Ценности и отношение к инновациям: кросс-культурный анализ
Лебедева Н.М.
Государственный университет Высшая Школа Экономики,
Москва, Россия
Ценности и отношение к инновациям: кросс-культурный анализ1
В настоящее время для ученых и политиков многих стран становится очевидным тот факт, что необходимым условием экономического роста и процветания является переход экономики в инновационную фазу развития.
Исследования в области кросскультурной психологии и смежных дисциплинах указывают на то, что базовые ценности культуры влияют не только на экономическое развитие, состояние здоровья популяции, продолжительность жизни, ощущение благополучия и счастья, но и на изобретательность и инновационные диспозиции личности [Inglehart & Baker, 2000; Diener et al., 2000; Shane, 1992]. Тем не менее, связь между культурными ценностями с одной стороны и инновационностью и изобретательностью членов данного общества, с другой, недостаточно изучена.
Результаты исследований в США [Shane, 1992] показали, что индивидуалистические и неиерархические («горизонтальные») общества более изобретательны и более склонны к инновациям. Это неудивительно, поскольку психологические характеристики инновационной деятельности требуют определенной среды: равенства в отношениях, одинаковых возможностей для всех, поощрения индивидуального развития, наличия некоторой степени свободы, хороших коммуникаций, в частности, возможности свободно выражать свои мысли и чувства.
В исследовании С. Доллингера с соавторами, проведенном в США [Dollinger, Burke & Gump, 2007], было показано, что более креативные студенты имеют иную систему ценностей, чем их однокурсники. Выполнение ими тестовых заданий новыми, творческими способами позитивно коррелировало с такими индивидуальными ценностями (по Шварцу), как самостоятельность, стимуляция и универсализм, и негативно с ценностями традиции, безопасности и власти. Это исследование подтвердило исходное предположение, что креативность напрямую зависит от ценностных приоритетов личности.
Эмпирическое исследование влияния культуры на отношение к инновациям российских, канадских и китайских студентов
Основная цель исследования сравнительный анализ влияния характеристик культуры на отношение российских, канадских и китайских студентов к инновациям.
Предмет исследования: влияние культуры на отношение российских, канадских и китайских студентов к инновациям.
Теоретическая гипотеза: ценности индивидов взаимосвязаны с их отношением к инновациям, и характер этой взаимосвязи обусловлен культурой.
Исследовательские гипотезы:
- Существуют межкультурные различия в индивидуальных ценностях и установках по отношению к инновациям.
- Ценности Открытости к изменениям способствуют позитивным установкам студентов по отношению к инновациям, а ценности Сохранения препятствуют.
- Связи ценностей и установок по отношению к инновациям имеют как универсальный, так и культурно-специфический характер.
Методика исследования
Участники исследования: 526 респондентов; них - 193 русских студента Государственного университета “Высшая школа экономики” (Москва, Россия), 137 студентов Ставропольского государственного университета, представителей народов Северного Кавказа: даргинцы, ингуши, чеченцы и др. (Ставрополь, Россия), 96 студентов Саскатчеванского университета (Саскатун, Канада), 100 студентов Харбинского педагогического университета (Харбин, Китай).
Участникам предъявлялся для заполнения опросник, в который входил набор методик, позволяющих выявить индивидуальные ценности респондентов и их установки по отношению к инновациям:
1. Методика культурных ценностных ориентаций Ш. Шварца (SVS57) на русском, англмийском и китайском языках.
2. Авторская методика Инновативные качества личности [Лебедева, Татарко, 2009].
Обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS 11.0..
Результаты исследования
В исследовании были выявлены межкультурные различия в индивидуальных ценностях: русские и канадские студенты больше предпочитали ценности Открытости к изменениям (самостоятельность, стимуляция), а китайские и северокавказские студенты ценности Сохранения (безопасность, конформность, традиция)
Выявленные межкультурные различия, на наш взгляд, отражают различия по линии «традиционализм модернизм», где культуры Китая и Северного Кавказа располагаются ближе полюсу традиционализма (выше ценности Сохранения, ведущие к групповой гармонии), а русская и канадская культуры на этом континууме ближе к полюсу модернизированности (выше роль отдельного индивида, т.е ценности Открытости к изменениям). В рамках этой парадигмы поведение в соответствии с ценностями Сохранения может привести к социальному одобрению, а цена отвержения этих ценностей социальное неодобрение или угроза безопасности. Ценности Открытости к изменениям мотивируют наше стремление к внутренней свободе, творчество, любознательность, удовольствие, отказ от этих ценностей означает отказ от развития и самовыражения личности. Таким образом, можно предположить, что модернизация способствует динамике ценностных предпочтений от полюса Сохранения к полюсу Открытости к изменениям.
В исследовании были выявлены значимые межкультурные различия в установках по отношению к инновациям: установки канадских и русских студентов являются более позитивными, чем установки китайских студентов и их сверстников из республик Северного Кавказа
Результаты множественного регрессионного анализа взаимосвязей ценностей и инновативных установок показали, что ценности Открытости к изменениям (самостоятельность, стимуляция) способствуют позитивным установкам по отношению к инновациям у трех групп (русские, канадцы, китайцы), а ценности Сохранения (традиции, безопасности, конформности) препятствуют инновациям у всех четырех групп. Эти результаты согласуются с данными зарубежных исследований [Dollinger, Burke & Gump, 2007; Shane, 1992, 1995] и свидетельствуют о близком к универсальности характере этой взаимосвязи.
Однако проявилась и культурная специфика. В российской выборке ценности самостоятельности значимо более выражены, чем в китайской и позитивно связаны с такими показателями отношения к инновациям как креативность, риск ради успеха и Индексом инновативности личности. Ценности самостоятельности, наиболее предпочитаемые русскими студентами, источник креативности, побуждают к инновациям и способствуют продуцированию новых решений в условиях кризисов, с которыми сталкиваются общества. В китайской выборке ценности самостоятельности выражены намного слабее и не связаны с инновативными установками студентов, позитивная связь есть только с ценностями стимуляции (ценности разнообразия, ощущения полноты жизни).
В северокавказской выборке ценности стимуляции (тяга к разнообразию, новизне, риску) имеют негативную взаимосвязь с такими показателями отношения к инновациям как ориентация на будущее и уверенность в себе. Ценность стимуляции у кавказских студентов стоит на последнем, десятом месте, в то время как у русских и канадских студентов она является пятой по значимости. Низкая ценность новизны и разнообразия в традиционных культурах может быть причиной не столь явного стремления к творчеству и инновациям. Это предположение согласуется с идеями зарубежных исследователей о том, что новизна не является большой ценностью в культурах Востока, по сравнению с культурами Запада. Западная концепция креативности прежде всего связана с инновацией, в то время как восточная включает в себя скорее новую интерпретацию традиции, чем ее разрушение [Lubart, 1999; Raina, 1999]. При этом инновативным установкам в северокавказской выборке способствуют ценности универсализма, что не характерно для канадской, русской и китайской выборок, но согласуется с данными американского исследования [Dollinger, Burke & Gump, 2007].
Данные различия могут свидетельствовать о том, что мотивация инновационной деятельности в разных культурах может опираться на разные ценностные приоритеты. Так, в более модернизированных культурах (канадской и российской) мотивировать людей к инновациям могут ценности, отражающие самостоятельность и активность индивида, в более традиционных (китайской и северокавказской) культурах эти ценности менее выражены и не могут служить мотивационной основой инновационной деятельности. В трех их четырех культурах мощной мотивационной силой стремления к инновациям являются ценности стимуляции (потребность в разнообразии, новизне). Препятствуют инновационной деятельности во всех обследованных нами выборках ценности Сохранения (Традиция, Конформность, Безопасность). Наличие культурно-специфических связей ценностей и инновативных установок ставит практическую проблему внедрения инноваций с учетом культурной специфики (Лебедева, Ясин, 2009).
Литература:
- Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России. // Журнал ГУ-ВШЭ «Психология», 2008, Т.5, №2 с. 68-88.
- Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям российских и канадских студентов. // Психологический журнал, 2009, Т.30, № 5, с. 110-121.
- Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методика исследования отношения личности к инновациям. // Альманах современной науки и образования, Тамбов: Грамота, 2009, №4 (23), часть 2, с. 89-96.
- Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации: к постановке проблемы. // Форсайт, 2009, №2 (10), с.16-26.
- Diener, E. Suh (Eds.) Culture and subjective well-being, London, 2000.
- Dollinger S.J., Burke Ph.A. & Gump N.W. Creativity and Values. // Creativity Research Journal, 2007 (in press).
- Inglehart, R., & Baker, W. E. Modernization, cultural change and the persistence of traditional values. American Sociological Review, 2000, V. 65, pp. 1951.
- Lubart, T. I. Creativity across cultures. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999, p. 339-350.
- Raina M.K. Cross-cultural differences.//Runco, M.A., Pritzker, .R. (Eds.) Encyclopedia of creativity, San Diego, CA: Academic Press, 1999, V.1, p.453-464.
- Shane, S. Why do some societies invent more than others? Journal of Business Venturing, 1992, N. 7, pp. 2946.
1 Индивидуальный исследовательский проект № 09-01-0069 «Влияние культуры на отношение к инновациям в России и Китае» выполнен при поддержке Программы «Научный Фонд ГУ-ВШЭ»
4
Ценности и отношение к инновациям: кросс-культурный анализ