ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ

Докладчик ЖИРОВА ДАРЬЯ ИГНАТЬЕВНА

Ивановский филиал государственного

образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Российский государственный торгово-

экономический университет»,

город Иваново

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ

В настоящее время практически все экономики мира борются с последствиями мирового экономического кризиса. Подорвано доверие к финансовой системе, требует решения проблема высокой долговой нагрузки и недостаточной ликвидности, как на развитых, так и на развивающихся рынках. В докризисный период бремя принятия решений для всего мирового сообщества лежало на плечах восьми крупнейших государств, однако кризис потребовал изменить мировую архитектуру, увеличив роль развивающихся экономик в принятии решений относительно восстановления мирового хозяйства.

Целью данного исследования является анализ последствий мирового экономического кризиса для новых индустриальных стран и выявление основных проблем, сдерживающих восстановление их экономического роста.

Объектом исследования выступает мировое хозяйство и экономики новых индустриальных стран.

Предметом изучения являются социально-экономические показатели развития и антикризисные программы новых индустриальных стран.

Новые индустриальные страны (НИС) – группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. Различают 4 волны НИС:

  • НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) (их ещё называют «азиатские тигры» или «азиатские драконы»);
  • НИС «второй волны»: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай;
  • НИС «третьей волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  • НИС «четвертой волны»: Филиппины, Китай.

Экономики развитых и развивающихся стран в условиях кризиса показали различную степень вовлеченности в негативные процессы. В связи с этим рассмотрим основные экономические показатели новых индустриальных стран, как группы развивающихся стран, в докризисный и в кризисный периоды (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основные показатели новых индустриальных стран в докризисный и кризисный периоды1



Страна

Средний показатель ВВП на душу населения,$

Среднегодовые темпы роста ВВП,%

Среднегодовые темпы инфляции,%

До кризисный период

Кризисный период

До кризисный период

Кризисный период

До кризисный период

Кризисный период

Сингапур

25 850

52 000

4,5

-5

1

7,5

Республика Корея

24 600

26 341

4,4

-2

2,2

4,7

Бразилия

9 700

10 298

2,6

2,9

14,7

5,6

Мексика

12 500

14 582

2,8

-5,5

4,5

6,2

Индия

620

2 787

8,1

4

4,1

12

Китай

5 300

5 943

11,1

6,5

3,2

4,2

Среди стран ЮВА Сингапур резко выделяется по темпам развития своей экономики и величине валового продукта, приходящегося на душу населения. В докризисный период доход на душу населения в Сингапуре уступал лишь Японии. В это время ВВП Сингапура прирастает в основном темпами около 4,5% в год. В период мирового экономического кризиса ВВП данной страны существенно изменился, снизившись на рекордные 5%. Причиной такого снижения интенсивности роста стал мировой экономический спад, а также некоторое снижение спроса на продукцию отрасли высоких технологий, в частности электроники – наиболее значимую составляющую сингапурской промышленности. 2

Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью и сектором услуг, является самой мощной в Латиноамериканском регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия – одна из немногих стран, которым удалось сохранить положительные темпы роста ВВП, хотя в целом снижения избежать не удалось.

Мексиканская экономика показала рекордные темпы снижения экономического роста, основной причиной, по нашему мнению является близость к очагу финансового кризиса.

Индии наравне с Китаем удалось сохранить положительные тенденции экономического роста, однако они оказались несколько меньшими, чем по результатам макроэкономического прогнозирования. В целом, темп экономического роста данных стран замедлился.

Для преодоления негативных последствий кризиса каждая страна использует свои собственные антикризисные программы, методы и инструменты (см. таблицу 2).

Таблица 2

Антикризисные программы, методы и инструменты в новых индустриальных странах

Страна

Основные антикризисные инструменты

Общий объем финансирования, млрд. $

Сингапур

  • выдача «рабочих кредитов», которые компенсируют работодателям издержки на сохранение рабочих мест.3

3

Республика Корея

  • предоставление государственных гарантий отечественным банкам по займам в иностранной валюте у зарубежных финансовых учреждений;
  • снижение налогов;
  • отмена ограничений на строительство новых и расширение действующих промышленных предприятий в Сеуле и столичном регионе;
  • отказ от краткосрочного кредита МВФ.4

150

Бразилия

  • защита национальной валюты;
  • отказ от исчисления внутреннего долга страны в долларах США;
  • профилактика банковской системы;
  • выделение льготных кредитов экспортерам.5

100

Мексика

  • фиксация цен на энергоносители;
  • поддержка населения с невысокими доходами;
  • субсидии при получении кредитов для приобретения жилья так называемого "эконом-класса";
  • расширение программ временной занятости.6

500

Индия

  • выпуск гособлигаций;
  • снижение учетной ставки на 0,5%.7

49

Китай

  • стимулирования внутреннего спроса;
  • борьба с ростом безработицы.8

586

В целом, государственные антикризисные программы решают очень масштабные и глубокие проблемы. Преодоление последствий мирового экономического кризиса в условиях интегрированного мирового хозяйства – задача межгосударственная, требующая разработки единой программы развития. На сегодняшний день – это одна из основных проблем ликвидации последствий мирового экономического кризиса. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку, и каждая страна и каждое государство в отдельности, не смогут перебороть парализовавший весь мир экономический кризис, не прибегая при этом к совместным усилиям, не ставя перед собой единой цели, не имея четких взглядов. От результативности и реализации предпринимаемых мер зависит мировая архитектура в целом и развитие каждой из новых индустриальных стран в отдельности.

Многие аналитики сейчас ожидают, что кризис экономик новых индустриальных стран приведет к усилению государственного регулирования экономики. В то же время, другие экономисты, напротив, говорят, что хозяйственный рост возобновится с той же степенью участия государства, что и в докризисный период. По их мнению, кризис окажется коротким и не приведет к структурным переменам в экономике. Скорей всего, заблуждаются представители обоих направлений. На наш взгляд, мировое хозяйство после кризиса станет относительно более равномерным, чем сейчас. Среднемесячная заработная плата в «старых индустриальных странах» в период депрессии понизится еще больше. Хотя, нет оснований ожидать, что в «новых индустриальных странах» они возрастут. И вследствие этого, достигнутое таким образом «равенство» позволит возобновить рост промышленности в старых центрах капитализма.9

Следует учесть тот факт, что реагирование на экономический кризис глобального масштаба требует соответствующих институциональных форм. По сути, в мире уже происходит эволюция институтов глобального политико-экономического регулирования. Вновь активизировалась дискуссия о том, как следует изменить существующие международные и региональные финансовые институты. Очевидно, что современная структура МВФ не учитывает интересы основных развивающихся стран, а многие глобальные проблемы уже не могут решаться силами только «Большой восьмерки». При этом потребности борьбы с кризисом уже вызвали к жизни новый механизм сотрудничества – форум двадцати государств (G20), в то время как роль «Большой восьмерки», по-видимому, будет продолжать снижаться. В Большую двадцатку (G20) входят министры финансов и председатели Центробанков 19 стран (Аргентины, Австралии, Бразилии, Великобритании, Канады, КНР, Франции, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Японии, Мексики, России, Саудовской Аравии, США, ЮАР, Южной Кореи, Турции), а также председатель Европейского Союза и представитель Европейского Центрального банка. Конечно, «большая семерка» все еще продолжает встречаться и обсуждать текущие проблемы. Однако сейчас страны G8 не имеют прежней власти, во многом благодаря Китаю, который накопил огромные золотовалютные резервы и теперь имеет полное право принимать участие в принятии важных решений.

Подводя общий итог, представляется возможным сделать следующие выводы. На данном этапе новые индустриальные страны вступили в период определенной фрагментации политико-экономического пространства. Каждый из субъектов группировки начал борьбу с кризисом в первую очередь собственными силами. И на этом фоне на данный момент действительно успешен только Китай. Его рост может частично помочь остальным, однако, скорее всего, КНР использует сложившуюся ситуацию в первую очередь для укрепления собственных стратегических позиций в регионе и мире. В то же время уже появились некоторые позитивные возможности для реформирования мировых структур в рамках старых и новых институциональных проектов. Уже очевидно, что формат глобального регулирования трансформировался и эволюционирует от «Большой восьмерки» к «Большой двадцатке».

Не смотря на некоторые негативные тенденции, проявившиеся в экономике новых индустриальных стран, их суммарный экономический и финансовый потенциал огромен. В итоге мировой расклад экономических сил претерпевает серьезные изменения. Еще пять лет назад доля Запада в глобальном ВВП составляла 60%, но уже в этом году, по оценкам экспертов, может упасть до 49,4%, а к 2012 году снизиться до 45%. Позиции развивающихся стран отчасти окрепли и из-за нынешнего глобального кризиса. Мировой ВВП в 2009 году впервые за последние 60 лет упадет на 1,4% в основном из-за рецессии в США и Европе. При этом промышленность и финансовые рынки развивающихся стран быстрее справятся с последствиями кризиса. Именно на новые индустриальные страны следует делать ставку в развитии мирового хозяйства, поскольку именно они в недалеком будущем будут определять «правила игры» в новой экономике.

1 Сайт Международного валютного фонда. – Режим доступа http://www.imf.org/external/russian/index.htm

2 Сингапур (2004 г.). Макроэкономические показатели страны [электронный ресурс] // Страноведческий каталог «EconRus». – Режим доступа http://catalog.fmb.ru/singapore6.shtml

3 Зарубежный опыт: самые необычные антикризисные меры! [электронный ресурс] // ИА BISHELP. Режим доступа http://www.bishelp.ru/ekonomika/detail.php?ID=79364&subscribe=yes

4 Глобальный кризис и региональный антикризисный менеджмент: модели – восточноазиатский опыт – Тихоокеанская Россия. Материалы «круглого стола» № 2. Владивосток, 26 февраля 2009 г. // Информационно-аналитический бюллетень «У карты Тихого океана». – 2009. – № 11 (209): Центр изучения международных отношений и проблем безопасности. Отдел информационных технологий ИИАЭ ДВО РАН. С. 20, 22.

5 Бизнес. Бразилия в цифрах [электронный ресурс] // Eurosoyz. – Режим доступа http://www.brazil.ru/ru/?menu_item_id=905

6 Мексика замораживает на год розничные цены на бензин и газ в рамках антикризисного плана [электронный ресурс] // Группа компаний РБА – РусБизнесАльянс. – Режим доступа http://www.finans-ekonomika.ru/4171________.htm

7 Киселев В. Индия и Китай принимают антикризисные меры [электронный ресурс] // ООО «Инфокс-Интерактив». – Режим доступа http://www.infox.ru/business/finances/2008/11/03/document2353.phtml

8 Антикризисные программы [электронный ресурс] // Блог трейдеров Forex. – Режим доступа http://www.traderblog.biz/antikrizisnye-programmy.html

9 Мировая экономика после кризиса [электронный ресурс] // Глобальный экономический кризис. – Режим доступа http://krizisss.ru/mirovaya-ekonomika-posle-krizisa/

PAGE 5

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАНАХ