ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Шаховская Л.С., д.э.н., профессор

Новакова Е.И., магистр экономики, аспирант

(Волгоградский государственный технический университет)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В статье исследуются современные институциональные механизмы модернизации высшего профессионального образования (ВПО) России на примере взаимодействия двух социально-значимых рынков – образовательных услуг и труда. Делается вывод о том, что в России эти механизмы, адекватные рыночным отношениям, еще только формируются преимущественно государством, в то время как в других странах, например, ЕС, они уже сформированы и являются достаточно гибкими. При этом в ЕС, в отличие от России, механизмы взаимодействия между рынком труда и рынком образовательных услуг формируются не только государственными институтами, но в значительной степени общественными и частными; роль государства при формировании институционального взаимодействия между двумя этими рынками не является доминирующей.

Ключевые слова: модернизация ВПО, институциональный механизм, рынок труда, рынок образовательных услуг, социально-значимый рынок.


The article investigates the current institutional mechanisms for cooperation between the two socially important markets - educational services and labor in Russia and the European Union. The conclusion is that in Russia these mechanisms are adequate to the market economy, still largely shaped by the State, whereas in the EU they have already been formed and are sufficiently flexible. In this case the EU, unlike Russia, mechanisms of interaction between the labor market and educational services market are generated not only by state institutions, but substantially by public and individual, the state's role in the formation of institutional interaction between these two markets is not dominant.

Keywords: modernization of the higher education, institutional mechanism, the labor market, the market of educational services, social and relevant market.

Модернизация российского высшего профессионального образования – это объективная закономерность, вызванная, на наш взгляд, двумя основными причинами: во-первых, необходимостью его адаптации к рыночным условиям существования; во-вторых, потребностью российской экономики в профессиональных кадрах, обладающих новыми компетенциями, способными обеспечить устойчивое конкурентоспособное положение страны на мировых рынках.

По этим причинам основным фактором развития эффективной модели инновационной национальной экономики, которая является стратегическим выбором России, становится конкурентоспособный работник, компетенции которого формируются и воспроизводятся в основном на двух взаимосвязанных социально-значимых рынках (СЗР) – рынке образовательных услуг (РОУ) и рынке труда (РТ) [1].

РОУ и РТ относятся к социально-значимым, поскольку на них реализуются особые социально-экономические блага - профессиональные компетенции, использование которых обеспечивает эффективное развитие национальной экономики на всех уровнях ее функционирования.

Исследуемые рынки весьма специфичны и отличаются от других рынков рядом особенностей: 1) реализуемые на них общественные блага, способны одновременно удовлетворять как индивидуальные, так и общественные потребности в долгосрочном периоде; 2) СЗР по природе своей, являются «парными» - взаимосвязанными с другими аналогичными рынками (например, РОУ – РТ, рынок услуг здравоохранения - рынок лекарственных средств, рынок жилья – рынок услуг ЖКХ и т.п.); 3) значительным влиянием государства на характер функционирования СЗР, поскольку оно является, с одной стороны, полноправным агентом данных рынков, а с другой, - выступает в качестве его внешнего регулятора, корректируя спрос, предложение, равновесную цену и конкурентную среду на рынках данного типа.

При плановой экономике государство рассматривало всю систему образования как общественное благо, обеспечивающее высокие темпы развития экономики и обладающее положительными пролонгированными внешними эффектами (адаптация к нововведениям, приобщение к советским нормам и ценностям жизни и т.п.). В действующей модели происходил взаимный обмен обязательствами между государством, предприятиями, населением по поводу воспроизводства человеческого капитала, благодаря которым, создавались государственные институты взаимодействия: государство предоставляло образовательные услуги, утверждало систему распределения молодых специалистов; предприятия обеспечивали им рабочие места и жилье; население соглашалось с условиями и направлением использования рабочей силы в общественном производстве. Образовательные учреждения выступали от имени государства, не имея свободы выбора стратегии развития, они получали гарантию обеспечения текущей деятельности. Все это привело к формированию человеческого капитала, адекватного индустриальной экономике.

Переход России к рыночным преобразованиям привел к разрушению существовавшей институциональной модели взаимодействия. Испытывая ограниченность бюджетных средств, государство не могло в полном объеме выполнять прежние социальные обязательства и поддерживать существование прежних институтов взаимодействия между участниками образовательного и трудового процессов. В результате, без формирования институциональных условий, соответствующих требованиям переходной экономики, оно просто отказалось от роли единственного субъекта финансирования системы высшего профессионального образования (ВПО), гарантирующего производство и накопление человеческого капитала в его интеллектуальной форме.

Введение в действие жестких бюджетных ограничений, характерных для рыночной экономики, не позволили и предприятиям участвовать в производстве услуг образования в прежних формах и объемах. Образовательные учреждения, также поставленные в жесткие условия выживания, стали ориентироваться на получение внебюджетных источников существования. Как следствие, государственные институциональные механизмы взаимодействия между системами наемного труда и образования в новых условиях утратили свое значение и самоликвидировались, а новые, адекватные рыночным отношениям, до сих пор не созданы.

На первом этапе формирования РОУ и РТ среди практиков и исследователей преобладало убеждение в их способности к саморегулированию и достижению баланса между ними без внешнего участия или при минимальном внешнем воздействии. Однако практика выявила иллюзорность подобных ожиданий. Возможности саморегулирования оказались крайне ограничены. Напротив, в их взаимодействии появились серьезные противоречия и проблемы, проявившиеся, прежде всего, в асимметрии спроса и предложения на обоих рынках. Так, в последние годы, часть выпускников российских вузов не может найти работу, другая - работает не по специальности; заявленный спрос работодателей на молодых специалистов существенно отличается от предложения. Такая ситуация характерна для всех российских регионов. В тоже время, активизируется деятельность ВУЗов в части увеличения приема на договорную форму обучения при повышении спроса со стороны молодежи на образовательные услуги.

Данная тенденция может иметь долговременный характер и в этих условиях, наряду с рыночной самонастройкой, возрастает значение институциональных форм регулирования, как совокупности мер прямого и косвенного воздействия на анализируемые рынки с целью улучшения их функционирования, обеспечения условий воспроизводства рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям экономики для достижения рациональной занятости населения и сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Очевидно, что РОУ, как и РТ, не являются полностью саморегулирующимися системами. При возникновении неопределенности, если не выработана институциональная модель нормативных отношений, адекватная общественно признанным целям, субъекты хозяйствования могут руководствоваться той, которая отражает интересы воспроизводства их индивидуальных капиталов даже вопреки интересам общества [2]. Например, зачем тратить средства предприятий на подготовку квалифицированных кадров, если можно бесплатно получить выпускника ВУЗа? Практический навык работы придет к нему очень быстро, к тому же его доучивание обойдется предприятию значительно дешевле, чем подготовка в течение 4-5 лет обучения в ВУЗе. Подобная ситуация наблюдается и в сфере ВПО, когда подготовка квалифицированных кадров осуществляется под воздействием спроса индивидуальных потребителей, а не рынка труда. При таких условиях, функционирование сложившихся механизмов как подсистемы государственного регулирования, определяющей порядок и границы деятельности агентов РОУ и РТ, становится малоэффективным и дестабилизирует рыночную среду.

Наличие институциональных механизмов взаимодействия между основными субъектами РОУ и РТ (вузов, предприятий, индивидов, государства, общества) предполагает использование разнообразных инструментов, которые могут включать:

- способы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест;

- способы учета изменяющихся требований работодателей, как главных заказчиков профессионально образования, к качеству профессиональной подготовки;

- формы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования.

Европейская и российская практика по-разному подходят к формированию таких механизмов. Так, например, для Швеции характерна высокая степень государственного регулирования. Одно из главных направлений – разработка и осуществление различных программ на рынке труда, задачей которых является поощрение спроса на труд в периоды его спада. В стране достаточно эффективно действует профориентация, которая предшествует профессиональному обучению. Отличительным является использование активных мер в политике развития трудовых ресурсов, к которым можно отнести поощрение мелкого и семейного предпринимательства, обеспечение территориальной мобильности рабочей силы, полное информационное обеспечение ищущих работу. Развитие данных направлений на основе льготного налогообложения, предоставления субсидий, в отличие от пассивных мер, состоящих в выдаче пособий по безработице и формирующих иждивенческую психологию незанятого населения, позволило снизить уровень безработицы до 6,4% в 2009 году с 12-14% в 1990-х [3].

Максимально снизить период адаптации и получения необходимых практических навыков позволяет датская модель ВПО, которая состоит из двух основных ступеней. На первой ступени (I-II курсы) происходит обучение по общим дисциплинам, связанным с будущей профессией. С III курса начинается специализация, при этом, дисциплины, не связанные с профилем будущей деятельности, исключаются из учебных программ. Основной упор делается на приобретение специальных умений и навыков в выбранной профессии. Общий объем лекционных занятий сводится к минимуму, основную часть времени занимают практические работы, стажировка на предприятиях [3].

В Польше, раньше других восточноевропейских государств вставшей на путь рыночных реформ, накоплен свой опыт взаимодействия между РОУ и РТ. В этой стране нет предписаний, обязывающих фирмы и другие организации принимать на работу выпускников высших школ. Однако существуют институциональные формы сотрудничества вузов с потенциальными работодателями, которые, кроме прочего, помогают проводить студенческие практики, стажировки выпускников, организацию фирм типа «spin off».

Существует практика, особенно в экономических вузах, функционирования при вузе или его факультете сети формальных организаций, в которые входят фирмы, обычно локальные, часто называемые «Бизнес-советом». Сотрудничество членов Совета (представителей бизнеса) и вуза касается, главным образом, студенческих практик и отбора лучших выпускников для работы в этих фирмах.

Почти в каждом вузе, в общежитиях, функционируют Бюро карьеры, которые ведут базы данных студентов, нуждающихся в работе, ведут поиск предложений, помогают позиционироваться на рынке труда.

Правительственные организации, действующие на РТ в Польше, примерно такие же как и в России – это Центры занятости и Центры информации и планирования профессиональной карьеры, с той лишь разницей, что в Польше они, в отличие от РФ, сопровождают будущих выпускников вузов еще на студенческой скамье, предлагая им платные стажировки, посредничество при трудоустройстве на перспективу, консалтинг и обучение.

Частные и некоммерческие организации, осуществляющие взаимодействие между РОУ и РТ, по своей структуре так же мало отличаются в Польше от российских, как и государственные (Head-hunter агентства, Агентства персонального консалтинга, Инкубаторы предпринимательства, Центры волонтеров, организации Работодателей), с тем же отличием – все они начинают работать с учащимися системы ВПО уже на студенческой скамье, частично помогая в выполнении учебного плана, например, находя места для профессиональной практики. Кроме того, их сеть в Польше не ограничивается только столицей страны, их представительства работают со студентами во всех воеводствах. Другими словами, институциональная среда взаимодействия между РОУ и РТ в Польше по структуре своей более разнообразна, чем в России [4].

Современная модель взаимодействия РОУ и РТ в России характеризуется следующими процессами, которые зачастую имеют противоположный характер действия:

- спрос на специалистов (их профессиональные компетенции) обусловливается потребностями производства; одновременно с этим наблюдается ориентация системы подготовки кадров на платежеспособный спрос населения. Таким образом, рынок труда не является прямым «заказчиком» профессиональных образовательных услуг;

- деинституционализация процесса трудоустройства выпускников. Принятый в 2002 году Трудовой Кодекс не предусматривает вообще никаких гарантий ни со стороны государства, ни со стороны бизнеса на трудоустройство молодых специалистов. Опрос студентов выпускных курсов показал, что большая часть собирается трудоустраиваться с помощью знакомых, родителей (45,8%), самостоятельно (26,0%), обратятся в кадровые агентства (9,3%), остальная часть не смогла дать однозначного ответа. Примечательно, что никто из опрашиваемых не надеется найти работу с помощью вуза. Следует отметить, что отдельные попытки сотрудничества имеют место: так, например, сотрудники вузов указали, что от предприятий редко, но поступают предложения о наборе персонала из числа выпускников, реже - студентов старших курсов. Возникает институциональный вакуум, порождаемый правовой коллизией: государство, осуществляя бюджетную подготовку студентов вузов, готовит их «в никуда», поскольку не имеет ни правовых, ни административных рычагов трудоустройства выпускников высшей школы;

- регулирование ситуации на рынке труда, в основном, через органы ФГСЗН. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.08.2002 №606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием», в федеральном центре начали разрабатывать прогнозы потребности в специалистах с высшим образованием. Однако уровень обоснованности и степень реалистичности этих прогнозов, очевидно, не были высокими, потому что подавляющее число регионов, не имея инструментария разработки среднесрочных кадровых прогнозов и подготовленных специалистов, в свою очередь, запрашивали прогнозные оценки в самих вузах, расположенных в регионах. Нетрудно догадаться какие специальности были названы.

По данным региональной службы занятости населения доля выпускников, имеющих высшее профессиональное образование, среди безработных выпускников различных учебных заведений составляет менее 4%, что подтверждается и статистикой вузов. В целом «производственный процесс» высшей школы, опираясь на данные государственных центров занятости, можно признать эффективным, но, анализируя, места трудоустройства, видно, что около 40% выпускников по экономическим специальностям, имея квалификацию «экономист», работают менеджерами торговых сетей. Большая часть студентов, обучающихся по специальностям, не связанным с экономическим профилем, параллельно получают второе высшее экономическое образование, рассчитывая найти работу по второму диплому, и тем самым увеличивают предложение на рынке труда;

- процесс выработки необходимых профессиональных компетенций регулируется государством за счет жесткого нормирования уровня профессиональных знаний и умений через систему государственных образовательных стандартов (утвержденных в 2000 году), единых (унифицированных) программ подготовки и «типовых» учебных планов. В таких условиях крайне сложно реализовать право предприятий по их участию в подготовке специалистов. На сегодняшний день это возможно путем внедрения в учебный план специальных дисциплин, читаемых на базовой кафедре по согласованию с предприятием (опять же в рамках дисциплин по выбору, которые определяются образовательным стандартом). Утвержденные проекты новых образовательных программ показывают на изменение государственной политики по развитию взаимосвязей «высшая школа — промышленность»: законодательно закреплено, то есть приняло статус формального институционального механизма, право участия предприятий региона в разработке программ обучения, аттестации студентов (как промежуточной, так и итоговой), активное привлечение представителей бизнеса к преподавательской деятельности. Право есть, но оно не превратилось повсеместно в реально действующий институциональный механизм взаимодействия между РОУ и РТ, поскольку тормозится существующей системой подготовки научных кадров: с одной стороны, статус ВУЗа оценивается уровнем его «остепененности», с другой –государством взят курс на сокращение числа защит научных работ по гуманитарным специальностям;

- при активном вмешательстве государства в процесс взаимодействия РОУ и РТ, на практике государственное регулирование сводится к проведению процедур аттестации, аккредитации и лицензирования вузов и их образовательных программ, то есть любое образовательное учреждение, соответствующее необходимым показателям, может осуществлять свою деятельность на РОУ. Государство условно регулирует прием абитуриентов: часть студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат, имеют максимально низкие баллы при поступлении, что не может не сказываться на качестве готового продукта. Как было отмечено ранее, государство минимально участвует как в структуре подготовки, так и в трудоустройстве молодых специалистов. Таким образом, в производственной цепочке «сырье» – «производство» – «готовый продукт» государство регулирует только производственный процесс, причем далеко не эффективно.

Очевидно, что рассмотренные процессы могут проявляться как через формальные институциональные механизмы взаимодействия, то есть закрепленные правовыми актами, так и через неформальные, как институционально установившиеся в сознании индивидов правила и нормы поведения по достижению цели, но не оформленные законодательно.

К первой группе можно отнести следующие:

1) создание структур – посредников между РОУ и РТ (российский союз промышленников и предпринимателей, торгово – промышленные палаты, центры занятости, рекрутинговые агентства, некоммерческие организации и другие государственные, частные и общественные организации); 2) разработку и реализацию программ по взаимодействию рассматриваемых рынков, как на федеральном, так и на региональном уровнях (целевые программы содействия занятости населения и региональные программы профессиональной ориентации учащейся молодежи); 3) составление прогнозных оценок изменения спроса на РТ и, как следствие, формирования спроса на РОУ на региональном уровне (составления балансов трудовых ресурсов, балансов распределения выпускников 9-11 классов общеобразовательных школ по дальнейшим каналам занятости (продолжение обучения, выход на рынок труда и др.), прогнозных оценок кадровых потребностей территорий, ежегодного планирования комплектования образовательных учреждений); 4) нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность РОУ и РТ (закон «Об образовании», Трудовой Кодекс, государственные стандарты, учебные планы и т.д.).

Ко второй группе можно отнести следующие направления институционального взаимодействия между РОУ и РТ.

1) Неформальный диалог с потребителями. Составной частью является удовлетворенность потребителей как важнейший индикатор успешности и результативности деятельности ВУЗов. Как известно, основными потребителями на РОУ являются государство, предприятия (готовый продукт – молодой специалист) и индивиды (образовательная услуга). Косвенно оценить удовлетворенность потребителей возможно путем составления рейтингов: на макроуровне - это происходит ежегодно, на уровне регионов - это скорее эпизодические случаи. Мы считаем, что к оценке деятельности ВУЗов на РОУ должны быть привлечены помимо государственных институтов (Рособрнадзор, ГСЗН и их региональные представительства), частные и общественные институты (РСПП, РТПП, союзы и ассоциации малого и среднего бизнеса, крупнейшие региональные рекрутинговые агентства), законодательные и исполнительные органы власти на местах, общественные организации. Необходима открытая аттестация профессиональной деятельности преподавателей, адаптированная под современные условия функционирования высшей школы, позволяющая повысить качество образовательной услуги и, как следствие, выпускника, что приведет к сокращению разрыва между имеющимися и требуемыми компетенциями к выпускнику со стороны РТ.

Другая форма диалога с потребителями связана с маркетинговой деятельностью ВУЗов. Следствием растущего спроса на экономические и гуманитарные специальности со стороны абитуриентов и их контактных групп, является рост предложения по наиболее востребованным со стороны индивидуальных потребителей направлениям подготовки. Осложняет ситуацию институционально закрепившееся в сознании индивидов представление о структуре наиболее престижных профессий, последствием чего является рост спроса на эти специальности на РОУ с одной стороны, и снижение спроса на них на РТ - с другой.

Такая ситуация порождает замкнутый круг: ВУЗы не снизят предложение при росте спроса на РОУ, а растущее предложение не соответствует структуре спроса на РТ. Изменить положение возможно при переходе национальной экономики от ресурсоориентированной к инновационной, что неизбежно связано с переориентацией ценностей и интересов системы образования в целом, с переходом от гуманитаризации образования к его гуманизации.

2) Разработка предложений по оптимизации структуры профессиональных образовательных учреждений различных типов (на региональном и федеральном уровнях), основанной на сетевой структуре как объединении учреждений всех уровней профессионального образования, расположенных на территории региона. Сетевая структура – временное образование, переходная модель к научно – образовательному комплексу (НОК). На этапе возникновения этот неформальный институт мог бы объединить в себе все профессиональные образовательные учреждения региона, в котором, в дальнейшем, под влиянием конкуренции и потребностей регионального РТ неконкурентоспособные элементы перестанут функционировать.

Создание НОК имеет положительное значение для всех субъектов РОУ и РТ:

– институциональная реструктуризация системы профессионального образования в российских регионах, способна обеспечить усиление внутренней конкуренции на РОУ, предоставив субъектам РТ право выбора носителей востребованных компетенций, участвуя в их профессиональной подготовке еще на стадии обучения;

– сокращение бюджетных мест при прежнем уровне государственного финансирования, переход на систему частных грантов на обучение, позволит увеличить расходы на научные исследования, обновить материально-техническую и методическую базы, приведет к существенному росту оплаты труда преподавателей, что положительным образом скажется на качестве предоставляемых образовательных услуг;

– поскольку более 80 % школьников и их родителей хотят получить, либо дать своим детям высшее образование, причем, около 30 % обучающихся нужен документ об окончании престижного ВУЗа, перевод начального и среднего профессионального образования в уровни высшего образования позволит удовлетворить статусные характеристики рассматриваемого сегмента с минимальными затратами;

– привлечение дополнительных потребителей на уровни начального и среднего профессионального образования;

– жесткий качественный отбор и самооценка абитуриентов по уровням образования позволит значительно повысить качество основного продукта вуза – специалистов.

Начальное и среднее профессиональное образование, выступая уровнями высшего образования, обеспечат предприятия необходимыми квалифицированными рабочими, на которых предъявляется повышенный спрос, одновременно, удовлетворив статусные потребности обучающихся, предоставив им при необходимости, в дальнейшем, продолжить свое обучение без отрыва от производства на более высоких уровнях. При наличии единой структуры связь между образовательными учреждениями и предприятиями будет более эффективной, что позволит РОУ оперативнее реагировать на изменения потребностей РТ.

Таким образом, сетевые структуры способны уменьшить существующий дисбаланс между потребностями рынка труда и предложением со стороны образовательных учреждений.

3) Формирование институционального механизма взаимодействия на основе целевой контрактной подготовки. Содействие заключению договоров с предприятиями - заказчиками «целевых» выпускников, привлечение кафедр к новым образовательным технологиям, издание интерактивных учебников и учебных пособий нового поколения совместно с практиками , подготовка и запуск учебных лабораторий непосредственно на предприятиях, разработка или модернизация учебных курсов под конкретные проекты, обеспечение электронного документооборота внутри и вне вуза, нормативно-правовое и методическое сопровождение образовательного процесса, стыковка и согласование стандартных учебных планов с целевой составляющей подготовки – это далеко не полный перечень задач, стоящих перед вузом в рамках проекта по целевой подготовке.

На сегодняшний день предприятия городского и регионального масштаба неохотно идут на заключение договоров по совместной реализации образовательных программ, что объясняется, прежде всего, нежеланием вкладывать средства в образовательный процесс. Как показывает российский опыт использования образовательной технологии «обучение через исследования», подготовка группы из 10 студентов при двух руководителях-консультантах требует затрат годовым объемом около 500 тыс. рублей.

Со стороны РОУ также имеются определенные ограничения: так, для открытия новых направлений подготовки (специальностей) требуется определенное время, а если речь идет об открытии направления в филиале, сроки реализации этой задачи еще более увеличиваются, поскольку это направление должно быть открыто, прежде всего, в головном ВУЗе, вне зависимости от того есть ли в этом реальная потребность на РТ.

Оригинальной моделью стратегического партнерства между образовательными учреждениями и предприятиями региона, на наш взгляд, является формирование на конкурсной основе целевых групп студентов после третьего курса, путем индивидуального собеседования студентов с отборочной комиссией. Прошедшие конкурсный отбор студенты оформляются на работу в качестве сотрудников предприятия, им формируется задание на изучение определенных дисциплин и прохождения практики. Целевая подготовка осуществляется на территории предприятия во второй половине дня по специально сформированной программе, причем, студенты не освобождаются от основной образовательной программы в вузе, поскольку целевая подготовка является ее дополнением. Принципиальный момент - прием зачетов и экзаменов по целевой программе специальной комиссией, формируемой приказом директора предприятия. Как правило, в оценке знаний студентов преподаватели не участвуют.

4) Привлечение представителей бизнеса к преподавательской деятельности. В рамках такого механизма вуз вступает в контрактные отношения не с предприятием, а с отдельным человеком. Большинство сотрудников предприятий – вузовских совместителей, рассматривают преподавание в вузе как получение дополнительных возможностей (повышение собственной квалификации, источник повышения дохода, возможность проконтролировать обучение собственных детей и т.п.). Более того, встречаются случаи, когда читаемые дисциплины никак не связаны с трудовой деятельностью по основному месту работы: в этом случае, как правило, речь идет о повышении научной квалификации преподавателей -практиков.

Часть студентов, по результатам опроса, указали, что не видят разницы между уровнем подготовки штатных преподавателей и сотрудников предприятий. Только когда предприятие будет брать на себя часть ответственности за подготовку кадров на конкретное рабочее место, сотрудники предприятий – штатные совместители, будут, действительно, связующим звеном между фундаментальным вузовским образованием и формированием необходимых профессиональных компетенций.

Рассматривая институциональные механизмы взаимодействия РОУ и РТ нельзя не отметить складывающиеся внутри них противоречия «между формально закрепленными и реально складывающимися взаимоотношениями между хозяйствующими субъектами, способствующие созданию стимулов к благоприятному или неблагоприятному отбору модели экономического поведения» [5].

Так, квалификация «бакалавр» уже признана в российском законодательстве, то есть институционально закреплена, однако, на практике повсеместно встречается негативная реакция как со стороны субъектов РОУ, так и РТ, что связано с рядом причин: 1) высшая школа традиционно готовила «специалиста» и к этой «модели специалиста» приспособилась сфера занятости; 2) неопределенность модели подготовки бакалавра, связанная с отсутствием определенных границы профилирования и четко сформулированных компетенций, часто служат предпосылкой отторжения инноваций; 3) низкий уровень информированности и подготовленности не только работодателей, но и научно-педагогической общественности к переходу на новые образовательные программы.

Следующим примером внутреннего противоречия формального институционального механизма взаимодействия РОУ и РТ может служить получение практических навыков и умений в процессе прохождения всех видов практик, как обязательной части образовательной программы.

Динамика последних лет показывает устойчивое снижение заключенных договоров на прохождение практик, а в условиях кризиса предприятия и вовсе предпочли расторгнуть такие отношения с вузами. Часть предприятий принимают на практику студентов только из числа детей своих сотрудников. В целом, прохождение практик, которые являются обязательной частью учебных планов, как правило, сводится к выполнению мелких поручений, зачастую никак не связанных с будущей профессиональной деятельностью. Единственным исключением являются банковские структуры – они охотно привлекают студентов, используя их как бесплатную рабочую силу.

Таким образом, эффективный механизм адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности еще во время образовательного процесса, в реальности не работает, причиной чему служит пассивное отношение к сотрудничеству с вузами бизнес - сообщества. Изменение коренным образом характера взаимодействия между образовательной и предпринимательской средой со стороны последней, позволит студентам в процессе прохождения всех видов практик (учебной, производственной, преддипломной) на одном предприятии (или в рамках одной отрасли) еще во время обучения получить набор необходимых профессиональных компетенций, понять специфику деятельности предприятия и выбранного направления (специальности).

Необходимо отметить, что институциональные механизмы взаимодействия позволяют предприятиям получать готовых специалистов без больших финансовых вложений, так как практики являются частью образовательной программы и, соответственно, полученные знания и навыки могут рассматриваться вузами и студентами, как плата за обучение при том, разумеется, условии, если будущие выпускники еще во время обучения получат гарантию будущего трудоустройства. Подобный механизм взаимодействия позволит вузам повысить конкурентоспособность своих выпускников на РТ и ценность своего бренда как образовательного учреждения, а предприятиям - получить готового специалиста, адаптированного к трудовой деятельности.

Еще один пример, но уже внешнего противоречия, порождается соотношением бюджетных и контрактных мест в вузах. Государство создает предложение на РОУ за счет выделения бюджетных мест, тем самым регулируя структуру рабочей силы, - налицо действие формального институционального механизм взаимодействия РОУ и РТ. В реальности количество контрактников по наиболее востребованным специальностям (со стороны РОУ) в разы превышает бюджетные места. Так, например, набор 2009 года в филиал регионального вуза показал, что имея 10 бюджетных мест по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» всего было зачислено 92 студента, по направлению подготовки «Химическая технология» на 30 бюджетных мест зачислено 33 студента.

Таким образом, сложившееся противоречие усиливает дисбаланс на РОУ и РТ.

Как свидетельствует проведенный обзор, в современной России накоплен определенный опыт создания и функционирования как формальных, так и неформальных институциональных механизмов взаимодействия РОУ и РТ с целью достижения динамического баланса между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы. В то же время международный опыт показывает, что в России, по сравнению со многими европейскими странами уровень институционализации механизмов взаимодействия между СЗР крайне низок, соответственно, необходимо создавать и развивать формальные и неформальные институты такого взаимодействия, как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Библиографические ссылки на источники:

  1. Шаховская Л.С. Социально – значимые рынки: теория, методология, механизм взаимодействия (институциональный подход). // ж-л «Управленец» (издание Уральского государственного экономического университета) № 7-8 (11-12), июль-август 2010 год, c. 32 - 35.
  2. Лебедева Н.Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ.-2002. - с. 69.
  3. Исследования Организации экономического сотрудничества и развития www.forbes.com.
  4. Dr Andrzej Juzczyk, Dr Agnieszka Piotrowska-Piatek. Институциональные формы сотрудничества высших учебных заведений с экономической средой и публичной администрацией в свете Болонского процесса // Условия, ресурсы и факторы инновационного развития России: матер. научно-практич. конфер., посвящ. 15-летию факультета Экономики и Управления Волгоградского государственного технического университета. РПК «ПОЛИТЕХНИК», Волгоград, 2009, с. 17-23.
  5. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. – СПб. – 1996. – с. 373.

PAGE \* MERGEFORMAT 17

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ