Конфликт геополитических и экономических интересов государств в контексте проблемы глобального потепления
Макаров Игорь Алексеевич
Орловский государственный университет, Орел
Конфликт геополитических и экономических интересов государств в контексте проблемы глобального потепления
Проблеме глобальных изменений климата с каждым годом уделяется все большее внимание. Это объясняется, во-первых, возрастающей обеспокоенностью последствиями глобального потепления для человечества, а во-вторых тем, что запущенная в последние десятилетия система мер по противодействию климатическим изменениям вышла за пределы экологической проблематики и приобрела политический и экономический характер.
В этой системе каждое государство руководствуется как общечеловеческими, так и национальными интересами. Роль последних часто первостепенна, но в международных политических дебатах она обычно искусственно затушевывается, так как национальные интересы разных стран нередко вступают в конфликт. В связи с этим необходим научный анализ связанных с глобальным потеплением выгод и издержек разных стран, который позволит вскрыть их национальные интересы в системе международного климатического регулирования.
Для этого рассмотрим последствия климатических изменений для стран в кратко-, средне-, долго- и сверхдолгосрочном периодах. Границы периодов проведем по основным датам, указанным в климатических и экономико-политических прогнозах Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).
1. Краткосрочный период период до 2012 г. Это время действия современных климатических соглашений. Преимущественное влияние на мировую экономику оказывает не глобальное потепление само по себе, а меры по противодействию ему, основы которых были заложены Рамочной конвенцией об изменении климата и Киотским протоколом. Последствия климатических изменений для стран имеют преимущественно экономический характер, определяются условиями участия в современной системе климатического регулирования.
Основные издержки по противодействию климатическим изменениям падают в настоящее время на развитые страны. Государства с переходной экономикой, хотя и несут обязательства по Киотскому протоколу, фактически являются бенефициарами современных мер по противодействию глобальному потеплению, так как экономический спад 1990-х гг. привел в этих странах к снижению выбросов, намного превосходящему установленные Протоколом нормы. В итоге у стран с переходной экономикой появляется возможность продажи невыбранной квоты, чем уже активно пользуются Украина, Венгрия, Польша и Латвия [6] и пока, в связи с чрезвычайно медленным запуском климатических механизмов, не пользуется Россия.
Страны с переходной экономикой могут также пользоваться преимуществами Проектов совместного осуществления (ПСО). Постоянно растущий оборот рынка ПСО в 2008 г. составил около 800 млн. евро [2]. В 2009 г. на ведущие роли на рынке ПСО выдвинулись Украина, Румыния и Польша [6]. В перспективе, при условии преодоления бюрократических барьеров, лидером на этом рынке может стать Россия.
Развивающиеся страны получают инвестиции преимущественно по Механизму чистого развития (МЧР). В 2008 г. оборот рынка МЧР составил 24 млрд. евро [2]. Безусловным лидером в 2008 г. был Китай, в 2009 г. его потеснила Индия [6]. При этом развивающиеся страны, получая огромные средства, не несут обязательств, и, соответственно, затрат по Протоколу. Это делает их главными выгодополучателями существующей системы мер по противодействию глобальному потеплению.
2. Среднесрочный период до 2020-2025 гг. Это предполагаемое время действия нового соглашения, которое будет подписано в декабре 2009 г. в Копенгагене. Последствия климатических изменений для стран будут иметь экономический и частично геополитический характер, определяться степенью соответствия интересам страны новой системы глобального климатического регулирования.
Распределение глобальных выгод и издержек в рамках данного периода в существенной мере будет зависеть от деталей грядущего Копенгагенского соглашения. Однако можно предположить, что наибольшие издержки в рамках рассматриваемого периода понесут:
1. Развитые страны. Их обязательства по новому соглашению возрастут, даже несмотря на то, что эффективно выстроенный рынок квот на выбросы позволит снизить этот ущерб до минимума.
2. Развивающиеся страны, которые присоединятся к международной климатической программе. Китай и Индия, которые развивались экологически экстенсивно в течение последних десятилетий и увеличили выбросы по сравнению с 1990 г. на 150% и 103%, теперь могут столкнуться с требованиями ограничения эмиссии, что приведет, возможно, к некоторому замедлению экономического роста.
Главным бенефициарами Копенгагенского соглашения станут страны Третьего мира, которые продолжат получать инвестиции по МЧР, а также «лесные страны» (в первую очередь Бразилия и Россия), у которых в случае закрепления в Копенгагене Марракешских соглашений откроются новые возможности для проектов совместного осуществления. В России в настоящее время такие возможности не позволяет использовать слабое развитие институциональной инфраструктуры.
3. Долгосрочный период до 2050 г. К этому времени ожидается завершение энергетического прорыва к возобновляемым источникам энергии и окончательный переход мировой экономики к энергосберегающей модели. В то же время, экологические последствия климатических изменений по оценкам МГЭИК впервые станут ощущаться в планетарном масштабе. Последствия для стран будут иметь геополитический и частично экологический характер и определяться преимущественно степенью адаптации страны к новой энергосберегающей экономико-политической системе, а также географическим положением.
Главными проигравшими от энергетического прорыва выступят нефтедобывающие страны Ближнего Востока, моноспециализация которых на традиционных источниках энергии наиболее очевидна [5]. Развитые страны Запада упрочат свое лидерство за счет доминирования в новых отраслях энергетики. Географический разрыв между основными ареалами добычи источников энергии и основными ареалами ее потребления будет преодолен, что значительно усилит диспропорции между развитыми странами и Третьим миром.
Россия также серьезно пострадает от снижения значимости нефти. Влияние же на нашу страну глобального потепления противоречиво. Возможность использования северного морского пути кардинально улучшит транспортно-географическое положение России и откроет перспективы хозяйственного освоения полярных районов. В то же время, таяние вечной мерзлоты может превратиться в катастрофу для полярных городов, а рост температурных амплитуд, который будет сопровождать глобальное потепление, затруднит развитие и Восточной, и Западной Сибири.
Странами, которые в наибольшей степени пострадают от глобального потепления в рассматриваемом временном периоде, являются следующие:
1. Малые островные и прочие государства, перед которыми встанет угроза затопления. Самая низкая страна в мире Мальдивы будет почти полностью затоплена уже в ближайшие десятилетия. Руководство государства уже формирует специальной фонд для покупки земель в целях переселения граждан с островов [7].
2. Государства Африки, которые будут страдать от аридизации климата и связанными с ней проблемами в снабжении продовольствием и питьевой водой. Так, второй по величине город Кении Момбаса может в скором времен исчезнуть из-за нехватки воды в связи с таянием ледников Килиманджаро, которые питают единственную текущую в город реку [3].
3. Страны, имеющие моноспециализацию на туризме, в которых аридизация климата приведет к упадку туристских дестинаций. К этой группе относятся в первую очередь малые островные государства Карибского региона и Индийского океана и туристические страны Средиземноморья, особенно Мальта, Кипр и Тунис [4].
4. Сверхдолгосрочный период до 2100 г. и далее. К этому времени глобальное потепление (исходя из прогнозов МГЭИК и из предпосылки, что человечество не найдет более эффективных методов противодействия ему) будет ощущаться в планетарном масштабе и станет определяющим фактором в мировых социально-экономических процессах. Последствия для всех стран будут иметь преимущественно экологический характер и определяться географическим положением страны.
Согласно позиции МГЭИК, эти последствия могут быть катастрофическими, что связано не столько с ростом средней температуры Земли, сколько с разбалансировкой всей климатической системы планеты, которая повлечет за собой рост числа стихийных бедствий и непредсказуемые изменения ландшафтов. В таком случае следует признать правоту слов Директора института водных проблем РАН В.Данилова-Данильяна: «В мире нет ни одной страны, которая в экономически обозримом будущем непосредственно выиграла бы от глобального потепления и, тем более, от разбалансировки климатической системы» [1].
В случае если глобальное потепление не будет иметь планетарного масштаба, либо меры по противодействию ему окажутся успешными, последствия для стран будут такими же, как и в долгосрочном периоде.
Проведенный анализ экономических и геополитических выгод и издержек, связанных с глобальным потеплением, для разных стран обнаруживает интересную закономерность. Со временем развивающиеся страны превращаются из главных выгодополучателей в главных пострадавших. Наоборот, развитые страны, несущие в настоящее время наибольшие издержки по борьбе с глобальным потеплением, получат наибольшие выгоды в долгосрочной перспективе. При этом если глобальное потепление не удастся ни предотвратить, ни смягчить, одинаково катастрофические последствия ждут все страны мира, однако в случае предотвращения катастрофических климатических изменений развитые страны закрепят свое доминирующее положение.
Россия является одним из главных потенциальных выгодополучателей в рамках существующей системы мер по противодействию климатическим изменениям; она наверняка останется им и в среднесрочной перспективе. В то же время, в настоящий момент Россия не извлекает никаких выгод из существующей системы климатического регулирования по причине отсутствия климатической стратегии и, как следствие, непоследовательности и пассивности климатической политики.
Основная литература
- Данилов-Данильян, В.И. Киотский протокол: критика критики: http://www.rusrec.ru/kyoto/articles/art_climate_critics.htm
- Юлкин, М.А. Россия и углеродный рынок // Мировая энергетика, № 02 (61), 2009: http://www.worldenergy.ru/doc_20_57_3005.html
- Christian Aid. The climate of poverty: facts, fears and hope. 2006: http://www.christianaid.org.uk/Images/climate-of-poverty.pdf
- Ehmer, P., Heymann, E. Climate change and tourism: where will the journey lead? 2008: http://www.dbresearch.com/prod/dbr_internet_en-prod/prod0000000000222943.pdf
- National Intelligence Council of the USA. Global Trends 2025: A Transformed World. 2008: http://www.dni.gov/nic/PDF_2025/ 2025_Global_Trends_Final_Report.pdf
- Official Site of Chicago Climate Exchange: http://www.chicagoclimatex.com
- Ramesh, R. Paradise almost lost: Maldives seek to buy a new homeland // The Guardian, 10 November 2008.
4
Конфликт геополитических и экономических интересов государств в контексте проблемы глобального потепления