Применение теории OLI для объяснения причин и особенностей транснационализации российских компаний

Кислицын Дмитрий Викторович

Студент магистратуры Факультета экономики

Кемеровский государственный университет

Применение теории OLI для объяснения
причин и особенностей транснационализации
российских компаний1

В 2000-х гг. транснационализация стала важнейшей составляющей рыночных стратегий крупнейших российских компаний. Данный процесс был непосредственно связан с процессом структурной трансформации российского крупного бизнеса, приведшей к формирование вертикально-интегрированных и горизонтально-диверсифицированных компаний, имеющих отчетливые рыночные стратегии, составной частью которых стала стратегия транснационализации. Ключевой логикой экспансии в данный период становится не точечный захват наиболее привлекательных активов, а контроль над отраслью. В условиях глобализации такой контроль в целом ряде отраслей оказывается принципиально недостижим в пределах одной страны, создавая необходимость для бизнеса инвестировать за рубеж.

Большая часть российских прямых иностранных инвестиций (ПИИ) осуществляется крупными промышленными компаниями, действующими в сырьевых отраслях, чему в докризисный период способствовали высокие цены на сырье на мировых рынках. Среди лидирующих российских международных инвесторов присутствуют и несырьевые компании, в частности телекоммуникационные МТС и Вымпелком, однако их доля значительно ниже. Они не обладают финансовыми ресурсами, которые позволили бы им инвестировать за рубеж в тех же объемах, что и компании сырьевого сектора.

Российские ТНК представляют в первую очередь добывающие отрасли: 80% зарубежных активов приходится на три нефтегазовых концерна и девять горнодобывающих и металлургических компаний. Вместе с тем, нефтегазовые концерны постепенно начинают уступать лидерство в международной экспансии: в 2004 г. на них приходилось 63% зарубежных активов против 44% на конец 2007 г.1

Значительный рост инвестиций российских компаний в 2000-е гг. стал частью важнейшей глобальной тенденцией мирового движения капитала в данный период –быстрого роста потока инвестиций из ряда развивающихся стран, прежде всего из стран БРИК. В этих условиях возникает необходимость приспособления уже существующих теорий транснационализации, разработанных для объяснения инвестиций, осуществляемых компаниями из развитых стран, для объяснения международной экспансии фирм из развивающихся экономик. Несмотря на то, что существует целый ряд теорий, объясняющих отдельные аспекты транснационализации, ключевую роль в настоящее время играет эклектическая парадигма Джона Даннинга. Данная концепция претендует на то, чтобы путем систематизации факторов, определяющих международное производство, создать единый формат для теоретических исследований в этой области, который мог бы логически объединить многочисленные теории международного производства и ПИИ.

Даннинг выделяет три условия, которые должны быть соблюдены, чтобы фирма была вовлечена в процесс прямого зарубежного инвестирования:

  1. Инвестирующая форма должна обладать специфическими преимуществами собственности (Ownership-specific advantages или O-advantages), которые обеспечивают данной фирме конкурентные преимущества над местными фирмами на том рынке, куда предполагается сделать инвестиции.
  2. Принимающая страна должна обладать специфическими преимуществами местоположения (Location-specific advantages или L-advantages), которые делают ее привлекательной для иностранных инвесторов и размещения международного производства.
  3. Должны иметь место также преимущества интернализации (Internalization advantages или I-advantages), т.е. преимущества от осуществления определенных сделок внутри фирмы (между различными подразделениями, филиалами одной и той же ТНК) по сравнению с осуществлением этих сделок на рынке.

Данный подход часто называют «парадигма OLI» или «преимущества OLI», по первым буквам перечисленных выше условий: Ownership, Location, Internalization.

В рамках «парадигмы OLI» выделяются два типа преимуществ собственности: преимущества от владения активами (asset advantages или Oa), в первую очередь от владения такими неосязаемыми активами как уникальная технология. Второй тип преимуществ собственности возникает вследствие совместного управления в рамках ТНК имеющимися активами (transaction costs minimizing advantages или Ot). Они включают преимущества уже работающих фирм над новыми предприятиями и преимущества, связанные к транснациональностью предприятия. Преимущества филиала ТНК по сравнению с новыми фирмами вытекают из его принадлежности к более крупной и мощной родительской компании, включая доступ к более дешевым ресурсам, знаниям о рынке, низким затратам на НИОКР. Преимущества транснациональности означают, что фирма, действующая во многих странах, находится в лучшей позиции, чем местная компания, с точки зрения получения преимуществ от различных факторных возможностей и рыночных ситуаций.

Российские ТНК основывают свою международную экспансию на преимуществах собственности, которые являются в большей степени организационными и управленческими, чем технологическими. Как свидетельствуют исследования Boston Consulting Group, высококонцентрированная структура владения акциями, присущая компаниям из развивающихся стран, может служить эффективной защитой от поглощения, кроме того, она способствует более агрессивной и рискованной стратегии [BCG, 2009].2 Кроме того, российским компаниям, также как и другим компаниям из развивающихся стран, присуще «умение плавать в мутной воде» - способность приспосабливаться к несовершенному институциональному окружению.3

В отличие от преимуществ собственности, внутренних для фирмы, преимущества местоположения играют роль внешнего фактора, стимулирующего инвестиции. Страна, куда направляются ПИИ, должна предложить особые преимущества местоположения, которые могут быть использованы совместно с другими преимуществами, вытекающими из собственности и интернализации. Преимущества местоположения включают в себя преимущества в издержках производства на рынках принимающей страны, близость к потребителям, соответствующую экономическую структуру, налоговые льготы, правовую, социальную и политическую инфраструктуру и др. В странах, куда российские компании осуществляют ПИИ, они стремятся приобрести необходимые технологии, доступ к природным ресурсам, захватить важный рынка. Исходя из того, что ключевым целевым направление российских ПИИ стала Европа, мы можем сделать вывод, что на данном этапе для российских ТНК наиболее важен доступ к емким рынкам, обладающим высокой платежеспособностью, и доступ к технологиям.

Под преимуществами интернализации в концепции Даннинга понимается то, как фирма организует использование имеющихся у нее преимуществ. Зачастую интернализация связана с преодолением или использованием провалов рынка. Она позволяет избежать затрат на поиск партнеров и переговоры с ними, избежать или использовать государственное вмешательство в экономику (квоты, тарифы, контроль над ценами, налоговые различия и др.), контролировать поставки и условия продажи ресурсов, контролировать рынки сбыта (включая те, которые могут быть использованы конкурентами). Построение транснациональных компаний позволяет российским фирмам эффективно избегать дискриминации на рынках целого ряда стран, обходить тарифы и нетарифные ограничения, а кроме того – диверсифицировать политические риски (Таблица 2).

Таблица 2

Применение теории OLI для объяснения инвестиций, осуществляемых российскими компаниями

Преимущества

Приложение для российских инвестиций

Ownership

  • Высококонцентрированная структура владения акциями, служащая эффективной защитой от поглощений и поощряющая рискованную и агрессивную стратегию.
  • Знания и опыт работы на развивающихся рынках, особенно для телекоммуникационных компаний (МТС и ВымпелКом)
  • Значительные прибыли от продажи природных ресурсов, добытых на территории России, используются для финансирования слияний и поглощений (сырьевые компании).

Location

  • Рынки традиционного российского экспорта (особенно для сырьевых компаний).
  • Доступ к технологиям, в частности через покупку депрессивных предприятий в развитых странах (типично для металлургических компаний).
  • Доступ к природным ресурсам (инвестиции с этой целью активно осуществлялись Русалом и Норникелем).
  • Приобретение стратегически важных активов, прежде всего транспортной инфраструктуры (наиболее яркий пример – Газпром, также нефтяные компании).
  • Обеспечение присутствия на стратегически важном рынке (напр. практически все крупнейшие российские компании, так или иначе, обозначили свое присутствие на рынке США).
  • Культурная близость (способствовала ПИИ в СНГ и Восточной Европе).

Internalization

  • Избегание антидемпинговых мер (металлургические компании).
  • Стремление обеспечить себе монопольное положение на ключевых рынках сбыта (Газпром).
  • Обеспечение контроля над всей цепью создания стоимости (приобретение нефтяными компаниями нефтеперерабатывающих заводов и заправочных станций, стремление Газпрома получить в собственность газораспределительные активы).

Источник: составлено автором.

Наряду с описанными «притягивающими факторами» (“pull” factors) для объяснения российских ПИИ необходимо проанализировать и ряд «выталкивающих» (“push” factors). Ключевую роль данные факторы играли в 1990-е гг.4, но и в 2000-х гг. их роль осталась значительной. В ряде случаев, транснационализация использовалась российскими компаниями как способ диверсификации политических рисков, снижения зависимости от государства. Еще одной причиной инвестиций в зарубежные страны становились ограничительные меры, предпринимаемые государством. Примером может служить работающая в индустрии развлечений компания Pitzio Entertainment, активно инвестирующая за рубеж в связи с решением правительства России запретить игорный бизнес вне специально отведенных зон, начиная с 1 июля 2009 г. Еще одним «выталкивающим фактором» ПИИ является слабое развитие финансового сектора в России. Значительные экспортные доходы крупнейших российских компаний стимулировали большие амбиции дальнейшего роста и экспансии, которым не могла соответствовать финансовая система России.5

Подводя итоги, необходимо отметить, что в 2000-е гг. транснационализация стала важной составляющей рыночных стратегий субъектов российского бизнеса. Данный процесс был во многом связан с трансформацией российского крупного бизнеса, формированием отраслевых компаний. В то же время, причины, по которым инвестирует за рубеж каждая конкретная компания, могут существенно отличаться в зависимости от структуры отрасли и особенностей рыночной стратегии, избранной данной компанией. Удобным аналитическим инструментом, позволяющим классифицировать эти причины и осуществлять их анализ, является эклектичная теория транснационализации OLI, разработанная Джоном Даннингом.

1 Российские компании за рубежом: динамика развития [Электронный ресурс]. Московская школа управления Сколково, 2008. URL: http://www.skolkovo.ru/images/stories/book/SKOLKOVO_Research_Emerging_Russian_Multinationals_Rus.pdf (дата обращения 10.05.2009).

2 The 2009 BCG 100 New Global Challengers: How Companies from Rapidly Developing Economies Are Contending for Global Leadership [Электронный ресурс]. BCG, 2009. URL: http://www.bcg.com/impact_expertise/publications/files/The_2009_BCG_100_New_Global_Challengers_Jan_2009.pdf (дата обращения 10.05.2009).

3 Kalotay K., Sulstarova A. Modelling Russian outward FDI [Электронный ресурс]. UNCTAD, 2007. URL: http://gdex.dk/ofdi/49%20Kalotay%20Kalman.pdf (дата обращения 10.05.2009).

4 Bulatov A.S. Russian direct investment abroad: main motivations in the post-Soviet period [Электронный ресурс] // Transnational Corporations. Vol. 7. No. 1 (April 1998). URL: http://www.unctad.org/en/docs/iteiit9v7n1_en.pdf#page=74 (дата обращения 10.05.2009).

5 Filippov S. Russia’s emerging multinationals: trends and issues [Электронный ресурс]. United Nations University. Working Paper Series, 2008. URL: http://arno.unimaas.nl/show.cgi?fid=13733 (дата обращения 10.05.2009).

1 Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», Г/К № 171893 от 28 октября 2009 г.

PAGE 2

Применение теории OLI для объяснения причин и особенностей транснационализации российских компаний