МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: АНАЛИЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ
Зорук Людмила Леонидовна
аспирант ИЭИ ДВО РАН
г. Хабаровск
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: АНАЛИЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ
- Международная миграция рабочей силы: современное состояние
Международная миграция рабочей силы является одной из важных проблем, исследуемых на протяжении многих лет разными странами. Особо актуальной данная тема становится в период социально-экономических потрясений, которые, в конечном счете, отражаются на жизни населения.
Различия в уровне развития экономик, системах образования и здравоохранения, уровнях заработной платы и условиях труда порождают международную миграцию рабочей силы в основном из развивающихся стран в развитые страны (или из стран происхождения в страны назначения). В совокупности экономические, демографические, социальные, политические факторы определяют масштабы и направления движения рабочих мигрантов.
Как отмечается в докладах международных организации (ILO, World Bank, UNECE, IOM, UN и др.), проблема нехватки трудовых ресурсов с каждым годом будет приобретать все более и более мировой масштаб, а, следовательно, увеличит проблему миграции рабочей силы, которая будет связана первоначально с демографической ситуацией в мире. По социально-экономическим прогнозам численность населения в развитых странах будет сокращаться, а численность населения развивающихся стран будет, наоборот, увеличиваться, что повлечет за собой дисбаланс на внутри- и межстрановых рынках труда.
Так в развивающемся мире густонаселенный Азиатско-Тихоокеанский регион доминирует с 57% всей занятости. Два гиганта - Китай и Индия обеспечивают соответственно 26,0% и 14,8% мировой занятости. На страны Африки к югу от Сахары приходится 9,3%, на Северную Африку и Ближний Восток - 4,1% и на Латинскую Америку и Карибский бассейн - 8,4%. На страны Юго-Восточной Европы, не входящие в ЕС, а также на страны СНГ приходится 5,9%.1
Ежегодный прирост рабочих иммигрантов в странах назначения подтверждает международные прогнозы. К примеру, около 4 млн. мигрантов зарегистрировалось на территории стран ОЭСР на постоянное место жительства в 2007 г. что на 5% больше, чем в 2006 г. главным образом, по причинам воссоединения семьи (44%) и найма на работу (14%). К тому же, около 2,5 млн. рабочих мигрантом въехало на территорию стран ОЭСР на временной основе.2
В связи со сложившимися тенденциями Международная организация труда (ILO) выделяет три ключевых фактора, которые будут продолжать воздействовать на международную миграцию рабочей силы:
- «Преимущество» демографических изменений и потребностей рынка труда в странах с высокими доходами;
- «Напряжение» в дифференциальной ставке заработной платы и кризисное давление в менее развитых странах;
- Установившиеся межстрановые связи, основанные на семейных, культурных и исторических традициях.3
Влияние мировых валютных, экономических кризисов более усугубляет проблемы миграции рабочей силы поскольку:
- Лишает постоянного заработка населения в связи с сокращением производства и ликвидацией предприятий;
- Усиливает рост инфляции;
- Возникает кризис неплатежей банковскому сектору, который, в свою очередь повышает ставки по кредитам и т.д.
В итоге снижается уровень и качество жизни населения, которые в развивающихся странах практически сводятся к нулю.
Влияние на состояние рынка труда иммигрантов является гораздо очевидным в странах, где кризис начался раньше (Ирландия, Испания, Великобритания и Соединенные Штаты), но также где рабочие иммигранты играли ключевую роль в последнем периоде роста. В случае с Испанией, например, по крайней мере за 10 лет непрерывного развития, ситуация рынка труда иммигрантов заметно ухудшалась. В четвертом квартале 2008 г., процент безработицы иммигрантов вырос до 20,3%. В США, процент безработицы иммигрантов вырос до 10,5% в феврале 2009, более чем в два раза по отношению к проценту безработицы, зарегистрированному в марте 2007. В Ирландии, в Марте 2009, почти 75 600 иностранцев были зарегистрированы как безработные, принимая во внимание то, что это около пятой части от всех регистрирующихся безработных, сравнимой с менее чем 10% пятью годами ранее.4
По данным ФСГС в 2007 г. в Россию прибыло 286 956 человек, основную часть прибывших составляют граждане СНГ 273 872, из стран дальнего зарубежья 13 084.5 Указанные данные, представляют собой международную миграцию населения, точнее механическое движение населения через границу государства. При этом число разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим на территорию РФ. В порядке не требующим получения визы в 2007 г. составило 6 млн.6, а квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности 308 842.7 Действительное число рабочих мигрантов остается не определенным по российским статистическим данным (в т.ч. по официальной статистике ФМС).
В 2007 г. из Российской Федерации выбыло всего 47 013 человек, в т.ч. в страны СНГ 31 329 чел., в страны дальнего зарубежья 15 684 чел. По статистическим данным международных организаций, из Российской Федерации, как страны происхождения, выехало иностранных рабочих в 2007 г. - 205 958 человек в страны ОЭСР, в т.ч. 130 000 чел. в Германию, 14 981 чел. в Испанию, 13 113 в Грецию.8
Как следует из выше сказанного, определить действительное число трудовых мигрантов прибывших и выбывших на территории России достаточно проблематично, в силу того, что существует большая разница между статистическим учетом именно в отечественной практике.
Несмотря на существующие противоречия в сфере учета трудовых мигрантов, международная миграция рабочей силы несет в себе достаточное количество сопутствующих проблем, таких как:
- Нелегальная трудовая миграция;
- Незаконное использование женской и детской рабочей силы;
- Нарастание конфликтов на расовой, религиозной, культурной почве;
- Возрастание проблем социального и медицинского характера (межнациональные браки, дети иммигрантов; проблемы пандемии ВИЧ/СПИД, переносчиками которых являются выходцы из развивающихся стран, а также нелегальные мигранты, мигранты, работающие в запрещенных законодательно сферах труда);
- Нарушения в области прав человека и т.д.
С целью решения вышеуказанных проблем страны объединяются и создают сопутствующие нормативные и законодательные акты, программы, цель которых не только защитить свое население, но также и мигрантов, для того, чтобы обеспечить им достойные условия труда и жизни. Стоит отметить тот факт, что зарубежное законодательство в сфере международной миграции (получение визы, вида на жительство, разрешения на работу или обучение) гораздо строже, жестче и прозрачней, чем отечественное. Миграционное российское законодательство является весьма гибким в отношении изменения числа выдаваемых разрешений на работу для иностранных рабочих и приглашений их в качестве рабочей силы.
- Характеристика международной практики исследования миграции рабочей силы
Проблемы международной трудовой миграции находят свое отражения в методах и методологиях исследования этого сложного процесса, которые по объективным причинам сходятся в зарубежных странах.
Естественным остается изучение миграции рабочей силы на основе социальных, статистических и математических методах, таких как:
- Интервьюирование;
- Анкетирования;
- Корреляционно-регрессионный анализ;
- Линейное и нелинейное программирование и т.д.
Но миграция, как процесс движения имеет свои специфические особенности, т.к. может быть прямой, обратной, циклической, внутренней, внешней и зависеть от демографических, социальных и экономических показателей, что усложняет процесс сбора и обработки информации.
Естественно, что информация для исследований международной миграции рабочей силы фиксируется и предоставляется:
- во время регистрации трудовых мигрантов в странах назначения и происхождения таможенными и миграционными службами;
- предприятиями, использующими иностранную рабочую силу;
- статистическими бюро, которые ведут учет не только тех, кто получил гражданство или вид на жительство, но и учет родившихся в семьях иммигрантов детей, работающих женщин и молодежи, и т.п.
Процесс исследования международной миграции рабочей силы немного упрощен в зарубежных странах тем, что существует накопленный опыт сбора информации, сформировавшиеся базы данных, которые могут выходить далеко за пределы 20 в., к тому же, объединение стран позволяет вести единую, качественную политику регулирования международной трудовой миграции и осуществлять ее учет в установленной форме.
В процессе все более глубокой интеграции различных стран в мировое сообщество, процессов глобализации западные исследователи и организации, занимающиеся вопросами трудовой миграции, приходят к мнению, что кроме установившихся методов исследования, необходимо применять маркетинговые методы и методики.
Маркетинг это необходимый первый шаг в усилиях по «экспорту» трудовых ресурсов страны. Он также включает в себя взвешенную политику страны в плане использования экспорта трудовых ресурсов для уменьшения безработицы и расчета на поток денежных переводов для увеличения притока иностранной валюты. Страны, стремящиеся отправить своих граждан за границу, должны искать возможности вне государственных связей на международном рынке, где очень высока конкуренция.9
В целях эффективной политики в области трудовой миграции для стран происхождения предложен процесс маркетинга, который должен начинаться с анализа «сильных и слабых сторон, возможностей и угроз», более широко известного как SWOT-анализ. В контексте международной трудовой миграции или программы зарубежной занятости (ПЗЗ) обновленный SWOT-анализ должен помочь сконцентрировать усилия страны в областях с уже существующими преимуществами или помочь определить стратегию с учетом имеющихся возможностей и угроз.
В рамках данного анализа предлагается вести отчеты на предприятиях частного и государственного сектора, заключать двусторонние и региональные трудовые соглашения, вести учет денежных переводов трудовых мигрантов.
Кроме всего перечисленного выше, странам происхождения и назначения рекомендовано разрабатывать миссии и стратегии развития рынков труда и привлечения на них иностранной рабочей сил.
В ряде стран при приеме иностранных граждан на работу, разработаны бальные системы, оценивающие способности трудовых мигрантов и возможности применения их навыков и специальностей, с целью покрыть существующий дефицит кадров.
При разработке политики в области приема иностранной рабочей силы, помимо применения методов оценки дефицита труда следует также принимать во внимание механизмы, определяющие, до какой степени существующий дефицит может быть удовлетворен за счет иностранной рабочей силы и каким образом эта рабочая сила должна быть доставлена в нужный сектор занятости или регион.10
Дефицит труда, в свою очередь, остается также спорным вопросом, поскольку, что именно считать дефицитом трудовых ресурсов - четко не определено. Естественно, что дефицит труда несоответствие спроса и предложение этого труда. Но существует скорее конфликт интересов и специальностей внутри стран происхождения и назначения, поскольку трудовые мигранты предлагают свои навыки и умения, которые удовлетворяют потребностям работодателей, и вызывают недовольство местного населения, которое не востребовано на собственном рынке труда.
- Возможность использования международной практики исследования миграции рабочей силы в России
Насколько бы объективными и полными не были зарубежные исследования миграции рабочей силы, в России их применение столкнется с рядом существенных проблем и препятствий.
Во-первых, исторический путь развития стран определил и их институциональные различия в исследованиях миграции рабочей силы. Развитие исследований миграционных процесс были связаны с происходившими в мире политическими, экономическими, социальными, демографическими изменениями. В США развитие исследований идет на протяжении всего 20 века, отражая особенности и потребности развивающегося мира, в различные периоды упор делается на этничность, права человека, образование сообществ. В европейских странах также 20 век выражает особенности исследований миграционных потоков, связанных с основными событиями, происходившими в странах и в мире (программы импорта рабочей силы, нефтяной и экономический кризис), и уже в 60-80-х. гг. происходят исследования рынка труда. В России расцвет миграционных исследований происходит лишь в 80-90-х гг. прошлого столетия. До этого периода жесткий тоталитарный режим не позволял осуществлять полноценные исследования, но в дореволюционное время изучение процессов миграции населения носили в основном географический и исторический контекст.11
Во-вторых, российский статистический учет не отражает сведения о движении именно иностранных рабочих, их качестве и уровне жизни, а потому сложно делать обоснованный вывод о том существует ли в нашей стране рынок труда иммигрантов. Информация, получаемая исполнительными органами власти (таможенными органами, миграционными и социальными службами, иными правовыми органами) является противоречивой и в большей степени закрытой.
В-третьих, исследования, которые проводятся в России, связаны больше с понятиями регионального рынка труда, дефицита рабочей силы, межрегиональной миграции.
Анализ взаимосвязей и взаимодействий региональных рынков труда предполагает изучение динамики, структуры и направлений межрегионального перемещения населения, прежде всего трудоспособной его части, которая формирует потенциал предложения на региональных рынках труда. Собственно решение задачи взаимодействий региональных рынков труда должно базироваться на исследовании межрегионального движения занятых и безработных (трудовой миграции), а также различных групп экономически неактивного населения (учащихся, детей, стариков). Подобные исследования требуют детального изучения динамики различных характеристик функционирования региональных рынков труда.12
Но, несмотря на все тенденции движения международных трудовых ресурсов миграция трудоспособного населения весьма объективный процесс, который следует из современных условий организации труда. Под воздействием глобализации и интеграции изменяются сферы, модели, условия труда. Поэтому человек, исходя из своих собственных предпочтений, выбирает ту организацию, которая ему подходит.
1 Доклад I (C) Генерального директора Х.Самовиа «Изменение моделей и структур в сфере труда». Международная конференция труда 95-ая сессия 2006г./Международное бюро труда. Женева с.25
2 OECD. Annual Report 2009 p.44
3 Handbook on Establishing Effective Labour Migration Polices in Countries of Origin and Destination. // OSCE. IOM. ILO., 2006. p.18
4 International Migration: Charting a Course through the Crisis // The OECD Policy Brief. June 2009. p.4 -www.oecd.org/publications/Policybriefs
5 По данным Федеральной службы государственной статистики - www.gks.ru
6 Постановление Правительства РФ «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» от 15.11.2006 г. №682
7 Постановление Правительства РФ «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» от 11.11.2006 г. №665
8 По данным OECD.StatExtracts - http://stats.oecd.org
9 Handbook on Establishing Effective Labour Migration Polices in Countries of Origin and Destination. // OSCE. IOM. ILO., 2006. p.72
10 Handbook on Establishing Effective Labour Migration Polices in Countries of Origin and Destination. // OSCE. IOM. ILO., 2006. p.111
11 Использованы материалы «Миграция населения в контексте социальных наук: Сборник программ учебных курсов по миграции» / Под ред. И. Н. Молодиковой. Смоленск: Маджента, 2005
12 Коровкин А.Г., Долгова И.Н., Королев И.Б. Долгосрочные тренды изменения структуры миграционных потоков и оценка их влияния на региональную занятость населения России ИНП РАН,2007.
PAGE \* MERGEFORMAT 1
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ: АНАЛИЗ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ