Анализ исследований качества высшего образования в контексте взаимодействия с российским рынком труда
М.В. Артамонова, к.э.н., доцент
кафедры экономики труда и персонала
экономического факультета МГУ
имени М.В. Ломоносова, г. Москва
Анализ исследований качества высшего образования в контексте взаимодействия с российским рынком труда
Анализ проведенных за последнее время исследований1 позволил выявить проблему слабой информированности молодых людей относительно возможностей профессионального образования, трудовой карьеры и заработков, что затрудняет осмысленный выбор вуза будущими студентами. Принимая во внимание и потребности рынка труда в определенных специальностях, студентам и выпускникам вузов необходимо выстраивать стратегию выхода на рынок труда и адаптации к нему. Ведь степень информированности о будущей специальности, о состоянии рынка труда во многом определяет решение задачи эффективного трудоустройства выпускников вузов.
В ходе проведенного анализа исследований были выявлены некоторые недостатки. Так, практически половина исследований проведена в рамках одного вуза либо в нескольких вузах (но не более 10), опрашивались несколько работодателей из одного города. Поле таких исследований невелико, что не позволяет говорить об универсальности выводов.
Кроме того, следует согласиться с профессором Р.П. Колосовой в том, что недостаточно изучены требования работодателей, как непосредственного участника процесса трудоустройства выпускников вузов.
На наш взгляд, в целях содействия трудоустройству выпускников вузов необходимо регулярно проводить2:
- мониторинг профессиональных ориентаций среди студентов высших учебных заведений, отслеживать изменения в их жизненных ценностях и ориентациях;
- исследования, сопоставляющие ожидания студентов и выпускников вузов и требования работодателей по вопросам, касающимся качеств молодых специалистов, необходимых знаний и навыков, ожидаемых и предлагаемых уровнях оплаты труда;
- исследование, целью которого будет изучение «требований» работодателей к системе образования в целом (например, в отношении набора преподаваемых вузом дисциплин, качества преподавания, степени соответствия преподаваемых дисциплин современным знаниям, запросам рынка труда и другое), что не зависит непосредственно от студентов и выпускников вузов, но влияет на их трудоустройство;
- масштабное исследование, посвященное изучению проблемы «утечки умов», определить миграционные настроения студентов и выпускников вузов;
- комплексное исследование среди всех заинтересованных лиц по территории России, чтобы выяснить их мнение о происходящих сейчас изменениях в системе образования, в том числе высшего;
- исследования в целях изучения информированности групп молодежи о реалиях и потребностях рынка труда: старшеклассников, которым предстоит выбор вуза и специальности, и студентов высших учебных заведений, которые подходят к порогу «учеба-работа». Снизить разрыв между рынком образовательных услуг и рынком труда позволит исследование информированности учащейся молодежи, например, о спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, востребованности конкретных специальностей на региональном рынке труда, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства; а также влияние этих сведений на профессиональный выбор. Результаты таких исследований должны помочь определить наиболее эффективные каналы и содержание информации, которая позволит молодым найти путь повышения результативности информационного фактора в решении проблемы поступления в вуз, отличной учебы и успешного выхода на рынок труда;
- исследования, изучающие потребность студентов и выпускников вузов в содействии трудоустройству: степень потребности, с чьей стороны должна предоставляться помощь (университет, работодатели, государственные службы занятости), в какой помощи существует потребность (предоставление информации, консультации, реальное трудоустройство);
- исследования, изучающие имидж государственного и частного вуза глазами работодателей. Выпускники каких вузов больше востребованы работодателями?
- исследование, изучающее ориентацию на незанятость среди молодых людей, ведь определенную долю безработных могут составлять выпускники вузов, которые и не планировали трудоустраиваться по различным причинам (высокий уровень материального достатка семьи, ориентация на создание семьи, воспитание детей и др.);
- исследование среди безработных выпускников вузов, чтобы выявить их мнение о реальных причинах безработицы, определить их возможности трудовой адаптации к сложившейся ситуации, адаптационные стратегии меры, которые они предпринимают, чтобы найти работу.
Обобщив результаты проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что необходим конструктивный диалог между всеми четырьмя заинтересованными в результате и вовлеченными в образовательный процесс сторонами государством, рынком труда, преподавателями и студентами. К сожалению, на государственном уровне делаются недостаточные попытки к налаживанию подобного диалога, и они не имеют влияния на оценку качества образовательных программ. В то же время становится очевидным, что соответствие вызовам и требованиям рынка труда является одной из важнейших характеристик образования и должно играть существенную роль в его оценке.
Пути улучшения ситуации на уровне государства следующие:
- построение интегрированной информационной системы, которая содержала бы: данные о вузах страны (материально-техническая база, виды предоставляемых услуг, направления подготовки специалистов); сведения о состоянии рынка труда (реальные потребности в определенных специальностях, профессиях и их примерное количество); полезную информацию для молодых специалистов (например, основные гарантии, которые государство предоставляет в области трудоустройства);
- выработка прогностической модели потребностей экономики России в кадрах в разрезе профессий и уровня квалификации (в пределах всей страны, по регионам, а также по важнейшим отраслям экономики). В прогнозе профессионально-квалификационного состава занятых следует предусмотреть их оптимальную структуру, определить перечень профессий, необходимых экономике страны, и соответствующие формы подготовки, объемы и сроки обучения, адаптировать к новому Общероссийскому классификатору занятий Классификатор профессий и специальностей; усовершенствовать методологию расчетов, расширить круг используемых статистических данных и горизонт прогнозирования (до 5 - 10 лет) и пр.3;
- развитие инфраструктуры рынка труда выпускников вузов, для чего необходимо создать его нормативно-правовую базу4: выделить на законодательном уровне выпускников вузов как отдельную категорию граждан, которой государство обеспечивает дополнительную защиту, гарантии в сфере занятости; сформулировать приоритеты государственной политики в отношении молодых специалистов, наметить конкретные мероприятия и реализовывать их; принять проект законов, регламентирующих взаимоотношения работодателей, вузов и студентов, содействующих трудоустройству молодых специалистов, дающих гарантии и страхующих выпускников вузов от безработицы;
- развитие вертикальной интеграции высшей школы и производства по схеме «вуз - студент - предприятие»;
- развитие системы обеспечения качества образования по циклу нерерывного совершенствования: планирование - обеспечение - контроль - улучшение качества;
- своевременное выявление несоответствий посредством внутренних проверок (аудитов) соблюдения спецификации услуги, спецификации предоставления услуг и спецификации управления качеством.
Кроме того, в условиях формирования общества знаний, инновационной экономики в нашей стране государству в лице Министерства образования и науки РФ, на наш взгляд, важно предоставить большую инновационную свободу МГУ им. М.В. Ломоносова и другим престижным вузам с целью научить современного студента мыслить, умению переобучиваться, постоянно обновлять и пополнять полученные знания, профессионально находить и перерабатывать нужную информацию, творчески решать поставленные задачи.
Для вузов необходимо дальнейшее комплексное совершенствование учебных планов, курсов и программ с учетом инновационных стратегий, а также наиболее полное информирование преподавателей и студентов о ходе проведения качественных реформ в образовательном процессе. Это позволит повысить качество предоставляемой образовательной услуги, которая связана с выпуском конкурентоспособных кадров, востребованных на рынке труда.
Для студентов вузов целесообразно, на наш взгляд, проводить эффективные практики, которые помогут сориентироваться студентам-старшекурсникам в выборе тем выпускных квалификационных работ, актуальных и востребованных для российских работодателей, а также в сборе практического материала для написания дипломных работ5. Это позволит сократить разрыв между фундаментальной теоретической подготовкой студентов и практическим применением выпускниками вузов полученных знаний, а также выработать требуемые работодателями навыки конкретной работы.
Для преподавателей вузов рекомендуется применять активные формы обучения, важна также система непрерывного повышения квалификации, постоянного обновления знаний, стажировки с целью обмена опытом и приобретения новых практических навыков.
В условиях кадрового дефицита для работодателей важно приблизить их к вузам, к учебному процессу, с одной стороны, в качестве преподавателей-практиков в магистратуре, с другой руководителей преддипломных практик студентов на предприятиях, а также в качестве членов государственных экзаменационных комиссий по защите выпускных квалификационных работ. Проведение плановой и регулярной работы со студентами и выпускниками вузов позволит работодателям привлекать лучших из них в условиях ежегодно растущего спроса со стороны работодателей на конкурентоспособных молодых специалистов.
Таким образом, реализация всех предложенных мер позволит, на наш взгляд, достигнуть конструктивного диалога между государством, работодателями, преподавателями, студентами и выпускниками вузов на российском рынке труда, который будет способствовать повышению качества высшего образования и подготовке конкурентоспособных выпускников вузов, востребованных у современных работодателей.
1 Итак, за период времени с 2000 по 2007 гг. (с середины 2005 по начало 2008 гг. НРА «РейтОР») в выбранных нами шести источниках (журнал «Социологические исследования», журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», журнал «Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика», журнал «Человек и труд», компания Graduate, НРА «РейтОР») можно встретить результаты достаточно большого количества исследований (общее число которых равно 76).
2 Выводы и рекомендации сделаны на основании исследований, проведенных Тушаевой А.Р. и Сутягинской Е.М. при научном руководстве автора.
3 См.: Л.С. Чижова. Реструктуризация экономики усиливает необходимость балансировки спроса и предложения рабочей силы. // Человек и труд № 9, 2002.
4 Более подробно см.: Разумова Т.О. Выпускники вузов на рынке труда России. М.: ТЕИС, 2007.
5 Примерами успешного сотрудничества экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова являются: компания АВС Холдингс, Управляющая компания металлургического холдинга ОАО «КОМТЕХ», «Международный Инвестиционный Банк», Инвестиционный Банк КИТ Финанс, «Московский Банк Реконструкции и Развития», ОАО «ЛУКОЙЛ» и др. Интересным является также зарубежный опыт Международной бизнес-школы (г. Йенчепинг, Швеция) в области организации эффективных преддипломных практик.
Анализ исследований качества высшего образования в контексте взаимодействия с российским рынком труда