ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ – ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Галина Валентиновна Леонидова, зав. лабораторией исследования проблем трудового потенциала Института социально-экономического развития территорий РАН к.э.н.

г. Вологда

ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ –

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация: Для современной России характерны снижение численности населения, но и ухудшение его качества. В статье автор актуализирует проблему сохранения и преумножения качества человеческого капитала посредством построения государственно-общественной системы долговременной комплексной поддержки одаренных детей от первого проявления таланта до профессионального самоопределения. В статье освещены теоретические основы решения данной проблемы. Показана деятельность государственных органов в этом направлении. Особый акцент сделан на представлении опыта работы с талантливой молодежью в региональном Научно-образовательном центре экономики и информационных технологий при Институте социально-экономического развития территорий РАН. Автор более подробно рассматривает научно-исследовательскую часть работы НОЦ, которая способствует интеллектуализации человеческого капитала обучающихся.

Ключевые слова: генерация знаний, талантливая молодежь, человеческий капитал.

Исследование проблемы интеллектуализации человеческого капитала предполагает изначально рассмотреть исходные предпосылки к активизации работы с одаренными детьми и талантливой молодежью как важнейшей задачи по формированию фундамента инновационной экономики. Одаренные дети в условиях демографического кризиса дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в воспроизводстве интеллектуального потенциала. Они «составляют особый ресурс, так как обладают неординарными способностями, проявляющимися в виде высоких достижений в том или ином виде деятельности»1.

В общественном сознании требуется актуализировать понимание того, что сохранение и преумножение интеллектуального потенциала страны и труд способных и талантливых людей обеспечит России конкурентоспособность и величие.

В то же время опрос населения России2, проведенный в 2006 г. Фондом общественного мнения, показал, что в российском социуме необходимость раннего развития талантов у детей не актуализируется.

Поиск талантливых людей ведется во всех странах. В свое время, американцы отреагировали на полеты советских искусственных спутников Земли не только развитием своей космонавтики, но и тем, что «поставили на конвейер» отыскание (посредством разработанных тестов) и максимальное развитие 35 тысяч одареннейших старшеклассников, ассигнуя ежегодно около 1,5 млрд. долларов на помощь им и тем образовательным учреждениям, которые они избирают, на их быстрое развитие их дарований3. В США созданы научные центры исследований в области выявления и обучения одаренных детей при университетах нескольких штатов, организован выпуск специальных журналов («Gifted Child Today», «Gifted Education International», «Educational Researcher»), в 1990-х годах приняты законодательные акты и государственные программы (в частности, программа «Америка – 2000. Стратегия образования» (Goals 2000: Educate America Act)4.

Во всех развитых странах в 1970-е годы были разработаны государственные программы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи в своей стране и по привлечению таковых из других стран. Созданы международные организации: Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по их изучению, обучению и воспитанию, организует международные конференции, а также Европейская («Евроталант», членом которой является и Россия) и Азиатская ассоциации, которые реализуют национальные программы, координируют национальные проекты, проводят межнациональные встречи, летние школы и конкурсы для одаренных и талантливых школьников.

В России программы развития одаренности направлены на детей, показывающих успехи выше школьной программы, а, например, в Канаде одаренными считаются все успевающие дети (то есть дети, которые учатся на 3, 4, 5), те же, которые усваивают программу выше, чем на «5», называются другим термином, созвучным с нашим «гениальные»5.

В России создана и реализуется Федеральная целевая программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети» (рис. 1). Анализ реализации данной подпрограммы показывает, что субъекты РФ в своих территориях создают такие формы поддержки одаренной и талантливой молодежи, как премиальные фонды, именные стипендии, олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции и т.д.

Рисунок 1. Этапы реализации подпрограммы «Одаренные дети»

(составной части Федеральной целевой программы «Дети России»)

В выделенных выше формах генерации знаний талантливой молодежи ежегодно принимают участие во всероссийских олимпиадах по общеобразовательным предметам свыше 3 тысяч российских школьников 8 – 11-х классов, свыше 5000 – в олимпиадах по различным направлениям системы дополнительного образования.

Несмотря на кажущееся благополучие в этом вопросе (разработана и совершенствуется нормативно-правовая база по организации работы с одаренными детьми, действуют подпрограмма «Одаренные дети» (правда, в очень скромных размерах – табл. 1), программа государственных грантов Президента РФ и т.п.), многие проблемы не решены в полной мере, особенно те, которые связаны с государственным финансированием, в частности, с отсутствием механизмов прозрачного и конкурсного расходования средств, и непосредственно с выявлением талантов.

Таблица 1

Финансирование подпрограммы «Одаренные дети»

из федерального бюджета (1998  2010 гг.)

Показатели

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 – 2010 г.

Объем финансирования из федерального бюджета (млн. руб.)

2,68

2,26

4,69

11,79

15,2

32,8

28,2

25,4

18,35

105,2

Источник: Синягина, Н.Ю. Результаты реализации подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» в 2003 – 2006 гг. // Н.Ю. Синягина, И.В. Калиш, Н.В. Зайцева. – М.; – 2007. – 41 с.; паспорт подпрограммы: «Одаренные дети». - распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. № 79-р.

В настоящее время реализуется V этап подпрограммы «Одаренные дети» (2007 – 2010 гг.), в котором определены следующие перспективные задачи:

- создание государственной системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий выявления и поддержки одаренных детей, проживающих в сельской местности, населенных пунктах, удаленных от крупных центров культуры, образования, науки

- координация деятельности базовых центров по работе с одаренными детьми и их поддержка

- оказание консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.

Однако подпрограмма «Одаренные дети», разработанная почти двадцать лет назад, по оценкам Комиссии по интеллектуальному потенциалу нации Общественной Палаты РФ нуждается в обновлении6. Эта обновленная программа поддержки талантов должна предусмотреть создание «инфраструктуры одаренности».

Но чем же отличается одаренный, талантливый ребенок от других детей? Прежде всего, он выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности7. Одаренность – это качество, системно развивающееся в течение жизни, определяющее возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Одаренность распознают по степени опережения ребенком своих сверстников по умственному развитию при прочих равных условиях.

Одаренность рассматривается как состояние таланта или степень выраженности таланта. Когда речь идет о способности, подразумевается возможность человека что-то делать, а, употребление слова «талант» (одаренность), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности). Вместе с тем и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.

Креативность (или творческость) – одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Это качество представляет особый склад ума, характеризующийся гибкостью (способность легко переходить от явления одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию), оригинальностью (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых).

Мониторинговые измерения качественного состояния трудового потенциала населения региона, проводимые в Вологодской области Институтом социально-экономического развития территорий РАН с 1997 г., показывают, что индекс творческих способностей, рассчитываемый по оригинальной методике8 (по показателям отношения человека к творческой деятельности и его реального участия в творчестве), является самым низким среди восьми базовых индексов социальной дееспособности (качества трудового потенциала). Причем его общий тренд (в динамике с 1997 по 2009 г.) является убывающим (табл. 2).

Таблица 2

Качество трудового потенциала населения Вологодской области

Качество

Значение индекса

Ранг

Линия тренда

(с 1997 по 2009 г.)

1997 г.

2009 г.

Нравственный уровень

0,775

0,757

1

\ убывающая

Психическое здоровье

0,699

0,739

2

/ возрастающая

Коммуникабельность

0,733

0,736

3

– параллельна оси времени

Физическое здоровье

0,682

0,728

4

/ возрастающая

Культурный уровень

0,609

0,674

5

/ возрастающая

Потребность в достижении

0,612

0,643

6

/ возрастающая

Когнитивный потенциал

0,630

0,614

7

\ убывающая

Творческий потенциал

0,593

0,572

8

\ убывающая

Интегральный индекс качества

трудового потенциала

0,655

0,674

/ возрастающая

Низкие значения индекса творческого потенциала населения обусловлены малой долей жителей региона, активно занимающихся творческой деятельностью: «постоянно что-нибудь изобретают, пишут, сочиняют и т.д.» около 8% жителей региона, 45%  «никогда ничего не предпринимают»9.

Опрос студентов и учащихся старших курсов профессиональных образовательных учреждений различного уровня10, проводившийся в г. Вологде в 2010 г., подтвердил эту закономерность: «реализовать себя творчески» во время обучения планируют только 10% опрошенных.

Данные опроса показали, что условий, которые создают образовательные учреждения для развития творческого потенциала учащихся и студентов, недостаточно. Так, лишь 16% учащихся 10-11 классов считают, что их учебной успеваемости помогает наличие факультативов и кружков в учебном заведении и лишь 14% говорят о наличии углубленных программ по ряду предметов. Однако следует отметить, что практически все учащиеся школ (97%) считают, что для современного человека развивать творческий и интеллектуальный потенциал очень важно и считают, что лично прилагают усилия к развитию этих качеств у себя. Большое влияние на отношение школьников к развитию творческих способностей оказывает семья: у тех, кто старается развивать свои творческие и интеллектуальные способности (58%), родители имеют высшее образование либо ученую степень.

Творческий потенциал – это стратегически важный ресурс для инновационной, «умной» экономики11. Однако он, судя по результатам мониторинга качества трудового потенциала, является наименее важным качеством для работодателей: всего 20% жителей отмечают, что на их рабочем месте востребованы творческие способности (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Каких качеств от человека требует то дело,

которым Вы занимаетесь в настоящее время?»

(вариант ответа «Очень важно», в % от числа опрошенных)

Качества

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Быть общительным, уметь ладить с людьми

36,8

40,2

42,2

38,6

39,4

37,6

Иметь хорошее физическое здоровье и самочувствие

38,7

34,7

37,0

37,9

41,7

36,9

Быть высоко устойчивым к нагрузкам на психику

27,8

30,1

38,1

34,7

35,4

36,6

Обладать высокой общей культурой (быть хорошо воспитанным,

вежливым, сдержанным, всегда хорошо выглядеть)

29,9

30,5

32,0

31,4

33,1

32,2

Иметь высокие морально-нравственные качества (честность,

правдивость, чувство долга, порядочность, обязательность и т.д.)

31,0

29,9

33,6

32,4

35,1

31,7

Иметь разносторонние знания, большую эрудицию, высокую

квалификацию

23,4

27,9

28,7

26,3

28,1

25,9

Постоянно стремиться к повышению по службе, повышать свою

квалификацию, проявлять инициативу и предприимчивость

23,9

22,3

23,8

24,7

27,0

24,6

Иметь творческие способности (изобретать,

создавать новое, решать неизвестные Вам ранее задачи и т.д.)

19,7

19,0

18,3

19,4

21,3

20,3

Источник: Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области (общая выборка – 1500 чел.)

Развитие у людей творческой активности, способности противостоять общественной инерции происходит не только в школьной среде, но и во внешкольном дополнительном образовании. Судя по результатам опроса учащейся молодежи12, занятия в учреждениях дополнительного образования рассматриваются ими как один из основных источников пополнения знаний (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: Как часто Вы используете следующие

возможности для пополнения школьных знаний? (в %)

Возможности

Часто

и очень часто

Использование ресурсов сети Интернет

90,4

Чтение научной и познавательной литературы

37,2

Посещение кружков и секций в учреждениях дополнительного образования

34,0

Посещение кружков и секций в школе

27,3

Посещение библиотек, музеев, архивов

24,4

Источник: Опрос учащихся общеобразовательных школ г. Вологды, II кв. 2010 г. (общая выборка – 156 чел.)

Система дополнительных образовательных учреждений для детей и юношества: дома пионеров, станции юных техников, детско-юношеские спортивные школы и т.д., являлась важным компонентом советского образования. Характерно, что ранее в странах Запада инфраструктура такого рода учреждений отсутствовала, что давало большие конкурентные преимущества советскому образованию. Кризис 90-х годов ХХ в. отразился на детско-юношеском дополнительном образовании: фиксировалось устойчивое сокращение числа учреждений допобразования, что сказалось и на снижении общего квалификационного потенциала молодых россиян13. Лишь в начале 2000-х годов наметился некоторый рост числа учреждений дополнительного образования, в том числе и в Вологодской области, которые обеспечивают формирование творческой личности, необходимой для экономики, ориентированной на знания.

На решение задачи создания таких условий обучения и воспитания, при которых будет осуществляться раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей, молодежи строит свою работу действующий (с 2003 г.) на базе ИСЭРТ РАН Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий, представляющий собой многоступенчатую систему подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации для науки, хозяйствующих субъектов и региональных органов власти.

Создавая в г. Вологде Научно-образовательный центр на базе академического института (ИСЭРТ РАН) и высших учебных заведений, организаторы видели основной его миссией создание условий для выявления и развития способностей талантливой молодежи региона и привлечение ее в научную сферу, воссоздание среды научного поиска.

Деятельность Научно-образовательного центра построена таким образом, что в ней активно используются те формы работы, которые характерны для целенаправленной работы с талантливой молодежью (рис. 2).

Рисунок 2. Формы и направления генерации знаний талантливой молодежи

в Научно-образовательном центре

Приоритетным направлением отбора и выявления талантливой молодежи посредством Научно-образовательного центра является вовлечение каждого из них в исследовательскую работу. Причем это рассматривается, с одной стороны, как путь повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков соответствующих образовательных стандартов, с другой, – как способ начальной профессиональной подготовки. Именно этот контекст задает цель отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях.

Реализация цели НОЦ происходит на основе современных теоретико-методологических подходов, ведущими из которых являются непрерывное образование (обучение на протяжении всей жизни); связь теории с практикой (знания, полученные в НОЦ, применяются его носителями в конкретных научных исследованиях, результаты исследований научных сотрудников используются в преподавании специальных дисциплин, в подготовке учебных пособий и т. д.); преемственность образовательных программ и т.д.

Особенностью образовательного процесса в Научно-образовательном центре является использование разноплановых методик, активных форм и методов обучения по принципу: знания (углубленное изучение основ экономики) и умение их применять (навыки посредством апробации результатов исследований, участия в конкурсах научно-исследовательских работ, выступлений на школьных конференциях, подготовки презентаций, участия в дискуссиях и т. д.).

Кроме традиционных форм, способствующих всестороннему развитию способностей обучаемых, в НОЦ также используются и другие формы работы с молодежью, среди которых:

  • дискуссионные клубы;
  • интеллектуальные и деловые игры;
  • профильные оздоровительные лагеря (летние научные школы) в каникулярное время и т.д.

В таблице 5 приводятся основные количественные показатели деятельности НОЦ за годы его функционирования.

Таблица 5

Показатели функционирования НОЦ ИСЭРТ РАН в 2002  2010 гг.

Подсистемы

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Подсистема школьного образования

Численность школьников 5-11 классов

34

94

160

250

290

290

310

370

390

Подсистема высшего образования

Численность студентов, взаимодействующих с Научно-образовательным центром

46

97

164

354

540

600

650

800

900

в т.ч. в филиале СПбГИЭУ в г. Вологде

25

55

89

239

350

542

557

700

800

Подсистема послевузовского образования

Численность аспирантов

37

33

31

40

39

39

46

44

46

Но количественные параметры – лишь одна сторона в оценке деятельности НОЦ. Существенное практическое значение для понимания роли Научно-образовательного центра в генерации знаний талантливой молодежи имеют ежегодные исследования интеллектуальных и профессиональных способностей обучающихся14. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что к окончанию обучения (с 5-го по 11-й класс) значения показателей интеллектуальной сферы15 (эрудиция, лексика, абстрактная логика, внимание) возрастают по сравнению с началом обучения в НОЦ на 2 – 3 балла по 10-балльной шкале (например, средний показатель по 11 общегородскому классу в 2008 г. составлял 5,6 балла, в 2009 г. – 6,3 балла, в 2010 г. – 7,1 балла). Следовательно, у учащихся, посещающих занятия в НОЦ, происходит заметный рост интеллектуального потенциала.

В качестве инструментария при выявлении умений, качеств и свойств, необходимых для формирования исследовательской позиции, сотрудниками НОЦ используется методика В.М. Русаловой. О выраженности того или иного качества личности, необходимого исследователю, согласно данной методике, можно судить по таким индикаторам, как предметная эргичность (способность к напряженному умственному труду), социальная эргичность (желание осваивать мир через коммуникацию), пластичность (стремление к разнообразию форм предметной деятельности). Результаты обследований показывают, что положительную динамику способности к напряженному умственному труду можно отметить у всех учащихся (например, среднее значение показателя «предметная эргичность», т.е. способность к напряженному умственному труду, у 11-классников лицея №32, посещающих НОЦ, в 2008 г. составляло 6,9 баллов, в 2009 г. – 7,1 балл, в 2010 г. – 8,4 балла). Это свидетельствует о том, что занятия в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН усиливают интерес обучающихся к исследовательской работе. Основными преимуществами обучения в НОЦ, как считают сами обучающиеся, являются получение углубленных знаний по экономике и приобретение навыков научно-исследовательской работы (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика ответов на вопрос: «Какие главные преимущества Вы получили для себя при обучении в НОЦ?» (в % от числа опрошенных)

Проект НОЦ направлен на создание условий для личностной и профессиональной реализации талантливой молодежи; совершенствование системы подготовки и переподготовки научных, управленческих и инженерных кадров. НОЦ обеспечивает преемственность образовательного процесса в рамках цепочки «школа – вуз – послевузовское образование». Из школьников, проявивших себя при изучении научных дисциплин, комплектуются студенческие группы по экономическим специальностям в филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде (одном из участников Научно-образовательного центра; табл. 6).

Таблица 6

Результаты поступления выпускников очного факультатива НОЦ в вузы

Показатели

2008/09 уч. год

2009/10 уч. год

Всего

%

Всего

%

Численность выпускников, всего

41

100

42

100

Из них поступивших в вузы

41

100

42

100

Численность выпускников, поступивших в вузы г. Вологды,

из них:

31

76

36

86

в Вологодский государственный технический университет

11

27

15

36

в Вологодский государственный педагогический университет

3

7

8

19

в вологодский филиал ИНЖЭКОНа

6

15

3

7

в Вологодскую государственную молочнохозяйственную

академию им. Н.В. Верещагина

3

7

8

19

в вологодский филиал МГЮА

6

15

0

0

в Вологодский институт экономики и права ФСИН РФ

1

2

2

5

в учебные заведения г. Санкт-Петербурга

5

12

5

12

в учебные заведения г. Москвы

2

4

1

2

Из приведенной таблицы мы видим, что выпускники Научно-образовательного центра в большинстве своем остаются в регионе, предпочитая региональные вузы, что препятствует «утечке мозгов», а это именно то, в чем в особенности нуждается регион, отличающийся невысоким уровнем развития научно-технического потенциала.

Проект показывает высокую степень результативности. Молодые ученые, аспиранты, студенты и школьники неоднократно становились победителями и лауреатами региональных, национальных и международных конкурсов, олимпиад. Проект имеет большую социальную значимость: создана благоприятная среда для проявления творческих способностей и личностного развития одаренной и талантливой молодежи. Не случайно, проект поддерживается Российской академией наук, региональной и местной администрацией, министерством образования и науки РФ, а в 2003 г. получил одобрение и поддержку Президента РФ В. Путина.

Подобная работа стала возможной благодаря реализации Российской академией наук16 в рамках Программы поддержки молодых ученых мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых исследователей, содействие их творческому росту.

Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», озвученной на высшем уровне в 2010 г., предполагает выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.

В педагогической литературе17 убедительно доказывается, что талантливые люди часто необоснованно держатся в тени, и если не создавать систему, которая вытаскивает таланты из тени, в обществе происходит отрицательный отбор. Поэтому в высшей степени важно создавать конкурентную среду в науке, в бизнесе, в искусстве18. Этим целям соответствуют создаваемые сегодня различные спонсорские фонды. Следует распространять уже имеющийся опыт деятельности инновационных школ: физико-математических школ (в Вологодской области, например, такой школой является гимназия «Гармония»), школ олимпийского резерва, специальных музыкальных школ, бизнес-школ и т.п.

Вместе с тем, задача поддержки талантливых детей предполагает построение государственно-общественной системы долговременной комплексной поддержки одаренных детей от первого проявления таланта до профессионального самоопределения. Государственная поддержка талантливых детей и молодежи является единственным надежным способом воспроизводства интеллектуальной элиты нации и важнейшим фактором интеллектуализации человеческого капитала страны.

Таким образом, решению проблемы поиска и развития одаренных детей в стране способствует деятельность регионального Научно-образовательного центра значительную актуальность. Его результативность может повыситься с принятием региональных законов, подзаконных актов, целевых программ по данной проблеме, заключением межведомственных договоров, отраслевых соглашений и других документов, активизацией средств массовой информации в актуализации и освещении хода решения проблемы развития одаренных детей в рамках консолидации действий региональной системы образования и научных учреждений.

Список использованной литературы:

  1. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? / Доклад Общественной палаты Российской Федерации. – М., 2007.
  2. Ильницкая, И.А. Проект: развитие творческого потенциала учащихся в школе и вузе как основа инновационного развития / И.А. Ильницкая, Ю.А. Попов // Научная сессия МИФИ-2006 в 11-ти томах – М.: МИФИ, 2006. – Т. 11.
  3. Леонидова, Г.В. Научно-образовательный центр: системный подход к работе с талантливой молодежью / Г.В. Леонидова, М.В. Кукушина, А.В. Куликова. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2008. – 60 стр.
  4. Синягина, Н.Ю. Внимание – одаренность / Н.Ю. Синягина // Одаренный ребенок: материалы круглого стола «Одаренное поколение: наука и практика от эксперимента к системе». – М.: ООО «Связь-Принт», 2006. - № 4. – C. 8.
  5. Трудовой потенциал региона: заключительный отчет о НИР / А.А. Шабунова, Г.В. Леонидова, Е.А. Чекмарева. – Вологда, ИСЭРТ РАН, 2009. – 117 с.  № госрегистрации 02201051756.
  6. Римашевская, Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России / Н.М. Римашевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа (25.03.2010 г.): http://spkurdyumov.narod.ru/Rimash1.htm.
  7. Лунякова, Л.Г. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России / Л.Г. Лунякова [Электронный ресурс]. – Режим доступа (31.03.2010 г.): http://www.ecsocman.edu.ru.
  8. Стенографический отчёт о заседании президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию. – 22.04.2010 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа (12.05.2010 г.) :http://www.kremlin.ru/transcripts/7530.
  9. «Одаренность в России: от феноменов к государственной политике» / Проведено Фондом общественного мнения по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках проекта «Новое поколение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.fom.ru, http://bd.fom.ru/report/map/odarennost/od0801.

1 Парц, О.С. Педагогические условия самореализации одаренных детей (на материале дополнительного образования): Автореф. … канд. пед. н. – Омск, 2007. – 23 с.

2 Исследование «Одаренность в России: от феноменов к государственной политике» проведено Фондом общественного мнения по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках проекта «Новое поколение». Опубликовано на сайте www.fom.ru, http://bd.fom.ru/report/map/odarennost/od0801

3 Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998. – 544 с.

4 Лунякова Л.Г. Одаренные дети – ресурс человеческого потенциала современной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/334679.html.

5 Синягина Н.Ю. Роль социального партнерства в развитии одаренных детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://odardeti.ru/static.php?mode=stavropolodar_2008.

6 Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? - Доклад Общественной палаты Российской Федерации. – М., 2007

7Рабочая концепция одаренности /Д.Б. Богоявленская (отв. редактор), В.Д. Шадриков (науч. редактор), Ю.Д Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, В.Д.Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич - М.; 1998.

8 Трудовой потенциал региона: заключительный отчет о НИР / Шабунова А.А., Леонидова Г.В., Чекмарева Е.А. – Вологда, ИСЭРТ РАН, 2009. – 117 с. - № госрегистрации 02201051756.

9 Там же, с. 52

10 Опрос проводился в рамках исследования по теме «Формирование научно-образовательного пространства г. Вологды» в апреле-мае 2010 г. В выборке участвовали школы и учреждения профессионального образования различного уровня. Объем выборочной совокупности составил 550 человек. Ошибка выборки составляет 3%.

11 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 ноября 2009 г. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/5979.

12 Исследование проводится ИСЭРТ РАН в рамках НИР «Формирование научно-образовательного пространства территории» в 2010 г.

13 Образование как фактор экономического развития / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесова М.С. / М.: Научный эксперт, 2008. — 104 с. – с. 17.

14 Комплекс диагностических методов по психологическому тестированию включает: методику В.В. Синявского и Б.А. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности»; тест интеллектуальных и профессиональных способностей «ТИПС-5» Р. Амтхауэра; тест на определение степени толерантности В.В.Бойко и др.

15 Методика ТИПС (тест интеллектуальных и профессиональных способностей).


Уровень (баллы)


Шкалы


Описание


1,0 – 3,4 б. - низкий


3,5 – 7,5 б. - средний


7,6 – 10 б. – высокий


Лексика


Уровень развития активного словарного запаса, умение грамотно строить высказывания



Абстрактная логика


Умение рассуждать на абстрактном, понятийном уровне, нестандартное мышление



Внимание


Высокая сосредоточенность на какой-либо деятельности



Эрудиция


Начитанность, глубокие познания в какой-либо области научного знания (ориентация в науке, искусстве, истории, литературе и т.д.).

16 Устав Российской академии наук. – Раздел 2, п.11, подпункт ж).

17 Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика // Генетика и гениальность. – М.: 1998. – С. 291 – 434.

18 С немецкой тщательностью // Приложение к газете «Коммерсантъ», № 18 (3594) от 07.02.2007.

PAGE 7

ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ – ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ