ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИРОВАННЫХ КРЕДИТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

г. Ставрополь, Ставропольский государственный аграрный университет, Шульженко Олеся Валерьевна, факультет «Бухгалтерский учет и аудит», 4 курс 2 группа

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИРОВАННЫХ КРЕДИТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Научный руководитель - Кулиш Н.В., к.э.н., доцент

На современном этапе развития и совершенствования рыночных отношений системе кредитования принадлежит важная роль в аккумулировании денежных средств и предоставлении их в распоряжение хозяйственных органов.

Сегодня государство принимает различные меры для поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Один из достаточно распространенных способов - уплата за предприятие процентов за взятые им кредиты для приобретения дорогостоящего оборудования, пополнения запасов сырья и материалов или на другие цели.

В настоящее время кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей уделяется особое внимание в связи реализацией такого направления Национального проекта, как «Развитие АПК».

В проекте расширены направления использования кредитов и займов, на которые распространяются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов - это строительство, реконструкция и модернизация тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте; мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направление аграрной экономической политики на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Субсидированные инвестиционные кредиты предоставляются, начиная с 2002 года, в основном на техническое перевооружение сельского хозяйства (приобретение техники, реконструкцию объектов животноводства и кормопроизводства, приобретение племенных животных и так далее).

Субсидии позволяют снижать выплачиваемые заемщиками проценты. Это является довольно выгодным условием для заемщиков, которые в силу недостаточно высокого уровня рентабельности, зачастую оказываются неспособными платить в полном объеме запрашиваемую банками цену за кредит или лизинг сельскохозяйственной техники. Выгодно оно и для банков, получающих определенные гарантии возврата вложенных средств.

Общий объем кредитных ресурсов для предприятий и организаций агропромышленного комплекса в 2009 году, согласованный с банками, определен в сумме 866 млрд. рублей, в том числе субсидированные кредиты 2009 года - 400 млрд. рублей в размере 80% ставки рефинансирования.

В 2009 году субсидии из федерального бюджета направляются на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства, которые прошли специальный отбор.

Средства предоставляются бюджетам субъектов РФ при соблюдении ряда условий. Среди них, в частности, наличие утвержденных региональных программ поддержки сельского хозяйства, а также выделение определенной суммы средств из регионального бюджета. Еще одно условие - субсидия должна быть предоставлена конкретному товаропроизводителю.

Перечисляет средства Минсельхоз России. А вот регионы, получившие субсидии, должны регулярно отчитываться. Если субъект РФ, например, не представит в срок отчетность или уровень софинансирования окажется меньше запланированного, то министерство приостановит перечисление субсидий. Соответственно, сельскохозяйственные товаропроизводители могут недополучить средства.

Государственная поддержка осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), и организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

По указанным кредитам (займам), оформленным после 1 января 2010 года, возмещение части затрат на уплату процентов предполагается осуществлять в пределах двух третьих, но не менее одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу).

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять при условии финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), а по кредитам и займам, оформленным после 1 января 2010 г., в пределах одной второй, но не менее одной третьей ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа).

Согласно правилам предоставления субсидий, предусмотрено, что субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителям и организациями агропромышленного комплекса, предоставляются заемщикам в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более двух третьих фактических затрат на уплату процентов по кредиту.

Субсидии предполагается предоставлять на возмещение части затрат на уплату процентов по следующим видам кредитов (займов):

• краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 1 года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на при обретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, на закупку российского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки;

• инвестиционные кредиты (займы), предоставляемые на срок до 8 лет сельскохозяйственным организациям и организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение оборудования (российского и зарубежного производства), оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), специализированного транспорта, спецтехники и оборудования, на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, предприятий по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута).

Для крестьянских (фермерских) хозяйств, в случае, если сумма кредита сроком до 8 лет не превышает 3 млн. рублей на 1 хозяйство, целевые средства предоставляются в размере 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более 95% фактических затрат на уплату процентов по кредиту.

Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения 40 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.

Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля и чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье и переувлажнение почвы).

Коммерческие банки, получившие право кредитования, предоставляют организациям агропромышленного комплекса кредиты на финансирование сезонного недостатка оборотных средств (приобретение семян, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, кормов, запасных частей и других материальных ресурсов сезонного характера, горюче-смазочных материалов, удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, оплату топлива и т.п.) и другие целевые мероприятия.

Для получения субсидий сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках Национального проекта необходимо взять кредит в банке, что требует предоставления финансовой отчетности, положительной кредитной истории заемщика, подготовки технико-экономического обоснования кредита. Для получения субсидированного кредита предприятию-заемщику предстоит пройти в банке традиционные процедуры, предусмотренные для предоставления целевого кредита. Но этого недостаточно. Чтобы кредит считался субсидированным, требуются бюджетные средства. Они выделяются заемщику из бюджета субъекта РФ при представлении документов на их получение при условии своевременности погашения кредита и уплаты начисленных процентов согласно кредитному договору. Чтобы получить бюджетные средства на оплату процентов по субсидированному кредиту, предприятию-заемщику нужно пройти несколько проверок документов.

Распорядитель бюджетных средств сначала проверяет так называемые предварительные документы:

- заявление предприятия о включении в перечень заемщиков, получающих целевые средства,

- копия инвестиционного проекта,

- график погашения кредита и уплаты процентов (проект),

- справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.

После этого предоставляются документы, подтверждающие получение кредитных средств, их целевое использование и осуществление затрат по их обслуживанию: копии кредитного договора (с графиком погашения кредита и уплаты процентов), копии договоров на поставку оборудования (запчастей и комплектующих), монтаж, изготовление оснастки, расчет размера целевых средств по установленной форме.

Чтобы не выплачивать все проценты за кредит из собственного кармана, организации следует не только подготовить не позднее установленного срока все необходимые документы, но и позаботиться о полноте и достоверности содержащейся в них информации, которая в обязательном порядке будет проверяться органом, принимающим решение о предоставлении субсидий.

Таким образом, доступность кредита и его субсидирование способствуют не только укреплению материально-технической базы сельскохозяйственных организаций, но и созданию новых.

Целью осуществления мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, и организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока.

PAGE 3

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИРОВАННЫХ КРЕДИТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ