Комплексная оценка инвестиционно-инновационного потенциала региона (на примере Владимирской области)
Смирнова Марина Владимировна, Муромский институт (филиал)
Владимирского государственного университета МИ ВлГУ, г. Муром
Комплексная оценка инвестиционно-инновационного потенциала региона
(на примере Владимирской области)
Проблемы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов в условиях мирового финансового кризиса являются важнейшими для Российской экономики. Однако конкурентоспособность региона во многом определяется его инвестиционной привлекательностью и инновационной активностью.
Инвестиционный климат регионов представляет собой обобщенную характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона и степень реализации этих возможностей.
Для диагностики инвестиционного климата использован эмпирический подход, в основу которого положен индексный метод объединения разномерных показателей. Информационной базой послужили статистические показатели социально-экономического развития субъектов ЦФО.
Сумма бальных оценок рассчитывалась в соответствии с 10-балльной шкалой, и составила интегральный показатель инвестиционной привлекательности (IIP) региона1.
, (1)
Где, i показатель;
I число показателей инвестиционного климата субъекта РФ;
M балльная оценка, соответствующая значению i-го показателя.
Таблица 1 - Оценка инвестиционного потенциала субъектов ЦФО РФ
Название регионов |
Виды потенциала |
|||||
Демографический |
Трудовой |
Экономический |
Инфраструктурный |
Финансовый |
Институциональный |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Белгородская обл. |
-8 |
-4 |
25 |
15 |
1 |
2 |
Брянская обл. |
-8 |
-4 |
20 |
14 |
1 |
2 |
Владимирская обл. |
-9 |
-5 |
18 |
12 |
1 |
2 |
Воронежская обл. |
-7 |
-8 |
19 |
22 |
1 |
2 |
Ивановская обл. |
-8 |
-4 |
20 |
11 |
1 |
2 |
Калужская обл. |
-8 |
-1 |
18 |
22 |
1 |
2 |
Костромская обл. |
-9 |
-1 |
13 |
18 |
1 |
2 |
Курская обл. |
-8 |
-2 |
15 |
18 |
1 |
2 |
Липецкая обл. |
-8 |
-1 |
26 |
27 |
1 |
2 |
Московская обл. |
4 |
-8 |
43 |
29 |
2 |
8 |
Орловская обл. |
-8 |
-1 |
15 |
22 |
1 |
2 |
Рязанская обл. |
-8 |
-2 |
17 |
16 |
1 |
2 |
Продолжение табл. 1 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Смоленская обл. |
-8 |
-1 |
13 |
23 |
1 |
2 |
Тамбовская обл. |
-8 |
-5 |
20 |
13 |
1 |
2 |
Тверская обл. |
-8 |
-1 |
17 |
16 |
1 |
2 |
Тульская обл. |
-7 |
-2 |
16 |
18 |
1 |
2 |
Ярославская обл. |
-8 |
-4 |
11 |
21 |
1 |
2 |
г. Москва |
5 |
-10 |
85 |
30 |
10 |
10 |
Название регионов |
Виды риска |
|||||
Экономический |
Социальный |
Финансовый |
Экологический |
Криминальный |
||
Белгородская обл. |
-8 |
-5 |
-3 |
-3 |
-1 |
|
Брянская обл. |
-8 |
-6 |
-3 |
-1 |
-1 |
|
Владимирская обл. |
-4 |
-10 |
-3 |
-1 |
-2 |
|
Воронежская обл. |
-5 |
-5 |
-3 |
-2 |
-1 |
|
Ивановская обл. |
-8 |
-3 |
-3 |
-1 |
-1 |
|
Калужская обл. |
-3 |
-5 |
-3 |
-1 |
-1 |
|
Костромская обл. |
-9 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
|
Курская обл. |
-9 |
-7 |
-3 |
-1 |
-1 |
|
Липецкая обл. |
-5 |
-4 |
-3 |
-10 |
-1 |
|
Московская обл. |
-2 |
-2 |
-8 |
-5 |
-5 |
|
Орловская обл. |
-9 |
-5 |
-3 |
-1 |
-1 |
|
Рязанская обл. |
-4 |
-4 |
-3 |
-4 |
-1 |
|
Смоленская обл. |
-8 |
-7 |
-3 |
-1 |
-1 |
|
Тамбовская обл. |
-9 |
-8 |
-3 |
-1 |
-1 |
|
Тверская обл. |
-10 |
-4 |
-3 |
-2 |
-2 |
|
Тульская обл. |
-6 |
-2 |
-3 |
-4 |
-1 |
|
Ярославская обл. |
-6 |
-2 |
-3 |
-2 |
-2 |
|
г. Москва |
-1 |
-1 |
-30 |
-3 |
-10 |
Таблица 2 Ранжирование субъектов ЦФО РФ по интегральному показателю инвестиционной привлекательности
Рейтинг по IIP |
Субъект |
IIP |
1 |
2 |
3 |
1 |
г. Москва |
115 |
2 |
Московская область |
76 |
3 |
Калужская область |
32 |
4 |
Липецкая область |
31 |
5 |
Тульская область |
20 |
6 |
Ярославская область |
20 |
7 |
Орловская область |
19 |
8 |
Смоленская область |
19 |
9 |
Белгородская область |
18 |
10 |
Воронежская область |
18 |
11 |
Рязанская область |
17 |
12 |
Тверская область |
16 |
13 |
Ивановская область |
14 |
Продолжение табл. 2 |
||
1 |
2 |
3 |
14 |
Костромская область |
12 |
15 |
Брянская область |
11 |
16 |
Владимирская область |
9 |
17 |
Курская область |
8 |
18 |
Тамбовская область |
4 |
Таким образом Владимирская область, вследствие своего территориального положения и роли в социально-экономической системе ЦФО, неизбежно оказывается в социально-экономической «тени» столицы России. Столичный регион все более активно выполняет межрегиональные функции и выступает в роли эпицентра финансово-экономической и социально-культурной активности страны. Кроме этого, Владимирская область пребывает в состоянии постоянной конкуренции за ресурсы роста с другими крупными субъектами ЦФО, такими как Ивановская, Рязанская и Московская область.
Уровень инновационной активности k-ого региона оценивается с помощью индекса IAK(K) который вычисляется с помощью регионального показателя удельных (на одного занятого) затрат на исследования и разработки (Gk), отнесенного к аналогичному показателю региона-лидера: IAK(K) = (Gk /max{Gk})100% . Тогда все регионы страны имеют значения индекса IAK(K) от нуля до 100%.
Технологический уровень k-ого региона оценивается с помощью индекса IP(K), который вычисляется как численность персонала, занятого исследованиями и разработками (Рк), отнесенная к численность персонала, занятого исследованиями и разработками региона-лидера: IP(K) =(РК /тах{Рк})100%.
Информационной основой для построения ИТМ служат статистические данные 2007 и 2008 гг.
Таблица 3 - Показатели развития экономики регионов России в 2007 2008 гг.
№ |
Регион |
Индекс инновационно - активных предприятий (IAK(K)),% |
Индекс инновационно - активного населения (IP(K)),% |
||
2007 г. |
2008 г. |
2007 г. |
2008 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Белгородская обл. |
1,35 |
1,92 |
1,76 |
1,87 |
2 |
Брянская обл. |
1,20 |
1,30 |
0,73 |
0,76 |
3 |
Владимирская обл. |
2,33 |
2,24 |
1,10 |
1,19 |
4 |
Воронежская обл. |
3,80 |
4,05 |
3,67 |
3,59 |
5 |
Ивановская обл. |
2,47 |
2,15 |
1,74 |
1,75 |
6 |
Калужская обл. |
2,44 |
2,37 |
0,84 |
0,82 |
7 |
Костромская обл. |
0,65 |
0,71 |
0,96 |
1,06 |
8 |
Курская обл. |
1,73 |
1,73 |
1,14 |
1,10 |
9 |
Липецкая обл. |
1,15 |
1,43 |
0,74 |
0,79 |
10 |
Московская обл. |
17,44 |
18,27 |
7,68 |
7,49 |
11 |
Орловская обл. |
1,58 |
1,43 |
1,71 |
2,29 |
12 |
Рязанская обл. |
1,56 |
1,57 |
1,16 |
0,89 |
Продолжение табл. 3 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
13 |
Смоленская обл. |
0,75 |
0,83 |
0,38 |
0,40 |
14 |
Тамбовская обл. |
1,23 |
1,39 |
1,69 |
1,78 |
15 |
Тверская обл. |
2,11 |
1,76 |
1,00 |
0,94 |
16 |
Тульская обл. |
3,17 |
2,61 |
1,12 |
1,13 |
17 |
Ярославская обл. |
2,68 |
3,04 |
2,27 |
2,42 |
18 |
г. Москва |
52,36 |
51,21 |
70,30 |
69,76 |
Таблица 4 - Инновационно - технологическая матрица регионов ЦФО РФ
IAK(K) = 100 |
|||
66 |
18 |
||
33 |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
||
0 |
33 |
66 |
IP(K) = 100 |
При построении ИТМ рассчитаны индексы сбалансированности и прогрессивности инновационно-технологической матрицы. Индекс сбалансированности ИТМ вычисляется по следующей формуле:
(1)
хк - доля к-ого региона (либо доля ВРП в совокупном ВРИ страны, либо доля занятых региона в совокупной численности занятых);
i - индекс группы регионов по показателю инновационной активности;
j - индекс группы регионов по показателю технологического уровня.
Весовые коэффициенты в формуле (1) вычисляются по следующему простому правилу:
Индекс прогрессивности ИТМ вычисляется по следующей формуле:
(2)
где весовые коэффициенты вычисляются по следующему правилу:
Таким образом, индексы сбалансированности и прогрессивности инновационно-технологической матрицы составили следующие значения:
ISB (2006) = 6,595
ISB (2007) = 5,317
IPR (2006) = 28,982
IPR (2007) = 30,074
Рассчитанный индекс сбалансированности показал, что Россия является слабо сбалансированной, т.к. в ее структуре есть регионы с опережающими или отстающими инновационными процессами, не соответствующими научно-технологическому положению страны. При расчете индекса прогрессивности было выявлено нарушение нормального воспроизводственного режима, связанное со значительной дифференциацией в инновационно-технологическом развитии регионов ЦФО РФ.
Привлечение инвестиций в региональную экономику является важнейшим источником создания конкурентоспособных территорий, формирующим перспективу общего экономического роста. Для реализации инвестиционного потенциала и обеспечения систематического роста объемов частного капитала, привлекаемого в сферу инвестиционной деятельности во Владимирской области в проекте разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности и привлекательности региона.
Ключевым фактором включения организаций Владимирской области в процессы международного движения капиталов является улучшение инвестиционного климата в регионе путем создания благоприятных условий для инвестирования и проведения политики стимулирования инвестиционной активности.
Основные направления инвестиционной политики Владимирской области:
- Создание комплексного механизма приема и размещения иностранных инвестиций для обеспечения притока капиталовложений в объемах, достаточных для обеспечения структурного и технологического обновления основных производственных фондов предприятий области в разных отраслях экономики (инвестиции в уставный капитал и долговое финансирование).
Для решения этой проблемы необходимо:
- осуществлять мониторинг и сопровождение инвестиционных проектов, имеющих особую значимость для региона, со стороны органов исполнительной власти;
- оказывать организационное содействие в реализации инвестиционного проекта, начиная с получения заявок на подбор площадей и заканчивая государственной приемкой в эксплуатацию законченного строительством промышленного объекта;
- активизировать действия, направленные на усиление совместной работы с органами местного самоуправления, в целях обеспечения преемственности политики администрации Владимирской области в инвестиционной сфере на местном уровне;
- Создание и обеспечение функционирования промышленных зон с современной развитой инфраструктурой для размещения средних по инвестиционным затратам проектов российских и иностранных инвесторов (ОАО «Муромский радиозавод», ОАО Экскаваторныий завод «Ковровец», ОАО «ВЭМЗ», ОАО Завод «Автоприбор», ОАО «Судогодское стекловолокно» и др.).
Для решения этой проблемы необходимо законодательно определить правовые и организационные основы создания, функционирования и ликвидации зон регулируемого развития, обеспеченных необходимой инфраструктурой для размещения производств различного профиля, на территории Владимирской области;
- Формирование благоприятной бизнес-среды для иностранных инвесторов и компаний, реализующих одобренные инвестиционные проекты (совершенствование системы налогообложения, таможенное регулирование, формирование саморегулирующихся общественных организаций).
Определяющим условием для создания благоприятного инвестиционного климата является комфортная бизнес-среда, под которой подразумевается максимально возможное снятие административно-контрольных препятствий.
Работа в этом направлении предполагает:
- изучение опыта регионов в сфере снижения административных и затратных барьеров при вхождении в бизнес и при его функционировании;
- разработку комплекса мер, направленных на сокращение административных барьеров;
Направления повышения инновационной привлекательности Владимирской области:
- реформирование базы инновационной деятельности предприятий Владимирской области
- реализация программ, которые обеспечивают ускоренный экономический рост производства наукоемкой продукции с помощью критических технологий с хорошим научным заделом, сформировать интегрированные научно-производственные структуры для решения задач научно-промышленной и инвестиционной политики;
- формирование системы взаимодействующих инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технологических парков, демонстрационных зон, выставочных площадок и других организаций, обеспечивающих непрерывный и устойчивый рост наукоемких производств малого и среднего предпринимательства («V-Park», «Технопарк - Вязники»2);
- создание на базе высших учебных заведений и других организаций целостную систему переподготовки кадров по управлению проектами, управлению качеством, сертификации продукции, финансовому менеджменту, патентному праву, механизмам трансферта технологий, и т.д. (создание в округе Муром первого во Владимирской области бизнес-инкубатора планируется в 2009 г.);
1 Саак А., Колчина О. Оценка инвестиционной привлекательности муниципального образования // Муниципальная власть. 2006. №5
2 Светлана Салатаева. Инвесторы остаются в регионе. // Газета «Призыв» от 18.11.2008.
PAGE \* MERGEFORMAT 1