Современная дифференциация конкурентоспособности регионов Уральского федерального округа и пути ее снижения
д.э.н. Полынев А.О., д.э.н. Гришина И.В.
Совет по изучению производительных сил
Минэкономразвития России и РАН,
г. Москва
Современная дифференциация конкурентоспособности регионов Уральского федерального округа и пути ее снижения
Характерной особенностью Уральского федерального округа является чрезвычайно высокая степень различий между входящими в него субъектами Федерации по важнейшим параметрам социально-экономического развития. Зачастую, лидер опережает аутсайдера в десятки раз. Так, например, в 2006 году разрыв по среднедушевому ВРП между Ханты-Мансийским автономным округом - Югра и Курганской областью (даже с учетом элиминирования влияния ценностных различий) превышал 10 раз, что существенно превосходит размах вариации данного показателя по любому другому федеральному округу России.
В 2007-2008 гг. в Совете по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН разработана и прошла апробацию новая методика интегральной многофакторной оценки конкурентоспособности экономики регионов России. Она позволила выполнить межрегиональные сопоставления субъектов РФ по совокупности восьми важнейших характеристик регионального развития за 2007 г. и их приростных величин за 2006-2007 годы.
Как показало сопоставление полученных оценок по субъектам РФ, а также по федеральным округам, величина интегрального индекса текущей региональной конкурентоспособности регионов России значительно дифференцирована. Его значение по Уральскому федеральному округу в целом составило 0,433, что лишь немного уступает аналогичной оценке по Центральному федеральному округу (0,461), но существенно превосходит соответствующие значения по Российской Федерации (0,351) и по всем остальным федеральным округам - от 0,364 в Северо-Западном федеральном округе до 0,237 в Южном федеральном округе.
В то же время, сложившийся уровень территориальной конкурентоспособности сильно различается по отдельным субъектам Уральского федерального округа (см. табл.1). Так, например, по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра величина указанного индекса достигает 0,754 (что в 1,7 раза превышает данный показатель по УФО в целом и более чем вдвое превышает среднероссийский уровень), по Ямало-Ненецкому автономному округу - 0,563, по Тюменской области - 0,435, по Свердловской области 0,381, а по Курганской и Челябинской областям лишь 0,219 и 0,291 соответственно.
Таблица 1 . Показатели конкурентоспособности экономики регионов Уральского федерального округа за 2007 г.
Производство ВРП на 1 занятого в экономике, в % к РФ |
Денежные доходы (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, % к РФ |
Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения, % к РФ |
Сводный индекс инновационной активности, % к РФ |
Объем частных инвестиций на душу населения, % к РФ |
Объем собственных доходов консолидированного бюджета регионов (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, % к РФ |
Экспорт на душу населения, % к РФ |
Сальдированный финансовый результат на 1 занятого в экономике, тыс.руб. |
Интегральный индекс конкурентоспособности |
|
Уральский федеральный округ |
187,0 |
119,9 |
83,7 |
114,7 |
209,4 |
148,1 |
195,6 |
128,1 |
0,443 |
Курганская область |
46,4 |
73,5 |
38,1 |
61,7 |
36,6 |
38,1 |
9,2 |
6,6 |
0,219 |
Свердловская область |
94,7 |
115,9 |
86,8 |
197,9 |
93,3 |
95,1 |
85,2 |
76,9 |
0,381 |
Тюменская область (без автономных округов) |
119,3** |
110,7 |
157,0 |
68,4 |
157,3 |
114,6 |
763,1 |
31,8 |
0,436 |
Ханты-Мансийский автономный округ Югра |
559,7 |
161,9 |
217,5 |
46,1 |
620,2 |
338,4 |
473,1 |
459,7 |
0,754 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
460,1 |
181,4 |
9,0 |
5,7 |
1296,1 |
349,9 |
30,3 |
198,3 |
0,563 |
Челябинская область |
79,1 |
95,6 |
50,2 |
101,8 |
79,7 |
86,0 |
80,2 |
70,9 |
0,291 |
Российская Федерация |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
84,7 |
0,351 |
* - за 2006 г
** - по данным Администрации Тюменской области.
По важнейшим базовым характеристикам конкурентоспособности разрыв между крайними значениями по регионам округа достигает весьма значительных величин: по среднедушевому обороту малых предприятий в товаропроизводящих отраслях 24 раза, по сводному индексу инновационной активности 35 раз, по среднедушевому объему частных инвестиций в основной капитал 36 раз, по величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике 70 раз, по среднедушевому объему экспорта 83 раза и т.д.
Наименее дифференцированы в УФО региональные показатели по среднедушевым денежным доходам населения. Так, с учетом уровня покупательной способности, разрыв между Ханты-Мансийским автономным округом - Югра (регионом с наиболее высокими доходами на 1 жителя) и Курганской областью (регионом с наименьшими доходами на 1 жителя) составляет только 2,5 раза. Очевидно, однако, что и такие различия весьма заметно отражаются на уровне жизни населения в разных частях и районах округа.
Вместе с тем обращают на себя внимание относительно низкие характеристики важнейших факторов региональной конкурентоспособности в таких промышленно-развитых регионах, как Свердловская и Челябинская области, в том числе по уровню развития малого предпринимательства, инвестиционной и внешнеэкономической активности хозяйствующих субъектов, сравнительной степени бюджетной обеспеченности за счет собственных доходов, совокупным финансовым результатам деятельности предприятий.
Важно отметить, что современная хозяйственная структура Уральского федерального округа имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность: более половины в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладают виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых и сосредоточенные, главным образом, в двух субъектах РФ Ханты-Мансийском - Югра и Ямало-Ненецком автономных округах.
Старопромышленные регионы Урала Свердловская и Челябинская области - характеризуются доминирующей ролью в экономике обрабатывающих производств, в частности, машиностроения и черной металлургии. Удельный вес этих производств в них примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель по России и почти в три раза средний показатель по УФО.
Сельскохозяйственное производство в целом по округу играет весьма незначительную роль в структуре видов экономической деятельности (2,6%), в два раза уступая среднероссийскому показателю. В то же время, по отдельным субъектам РФ, традиционно развивающим отрасли АПК, его доля существенна, составляя по Челябинской области 8%, а по Курганской области почти 16%.
Снижение в долгосрочной перспективе существующей дифференциации региональной конкурентоспособности на основе ожидаемого в посткризисный период роста экономики регионов УФО в немалой степени будет обусловлено имеющимися в них фундаментальными предпосылками развития, образующими в совокупности социально-экономический потенциал этих регионов.
Определяющими факторами развития экономики округа в настоящий период выступают богатейший ресурсно-сырьевой потенциал, а также исключительно высокая фондообеспеченность территории. Вместе с тем для дальнейшего развития экономики округа, роста конкурентоспособности и смягчения ее межрегиональной дифференциации ключевое значение будут иметь и иные компоненты социально-экономического потенциала, такие, как обеспеченность квалифицированными кадрами, транспортными сетями и информационно-коммуникационной инфраструктурой, а также объектами социальной и рыночной инфраструктуры. При этом реализация в долгосрочной перспективе системно-инновационной модели развития регионов УФО потребует значительных усилий в наращивании ключевых компонентов их потенциала, в первую очередь, кардинального наращивания кадрового потенциала Свердловской, Челябинской, и Тюменской областей, а также научно-образовательного потенциала в Курганской области.
Достижение стратегических целей, решение масштабных задач социально-экономического развития Уральского федерального округа в средне- и долгосрочной перспективе обусловливает также необходимость совершенствования пространственной организации производительных сил округа, предполагающей повышение гибкости территориальной структуры хозяйства, ослабление ее чрезмерной привязанности к сложившейся энерго-сырьевой базе, преодоление сконцентрированности деловой активности в ограниченном числе региональных торгово-финансовых центров.
Формируемый на перспективу каркас территориальной структуры производства и расселения Уральского федерального округа должен учитывать возрастающую роль новых центров инновационного экономического роста. Инновационный социально-ориентированный путь развития округа предполагает многополярное развитие территории. В связи с этим, важнейшим направлением совершенствования пространственной структуры его экономики является выявление региональных полюсов роста, отличающихся федеральным уровнем значимости и обладающих потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе - зон (территорий) опережающего развития. На территориях указанных зон прогнозируется развитие перспективных специализированных для каждого региона видов экономической деятельности, составляющих основу образования территориальных промышленных кластеров и единых технологических цепочек производства продукции с высокой добавленной стоимостью, формирующих преобладающий вклад в экономику соответствующих регионов на долгосрочный период.
Наряду с этим, одним из ключевых инструментов реализации инновационного социально-ориентированного сценария пространственного развития округа, опирающегося на зоны опережающего экономического роста, станет развитие имеющей общефедеральную значимость транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры, которое позволит существенно повысить взаимосвязанность территорий УФО.
На основе проведения анализа важнейших региональных особенностей, межрегиональных связей и межотраслевых взаимодействий на территории Уральского федерального округа были определены контуры пяти крупных зон опережающего развития. Такие крупные зоны охватывают территории всех субъектов РФ УФО: Западно-Сибирская зона ЯНАО и ХМАО-Югра; Уральская промышленная зона - Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую и Курганскую области; зона «Полуостров Ямал» - ЯНАО; зона «Восточный склон Урала» - ЯНАО, ХМАО-Югра и Свердловскую область; Южно-Уральская сельскохозяйственная зона Курганскую, Тюменскую и Челябинскую области.
В период до 2012 года развитие УФО будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, имеющими достаточно четкие географические контуры, сравнительно развитую инфраструктуру и высокую степень развития ведущих отраслей экономики. К числу таких зон в УФО можно отнести Уральскую промышленную и Западно-Сибирскую крупные зоны опережающего развития. Остальные три крупные зоны УФО «Полуостров Ямал», «Восточный склон Урала» и «Южно-Уральская сельскохозяйственная зона» - перспективные территории, призванные внести существенный вклад в региональное развитие округа в период после 2012 года.
Достижение значительного эффекта в производственной и социальной сферах Уральского федерального округа в долгосрочной перспективе будет обусловлено согласованным, взаимоинициирующим и взаимодополняющим осуществлением целого ряда крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики и, главным образом, интегрирующей ролью масштабных инфраструктурных проектов УФО. Все крупные зоны опережающего развития, выделенные на территории федерального округа, уже в настоящий период в достаточной степени подкреплены совокупностью заявленных инвестиционных проектов. Суммарные инвестиции в основной капитал по всем намечаемым к реализации на территории УФО инвестиционным проектам превышают 20 трлн. рублей в период до 2030 г. Масштабные инвестиции в модернизацию, реконструкцию и развитие действующих предприятий, а также в создание совершенно новых промышленных производств и инфраструктурных объектов предполагается реализовать по широкому кругу отраслей и видов деятельности, как на хозяйственно-освоенных, так и на территориях нового освоения Уральского федерального округа.
Помимо предложений администраций субъектов УФО по основным направлениям долгосрочного социально-экономического развития территорий, при обосновании крупных зон опережающего развития Уральского федерального округа были учтены также перспективы развития различных отраслей промышленности и транспорта в регионах округа, региональные приоритеты деятельности крупных компаний на территории УФО, отраженные в соответствующих стратегических документах. В состав пяти крупных зон УФО вошли 40 региональных зон опережающего развития, учтены предложения региональных администраций округа по созданию трех горно-промышленных районов, по развитию транспортных коридоров федерального и международного значения, по созданию нескольких территориально-производственных кластеров, ОЭЗ технико-внедренческого типа и туристско-рекреационных зон, целого ряда технопарков и т.д.
Опережающее развитие пяти крупных зон УФО в долгосрочной перспективе обусловлено:
- дальнейшим развитием нефтегазодобычи и транспортировки углеводородов на базе развития добычи газа в Надым-Пур-Тазовском междуречье, освоения Южно-Русского газового и Варьеганского нефтегазового месторождений, строительства Новоуренгойского газохимического комплекса;
- дальнейшим развитием металлургии, машиностроения и нефтехимии на базе реконструкции и модернизации металлургических и горнообогатительных предприятий, обеспечивающих глубокую переработку минерально-сырьевых ресурсов, со строительством и развитием предприятий машиностроительной и химической отраслей;
- реализацией проекта «Урал промышленный Урал Полярный», который позволит освоить минерально-сырьевые ресурсы восточного склона Уральского хребта и обеспечить возрождение металлургических и горнообогатительных предприятий Урала;
- освоением и развитием инфраструктуры полуострова Ямал на базе разработки и освоения перспективных газоносных месторождений - Бованенковского, Харасавейского, Крузенштернского и других;
- развитием агропромышленного комплекса и производства продуктов питания в Курганской, Тюменской и Челябинской областях.
По своему масштабу (площади охватываемой территории, численности проживающего населения), а также по обеспеченности существующей и проектируемой транспортной и энергетической инфраструктурой выделенные пять крупных зон опережающего развития в совокупности могут обоснованно рассматриваться в качестве каркаса формирования новой структуры пространственной организации Уральского федерального округа на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
PAGE 2
Современная дифференциация конкурентоспособности регионов Уральского федерального округа и пути ее снижения