидентов ОЭЗ связан с назначением этой зоны. Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [4]. Для резидентов ОЭЗ применяются следующие ставки налогов:

  • Налог на прибыль – законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, при этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента [3, ч.2 ст.284], сумма налога на прибыль в размере 2 процентов зачисляется в федеральный бюджет. Таким образом, общая ставка по налогу на прибыль может составить 15,5%.
  • Организации, функционирующие на территории ОЭЗ имеют право начислять амортизацию с повышающим коэффициентом в размере 2, что также снижает налог на прибыль.
  • Единый социальный налог – 14 процентов, который зачисляется только в федеральный бюджет.
  • Налог на добавленную стоимость – 18 процентов.

Для проведения сравнений проанализируем данные годового отчета и бухгалтерского баланса предприятия авиационной промышленности России. При этом количество занятых на предприятии составляет 27,8 тысяч человек, средняя заработная плата в месяц составляет 12,8 тысяч рублей, рассматривается период в 12 месяцев, прибыль от продаж составляет 344000 тысячи рублей, амортизация составляет 63832 тысячи рублей, расходы на НИОКР составляют 2900 тысячи рублей.

При расчете ЭС для предприятия, использующего общую схему налогообложения, необходимо получаем следующие результаты:

ФОТ = Заработная плата * Численность * Период = 12,8* 27,8* 12= 4270,08 (тыс.руб.)

НДФЛ=ФОТ*0,13 = 555,1104 (тыс.руб.)

ЕСН=ФОТ*0,26 = 1110,2208 (тыс.руб.)

Налог на прибыль = Прибыль*0,2= 68800 (тыс.руб.)

Добавленная стоимость = ФОТ + ЕСН + Прибыль + Амортизация = 413212,3 (тыс.руб.)

НДС = Добавленная стоимость *0,18 = 74378,21 (тыс.руб.)

Общая сумма налогов = НДФЛ+ ЕСН + Налог на прибыль + НДС = 144843,55 (тыс.руб.)

Эффективная ставка = Общая сумма налогов/ Добавленная стоимость *100% = 35%

Рассчитывая эффективную ставку для предприятий, использующих налоговые льготы для инновационных предприятий, проводим аналогичные расчеты.

ФОТ = Заработная плата * Численность * Период = 12,8* 27,8* 12= 4270,08 (тыс.руб.)

НДФЛ=ФОТ*0,13 = 555,1104 (тыс.руб.)

ЕСН=ФОТ*0,26 = 1110,2208 (тыс.руб.)

Необходимо отметить, что предприятие, осуществляющее инновационную деятельность, может учитывать расходы на НИОКР в числе прочих расходов с повышающим коэффициентом 1,5, таким образом, расходы на НИОКР в данном случае можно учесть в размере 50000*1,5 = 75000 тысячи рублей.

Налог на прибыль считаем по ставке 20% в случае, когда предприятие не применяет ИНК.

Налог на прибыль = Прибыль*0,2= 63800 (тыс.руб.)

Если же предприятие использует ИНК, то налог на прибыль может быть снижен на 50%, и будет составлять:

Налог на прибыль = Прибыль*0,1 = 31900 (тыс.руб.)

Амортизация в данном случае будет учитываться с повышающим коэффициентом 3 и составит: 191496 тыс.руб.

Добавленная стоимость = ФОТ + ЕСН + Прибыль + Амортизация = 515876,8 (тыс.руб.)

НДС = Добавленная стоимость *0,18 = 92857,3 (тыс.руб.)

Общая сумма налогов (налог на прибыль 20%) = НДФЛ+ ЕСН + Налог на прибыль + НДС = 158323,06 (тыс.руб.)

Общая сумма налогов (налог на прибыль 10%) = НДФЛ+ ЕСН + Налог на прибыль + НДС = 126423,07 (тыс.руб.)

Эффективная ставка (налог на прибыль 20%) = Общая сумма налогов/ Добавленная стоимость *100% = 31%

Эффективная ставка (налог на прибыль 10%) = сумма налогов/ Добавленная стоимость *100% = 25%

Расчет эффективной ставки для резидентов особой экономической зоны проводится по аналогичной схеме.

ФОТ = Заработная плата * Численность * Период = 12,8* 27,8* 12= 4270,08 (тыс.руб.)

НДФЛ=ФОТ*0,13 = 555,11 (тыс.руб.)

ЕСН=ФОТ*0,14 = 597,81 (тыс.руб.)

Налог на прибыль = Прибыль*0,155= 53320 (тыс.руб.)

Амортизация в данном случае будет учитываться с повышающим коэффициентом 2 и составит: 127664 тыс.руб.

Добавленная стоимость = ФОТ + ЕСН + Прибыль + Амортизация = 476531,9 (тыс.руб.)

НДС = Добавленная стоимость *0,18 = 85775,74 (тыс.руб.)

Общая сумма налогов = НДФЛ+ ЕСН + Налог на прибыль + НДС = 140248,7 (тыс.руб.)

Эффективная ставка = Общая сумма налогов/ Добавленная стоимость *100% = 29%.

Необходимо отметить, что эффективная ставка в 1994 году составляла 58,9% [2], в 2006 году – 44,8% [5]. Таким образом, можно утверждать, что произошло снижение эффективной ставки, то есть снизилась общая нагрузка на предприятия. При этом можно отметить, что зарубежные исследования показывают, что изъятие у производителей более 35 – 40% добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Такую ситуацию называют налоговой ловушкой. Следовательно, несмотря на снижение эффективной налоговой ставки до 35% предприятия все еще находятся в налоговой ловушке, и расширение производства в такой ситуации невыгодно. При этом невыгодность инвестиций в производство фактически уменьшает стимулы к инновационной деятельности. При этом применение налоговых льгот сокращает эффективную ставку до 31% (25%), что позволяет предприятиям выйти из налоговой ловушки и осуществлять инвестиции в производство. Подобная ситуация наблюдается и в случае функционирования предприятия в ОЭЗ, в данном случае эффективная ставка снижается до 29%. Таким образом, основываясь на снижении показателя эффективной ставки налогов, можно отметить, что применение налоговых льгот снижает налоговую нагрузку на предприятия, стимулируя инновационную деятельность.

  1. Инновационный путь развития для новой России под ред. Горегляда, М. 2005г.
  2. Егорова Е., Петров Ю. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в Росси и зарубежных странах// Налоговый вестник, № 11, 1995г.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
  4. Федеральный Закон Об особых экономических зонах в Российской Федерации №76-ФЗ от 03.06.2006г.
  5. Абрамов М. О налогах, зарплате и экономическом росте// Вопросы экономики №5 2008г.

PAGE 1

Влияние финансовых механизмов государственного регулирования на инновационное развитие