Самоорганизация экономических систем в малых и средних городах Европейской России
Землянский Дмитрий Юрьевич
Кафедра экономической и социальной географии России
Географический факультет МГУ им. Ломоносова
Москва
Самоорганизация экономических систем в малых и средних городах Европейской России
Последние полтора десятилетия существования Российской Федерации в условиях рыночной экономики привели к значительным трансформациям социально-экономических систем на всех уровнях, в том числе на уровне отдельных городов. Эволюционируют формы организации производства, появляется все больше видов предприятий сектора услуг, которые приобретают свой вес в развитии экономики даже небольших городов. Изменяется значимость трудовых ресурсов, для анализа которых уже недостаточно традиционных количественных и качественных характеристик. Все большую роль начинает играть поведение населения конкретной территории на рынке труда, его настроение и ожидания от работодателей. Усиливается влияние на развитие экономики институциональных факторов. Все это приводит к усложнению старых и появлению новых форм организации ТСЭС, формированию как формальных, так и неформальных моделей их организации.
Одной из моделей, характеризующих организацию экономической системы, является «бизнес-стеда», под которой понимается современное состояние и условия развития бизнеса на определенной территории. Ключевыми компонентами бизнес-среды являются: бизнес-структура (соотношение различных типов бизнеса на территории), институциональные условия, трудовое поведение населения и наличие местного бизнес-сообщества как связующего элемента системы. Анализ бизнес-среды особенно важен при изучении процессов саморазвития городской экономики, так как в ходе него особое внимание уделяется индивидуальным внутренним особенностям системы: сеть предприятий-местные власти-население.
Если под бизнес-структурой понимать разнообразие форм (отраслевой принадлежности, происхождения и типа собственника) и размер системо-образующих экономических акторов города, то именно бизнес-структура становится базисом формирования бизнес-среды, и именно от нее зависит характер развития экономической системы города [1]. Данный компонент напрямую влияет на два других компонента: трудовое поведение населения и систему местного самоуправления. Присутствует и обратная связь: модель трудового поведения населения (профессиональный состав, квалификация, предпринимательская активность, восприимчивость к инновациям в сфере организации труда), влияет деятельность отдельных предприятий и секторов экономики. Местные власти, способны стимулировать или, напротив, ограничить приход в город новых игроков, оказывать влияние на отдельные предприятия, таким образом, участвуя в формировании бизнес-структуры. Элементом, обеспечивающим связь между бизнесом и муниципальной властью, без которой невозможно органичное развитие территории является местное сообщество, либо, в усеченном варианте, местное бизнес сообщество, участвующее в обсуждении городских проблем.
Комплексное исследование бизнес-среды целесообразно проводить по отдельным компонентам. Для анализа бизнес-структуры была использована методика матриц бизнеса, в рамках которой основное внимание уделялось разнообразию форм организации бизнес-структур городов и роли разных типов бизнеса в городской экономике. Для построения матриц бизнеса задачи была разработана комплексная типология экономических акторов городских муниципальных образований, базирующаяся на трех компонентах деятельности предприятий в городской среде: происхождение собственника, масштаб деятельности собственника в рамках общегосударственной экономической системы и масштаб деятельности конкретного предприятия. По происхождению все компании можно разделить на частные местные и внешние, частные иностранные и государственные. Для анализа масштаба деятельности актора внутри города (роли предприятия в городе) этот показатель не применим. Поэтому в качестве параметра был выбран показатель численности занятых. В результате все акторы были разделены на 3 группы: крупные (более 1000 занятых), средние (от 50 до 1000 занятых) и малые (менее 50 занятых).
Таким образом, по типу и масштабам деятельности собственника экономические акторы можно разделить на следующие группы:
- Государственные монополии.
- Государственные компании (крупные и средние).
- Иностранный внешний крупный бизнес.
- Внешний крупный бизнес (российский).
- Местный крупный бизнес.
- Внешний средний бизнес (средние по размеру компании, не включенные в списки крупнейших компаний России).
- Местный средний бизнес.
- Малый бизнес.
По масштабу деятельности конкретного предприятия все акторы можно разделить на следующие группы:
- Федеральные. К этой группе отнесены предприятия, поставляющие свою продукцию или услуги нескольким экономическим районам. К этой же группе относятся предприятия, реализующие свою продукцию на экспорт.
- Межрегиональные. В эту группу вошли предприятия, работающие на рынке нескольких регионов (субъектов РФ), совокупная величина которых не должна превышать размеров условного экономического района.
- Внутрирегиональные. В этой группе предприятия значимы лишь внутри своего региона или отдельных муниципальных районов соседних регионов.
- Местные. В данном случае масштаб деятельности предприятия ограничивается лишь несколькими территориями внутри своего региона.
Следует заметить, что существует целый ряд переходных и пограничных случаев, когда компания по формальным признакам должна относиться к одному типу, но по ее деятельность в городе, действиям руководства и собственников, требует отнесения к другому типу. Это обуславливает определенную относительность проведенной типологии малых и средних городов, ее зависимость от взгляда исследователя.
Итоговая матрица бизнеса города представляет собой матрицу экономических акторов, разведенных по двум осям: происхождение и масштаб собственника и масштаб деятельности конкретного актора в городе.
Работа системы местного самоуправления оценивалась с позиций информационной и инновационной открытости и форм взаимодействия с бизнесом. В качестве основных критериев оценки работы администрации были взяты некоторые параметры оценки эффективности городского управления из работы «Фонда Институт экономики города» «Городское управление в современной России» [2], дополненные авторскими критериями:
- Информационная открытость (наличие информационной политики).
- Планирование развития муниципального образования.
- Инвестиционная политика.
- Внешняя активность (участие в выставках, форумах, обмене опытом и т.д.).
- Стабильность работы администрации.
- Отношение к главе администрации со стороны сотрудников, бизнеса и общественности.
- Техническая оснащенность (обеспеченность офисной техникой).
Исследование трудовых настроений и трудового поведения населения велось через анализ качественного состава (возрастной, образовательный состав), развития системы образования и поведение населения на рынке образовательных услуг, анализа трудовых ценностей населения. Помимо анализа статистических данных также были использованы материалы экспертных интервью с представителями бизнеса и простыми жителями.
Сложным с методической точки зрения моментом является исследование местных сообществ. В рамках данного исследования изучалось стремление отдельных элементов бизнес-среды к самоорганизации через формализацию форм взаимодействия [на основе, 3]. В соответствие с данной установкой было выделено 6 условий, необходимых для формирования местных сообществ:
- Наличие потребности в общении как таковой с обеих сторон.
- Готовность к открытому диалогу, а не обмену мнениями «один на один».
- Наличие бизнес-сообщества, т.е. неформального взаимодействия, общения представителей различных типов бизнеса (как в рамках горизонтального взаимодействия бизнеса одного масштаба, так и вертикального малого со средним, среднего с крупным и т.д.).
- Наличие «движущей силы», в лице одной из сторон.
- Наличие неформального открытого взаимодействия власти, бизнеса и общества.
- Желание формализовать взаимодействие с обеих сторон.
Для апробации методики были выбраны малые и средние города (с численностью населения до 100 тыс. чел.). Обладая менее сложной структурой экономики, они могут выступать в качестве модели для установления закономерностей развития отдельных элементов бизнес-среды крупных городов. В качестве ключей были выбраны 6 городов в Европейской части России: Ефремов (Тульская область), Алексеевка (Белгородская область), Ейск и Тихорецк (Краснодарский край), Мценск (Орловская область), Кашин (Тверская область). В рамках экспедиционных исследований этих городов в 2007-2009 гг. была собрана необходимая информация, в т.ч. проведены экспертные интервью с представителями местных администраций, руководителями и сотрудниками крупнейших предприятий, местным населением.
Проведенный анализ ситуации в выбранных городах-ключах позволяет выделить важнейшие факторы формирования бизнес-среды. Форма бизнес-среды, которую принимает городская экономика в результате самоорганизации, напрямую зависит от степени энтропии бизнес-структуры. Для городов с близкими по размеру и происхождению лидирующими экономическими акторами характерны более благоприятные трудовые настроения населения, в подобных городах легче формируются бизнес-сообщества, а местная администрация легко выбирает модель взаимодействия с бизнесом и обществом. Наиболее сложная ситуация складывается в городах с разнородной бизнес-структурой, где присутствуют и крупные, и средние, и малые акторы. В подобных городах можно ожидать некоторой нестабильности в системе управления, значительной дифференциации населения по уровню доходов и трудовым настроениям, напряженных отношений между представителями бизнес-сообщества.
Необходимо отметить, что значительные коррективы в данные закономерности вносят субъективные факторы (личность главы, личности предпринимателей, модели поведения собственников ведущих акторов, модель поведения региональных властей и т.д.).
Таким образом, данная модель анализа самоорганизации городской экономики доказывает свою жизнеспособность и применима не только в научной деятельности, но и при принятии практических решений. Так, например, подобный подход к анализу бизнес-среды может быть использован инвесторами при анализе конкурентной среды территории: формальных и неформальных рисков «входа» на территорию, оценки ситуации на рынке труда и т.д.
Библиографический список
[1] Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад/ Независимый институт социальной политики. М.: Поматур, 2005.
[2] Кокарев И.Е. Местные сообщества и местное самоуправление: технологии участия. Серия «Библиотека местного самоуправления», Выпуск 63. М., МОНФ, 2007, 208 стр.
[3] Мониторинг реформы местного самоуправления. Сравнительный анализ исследований “Реализация Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальных образованиях городского типа” (2006), "Городское управление в современной России" (2004). под ред. А.С. Пузанова. М.: Фонд "Институт экономики города", 2007. 28 с. (www.urbaneconomics.ru)
PAGE \* MERGEFORMAT 4
Самоорганизация экономических систем в малых и средних городах Европейской России