РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL.
Современное общество живет и развивается в условиях рыночных отношений. А это, прежде всего, ведение предпринимательской деятельности во всех сферах народного хозяйства. Немаловажным фактором в развитии и увеличении эффективности предприятий играют трудовые ресурсы и, как следствие, установление оптимальной системы мотивации и оплаты труда работников. Эта проблема весьма актуальна на сегодняшний день, так как основной трудностью в установлении абсолютного размера оплаты труда является то, что он определяется состоянием спроса и предложения на внешнем (по отношению к предприятию) рынке труда.1 Особенно важен этот вопрос при организации труда сотрудников, никак не связанных напрямую с производством продукта этого предприятия, но результат их деятельности жизненно необходим. Прежде всего, это распространяется на менеджеров предприятий оптовой торговли, у которых оплата труда неустойчива и зависит от множества показателей и не всегда менеджер понимает как складывается его заработная плата.2 Для решения этой проблемы необходимо создание оптимальной системы материального стимулирования менеджеров предприятий оптовой торговли. Такая система позволит повысить эффективность работы каждого менеджера в отдельности и, соответственно, показатели эффективности предприятия в целом, так как в ней отображено два критерия:
- стимулирование направлено на достижение результата (финансового или нефинансового),
- работник должен иметь возможность влиять на те показатели (результаты) от которых зависит его заработок.
Система мотивации каждого предприятия должна разрабатываться с учетом его специфики и особенностей персонала. Существует ряд требований, на которые следует ориентироваться при создании системы стимулирования:
- Рис.1 - Критерии оптимальной системы материального стимулирования
Опираясь на данные критерии, нами была разработана и внедрена модель материального стимулирования для менеджеров ООО «КавМком», торгового представительства «Микояновского мясокомбината» в г. Ставрополе, из которой можно сформировать фонд заработной платы для менеджеров. Основной целью деятельности данного предприятия является реализация продукции «Микояновского мясокомбината» по торговым точкам г. Ставрополя, а также работа с оптовыми посредниками.
Данная модель позволяет менеджеру координировать свой фонд заработной платы, влиять на его размер, регулировать его и выявлять недостатки в своей деятельности. В таблице 1 учитывается не абсолютный результат в цифрах дохода или прибыли, а плановый в процентах выполнения плана по доходу или прибыли. Фонд оплаты труда менеджера состоит из должностного оклада и премиального фонда. Должностной оклад представлен в виде фиксированной суммы, а премиальной фонд (200% от суммы должностного оклада) начисляется исходя из результатов выполнения показателей работы менеджера, такие как:
- физический объём реализации продукции - 30% от должностного оклада;
- стоимостный объём реализации продукции - 50% от должностного оклада;
- выполнение личных задач - 25% от должностного оклада;
- средневзвешенная планируемая цена за тонну, тыс.руб. - 25% от должностного оклада;
- уровень дебиторской задолженности покупателей - 30% от должностного оклада;
- сохранение и расширение клиентской базы - 40% от должностного оклада.
Такое ранжирование процентного измерения показателей составлено в соответствии с наибольшей значимостью для данного предприятия. (табл. 2).
Таблица 1- Формирование премиального фонда и депремирование
Показатели работы менеджера |
Выпол-нение в % |
Премиальный фонд |
Премия за выполнение |
Премия за перевыполнение |
Депреми-рование в рублях |
|||||
Тип показателя |
Базовые |
Факти-ческие |
В % к окладу |
В рублях |
В % к окладу |
В рублях |
В % к окладу |
В рублях |
||
Физический объём реализации продукции, кг |
3000,0 |
2600,0 |
86,67 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
- |
Стоимостной объём реализации продукции, тыс руб |
600,00 |
490,00 |
81,67 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
- |
Средневзвешенная цена за кг, тыс руб |
200,00 |
188,46 |
94,23 |
10,58 |
1057,69 |
10,58 |
1057,69 |
0,00 |
0,00 |
- |
Личные заданчи |
- |
нет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
- |
- |
- |
Дебиторская задол-женность покупа-телей, тыс руб |
30,00 |
31,00 |
103,33 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
200,00 |
Новые клиенты |
5 |
-1 |
-20,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1000,00 |
Итого |
|
|
|
10,58 |
1057,69 |
10,58 |
1057,69 |
0,00 |
0,00 |
1200,00 |
Преимуществом данной методики является, то что при любом результате работы менеджера можно четко рассчитать премиальный фонд, благодаря интегрированным формулам, заданным в эту модель.
Таблица 2 Расчет нормативов премиального фонда по показателям
работы менеджера
Размер премии за выполнение 100% |
Справка по перевыполнению |
Справка по депремированию |
|||
В % к окладу |
В рублях |
Ед. изме-рения |
Премия в рублях |
Ед. изме-рения |
Депреми-рование в рублях |
30,00 |
3000 |
+1% |
30 |
- |
- |
50,00 |
5000 |
+1% |
50 |
- |
- |
25,00 |
2500 |
+1% |
25 |
- |
- |
25,00 |
2500 |
- |
- |
- |
- |
30,00 |
3000 |
-1% |
30 |
+1% |
60 |
40,00 |
4000 |
+1 клиент |
500 |
потеря клиента |
1000 |
200,0 |
20000 |
|
|
|
|
Используя данную систему с применением программы Excel менеджер, основываясь на заданные плановые нормативы может вести учет за исполнением плана в текущем реальном времени. Например, при выполнении плана по показателю «физический объем реализации продукции» он получит 3 000 руб. премии (табл.1).
На наш взгляд, наиболее предпочтительным, по мнению менеджера, является именно этот показатель, так как он измеряется в тоннах, но при этом существует градация ассортимента продукции «Микояновского мясокомбината» на более дорогие, средние и дешевые колбасные изделия. Этот показатель эффективен, когда целью предприятия является завоевание большей доли или нового сегмента рынка, а не увеличение прибыли. С точки зрения прибыли, стоимостной объем реализации продукции для предприятия более выгоден, он измеряется в денежном выражении. Данная модель эффективна тем, что она предполагает и создает условия работы менеджера по разным направлениям его деятельности. Немаловажным показателем является уровень дебиторской задолженности учет по ней ведется практически в каждом подразделении предприятия: бухгалтерии, коммерческом отделе, но зная план на текущий период по погашению дебиторской задолженности, менеджер четко составит свой план работы по этому показателю и с конкретными клиентами. С помощью такой системы он легко может координировать процесс. Также весьма интересным видом деятельности менеджера является выполнение личных задач. Список таких задач достаточно широкий сюда может входить проведение акций, рекламных кампаний, заключение дополнительных договоров с клиентами, расширение условий контракта с клиентами, пролонгация партнерских отношений с клиентами, выполнение дополнительных требований руководителя, организация каких-то мероприятий среди коллег, для увеличения объемов продаж, увеличения клиентской базы и т.д. этот показатель, скорее, выявляет творческий подход менеджера и способность проявлять интерес к своей работе взамен на материальное вознаграждение. И, наконец, сохранение и расширение клиентской базы.
В современной теории маркетинга основной целью маркетинга теперь является не сбыт продукции, а удовлетворение нужд потребителей.3 Так и с клиентами, пришло время, когда это становится основной ценностью для компании сохранение старых клиентов и развитие с ними новых выгодных отношений и приобретение новой клиентуры. Как видно, созданная система переплетается со многими сферами предприятия: маркетингом, бухгалтерским учетом, сбытом, рекламой, ценовой политикой, управленческим маркетингом.
В идеале, при выполнении 100% плана по каждому показателю менеджер может получить 20 000 руб. как премиальный фонд. И всего в сумме его заработная плата составит 30 000 руб. Но, он может получить и больше при перевыполнении плана по каким-то показателям, или получить меньше при невыполнении плановых показателей.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что данная модель полностью отвечает тем требованиям, лежащим в основе оптимальной системы материального стимулирования. Несоблюдение таких требований приводит к нестабильности в коллективе и оказывают серьезный демотивирующий эффект. Разработку и внедрение данной модели можно оценить объективно и субъективно. Объективный характер заключается в том, данная система позволяет улучшить эффективность деятельности данного предприятия, что выражается в контроле за деятельностью каждого менеджера; в увеличении объема сбыта продукции; в расширении каналов реализации; в увеличении клиентской базы. Что касается субъективной стороны, то речь идет, прежде всего, о заработной плате менеджеров, их удовлетворенности своим трудом, наглядности, адекватности и объективности оплаты труда.
1 - Фокин Ю., Клынина Е. Внутрифирменный механизм финансово-экономических отношений и мотивация эффективного труда // Экономист.- 2006.- №10.- С. 37-44.
2 - Шишкин А. К., Вартанян С.С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. М.: Инфра М, 2006.
3 - Ф. Котлер «Маркетинг в третьем тысячелетии», - М.: изд-во «АСТ», 2001г.
7
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ EXCEL