Ценности и отношение к инновациям: кросс-культурный анализ

Лебедева Н.М.

Государственный университет – Высшая Школа Экономики,

Москва, Россия

Ценности и отношение к инновациям: кросс-культурный анализ1

В настоящее время для ученых и политиков многих стран становится очевидным тот факт, что необходимым условием экономического роста и процветания является переход экономики в инновационную фазу развития.

Исследования в области кросскультурной психологии и смежных дисциплинах указывают на то, что базовые ценности культуры влияют не только на экономическое развитие, состояние здоровья популяции, продолжительность жизни, ощущение благополучия и счастья, но и на изобретательность и инновационные диспозиции личности [Inglehart & Baker, 2000; Diener et al., 2000; Shane, 1992]. Тем не менее, связь между культурными ценностями с одной стороны и инновационностью и изобретательностью членов данного общества, с другой, недостаточно изучена.

Результаты исследований в США [Shane, 1992] показали, что индивидуалистические и неиерархические («горизонтальные») общества более изобретательны и более склонны к инновациям. Это неудивительно, поскольку психологические характеристики инновационной деятельности требуют определенной среды: равенства в отношениях, одинаковых возможностей для всех, поощрения индивидуального развития, наличия некоторой степени свободы, хороших коммуникаций, в частности, возможности свободно выражать свои мысли и чувства.

В исследовании С. Доллингера с соавторами, проведенном в США [Dollinger, Burke & Gump, 2007], было показано, что более креативные студенты имеют иную систему ценностей, чем их однокурсники. Выполнение ими тестовых заданий новыми, творческими способами позитивно коррелировало с такими индивидуальными ценностями (по Шварцу), как самостоятельность, стимуляция и универсализм, и негативно — с ценностями традиции, безопасности и власти. Это исследование подтвердило исходное предположение, что креативность напрямую зависит от ценностных приоритетов личности.

Эмпирическое исследование влияния культуры на отношение к инновациям российских, канадских и китайских студентов

Основная цель исследования – сравнительный анализ влияния характеристик культуры на отношение российских, канадских и китайских студентов к инновациям.

Предмет исследования: влияние культуры на отношение российских, канадских и китайских студентов к инновациям.

Теоретическая гипотеза: ценности индивидов взаимосвязаны с их отношением к инновациям, и характер этой взаимосвязи обусловлен культурой.

Исследовательские гипотезы:

  1. Существуют межкультурные различия в индивидуальных ценностях и установках по отношению к инновациям.
  2. Ценности Открытости к изменениям способствуют позитивным установкам студентов по отношению к инновациям, а ценности Сохранения – препятствуют.
  3. Связи ценностей и установок по отношению к инновациям имеют как универсальный, так и культурно-специфический характер.

Методика исследования

Участники исследования: 526 респондентов; них - 193 русских студента Государственного университета – “Высшая школа экономики” (Москва, Россия), 137 студентов Ставропольского государственного университета, представителей народов Северного Кавказа: даргинцы, ингуши, чеченцы и др. (Ставрополь, Россия), 96 студентов Саскатчеванского университета (Саскатун, Канада), 100 студентов Харбинского педагогического университета (Харбин, Китай).

Участникам предъявлялся для заполнения опросник, в который входил набор методик, позволяющих выявить индивидуальные ценности респондентов и их установки по отношению к инновациям:

1. Методика культурных ценностных ориентаций Ш. Шварца (SVS57) на русском, англмийском и китайском языках.

2. Авторская методика Инновативные качества личности [Лебедева, Татарко, 2009].

Обработка данных проводилась с помощью пакета SPSS 11.0..

Результаты исследования

В исследовании были выявлены межкультурные различия в индивидуальных ценностях: русские и канадские студенты больше предпочитали ценности Открытости к изменениям (самостоятельность, стимуляция), а китайские и северокавказские студенты – ценности Сохранения (безопасность, конформность, традиция)

Выявленные межкультурные различия, на наш взгляд, отражают различия по линии «традиционализм – модернизм», где культуры Китая и Северного Кавказа располагаются ближе полюсу традиционализма (выше ценности Сохранения, ведущие к групповой гармонии), а русская и канадская культуры на этом континууме ближе к полюсу модернизированности (выше роль отдельного индивида, т.е ценности Открытости к изменениям). В рамках этой парадигмы поведение в соответствии с ценностями Сохранения может привести к социальному одобрению, а цена отвержения этих ценностей – социальное неодобрение или угроза безопасности. Ценности Открытости к изменениям мотивируют наше стремление к внутренней свободе, творчество, любознательность, удовольствие, отказ от этих ценностей означает отказ от развития и самовыражения личности. Таким образом, можно предположить, что модернизация способствует динамике ценностных предпочтений от полюса Сохранения к полюсу Открытости к изменениям.

В исследовании были выявлены значимые межкультурные различия в установках по отношению к инновациям: установки канадских и русских студентов являются более позитивными, чем установки китайских студентов и их сверстников из республик Северного Кавказа

Результаты множественного регрессионного анализа взаимосвязей ценностей и инновативных установок показали, что ценности Открытости к изменениям (самостоятельность, стимуляция) способствуют позитивным установкам по отношению к инновациям у трех групп (русские, канадцы, китайцы), а ценности Сохранения (традиции, безопасности, конформности) – препятствуют инновациям у всех четырех групп. Эти результаты согласуются с данными зарубежных исследований [Dollinger, Burke & Gump, 2007; Shane, 1992, 1995] и свидетельствуют о близком к универсальности характере этой взаимосвязи.

Однако проявилась и культурная специфика. В российской выборке ценности самостоятельности значимо более выражены, чем в китайской и позитивно связаны с такими показателями отношения к инновациям как креативность, риск ради успеха и Индексом инновативности личности. Ценности самостоятельности, наиболее предпочитаемые русскими студентами, – источник креативности, побуждают к инновациям и способствуют продуцированию новых решений в условиях кризисов, с которыми сталкиваются общества. В китайской выборке ценности самостоятельности выражены намного слабее и не связаны с инновативными установками студентов, позитивная связь есть только с ценностями стимуляции (ценности разнообразия, ощущения полноты жизни).

В северокавказской выборке ценности стимуляции (тяга к разнообразию, новизне, риску) имеют негативную взаимосвязь с такими показателями отношения к инновациям как ориентация на будущее и уверенность в себе. Ценность стимуляции у кавказских студентов стоит на последнем, десятом месте, в то время как у русских и канадских студентов она является пятой по значимости. Низкая ценность новизны и разнообразия в традиционных культурах может быть причиной не столь явного стремления к творчеству и инновациям. Это предположение согласуется с идеями зарубежных исследователей о том, что новизна не является большой ценностью в культурах Востока, по сравнению с культурами Запада. Западная концепция креативности прежде всего связана с инновацией, в то время как восточная включает в себя скорее новую интерпретацию традиции, чем ее разрушение [Lubart, 1999; Raina, 1999]. При этом инновативным установкам в северокавказской выборке способствуют ценности универсализма, что не характерно для канадской, русской и китайской выборок, но согласуется с данными американского исследования [Dollinger, Burke & Gump, 2007].

Данные различия могут свидетельствовать о том, что мотивация инновационной деятельности в разных культурах может опираться на разные ценностные приоритеты. Так, в более модернизированных культурах (канадской и российской) мотивировать людей к инновациям могут ценности, отражающие самостоятельность и активность индивида, в более традиционных (китайской и северокавказской) культурах эти ценности менее выражены и не могут служить мотивационной основой инновационной деятельности. В трех их четырех культурах мощной мотивационной силой стремления к инновациям являются ценности стимуляции (потребность в разнообразии, новизне). Препятствуют инновационной деятельности во всех обследованных нами выборках ценности Сохранения (Традиция, Конформность, Безопасность). Наличие культурно-специфических связей ценностей и инновативных установок ставит практическую проблему внедрения инноваций с учетом культурной специфики (Лебедева, Ясин, 2009).

Литература:

  1. Лебедева Н.М. Ценности культуры, экономические установки и отношение к инновациям в России. // Журнал ГУ-ВШЭ «Психология», 2008, Т.5, №2 с. 68-88.
  2. Лебедева Н.М. Ценности и отношение к инновациям российских и канадских студентов. // Психологический журнал, 2009, Т.30, № 5, с. 110-121.
  3. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Методика исследования отношения личности к инновациям. // Альманах современной науки и образования, Тамбов: Грамота, 2009, №4 (23), часть 2, с. 89-96.
  4. Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации: к постановке проблемы. // Форсайт, 2009, №2 (10), с.16-26.
  5. Diener, E. Suh (Eds.) Culture and subjective well-being, London, 2000.
  6. Dollinger S.J., Burke Ph.A. & Gump N.W. Creativity and Values. // Creativity Research Journal, 2007 (in press).
  7. Inglehart, R., & Baker, W. E. Modernization, cultural change and the persistence of traditional values. American Sociological Review, 2000, V. 65, pp. 19–51.
  8. Lubart, T. I. Creativity across cultures. In R. J. Sternberg (Ed.), Handbook of creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999, p. 339-350.
  9. Raina M.K. Cross-cultural differences.//Runco, M.A., Pritzker, .R. (Eds.) Encyclopedia of creativity, San Diego, CA: Academic Press, 1999, V.1, p.453-464.
  10. Shane, S. Why do some societies invent more than others? Journal of Business Venturing, 1992, N. 7, pp. 29–46.

1 Индивидуальный исследовательский проект № 09-01-0069 «Влияние культуры на отношение к инновациям в России и Китае» выполнен при поддержке Программы «Научный Фонд ГУ-ВШЭ»

4

Ценности и отношение к инновациям: кросс-культурный анализ