Особенности управления предприятиями-партнерами виртуальных организаций в инновационной экономике России

Особенности управления предприятиями-партнерами виртуальных организаций в инновационной экономике России

Маркозов Д.И.

Студент 5 курса факультета Менеджмента, экономики и предпринимательства Южного института менеджмента (г. Краснодар)

Переход к информационной экономике и использование современных технологий в деятельности предприятий привели к возникновению новой организационной формы – виртуальных организаций. Считаем, что использование компаний виртуального типа в инновационной экономике России позволит повысит конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

Существует большое количество определений данного типа предприятий. В дальнейшем, будем опираться на определение Ткачевой Е.Н., понимающей под компаниями виртуального типа географически разрозненных рыночных агентов, комбинирующих человеческий, физический, финансовый, социальный капиталы и ключевые компетенции, обладающих единой сетевой организационной культурой, действующих в рамках контракта и единого информационного пространства и производящих на их основе конечный продукт или услугу. При этом, конечный продукт или услуга могут быть как виртуальными, так и традиционными.

Разнородность агентов, выполняющих виртуальны проект, приводит к необходимости наличия некоего центра, осуществляющего управленческие воздействия и регламентирующего деятельность предприятий-партнеров - органа-координатора. Его появление вызвано следующими причинами: высокая степень сложности процессов за счет кооперации различных предприятий, наличие нескольких распределенных источников информации, которые необходимо скоординировать в режиме реального времени, нестабильная структура системы предприятия, расширение пространства поиска решений вследствие повышающейся комплексности процессов.

Для выявления роли органа-координатора в новой организационной форме рассмотрим субъект и объект управления виртуальной организации. Обычно в виртуальное предприятие входят: орган-координатор, занимающийся регламентацией деятельности виртуального предприятия; предприятия-поставщики, производители, транспортные и др. предприятия, принимающие участие, как в технологическом процессе, так и в процессе по доведению продукта до потребителя. Введение заказчика в систему взаимоотношений между субъектом и объектом управления дает ему возможность в режиме реального времени отслеживать работу предприятия и корректировать все действия: начиная от корректировки проекта товара или услуги до его производства и доставки.

Орган-координатор на предприятии виртуального типа должен выполнять следующие функции:

- разработка институций для виртуальной организации;

- поиск клиентов и анализ их запросов;

- синтез товарно-производственных решений, отвечающих требованиям запросов;

- регламентацию и корректировку деятельности предприятий, входящих в виртуальную организацию;

- управление ресурсами данных предприятий.

Особенностью функционирования виртуальной организации является то, что ее агенты могут работать над выполнением одного или нескольких проектов одновременно.

Агенты (предприятия-партнеры), осуществляющие работу над проектом, могут быть как сотрудниками одной организации, так и независимыми организациями, взаимодействующими друг с другом и заказчиком. Заметим, что среди агентов виртуального предприятия необходимо выделить ответственных исполнителей (отвечающих за управление выделенной частью проекта) и исполнителей (непосредственно выполняющих работу). Обычно орган-координатор осуществляет декомпозицию проекта на части, которые могут войти в зону ответственности разных агентов. Таким образом, целью субъекта управления данной организационной формы является выполнение заказа (достижение целей проекта).

Ответственный исполнитель может осуществлять различные виды связей, работая над проектом:

  1. вертикальные (субординационные) – с органом-координатором;
  2. горизонтальные – с другими агентами.

Географическая разрозненность агентов, отсутствие жесткой централизованной структуры управления, временность организационной структуры, равноправность участников виртуальной организации свидетельствуют о том, что одним из основных методов управления является институциональное управление, т.е. управление ограничениями и нормами деятельности участников проекта.

Достижение агентом подцели проекта может вести к достижению собственных целей агента, не связанных с проектом. Таким образом, ответственный исполнитель может иметь вертикальные связи с субагентами-исполнителями, ответственными за выполнение своей части проекта. При этом может возникнуть ситуация, когда орган-координатор может вообще не иметь с этими субагентами связей.

Тогда можно говорить о существовании первичных и вторичных связей в виртуальной организации. Первичные связи между работами и результатами проекта создает орган-координатор, разрабатывая график выполнения заказа, подбирая предприятия-партнеров для его выполнения, задавая определенные институциональные рамки управления. Причем данные первичные правила могут задаваться индивидуально для каждой виртуальной организации (проекта) или с использованием типового решения. Однако во втором случае возникают ограничения норм деятельности агентов виртуальной организации.

Связь в рамках субординации должна происходить в виде регулярных отчетов нижестоящих агентов ответственным исполнителям об объеме работ, выполненных за отчетный период о понесенных затратах. Эти данные могут быть использованы органом-координатором для комплексного анализа текущего состояния выполнения рыночного заказа и последующего принятия управленческого решения.

Горизонтальные связи между предприятиями-партнерами могут состоять в согласовании последующим агентом результатов, достигнутых предыдущим. Здесь возможны два случая парных взаимодействий:

А. Работы разных агентов выполняются параллельно и не зависят друг от друга. Таким образом, возникает ситуация, при которой предприятия-партнеры не знают о существовании друг друга. Связь между их деятельностью присутствует только с точки зрения органа-координатора. Общим знанием агентов является лишь некоторое событие, которое последует после выполнения ими определенных работ.

Б. Работы разных агентов зависят друг от друга. Тогда в случае параллельного выполнения работ предприятия-партнеры должны обмениваться информацией о промежуточных результатах, а в случае последовательного выполнения работ должны осуществлять процесс приемки результатов работ у предшественника.

Напомним, что процесс работы над заказом ограничен по времени и по результату (входным/выходным условием для начала/окончания процесса может являться достижение соседним агентом своего результата). Выше было введено понятие ответственного исполнителя, отвечающего за выполнение определенного результата. Тогда ответственные исполнители выступают в качестве заинтересованной стороны в достижении соседним агентом результата. Запланированным и контролируемым результатом выступает ограничение деятельности для агента.

Для подобного взаимодействия предприятия-партнеры должны обладать общим знанием, которое они могут получить, взаимодействуя в рамках единого информационного пространства и имея доступ к общей базе данных виртуального предприятия. Данный подход позволяет уменьшить степень участия органа-координатора в процессе контроля результатов в условиях неопределенности.

В процессе функционирования виртуального пула могут возникать проблемы, связанные с отсутствием механизма управления и координации деятельности разнородных экономических субъектов, объединившихся для выполнения конкретного рыночного заказа.

Решить проблему управления предприятиями-партнерами виртуального предприятия можно в несколько этапов:

А. Этап идентификации виртуальной организации;

Б. Этап формализации компетенций предприятий-партнеров;

В. Этап создания ролевой структуры и дифференциации статусов участников виртуальной сети.

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

А. Идентификацию любой виртуальной организации можно рассматривать в двух аспектах:

- идентификация агентов (предприятий-партнеров) виртуальной организации;

- идентификация виртуальной организации как единого проекта.

Процесс идентификации виртуальной организации является более простым, чем процесс идентификации ее членов. Для него необходимо определить цели и сроки виртуального проекта; определить мотивацию участников проекта; выделить основных участников и ответственного за проект; сообщить всем потенциальным участникам цели и сроки реализации проекта; запланировать и распределить работы и роли в виртуальном проекте; реализовать процесс включения в проект нового агента.

Немаловажную роль в этом процессе играет паспорт проекта – документ, описывающий основные особенности проекта, его цели, сроки исполнения, правила участия. Паспорт проекта разрабатывается органом-координатором виртуальной сети для каждого проекта и может иметь такие типовые разделы как: статус, процент выполнения проекта, компетенции, характеристик проекта, вовлеченные ресурсы, бюджет, контактная информация, партнеры и др.

Единая информационная среда, предлагаемая органом-координатором партнерам, работающим над проектом, также способствует процессу идентификации виртуального проекта. Она может включать следующие составляющие:

- единое пространство для коммуникации: форумы, списки рассылки, чаты;

- единый механизм адресации, состоящий из специальных кодов, адресов электронной почты или «ников» участников;

- пространство для публикации информации на собственном www-сервере, на специальных www-серверах, в специальных базах данных;

- общую идентификацию сообщества в глазах других интернет-сообществ;

- правила участия, которые могут быть формализованы, а могут существовать негласно, выражаясь через общее поощрение или порицание членов сети.

Орган-координатор может перераспределять работы наиболее активным предприятиям-партнерам сети, постоянно поддерживающим контакт в рамках данного сообщества. Как правило, любой из пассивных участников может покинуть организацию, в то время как любой новый член обычно пребывает в пассивном состоянии, анализируя происходящие в сети действия со стороны.

Таким образом, категории участников виртуальной сети можно представить следующим образом: орган-координатор: модератор и лидеры; активные участники; пассивные участники.

Следовательно, основными инструментами этапа идентификации являются:

- для участников – рейтинги активности, публикация списка участников, формальные права и статусы, регистрация участников, присвоение уникального имени («ника») участнику;

- для виртуальной организации – паспорт проекта и единая среда для публикаций.

Б. Поиск и привлечение потенциальных участников виртуальной сети является одним из самых важных моментов при инициализации проекта. В процессе формализации компетенций будущих предприятий-партнеров виртуальной организации целесообразно использовать каталог ключевых компетенций, включающий основные показатели каталога (внутренние и внешние компетенции, ключевые факторы успеха) и перечень компетенций участника виртуальной организации.

В дальнейшем поиск может осуществляться по другим критериям: опты работы на рынке, регион и т.д. Оценить опыт потенциального агента в рамках данной компетенции возможно с помощью системы статусов или структуры описаний компетенций участников виртуальной организации.

В рамках виртуальной сети необходимо предусмотреть механизм регистрации новых членов, который позволяет формализовать каждому из участников свои компетенции в паспорте участника.

Данный документ кроме компетенций должен содержать:

- статус участника и его роль в проекте;

- участие агента в текущих проектах;

- текущее состояние участника;

- его личные данные;

- контактную информацию;

- рекомендации по работе над проектом;

- систему показателей участника: общий рейтинг, доверие, ответственность;

- полученное образование, участие в командах;

- дополнительную информацию: регион, постоянная работа и др.

Таким образом, обеспечить удобный механизм поиска и установления контактов для сотрудничества в рамках виртуальной организации можно с помощью таких инструментов как: каталог компетенций, паспорт участника сети, система поиска по базе данных, механизмы регистрации нового участника и корректировки его данных.

В. Как в традиционной, так и в виртуальной организациях любой участник может выполнять разные роли в зависимости от его задействованности в виртуальном проекте. Участники виртуального пула могут выполнять следующие роли:

1. Орган-координатор: разработка институций для виртуальной организации; поиск клиентов и анализ их запросов; синтез товарно-производственных решений, отвечающих требованиям запросов; регламентация и корректировка деятельности предприятий, входящих в виртуальную организацию; управление ресурсами данных предприятий.

2. Эксперт: носитель специфических знаний; отвечает на вопросы участников виртуальной организации; разрабатывает новые продукты

3. Партнер выполняет определенные задания в рамках виртуального проекта с учетом своей ключевой компетенции

Остановимся на данном уровне детализации ролей. Заметим, что каждая роль существует преимущественно в контексте определенного проекта, но может периодически повторяться для данного агента в рамках данной виртуальной бизнес-сети. Тогда встает вопрос о фиксации роли в проекте и сохранении информации о предыдущих ролях участников организации в базе данных органа-координатора. Такая задача может быть решена при помощи «паспорта участника» и «паспорта проекта».

Перейдем к вопросу дифференциации статусов партнеров виртуальной организации. После определения ключевых компетенций партнеров возникает необходимость измерения профессионального уровня участников сети. Инструментом, позволяющим сформировать представление о характеристиках партнера, является система статусов, присваиваемых каждому участнику.

Изучив системы взаимодействия различных Интернет-сообществ, можно сделать вывод, что все статусы подразделяются на две группы:

  1. присваиваемые участнику сообществом – рейтинги определенных качеств, присущих агенту бизнес-сети;
  2. устанавливаемые участником самостоятельно - сигнализаторы о текущем состоянии партнера.

Считаем, что в виртуальной организации может быть использована предложенная Ткачевой Е.Н. система статусов участников:

1. Статусы, присваиваемые сообществом:

- Рейтинги: рейтинг доверия, рейтинг ответственности участника, рейтинг, показывающий уровень компетенции в рамках данной сферы

- Формальные статусы, показывающие статус участия в деятельности организации

2. Статусы, устанавливаемые самостоятельно:

- Занят, свободен, отсутствую

При необходимости орган-координатор может изменять статус агента сети, используя для этого информацию, полученную в результате опросов других членов бизнес-сети и заказчиков проекта. Применение системы статусов в виртуальной организации дает возможность сохранять и публиковать для всеобщего доступа всю информацию о происходящих в сети событиях, оценивать действия рыночных агентов и сохранить историю событий в базе данных органа-координатора.

Для более эффективного функционирования системы статусов можно использовать: голосование и опрос участников сети, сохранение комментариев о событиях и участниках, публикацию статусов, изменение статусов.

Таким образом, предложенная система идентификации и формализации участников виртуального проекта, действующих в рамках единого информационного пространства и единой базы данных, поможет снизить степень неопределенности в процессе управления виртуальными организациями.

5

Особенности управления предприятиями-партнерами виртуальных организаций в инновационной экономике России