Предпосылки финансовой стабилизации: опыт нэпа и постсоветской России

Ю.М.Голанд, Институт экономики РАН

Предпосылки финансовой стабилизации:

опыт нэпа и постсоветской России

(конспект доклада)

Под финансовой стабилизацией мы будем иметь в виду состояние экономики, которое характеризуется низкой инфляцией, отсутствием существенного бюджетного дефицита, узким диапазоном колебаний обменного курса рубля к инвалюте. Наиболее важным и наглядным показателем является уровень инфляции, который обычно измеряется индексом потребительских цен.

Прошло уже 18 лет с начала рыночных реформ, а до сих пор не удалось добиться осуществления одной из основных целей – устойчивого снижения инфляции до однозначной цифры в годовом исчислении. А ведь был в истории нашей страны опыт успешной финансовой стабилизации в несравненно более тяжелых условиях. В начале 20-х годов после окончания гражданской войны и перехода к нэпу в разрушенной стране удалось за три года подготовить и провести денежную реформу на основе сочетания рыночных методов и государственного регулирования. После ее завершения на протяжении более года цены оставались практически стабильными и сохранялся устойчивый курс червонца по отношению к ведущим иностранным валютам.

Поиск путей достижения стабилизации при нэпе шел в острых спорах Большинство специалистов полагали, что устойчивая валюта может появиться только в результате общего восстановления экономики, которое требует многих лет интенсивной работы. Некоторые специалисты доказывали, что при падающей валюте восстановить народное хозяйство не удастся, и поэтому необходимо незамедлительно найти способы создания устойчивой валюты. Руководство страны приняло эту точку зрения.

Решить эту задачу пытались разными путями. Многие финансисты предлагали проводить жесткую бюджетную и денежную политику с тем, чтобы сократить эмиссию и ликвидировать бюджетный дефицит. Так как поступления от эмиссии составляли в 1922 году более половины всех денежных доходов, то сокращение эмиссии подразумевало снижение государственного финансирования промышленности. В то же время представители промышленности требовали не снижать ее бюджетное финансирование, утверждая, что в этом случае инфляция может даже возрасти в результате сокращения товарного предложения на рынок.

Производственники говорили, что в первую очередь нужно заниматься развитием производства, а не финансовой стабилизацией. Такое противопоставление нарком финансов Г.Сокольников назвал бессмысленным. Он подчеркивал, что процесс воспроизводства разворачивается на рынке и через рынок, это значит, прежде всего, через деньги. Стабилизация денежной единицы было необходима для нормального развития процесса воспроизводства и соответствовала интересам самой промышленности.

Вместе с тем он предостерег от того, чтобы считать сокращение эмиссии, достижение бездефицитного бюджета панацеей от всех хозяйственных бед. Опыт показывал, что использование эмиссии действительно в ряде случаев помогала предотвратить спад производства, и в результате столкновения мнений между финансистами и производственниками удавалось компромисс, позволявший найти оптимальный уровень эмиссии и увеличить производство.

Для разрешения противоречия между необходимостью сократить казначейскую эмиссию и потребностью расширить кредитование был предложен оригинальный путь- ввести параллельную валюту. Осенью 1922 г. Госбанку было предоставлено право эмиссии червонцев, по закону на четверть обеспеченных драгоценными металлами и устойчивой инвалютой. Прежняя падающая денежная единица – совзнак продолжала использоваться для бюджетных целей, в то время как банкноты выпускались для различных коммерческих операций Госбанка, в частности, в червонцах он предоставлял кредиты на коммерческих началах.

. Эта система позволила и ограничивать эмиссию, и увеличивать производство. А это, в свою очередь, дало возможность расширить налогооблагаемую базу и увеличить поступление бюджетных доходов. Таким образом, финансовая стабилизация проходила на фоне растущего производства.

Введение червонца дало твердую основу для расчетов и позволило предотвратить долларизацию экономики. В других странах с падающими бумажными деньгами, в частности, в Германии, иностранная твердая валюта фактически выполняла роль параллельной валюты.

Весной 1924 года был проведен обмен совзнаков на червонцы, и страна получила твердую валюту. Существенно, что реформа была завершена, несмотря на то, что бюджетный дефицит не был полностью ликвидирован, и примерно 10% денежных доходов в том квартале, когда она завершилась, составляла казначейская эмиссия. Однако подтвердилось, что бюджетный дефицит в небольших размерах может не препятствовать стабилизации валюты, если одновременно экономика растет. Вскоре после завершения реформы прекратилось использование эмиссии для финансирования бюджетных расходов.

В успехе денежной реформы большую роль сыграла монополия внешней торговли. Она позволила защитить еще слабую отечественную промышленность от конкуренции импортных товаров и поставила барьер вывозу по дешевке ценного сырья. С ней было связано валютное регулирование, призванное обеспечить стабильный курс червонца путем ограничения спроса на инвалюту.

Определенную роль имело и регулирование отпускных цен трестов, которое осуществляла Комиссия цен при Комитете по внутренней торговле. На завершающем этапе денежной реформы она снизила предельные оптовые цены на ряд товаров, чтобы не допустить роста цен в червонном выражении.

Дальнейшее развитие событий показало, что нельзя рассчитывать на то, что финансовая стабилизация будет впредь сохраняться без постоянных усилий по ее поддержанию. Спустя год после завершения денежной реформы были приняты нереальные планы хозяйственного развития, нарушившие равновесие на рынке и породившие инфляцию. В этих условиях развились две противоположные концепции.. Наркомат торговли усилил бюрократическое регулирование рынка, а с другой стороны, некоторые экономисты выступили за отказ от всякого административного регулирования цен. Так, В. Новожилов предложил прекратить сдерживать повышение отпускных цен трестов и розничных цен в кооперации, а также перестать поддерживать обменный курс червонца и девальвировать червонец.

С аргументированной критикой подобных предложений выступил начальник валютного управления Наркомфина Л.Юровский. Он обращал внимание на то, что рост цен и разрыв между покупательной силой червонца и его курсом возникли в результате неверной экономической политикой, в частности, чрезмерных капиталовложений в тяжелую промышленность. Без изменения приоритетов экономической политики либерализация отпускных и кооперативных цен и девальвация червонца привели бы только к усилению инфляции и развертыванию глубокого кризиса. Юровский предлагал использовать средства планового воздействия для того, чтобы, не проходя через кризис, восстановить нарушенное равновесие.

Частично эти предложения были приняты руководством страны, и на протяжении 1926 года шел процесс восстановления рыночного равновесия и снижения цен. Однако позднее начался отход от принципов нэпа, вновь нарушилось рыночное равновесие, в конце 1927 года возник острый социально-экономический кризис, приведший к свертыванию нэпа.

В постсоветской России реформаторы надеялись добиться финансовой стабилизации с помощью жесткой денежно-кредитной политики, считая неизбежным трансформационный спад производства и возможным возобновление экономического роста только после достижения стабилизации. В результате массовый характер приняло использование бартера, денежных суррогатов, неплатежей, возникли длительные задержки с выплатой зарплаты.

С самого начала реформ был взят также курс на либерализацию внешней торговли и незамедлительного введения внутренней конвертируемости рубля. В то же время не было действенного валютного и экспортного контроль, который позволили бы предотвратить утечку капиталов, оцениваемую миллиардами долларов. Это привело к падению курса рубля и усилению инфляцию.

Инфляцию удалось снизить до 11% в 1997 году, чему способствовал ряд факторов, начавших действовать с 1995 года: введение государственного регулирования цен естественных монополий, установление валютного коридора, прекращение кредитования бюджетного дефицита со стороны ЦБ. Так как на его долю приходилось финансирование около трети всех расходов, то это обострило проблему получения бюджетных доходов. Из-за спада экономики (ВВП за 5 лет реформ сократился на 37%) и развития безденежных расчетов налоги не поступали в необходимых размерах, да и крупные предприятия, имевшие хорошие связи в правительственных кругах, освоили различные способы ухода от налогов и таможенных пошлин. Пришлось увеличивать облигационный долг, привлекая на рынок ГКО иностранных инвесторов. Уход инвесторов с этого рынка после азиатского кризиса осени 1997 года обострил бюджетные проблемы. Положение усугубилось снижением экспорта из-за падения мировых цен на основные экспортируемые Россией товары.

Это привело к кризису в августе 1998 года, породившему 4-кратную девальвацию рубля и новый виток инфляции, которая подскочила до 84% за год. После него ЦБ увеличил кредитование бюджета и коммерческих банков, ужесточил валютное регулирование. Для борьбы с инфляцией проводилась политика сокращения реальных бюджетных расходов и доходов населения.

Экономическое положение стало улучшаться с 2000 года под влиянием благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Уровень инфляции снижался из год в год, дойдя до 9% в 2006 г., консолидированный бюджет стал исполняться со значительным профицитом. Однако в 2007 году инфляция вновь стала двузначной. В связи с кризисом ситуация в 2008-2009 годах изменилась. В современных условиях требуется увеличивать денежное предложение для преодоления экономического спада. Инфляционное влияние роста денежного предложения может быть нейтрализовано, если выпущенные в обращение средства будут эффективно использованы как частным бизнесом, так и государственными компаниями для увеличения товарооборота и снижения издержек производства и реализации.

Наше рассмотрение позволяет сделать вывод о возможности двух путей достижения финансовой стабилизации. Первый при нэпе– на основе нахождения оптимума в денежно-кредитной и бюджетной политики, позволяющего поддерживать экономический рост, а также регулирования внешней торговли и валютных ограничений. Второй в постсоветской России – на основе очень жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики, либерализации внешнеэкономической деятельности и валютного рынка. Он ведет к экономическому спаду, падению спроса, и это тормозит инфляцию

3

Предпосылки финансовой стабилизации: опыт нэпа и постсоветской России