роектные аспекты антикризисного управления ОПК

Кудрявцева Светлана Сергеевна

ФГУП «Центральный научно-исследовательский

институт судостроительной промышленности «Центр»

Начальник сектора анализа мировых рынков

и конкурентоспособности отраслей ОПК

г. Москва

Проектные аспекты антикризисного управления ОПК

В условиях экономического кризиса особую значимость приобретают задачи обеспечения устойчивого развития отраслей, что невозможно без повышения эффективности управления ими. Для решения поставленных задач применяется проектный менеджмент: антикризисное управление отраслями (в частности, оборонно-промышленным комплексом, ОПК) выступает в качестве проекта. Эффективное управление ОПК – это интеграция информационных систем планирования с управленческими процедурами и организационной структурой. Важным условием такого управления является оптимальное сочетание отлаженных бизнес-процессов в структурах управления с динамичными и нацеленными на конечных результат проектными подходами.

Исследование мирового опыта управления отраслями экономики показывает, что проектные аспекты антикризисного управления предполагают применение моделирования и прогнозирования, целью которых является создание пригодных для практики методов накопления, обработки и использования разносторонней информации в интересах выработки эффективных мер государственного реагирования в режиме реального времени. В качестве исходных данных в модели антикризисного управления ОПК рассматриваются реальные меры, предлагаемые Правительством Российской Федерации в целях устойчивого развития оборонного производства, а также характеристики и условия функционирования организаций оборонных отраслей в конкретных Федеральных округах России.

Элементами модели являются органы государственного управления (представленные Аналитическим центром ОПК) и хозяйствующие субъекты, а адресные меры поддержки в отношении предприятий отраслей ОПК рассматриваются как проявление связи между элементами. Проектный подход к механизму управления ОПК позволяет рассматривать его в качестве системы и сформулировать следующие важные характерные особенности его формирования:

1. Механизм управления направлен на обеспечение комплексного развития отраслей в соответствии с программами и целевыми установками развития экономики.

2. Модель механизма управления является подвижной, изменяемой, что связано с различием условий, в которых применяется.

3. Механизм управления в полной мере должен соответствовать законодательству и иметь целью повышение эффективности функционирования отраслей.

Приняв их в качестве исходных положений, получаем возможность определения структуры конструируемой общей модели механизма управления, которая должна отражать три составляющие структуры управления:

а) линейную, обеспечивающую единство управления отраслей ОПК вне зависимости от территориальной принадлежности предприятия;

б) функциональную, обеспечивающую комплексность мер государственного регулирования, применяемых в отношении предприятий ОПК;

с) целевую, обеспечивающую взаимосвязь линейной и функциональной составляющих, характер их реализации в конкретных отраслях ОПК и оценку результативности достижения цели.

Исходя из целостности механизма управления и наличия линейной, функциональной и целевой составляющих структуры управления, для дальнейших теоретических исследований предлагается трёхмерная общая модель (частных моделей может быть множество), которая в графическом виде представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Графическая интерпретация трехмерной общей модели управления ОПК

На стратегическом уровне такая структура модели исчерпывающе отражает государственный механизм управления ОПК в условиях экономического кризиса и в соответствии с методом расчленения позволяет расчленять её на конкретные составляющие, то есть вполне определённое число элементов, которые группируются в зависимости от решаемых задач.

Для моделирования механизма управления ОПК примем, что

Сij – Аналитический центр (АЦ) ОПК в федеральном округе (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном);

i = (1,...7) – количество федеральных округов;

j = (1,...3) – условия федеральных округов: социально-экономические, географические, геополитические.

Тогда условия функционирования предприятий ОПК в каждом федеральном округе можно обозначить следующим образом: С1j - Центральный; С2j – Северо-Западный и т.д. Особенности механизма управления на предприятиях ОПК, расположенных в различных федеральных округах, определяются социально-экономическими, географическими, геополитическими условиями. Тогда условия федеральных округов выступают по отношению к отраслям ОПК в качестве аргумента, то есть:

Am,i = Fm(Ci,j), (1)

где Аfm,i – состояние предприятия А отрасли ОПК f под воздействием мер государственной поддержки m в федеральных округах i; m =(1,...10); f=(1,…5);

Fm – оператор воздействия условий федеральных округов на отрасли ОПК, осуществляемого путем применения той или иной меры государственной поддержки, т.е. функционирование отраслей ОПК в том или ином федеральном округе, при соответствующем факторе управления в условиях кризиса, отражает совокупность их свойств и параметров. Например, состояние предприятий судостроительной промышленности зависит от условий функционирования в отдельных приморских округах. Конкретными характеристиками данных округов являются наличие судостроительных и судоремонтных верфей, портов приписки судов и др. Функционирование этой отрасли в условиях кризиса зависит от эффективного механизма управления.

Тогда в соответствии с вышеупомянутой первой особенностью совокупность предприятий отрасли ОПК в различных федеральных округах может рассматриваться в виде множества:

Аfm,i Аf. (2)

Для приведения разрабатываемой модели в соответствие с наиболее общими условиями в качестве функциональной составляющей структуры управления обозначим меры воздействия, которые предлагаются правительством для устойчивого развития предприятий ОПК: Af1i – льготное государственное кредитование; Аf2i – государственные гарантии по кредитам; Аf3i – реструктуризация задолженности; Аf4i – стабильность финансирования ГОЗ; Аf5i – предоставление субсидий; Аf6i – проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций предприятий с их последующим выкупом уполномоченными организациями; Аf7i – расширение перечня товаров для переработки и внутреннего потребления; Аf8i – нормативно-государственное регулирование; Af9i – создание Стабилизационного фонда; Af10i – государственно-частное партнерство.

В соответствии с вышеупомянутой второй особенностью Fm и Аfmi зависят от Сij (см. выражение 1). Из этого следует, что каждая из перечисленных мер является подмножеством и распадается на элементы по предприятиям в федеральных округах.

Рассмотрим связи между линейными и функциональными подсистемами, для чего воспользуемся принципом рекуррентного объяснения, предполагающим, что свойства системы выделенного уровня формируются под воздействием входящих в нее элементов непосредственного или более нижележащего уровня, а также связей между ними. Обозначим в качестве подсистем предприятия ОПК, размещенные в федеральных округах: Siлин – линейные подсистемы (i = 1,…7 – центральная, северо-западная, южная, приволжская, уральская, сибирская, дальневосточная соответственно) и меры антикризисного регулирования в качестве функциональной структуры Smф – функциональные подсистемы. В таком случае систему управления ОПК (S) в обобщенном виде можно представить в виде двухмерной модели.

В двухмерном представлении модель позволяет выявить связи подсистем Siлин и Smф. Очевидно, что в данном случае система состоит из 17 подсистем (7 – линейных и 10 – функциональных), состоящих, в свою очередь, из 70 элементов |Аf =70|, представляющих собой отдельные механизмы управления ОПК в различных округах. При этом каждая из линейных подсистем содержит по одному общему элементу со всеми функциональными подсистемами, а функциональные подсистемы – по одному элементу с каждой из линейных подсистем.

При этом целеполагающими по отношению к линейным подсистемам следует считать функциональные подсистемы, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, которые должны обеспечивать достижение устойчивого развития ОПК. Линейные же подсистемы, в свою очередь, предъявляют требования к построению и развитию функциональных – сообразно статическим и динамическим характеристикам линейной составляющей структуры (т.е. условий в федеральных округах). Таким образом, совокупность каждого вида управления ОПК в федеральных округах составляет определенную функциональную структуру.

Анализируя структуру двухмерной модели системы S (таблица 1), можно определить структуры функциональных подсистем Smф с учётом только первых двух утверждений:

S1ф = {Af1,1, Af1,2, Af1,3, Af1,4, Af1,5, Af1,6, Af1,7}; (3)

S2ф = {Af2,1, Аf2,2, Аf2,3, Аf2,4, Аf2,5, Af2,6, Af2,7}; (4)

S3ф = {Аf3,1, Аf3,2, Аf3,3, Аf3,4, Аf3,5, Af3,6, Af3,7}; (5)

S4ф = {Af4,1, Af4,2, Af4,3, Af4,4, Аf4,5, Af4,6, Af4,7}; (6)

S5ф = {Af5,1, Аf5,2, Аf5,3, Аf5,4, Аf5,5, Af5,6, Af5,7}; (7)

S6ф = {Аf6,1, Аf6,2, Аf6,3, Аf6,4, Аf6,5, Af6,6, Af6,7}; (8)

S7ф = {Аf7,1, Аf7,2, Аf7.3, Аf7,4, Аf7,5, Af7,6, Af7,7}; (9)

S8ф = {Аf8,1, Аf8,2, Аf8,3, Аf8,4, Аf8,5, Af8,6, Af8,7}; (10)

S9ф = {Аf9,1, Аf9,2, Аf9,3, Аf9,4, Af9,5, Af9,6, Af9,7}; (11)

S10ф = {Аf10,1, Аf10,2, Аf10,3, Аf10,4, Af10,5, Af10,6, Af10,7}. (12)

Также определяются и структуры линейных подсистем Siлин:

S1лин = {Аf1,1, Аf2,1, Аf3,1, Аf4,1, Аf5,1, Аf6,1, Аf7,1, Аf8,1, Аf9,1, Аf10,1}; (13)

S2лин = {Аf1,2, Аf2,2, Аf3,2, Аf4,2, Аf5,2, Af6,2, Аf7,2, Аf8,2, Аf9,2, Аf10,2 }; (14)

S3лин = {Аf1,3, Аf2,3, Аf3,3 Аf4,3, Аf5,3, Аf6,3, Аf7,3, Аf8,3, Аf9,3, Аf10,3}; (15)

S4лин = { Аf1,4, Аf2,4, Аf3,4, Аf4,4, Аf5,4, Аf6,4, Аf7,4, Аf8,4, Аf9,4, Аf10,4}; (16)

S5лин = {Аf1,5, Аf2,5, Аf3,5, Аf4,5, Аf5,5, Аf6,5, Аf7,5, Аf8,5, Af9,5, Аf10,5}; (17)

S6лин = {Аf1,6, Аf2,6, Аf3,6, Аf4,6, Аf5,6, Аf6,6, Аf7,6, Аf8,6, Af9,6, Аf10,6}; (18)

S7лин = {Аf1,7, Аf2,7, Аf3,7, Аf4,7, Аf5,7, Аf6,7, Аf7,7, Аf8,7, Af9,7, Аf10,7}. (19)

Используя выражение 1 и выражения 3–19, состав функциональных и линейных подсистем можно выразить через характеристики федеральных округов и соответствующие

операторы взаимосвязи этих характеристик и конкретных мер антикризисного управления. Например, льготное государственное кредитование:

S1ф = {Аf1,1, Аf1,2, Аf1,3, Аf1,4, Аf1,5, Аf1,6, Аf1,7} = {F1(С1,1, С1,2, С1,3), F1(С2,1, С2,2, С2,3,), F1(С3,1, С3,2, С3,3), F1(С4,1, С4,2, С4,3), F1(С5,1, С5,2, С5,3), F1(С6,1, С6,2, С6,3), F1(С7,1, С7,2, С7,3)}, (20)

Или льготное государственное кредитование в Центральном Федеральном округе:

S1лин = {Аf1,1, Аf2,1, Аf3,1, Аf4,1, Аf5,1, Аf6,1, Af7,1, Аf8,1, Аf9,1, Аf10,1) = {F1(C1,1, С1,2, С1,3), F2 (C1,1, С1,2, С1,3), F3(C1,1, С1,2, С1,3), F4(C1,1, С1,2, С1,3), F5(C1,1, С1,2, С1,3), F6(C1,1, С1,2, С1,3), F7(C1,1, С1,2, С1,3), F8(C1,1, С1,2, С1,3), F9(C1,1, С1,2, С1,3), F10(C1,1, С1,2, С1,3)}. (21)

Обратимся к оператору воздействия характеристик линейной составляющей структуры управления на управление ОПК (выражение 1). Из определения, данного оператору, следует, что: Fm = {km ,Im ,Iо}, (22)

где km – совокупность свойств и параметров, характеризующая возможности по реализации мер государственного регулирования; Im – отрасль Минпромторга (предприятия и организации, интегрированные структуры – холдинги, акционерные общества и др.); Iо – региональные условия функционирования различных предприятий (кадровые, финансовые, инвестиционные, демографические, инфраструктурные и др.).

Таблица 1 - Двухмерная интерпретация модели управления ОПК

Линейная структура управления ОПК Siлин

АЦ ОПК Централь-ный ФО

(i=1)

АЦ ОПК Северо-Западный ФО (i=2)

АЦ ОПК Южный ФО

(i=3)

АЦ ОПК Приволжский ФО

(i=4)

АЦ ОПК Уральский ФО

(i=5)

АЦ ОПК Сибирский ФО

(i=6)

АЦ ОПК Дальневос

точный ФО

(i=7)

Функциональная структура управления ОПК Smф

Льготное государственное кредитование (m=l)

Af1,1

Af1,2

Af1,3

Af1,4

Af1,5

Af1,6

Af1,7

Госгарантии по кредитам (m=2)

Af2,1

Af2,2

Af2,3

Af2,4

Af2,5

Af2,6

Af2,7

Реструктуризация задолженности (m=3)

Af3,1

Af3,2

Аfз,з

Af3,4

Af3,5

Af3,6

Af3,7

Стабильность финансирования ГОЗ (m=4)

Af4,1

Af4,2

Af4,3

Af4,4

Af4,5

Af4,6

Af4,7

Предоставление субсидий (m=5)

Af5,1

Af5,2

Af5,3

Af5,4

Af5,5

Af5,6

Af5,7

Дополнительная эмиссии акций и облигаций предприятий с их последующим выкупом уполномоченными предприятиями (m=6)

Af6,1

Af6,2

Af6,3

Af6,4

Af6,5

Af6,6

Af6,7

Расширение перечня товаров для переработки и внутреннего потребления (m=7)

Af7,1

Af7,2

Af7,3

Af7,4

Af7,5

Af7,6

Af7,7

Нормативно-законодательное регулирование (m=8)

Af8,1

Af8,2

Af8,3

Af8,4

Af8,5

Af8,6

Af8,7

Создание Стабилизационного фонда (m=9)

Af9,1

Af9,2

Af9,3

Af9,4

Af9,5

Af9,6

Af9,7

Государственно-частное партнерство (m=10)

Af10,1

Af10,2

Af10,3

Af10,4

Af10,5

Af10,6

Af10,7

При развертывании выражений 3–21 с учетом 22 видно, что Iо будет присутствовать везде, определяя возможности по осуществлению управления ОПК как линейной, так и функциональной направленности.

Для дальнейшего конструирования общей модели управления, учитывающей взаимодействие и взаимовлияние основных направлений развития ОПК, представляется целесообразным учесть особенности его функционирования в условиях кризиса. Управление ОПК в условиях кризиса под воздействием мер государственной политики целесообразно рассматривать как совокупность различных элементов, составляющих определенную и разнородную общность, обусловленную единством ОПК. В качестве таковых правомерно рассматривать четкие пространственные показатели этих элементов (Аfm,i,n), которые обладают своеобразием, связанным с функционированием ОПК. Учитывая особенности развития ОПК, а также тот факт, что, например, на судостроительных предприятиях, расположенных в разных федеральных округах, структура управления аналогична и технологически не существенно отличается, обозначим элементами линейных подсистем, например:

- судостроительную промышленность А1m,i;

- авиастроительную промышленность А2m,i;

- промышленность обычных вооружений А3m,i;

- промышленность боеприпасов и спецхимии А4m,i;

- радиоэлектронную промышленность A5m,i. То есть, f = (1,…5).

Такое представление структуры системы вполне учитывает функциональные различия, особенности отраслей ОПК и своеобразие всех характеристик федеральных округов. В этом случае мощность множества Аf будет достигать 350 элементов, то есть |Аf=350|, а модель системы Sа отобразится в виде трехмерной модели. Функциональная и линейная составляющие структуры управления с учетом третьей особенности будут в совокупности составлять целевую систему управления. Каждая функциональная и линейная подсистемы будут состоять из совокупности элементов, представляющих собой конкретные оборонные отрасли, характеризующиеся различным методами управления, влияющими на функционирование всего комплекса. Тогда управление ОПК можно описать символически:

Аf= {Af1,... Аf10} = {Af1,1, ... Af10,7} = {A11,1, ... А510,7}. (23)

Выражения 1, 22 и 23 позволяют подвергнуть системному анализу не только результаты управления ОПК, но и оборонные отрасли, а также региональные условия их функционирования. Всю систему управления ОПК можно рассматривать как целевую, т.е. как совокупность взаимодействия и взаимовлияния конкретных подсистем и элементов соответствующей структурной модели (рисунок 2).

Как видно из рисунка 2, предприятия оборонной отрасли в каждом федеральном округе при соответствующих условиях, которые присущи данному федеральному округу, находятся под воздействием мер государственного регулирования. В качестве примера на рисунке представлены предприятия судостроительной промышленности. Так, предприятию судостроительной промышленности, расположенному в Центральном Федеральном округе (ЦФО), оказывается льготное государственное кредитование, т.е. А11,1; предприятию судостроительной промышленности, находящемуся в ЦФО, предоставляются государственные гарантии по кредитам, т.е. А12,1 и т.д. Аналогичным образом рассматриваются предприятия других отраслей ОПК. Таким образом, учитываются свойства всех элементов модели, а также их взаимосвязи.

Предложенная модель позволяет рассматривать механизм управления ОПК в условиях экономического кризиса в качестве системы, в которой учитываются все его составляющие: основные элементы и проявление связей между ними. Кроме того, она позволяет рассматривать региональный аспект ОПК: проблемы моногородов-заводов, занятости, местного налогообложения и др. С учетом размещения предприятий по регионам, загрузки государственным оборонным заказом, особенностей каждого предприятия региональная проблема является персонифицированной, т.е. в каждом

Рисунок 2 – Общая модель управления ОПК

отдельном случае необходимы персональные решения.

Весьма важно и то, что представленная модель в равной степени пригодна для анализа ряда задач управления не только отдельными отраслями и комплексами, но и всей экономикой страны. Предложенная модель позволяет рассматривать механизм управления ОПК в условиях экономического кризиса в качестве системы и отражает проектные аспекты в комплексном механизме государственного управления: разработка и отладка математической модели – разработка программ автоматического генерирования сценариев развития кризисных ситуаций – проведение испытаний.

Функционирование предложенной модели управления ОПК при реализации антикризисных мер обусловлено эффективностью мер государственной поддержки. Эффективность мер должна обеспечиваться предварительными расчетами, которые опираются на анализ финансово-экономических показателей субъектов хозяйственной деятельности и прогнозирование динамики их изменения.

роектные аспекты антикризисного управления ОПК