Торможение инновационной экономики России в кредитно-денежной сфере

Гл. н. с. РАН,д.э.н., проф.

Рогова О.Л. ИЭ РАН, г. Москва

Торможение инновационной экономики России в кредитно-денежной сфере

Теория инноваций Й. Шумпетера, его подход - от научного открытия через развитие прикладной науки до реализации его в производстве нового продукта и на рынке спроса (с соответствующей окупаемостью затрат и получением прибыли) привлекает особое внимание в части оценки реальности воплощения инноваций в жизнь – обеспечения финансовых источников и ресурсов кредитования этого процесса в его целостном и многофазовом развитии. В действительности инновационная перспектива зависит от «способности среды принять и распространить инновацию».

Перспектива инновационной экономики в России связана с решением ряда проблем в финансовой и кредитно-денежной сфере.

Первое (не по значимости). Готовность (не готовность) финансово-кредитной системы к переводу экспортно-сырьевой экономики к инновационной, а именно: «способность среды принять и распространить инновацию». При этом не сырьевое будущее России зависит от: а) повышения финансового потенциала экспортно-сырьевого и энергетического секторов, реализации ими инновационной стратегии собственно развития; преодоления силы инерционности нефтегазового и энергетического секторов и атрофию склонности к инновациям; в) неразвитости института инновационной привлекательности для инвесторов внутреннего рынка по всем его структурным компонентам.

Адаптация финансовой (бюджетной) и денежно-кредитной политики к сложившимся структурным деформациям в экономике находит отражение в анормальных развитию экономики, тем более ее модернизации, механизмах и инструментах. Наблюдается:

- масштабное отвлечение финансовых ресурсов из экономического оборота созданием государственных резервов и фондов: резервного фонда до 10% ВВП в качестве «подушки безопасности» и стабильности вопреки реальности нарастания потребности в ресурсах диверсификации экономики и других фондов.

- анормальное обеспечение устойчивости национальной валюты активами развитых стран в размерах существенно превышающих необходимый для этого уровень;

- однонаправленный поток денежной эмиссии по каналам валютного рынка - конвертация валютной выручки компаний, преимущественно экспортно-сырьевого сектора или валютных заимствований крупных корпораций и банков. При этом укрепление рубля в сочетании с либерализацией валютных отношений и вступлением страны в ВТО определяет угрозу нарастания импорта относительно экспорта с преимуществом сырьевой его составляющей, повышением доли инновационной продукции в импорте и закреплением сырьевой составляющей в экспорте.

Практически отечественные товаропроизводители, даже перерабатывающей промышленности сырьевого сектора, находятся в среде выживания, на грани потери конкурентной способности на внутреннем рынке в связи с инициируемой экономической политикой ситуацией: укрепления национальной валюты и повышения конкурентной способности импорта по широкому кругу товаров. 4. Инновационная ориентация среднего и малого бизнеса, в действительности, продвижение его в инновационной сфере блокируется отсутствием возможности заимствования средств на долгосрочной основе, что является доминирующим в реализации новых идей. Способность кредита предвосхищать доход, в данном случае, с опорой на интеллектуальную собственность, дает реальную основу перспективе инновационного кредита. Остановка лишь за развитием института кредитования малого бизнеса в специфической сфере создания инновационного продукта, закона, определяющего все позиционные моменты отношений между кредитором и заемщиком, включая закон об интеллектуальной собственности.

Второе. Смещение с начала 90-ых годов финансовой и денежно-кредитной политики к ограничению платежеспособного спроса с использованием собственно мощного инструментария сужения кредитных возможностей повышения деловой (инновационной) активности оказывало особое влияние на подавление импульсов к инновационному поведению как потенциальных «новаторов», так и инвесторов. Остро - кризисная ситуация в российской экономики конца 2008 и 2009 года исходно на перспективу определила ситуацию сужения рынка спроса благами первой необходимости, ограничение мотивации на инновационный продукт, удовлетворяющий растущие потребности населения. В отличие от проведения активной денежно-кредитной политики стран с развитой рыночной экономикой - ориентации ее на стимулирование спроса и соответственно оживление производства – финансовая и денежная власти в лице МФ РФ и Банка России однозначно реагируют на рост спроса введением финансовых и денежных ограничений и деловой активности соответственно. Действительно, в сложившихся условиях однозначной реакции рынка предложения на рост спроса повышением цен отсутствует альтернатива у денежной власти сужению денежного спроса и, тем самым, торможению диверсификации российской экономики. Не имеет перспективы в плане обеспечения финансовой стабильности (если понимать ее как опорную составляющую развития экономики) и тем более инновационного развития проводимая в последние годы денежно-кредитная политика ЦБ РФ относительно сдерживания тенденции укрепления рубля и роста валютных резервов:

Третье. Создание на поверхностном уровне видимости финансовой стабильности - образования валютных резервов ЦБ РФ и Стабилизационного фонда РФ за счет выведения в крупном масштабе средств из активного денежного оборота национальной экономики в действительности скрывает угрозу перспективы ее диверсификации и инновационного развития. Угроза в основном в потере времени, что в условиях ускорения финансовой глобализации и усиления фактора конкуренции на всех уровнях равносильно в лучшем случае инерционному развитию. Не изменяет радикально положения и создание институтов развития, включая В.Э.Б (Банк развития), Инвестиционный фонд, Госкорпорацию нанотехнологий, Российскую венчурную компанию и Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, не меняет главного – инерцию торможения развития национальной экономики (в отличие от роста ВВП) проведением финансовой и денежно-кредитной политики ограничения денежного спроса. В данном случае в действие вводится комплекс процедур (ограничений) по использованию денежных средств. Начиная с того, что наделение инвестиционными ресурсами институтов развития практически означает перевод денежных средств с одних счетов Министерства Финансов в ЦБ РФ на другие, оставляя их на неопределенное время в активах Банка России за пределами денежного и в целом воспроизводственного оборота, а именно, создания инновационной среды развития. Возможность возникновения такой ситуации, ситуации очевидного торможения инновационного развития в значительной мере обусловлена не развитостью институциональной среды, практически отсутствием четко сформулированных правовых основ взаимоотношений, возникающих в финансовой сфере относительно инновационного сектора. Это касается и развитие венчурного финансирования, финансового лизинга и сформированных институтов развития.

Четвертое. Системно образующий характер кредитных отношений – свойства «связывания» процессов воспроизводства экономики в сочетании с функцией «двигателя», имея в виду функцию предвосхищения доходов, определяет ключевое положение кредита в становлении инновационной экономики.

Обобщая основные моменты сложившейся ситуации в банковском секторе с позиции вовлечения национальных банков в сферу инновационного развития российской экономики в ближайшей перспективе нельзя не признать явную не готовность банковской системы в целом, включая Банк России и совокупность коммерческих банков к реализации этого направления. Кроме того, жесткие ограничения денежного пространства деятельности российских банков на внутреннем рынке определяют увеличение разрыва между соотношением активов банковского сектора и ВВП в России и на Западе, соответственно реальными возможностями кредитования экономики, тем более инновационного сектора. При этом, инновационная ориентация кредитных организаций страны зависит, прежде всего, от уровня развитости национальной кредитной системы, готовности к обеспечению особых требований заимствования инновационным сектором. Одновременно, сказывается влияние социально-экономической среды собственно функционирования российских банков.

В комплексе проблем торможения инновационной ориентации российских банков одна из ключевых, нарастающее противоречие динамики формирования кредитных ресурсов преимущественно краткосрочного характера и спроса потенциальных заемщиков на долгосрочные кредиты. В решении этой проблемы, формирования «длинных ресурсов» кредитных организаций, немаловажное влияние оказывает ситуация в сфере потребления и сбережений населения, отражающая тенденции социально-экономического развития страны с начала 1990-ых годов. Здесь надо понимать, что капитализация сбережений граждан в части их участие в формировании ресурсов национальных банков и кредитовании инноваций, является ключевой проблемой не только и не столько национальной банковской системы, сколько государственной политики выведения экономики страны из сырьевой зависимости.

Пятое. Нельзя не признать анормальным сложившуюся практику обеспечения устойчивости национальной валюты активами развитых стран, причем в размерах существенно превышающих необходимый для этого уровень. Это - формирование валютных резервов Банка России, доведение их объема до 400 млрд. долларов к началу 2008г. с размещением их «у нерезидентов и ценных бумагах иностранных эмитентов»; однонаправленный поток денежной эмиссии по каналам валютного рынка - конвертации валютной выручки компаний, преимущественно экспортно-сырьевого сектора или валютных заимствований крупных корпораций и банков. При этом смещение финансовой и денежно-кредитной политики, ее антиинфляционной ориентации, к ограничению платежеспособного спроса оказывает особое влияние на инновационный климат, подавление импульсов к инновационному поведению как потенциальных «новаторов», так и инвесторов.

Это ведет к тому, что проблемы торможения инновационной активности бизнеса возникают не только в банковской сфере – со стороны рынка предложения кредита. В не меньшей мере сложности возникают на стороне рынка спроса на заемные источники инновационной деятельности. Неразвитость института заимствований, отсутствие четкой правовой основы в сфере кредитования инновационной деятельности находит отражение в торможении вовлечения в инновационную экономику предприятий особенно среднего и малого бизнеса.

Оценивая перспективу - государственную бюджетную и денежно-кредитной политику на 2010, 2011 и 2012 г.г. с позиции выведения экономики на инновационное развития надо признать индифферентный к инновационной стратегии характер, что нашло отражение, в частности, в ограничении: а) финансирования секторов, генерирующих инновационную экономику; б)денежного предложения и кредитной активности банков; в) рынка спроса на инновационный продукт. В целом, нашло отражение в не способности финансовой и денежной власти к сотворению среды -«принять и распространить инновацию». Подчеркнем, также: провоцирование финансовой нестабильности на перспективу «стратегией» реформирования, в частности, банковской системы, приватизации госсобственности с закреплением нефтегазовой и внешней финансовой зависимости и другие не менее дестабилизирующие акции не только затормозят инновационное развитие экономики России, но способны лишь ввести российскую экономики в состояние коллапса.

Масштабность проблемы инновационной экономики России требует создания научного центра по ее изучению и решению в контексте стратегии социально-экономического развития до 2020 года с выделением направления по преодолению торможения инновационной экономики в финансовой и денежно-кредитной сфере. Особо значимым здесь является комплекс направлений по обеспечению доверия к национальной банковской системе: Банку России (ЦБ РФ) - проводимой им денежно-кредитной политике и реализации функций регулятора денежно-кредитной системы и каждому банку в составе банковского сектора экономики России.

Создание необходимой деловой среды активизации банковской деятельности в инновационной сфере требует не в последнюю очередь принятия Кодекса Банка России и участников рынка банковских услуг с установлением норм ответственности по всему кругу обязательств перед клиентами и требований к заемщикам.

Особый круг проблем относительно повышения потенциала национальной денежно-кредитной системы в обеспечении условий инновационной экономики состоит в формировании адекватной среды, в частности, повышения мотивации к сбережениям населением и накоплениям производственного сектора – источников долгосрочных ресурсов кредитования «новаторов» за счет «консерваторов». Здесь надо признать, что относительно вовлечения сбережений населения в формирование долгосрочных ресурсов банков Ф.З. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» усилил государственную защиту интересов вкладчиков, но ограниченность страховой суммы снижает мотивацию населения к вложениям средств в российские банки. Проблема «длинных» ресурсов состоит в реальности атрофии склонности населения к долгосрочным сбережениям в отсутствии видимой перспективы изменения этой ситуации. Очевидно, что формирование накоплений и соответственно долгосрочных ресурсов банков на фоне отсутствия института амортизации основных средств и необходимой их модернизации ( к примеру, износ в энергетическом секторе не менее 80 процентов), определяет катастрофическую ситуации в российской экономике – к примеру, Саяно-шушенская ГЭС).

PAGE 2

Торможение инновационной экономики России в кредитно-денежной сфере