Методологические аспекты определения этнокультурного потенциала региона

Методологические аспекты определения этнокультурного потенциала региона

Паникарова С.В.

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан

Одним из критериев эффективности региональной социально-экономической политики является как можно более полная реализация конкурентного потенциала, то есть формирование и развитие региональных конкурентных преимуществ. Для ряда регионов, не располагающих значительным промышленным или аграрным потенциалом, реальной возможностью социально-экономического подъема становиться ориентация на культурное богатство. Культурное своеобразие формирует устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги, что обеспечивает приток финансовых ресурсов для развития территорий. Поэтому для многих российских регионов реализация потенциала этнической культуры (этническая культура в данном случае рассматривается как совокупность созданных и накопленных этносом материальных и духовных ценностей) становится одним из эндогенных факторов развития, способных перерасти в устойчивое конкурентное преимущество.

Структурная конфигурация этнокультурного потенциала зависит от объекта анализа. В частности, может включать множество «субпотенциалов», таких как: потенциал культурного наследия (материальной и нематериальной его составляющей); потенциал этнических сообществ; творческий потенциал граждан и организаций носителей этнической культуры; политический; хозяйственный (потенциал этноэкономики); научный (потенциал традиционных знаний) и др. Компоненты, составляющие структуру этнокультурного потенциала, выполняют определенные функции, и, как следствие, могут приносить те или иные выгоды региону в процессе реализации.

Каким же образом этническая культура может повысить конкурентоспособность территории, и в каких направлениях может реализовываться этнокультурных потенциал? Наиболее очевидный ответ – развитие туризма. Историко-культурное наследие этнических групп – значимый фактор конкурентоспособности, который может быть использован для создания благоприятного имиджа на туристском рынке. В основном речь идет о таких направлениях туризма, как этнографический, аборигенный, событийный.

Другое возможное направление реализации этнокультурного потенциала – сфера культуры. Коммерческий интерес к культурному своеобразию, заметный в последние десятилетия во всем мире, стимулирует развитие как профессиональных организаций и учреждений культуры с этнической спецификой, так и коллективов художественной самодеятельности.

Историко-культурная самобытность вносит существенный вклад в формирование региональной идентичности, способствует повышению регионального самосознания жителей. Высокое региональное самосознание удерживает население в регионе, в том числе молодежь и высококвалифицированные кадры. Любовь к региону воспитывает ответственность за природные ресурсы и ориентирует человека на включение в процесс устойчивого развития территории. Желание обустроить территорию способствует развитию местного самоуправления. Все это повышает качество жизни населения, качество человеческих ресурсов, и, следовательно, делает регион более привлекательным для инвесторов.

Этнокультурный потенциал может реализовываться в усилении гражданских характеристик регионального сообщества. Национальные общественные объединения и национально-культурные автономии занимают существенное место в третьем секторе, составляющем самостоятельный необходимый институт гражданского общества. Потенциал этнических сообществ видится в развитии гражданского общества через расширение сети НКО; увеличении количества социально-значимых общественных инициатив на региональном и муниципальном уровне; профилактики проявлений этнического экстремизма; укреплении имиджа региона.

Следующее о чем стоит упомянуть – это использование этнокультурного потенциала в позиционировании региона мире. Этническая близость (а также культурная, лингвистическая, религиозная) может быть использована для развития регионами связей с иностранными акторами. Это доказывают примеры развития международного экономического сотрудничества регионов проживания финно-угорских народов, регионов Саяно-Алтая, Татарстана и др.

Поскольку одним из направлений конкуренции регионов является построение взаимоотношений с центром, нужно упомянуть что «этнические» регионы обладают определенными преимуществами в получении экономических и политических преференций. Полученные привилегии могут быть как средством для обеспечения этнической самобытности, так и конечной целью. В первую очередь это экономические преимущества, которые способен приносить статут национально-территориальных единиц (например, те которые проявились в период «парада суверенитетов» 1990-1993 гг.). Причем, зачастую потеря статуса приносит не меньшие, а может быть и большие преимущества. Примером тому могут служить условия объединения, которые выдвигались автономными округами. Требования автономных округов по законодательному закреплению особого статуса касались не только этнокультурных вопросов, но распространялись на широкий круг политических и экономических прав, которые бывшие автономии хотели бы сохранить за собой. Кроме того, существует возможность использования аргумента межэтнических трений для получения определенных льгот. Например, повышение расходов на решение вопросов, связанных с развитием этнических групп или предоставление большей свободы в решении вопросов развития культурного своеобразия.

И наконец, необходимо упомянуть такое направление реализации этнокультурного потенциала как использование традиционных знаний коренных народов. Традиционные знания, помимо их значимости для науки являются основой развития этноэкономики. Некоторая продукция этноэкономики уникальна и становится визитной карточкой региона. Кроме того, повышение товарности традиционных форм хозяйства коренных общностей, зачастую является единственным путем сохранения многих национальных сел.

Итак, разработка региональными органами политики повышения конкурентоспособности и эффективность ее реализации во многом определяются тем, насколько полно учитываются основные характеристики и возможности территории, для которой создаются конкурентные преимущества. Следовательно, оценка этнокультурного потенциала регионов и локальных территорий – важная составляющая социально-экономической региональной политики. Ее основная задача – информационное обеспечение принятия органами власти на региональном и муниципальном уровнях решений в области формирования и реализации политики повышения конкурентоспособности.

Оценка этнокультурного потенциала предполагает решение следующих исследовательских задач:

  • разработка методов и формирование инструментариев, позволяющих оценивать этнокультурный потенциал;
  • анализ направлений использования этнокультурного потенциала в основной части производительных сил экономики региона;
  • определение вклада этнокультурного потенциала в формирование конкурентных преимуществ региона;
  • выявление перспектив использования этнокультурного потенциала для роста конкурентоспособности региона.

Прежде всего, следует выделить аспекты, касающиеся общих методологических принципов оценки этнокультурного потенциала: необходимость учета объективных натуральных показателей, характеризующих состояние этнокультурного потенциала территории; необходимость рассмотрения расширенного набора групп показателей, включающих первичные показатели для определения эффективности использования материальных и нематериальных элементов этнокультурного потенциала; возможность использования разрабатываемого инструментария анализа, как для целей долгосрочного планирования, так и для принятия краткосрочных решений.

Сложность изучения этнокультурного потенциала - в междисциплинарном характере проблемы. Элементы теоретического анализа роли этнокультурных и этносоциальных процессов в региональном развитии присутствуют в отдельных теоретических направлениях и «школах» социологии, этнографии, культурологии и др. При этом в поле зрения авторов чаще всего находятся проблемы этноконфликтологии, в то время как регионам с толерантным населением уделяется гораздо меньше внимания.

Оценка этнокультурного потенциала представляет собой весьма непростую методологическую проблему, в частности исследование затрудняют следующие вопросы:

  • специфика определения перечня частных показателей оценки материальных и нематериальных составляющих этнокультурного потенциала (ни одна этническая культура не повторяет строгого набора признаков, характерных для другой культуры);
  • этническая культура в силу сложности, многогранности и многомерности не совпадает с географией этносов, тем более не вписывается в административные границы;
  • коренная культура не всегда доминирующая;
  • необходимость учета множественности целевого использования этнического фактора;
  • неполнота существующего в настоящее время информационного обеспечения данной проблемы.

Кроме того, при оценке этнокультурного потенциала необходимо учитывать такие дополнительные факторы как уровень хозяйственной освоенности территории, хозяйственную специализацию и концентрацию хозяйственной деятельности, территориальная привязка локальной территории к тому, или иному субъекту Федерации. Влияние перечисленных факторов является своего рода «внешним фоном», который может, как ускорить, так и затормозить реализацию этнокультурного потенциала.

В настоящее время отсутствует системное видение и понимание роли этнокультурного потенциала в контексте картины будущего той или иной территориальной единицы. Проблема становления специального механизма формирования и реализации этнокультурного потенциала как одного из конкурентных преимуществ региона является достаточно новой для российской теории и практики управления региональной экономикой. Более глубокой теоретической проработки требуют методологические вопросы оценки этнокультурного потенциала человеческого ресурса региона как основной части производительных сил, вклада этнокультурного потенциала в развитие конкурентных преимуществ территорий и выявление перспектив его использования.

Изучение этнокультурного потенциала позволит более обоснованно подходить к определению стратегий и тактик регионального развития, поскольку стратегия регионального развития должна в полной мере учитывать социальные, культурные, в частности, этнокультурные особенности населения, особенно в «этнических» регионах. Результаты исследования этнокультурного потенциала могут стать информационной базой для формирования основ региональной этнокультурной политики и принятия всесторонне обоснованных решений по включению культурного наследия в экономику региона. Оценка этнокультурного потенциала человеческого ресурса региона как основной части производительных сил позволит конкретизировать его вклад в формирование региональных конкурентных преимуществ и обозначить перспективные направления его использования. Решение этих задач, в свою очередь, будет способствовать созданию пространственных предпосылок для формирования дополнительных конкурентных преимуществ, базирующихся на внутренних ресурсах самого сообщества, что особенно важно на фоне неблагоприятной структуры других факторов и отсутствия очевидных выгод.

4

Методологические аспекты определения этнокультурного потенциала региона