ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ
Докладчик ЖИРОВА ДАРЬЯ ИГНАТЬЕВНА
Ивановский филиал государственного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Российский государственный торгово-
экономический университет»,
город Иваново
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ
В настоящее время практически все экономики мира борются с последствиями мирового экономического кризиса. Подорвано доверие к финансовой системе, требует решения проблема высокой долговой нагрузки и недостаточной ликвидности, как на развитых, так и на развивающихся рынках. В докризисный период бремя принятия решений для всего мирового сообщества лежало на плечах восьми крупнейших государств, однако кризис потребовал изменить мировую архитектуру, увеличив роль развивающихся экономик в принятии решений относительно восстановления мирового хозяйства.
Целью данного исследования является анализ последствий мирового экономического кризиса для новых индустриальных стран и выявление основных проблем, сдерживающих восстановление их экономического роста.
Объектом исследования выступает мировое хозяйство и экономики новых индустриальных стран.
Предметом изучения являются социально-экономические показатели развития и антикризисные программы новых индустриальных стран.
Новые индустриальные страны (НИС) группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. Различают 4 волны НИС:
- НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) (их ещё называют «азиатские тигры» или «азиатские драконы»);
- НИС «второй волны»: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай;
- НИС «третьей волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
- НИС «четвертой волны»: Филиппины, Китай.
Экономики развитых и развивающихся стран в условиях кризиса показали различную степень вовлеченности в негативные процессы. В связи с этим рассмотрим основные экономические показатели новых индустриальных стран, как группы развивающихся стран, в докризисный и в кризисный периоды (см. таблицу 1).
Таблица 1
Основные показатели новых индустриальных стран в докризисный и кризисный периоды1
|
Средний показатель ВВП на душу населения,$ |
Среднегодовые темпы роста ВВП,% |
Среднегодовые темпы инфляции,% |
|||
До кризисный период |
Кризисный период |
До кризисный период |
Кризисный период |
До кризисный период |
Кризисный период |
|
Сингапур |
25 850 |
52 000 |
4,5 |
-5 |
1 |
7,5 |
Республика Корея |
24 600 |
26 341 |
4,4 |
-2 |
2,2 |
4,7 |
Бразилия |
9 700 |
10 298 |
2,6 |
2,9 |
14,7 |
5,6 |
Мексика |
12 500 |
14 582 |
2,8 |
-5,5 |
4,5 |
6,2 |
Индия |
620 |
2 787 |
8,1 |
4 |
4,1 |
12 |
Китай |
5 300 |
5 943 |
11,1 |
6,5 |
3,2 |
4,2 |
Среди стран ЮВА Сингапур резко выделяется по темпам развития своей экономики и величине валового продукта, приходящегося на душу населения. В докризисный период доход на душу населения в Сингапуре уступал лишь Японии. В это время ВВП Сингапура прирастает в основном темпами около 4,5% в год. В период мирового экономического кризиса ВВП данной страны существенно изменился, снизившись на рекордные 5%. Причиной такого снижения интенсивности роста стал мировой экономический спад, а также некоторое снижение спроса на продукцию отрасли высоких технологий, в частности электроники наиболее значимую составляющую сингапурской промышленности. 2
Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью и сектором услуг, является самой мощной в Латиноамериканском регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия одна из немногих стран, которым удалось сохранить положительные темпы роста ВВП, хотя в целом снижения избежать не удалось.
Мексиканская экономика показала рекордные темпы снижения экономического роста, основной причиной, по нашему мнению является близость к очагу финансового кризиса.
Индии наравне с Китаем удалось сохранить положительные тенденции экономического роста, однако они оказались несколько меньшими, чем по результатам макроэкономического прогнозирования. В целом, темп экономического роста данных стран замедлился.
Для преодоления негативных последствий кризиса каждая страна использует свои собственные антикризисные программы, методы и инструменты (см. таблицу 2).
Таблица 2
Антикризисные программы, методы и инструменты в новых индустриальных странах
Страна |
Основные антикризисные инструменты |
Общий объем финансирования, млрд. $ |
Сингапур |
|
3 |
Республика Корея |
|
150 |
Бразилия |
|
100 |
Мексика |
|
500 |
Индия |
|
49 |
Китай |
|
586 |
В целом, государственные антикризисные программы решают очень масштабные и глубокие проблемы. Преодоление последствий мирового экономического кризиса в условиях интегрированного мирового хозяйства задача межгосударственная, требующая разработки единой программы развития. На сегодняшний день это одна из основных проблем ликвидации последствий мирового экономического кризиса. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку, и каждая страна и каждое государство в отдельности, не смогут перебороть парализовавший весь мир экономический кризис, не прибегая при этом к совместным усилиям, не ставя перед собой единой цели, не имея четких взглядов. От результативности и реализации предпринимаемых мер зависит мировая архитектура в целом и развитие каждой из новых индустриальных стран в отдельности.
Многие аналитики сейчас ожидают, что кризис экономик новых индустриальных стран приведет к усилению государственного регулирования экономики. В то же время, другие экономисты, напротив, говорят, что хозяйственный рост возобновится с той же степенью участия государства, что и в докризисный период. По их мнению, кризис окажется коротким и не приведет к структурным переменам в экономике. Скорей всего, заблуждаются представители обоих направлений. На наш взгляд, мировое хозяйство после кризиса станет относительно более равномерным, чем сейчас. Среднемесячная заработная плата в «старых индустриальных странах» в период депрессии понизится еще больше. Хотя, нет оснований ожидать, что в «новых индустриальных странах» они возрастут. И вследствие этого, достигнутое таким образом «равенство» позволит возобновить рост промышленности в старых центрах капитализма.9
Следует учесть тот факт, что реагирование на экономический кризис глобального масштаба требует соответствующих институциональных форм. По сути, в мире уже происходит эволюция институтов глобального политико-экономического регулирования. Вновь активизировалась дискуссия о том, как следует изменить существующие международные и региональные финансовые институты. Очевидно, что современная структура МВФ не учитывает интересы основных развивающихся стран, а многие глобальные проблемы уже не могут решаться силами только «Большой восьмерки». При этом потребности борьбы с кризисом уже вызвали к жизни новый механизм сотрудничества форум двадцати государств (G20), в то время как роль «Большой восьмерки», по-видимому, будет продолжать снижаться. В Большую двадцатку (G20) входят министры финансов и председатели Центробанков 19 стран (Аргентины, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, КНР, Франции, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Японии, Мексики, России, Саудовской Аравии, США, ЮАР, Южной Кореи, Турции), а также председатель Европейского Союза и представитель Европейского Центрального банка. Конечно, «большая семерка» все еще продолжает встречаться и обсуждать текущие проблемы. Однако сейчас страны G8 не имеют прежней власти, во многом благодаря Китаю, который накопил огромные золотовалютные резервы и теперь имеет полное право принимать участие в принятии важных решений.
Подводя общий итог, представляется возможным сделать следующие выводы. На данном этапе новые индустриальные страны вступили в период определенной фрагментации политико-экономического пространства. Каждый из субъектов группировки начал борьбу с кризисом в первую очередь собственными силами. И на этом фоне на данный момент действительно успешен только Китай. Его рост может частично помочь остальным, однако, скорее всего, КНР использует сложившуюся ситуацию в первую очередь для укрепления собственных стратегических позиций в регионе и мире. В то же время уже появились некоторые позитивные возможности для реформирования мировых структур в рамках старых и новых институциональных проектов. Уже очевидно, что формат глобального регулирования трансформировался и эволюционирует от «Большой восьмерки» к «Большой двадцатке».
Не смотря на некоторые негативные тенденции, проявившиеся в экономике новых индустриальных стран, их суммарный экономический и финансовый потенциал огромен. В итоге мировой расклад экономических сил претерпевает серьезные изменения. Еще пять лет назад доля Запада в глобальном ВВП составляла 60%, но уже в этом году, по оценкам экспертов, может упасть до 49,4%, а к 2012 году снизиться до 45%. Позиции развивающихся стран отчасти окрепли и из-за нынешнего глобального кризиса. Мировой ВВП в 2009 году впервые за последние 60 лет упадет на 1,4% в основном из-за рецессии в США и Европе. При этом промышленность и финансовые рынки развивающихся стран быстрее справятся с последствиями кризиса. Именно на новые индустриальные страны следует делать ставку в развитии мирового хозяйства, поскольку именно они в недалеком будущем будут определять «правила игры» в новой экономике.
1 Сайт Международного валютного фонда. Режим доступа http://www.imf.org/external/russian/index.htm
2 Сингапур (2004 г.). Макроэкономические показатели страны [электронный ресурс] // Страноведческий каталог «EconRus». Режим доступа http://catalog.fmb.ru/singapore6.shtml
3 Зарубежный опыт: самые необычные антикризисные меры! [электронный ресурс] // ИА BISHELP. Режим доступа http://www.bishelp.ru/ekonomika/detail.php?ID=79364&subscribe=yes
4 Глобальный кризис и региональный антикризисный менеджмент: модели восточноазиатский опыт Тихоокеанская Россия. Материалы «круглого стола» № 2. Владивосток, 26 февраля 2009 г. // Информационно-аналитический бюллетень «У карты Тихого океана». 2009. № 11 (209): Центр изучения международных отношений и проблем безопасности. Отдел информационных технологий ИИАЭ ДВО РАН. С. 20, 22.
5 Бизнес. Бразилия в цифрах [электронный ресурс] // Eurosoyz. Режим доступа http://www.brazil.ru/ru/?menu_item_id=905
6 Мексика замораживает на год розничные цены на бензин и газ в рамках антикризисного плана [электронный ресурс] // Группа компаний РБА РусБизнесАльянс. Режим доступа http://www.finans-ekonomika.ru/4171________.htm
7 Киселев В. Индия и Китай принимают антикризисные меры [электронный ресурс] // ООО «Инфокс-Интерактив». Режим доступа http://www.infox.ru/business/finances/2008/11/03/document2353.phtml
8 Антикризисные программы [электронный ресурс] // Блог трейдеров Forex. Режим доступа http://www.traderblog.biz/antikrizisnye-programmy.html
9 Мировая экономика после кризиса [электронный ресурс] // Глобальный экономический кризис. Режим доступа http://krizisss.ru/mirovaya-ekonomika-posle-krizisa/
PAGE 5
ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ