роектные аспекты антикризисного управления ОПК
Кудрявцева Светлана Сергеевна
ФГУП «Центральный научно-исследовательский
институт судостроительной промышленности «Центр»
Начальник сектора анализа мировых рынков
и конкурентоспособности отраслей ОПК
г. Москва
Проектные аспекты антикризисного управления ОПК
В условиях экономического кризиса особую значимость приобретают задачи обеспечения устойчивого развития отраслей, что невозможно без повышения эффективности управления ими. Для решения поставленных задач применяется проектный менеджмент: антикризисное управление отраслями (в частности, оборонно-промышленным комплексом, ОПК) выступает в качестве проекта. Эффективное управление ОПК это интеграция информационных систем планирования с управленческими процедурами и организационной структурой. Важным условием такого управления является оптимальное сочетание отлаженных бизнес-процессов в структурах управления с динамичными и нацеленными на конечных результат проектными подходами.
Исследование мирового опыта управления отраслями экономики показывает, что проектные аспекты антикризисного управления предполагают применение моделирования и прогнозирования, целью которых является создание пригодных для практики методов накопления, обработки и использования разносторонней информации в интересах выработки эффективных мер государственного реагирования в режиме реального времени. В качестве исходных данных в модели антикризисного управления ОПК рассматриваются реальные меры, предлагаемые Правительством Российской Федерации в целях устойчивого развития оборонного производства, а также характеристики и условия функционирования организаций оборонных отраслей в конкретных Федеральных округах России.
Элементами модели являются органы государственного управления (представленные Аналитическим центром ОПК) и хозяйствующие субъекты, а адресные меры поддержки в отношении предприятий отраслей ОПК рассматриваются как проявление связи между элементами. Проектный подход к механизму управления ОПК позволяет рассматривать его в качестве системы и сформулировать следующие важные характерные особенности его формирования:
1. Механизм управления направлен на обеспечение комплексного развития отраслей в соответствии с программами и целевыми установками развития экономики.
2. Модель механизма управления является подвижной, изменяемой, что связано с различием условий, в которых применяется.
3. Механизм управления в полной мере должен соответствовать законодательству и иметь целью повышение эффективности функционирования отраслей.
Приняв их в качестве исходных положений, получаем возможность определения структуры конструируемой общей модели механизма управления, которая должна отражать три составляющие структуры управления:
а) линейную, обеспечивающую единство управления отраслей ОПК вне зависимости от территориальной принадлежности предприятия;
б) функциональную, обеспечивающую комплексность мер государственного регулирования, применяемых в отношении предприятий ОПК;
с) целевую, обеспечивающую взаимосвязь линейной и функциональной составляющих, характер их реализации в конкретных отраслях ОПК и оценку результативности достижения цели.
Исходя из целостности механизма управления и наличия линейной, функциональной и целевой составляющих структуры управления, для дальнейших теоретических исследований предлагается трёхмерная общая модель (частных моделей может быть множество), которая в графическом виде представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 Графическая интерпретация трехмерной общей модели управления ОПК
На стратегическом уровне такая структура модели исчерпывающе отражает государственный механизм управления ОПК в условиях экономического кризиса и в соответствии с методом расчленения позволяет расчленять её на конкретные составляющие, то есть вполне определённое число элементов, которые группируются в зависимости от решаемых задач.
Для моделирования механизма управления ОПК примем, что
Сij Аналитический центр (АЦ) ОПК в федеральном округе (Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном);
i = (1,...7) количество федеральных округов;
j = (1,...3) условия федеральных округов: социально-экономические, географические, геополитические.
Тогда условия функционирования предприятий ОПК в каждом федеральном округе можно обозначить следующим образом: С1j - Центральный; С2j Северо-Западный и т.д. Особенности механизма управления на предприятиях ОПК, расположенных в различных федеральных округах, определяются социально-экономическими, географическими, геополитическими условиями. Тогда условия федеральных округов выступают по отношению к отраслям ОПК в качестве аргумента, то есть:
Am,i = Fm(Ci,j), (1)
где Аfm,i состояние предприятия А отрасли ОПК f под воздействием мер государственной поддержки m в федеральных округах i; m =(1,...10); f=(1,…5);
Fm оператор воздействия условий федеральных округов на отрасли ОПК, осуществляемого путем применения той или иной меры государственной поддержки, т.е. функционирование отраслей ОПК в том или ином федеральном округе, при соответствующем факторе управления в условиях кризиса, отражает совокупность их свойств и параметров. Например, состояние предприятий судостроительной промышленности зависит от условий функционирования в отдельных приморских округах. Конкретными характеристиками данных округов являются наличие судостроительных и судоремонтных верфей, портов приписки судов и др. Функционирование этой отрасли в условиях кризиса зависит от эффективного механизма управления.
Тогда в соответствии с вышеупомянутой первой особенностью совокупность предприятий отрасли ОПК в различных федеральных округах может рассматриваться в виде множества:
Аfm,i Аf. (2)
Для приведения разрабатываемой модели в соответствие с наиболее общими условиями в качестве функциональной составляющей структуры управления обозначим меры воздействия, которые предлагаются правительством для устойчивого развития предприятий ОПК: Af1i льготное государственное кредитование; Аf2i государственные гарантии по кредитам; Аf3i реструктуризация задолженности; Аf4i стабильность финансирования ГОЗ; Аf5i предоставление субсидий; Аf6i проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций предприятий с их последующим выкупом уполномоченными организациями; Аf7i расширение перечня товаров для переработки и внутреннего потребления; Аf8i нормативно-государственное регулирование; Af9i создание Стабилизационного фонда; Af10i государственно-частное партнерство.
В соответствии с вышеупомянутой второй особенностью Fm и Аfmi зависят от Сij (см. выражение 1). Из этого следует, что каждая из перечисленных мер является подмножеством и распадается на элементы по предприятиям в федеральных округах.
Рассмотрим связи между линейными и функциональными подсистемами, для чего воспользуемся принципом рекуррентного объяснения, предполагающим, что свойства системы выделенного уровня формируются под воздействием входящих в нее элементов непосредственного или более нижележащего уровня, а также связей между ними. Обозначим в качестве подсистем предприятия ОПК, размещенные в федеральных округах: Siлин линейные подсистемы (i = 1,…7 центральная, северо-западная, южная, приволжская, уральская, сибирская, дальневосточная соответственно) и меры антикризисного регулирования в качестве функциональной структуры Smф функциональные подсистемы. В таком случае систему управления ОПК (S) в обобщенном виде можно представить в виде двухмерной модели.
В двухмерном представлении модель позволяет выявить связи подсистем Siлин и Smф. Очевидно, что в данном случае система состоит из 17 подсистем (7 линейных и 10 функциональных), состоящих, в свою очередь, из 70 элементов |Аf =70|, представляющих собой отдельные механизмы управления ОПК в различных округах. При этом каждая из линейных подсистем содержит по одному общему элементу со всеми функциональными подсистемами, а функциональные подсистемы по одному элементу с каждой из линейных подсистем.
При этом целеполагающими по отношению к линейным подсистемам следует считать функциональные подсистемы, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, которые должны обеспечивать достижение устойчивого развития ОПК. Линейные же подсистемы, в свою очередь, предъявляют требования к построению и развитию функциональных сообразно статическим и динамическим характеристикам линейной составляющей структуры (т.е. условий в федеральных округах). Таким образом, совокупность каждого вида управления ОПК в федеральных округах составляет определенную функциональную структуру.
Анализируя структуру двухмерной модели системы S (таблица 1), можно определить структуры функциональных подсистем Smф с учётом только первых двух утверждений:
S1ф = {Af1,1, Af1,2, Af1,3, Af1,4, Af1,5, Af1,6, Af1,7}; (3)
S2ф = {Af2,1, Аf2,2, Аf2,3, Аf2,4, Аf2,5, Af2,6, Af2,7}; (4)
S3ф = {Аf3,1, Аf3,2, Аf3,3, Аf3,4, Аf3,5, Af3,6, Af3,7}; (5)
S4ф = {Af4,1, Af4,2, Af4,3, Af4,4, Аf4,5, Af4,6, Af4,7}; (6)
S5ф = {Af5,1, Аf5,2, Аf5,3, Аf5,4, Аf5,5, Af5,6, Af5,7}; (7)
S6ф = {Аf6,1, Аf6,2, Аf6,3, Аf6,4, Аf6,5, Af6,6, Af6,7}; (8)
S7ф = {Аf7,1, Аf7,2, Аf7.3, Аf7,4, Аf7,5, Af7,6, Af7,7}; (9)
S8ф = {Аf8,1, Аf8,2, Аf8,3, Аf8,4, Аf8,5, Af8,6, Af8,7}; (10)
S9ф = {Аf9,1, Аf9,2, Аf9,3, Аf9,4, Af9,5, Af9,6, Af9,7}; (11)
S10ф = {Аf10,1, Аf10,2, Аf10,3, Аf10,4, Af10,5, Af10,6, Af10,7}. (12)
Также определяются и структуры линейных подсистем Siлин:
S1лин = {Аf1,1, Аf2,1, Аf3,1, Аf4,1, Аf5,1, Аf6,1, Аf7,1, Аf8,1, Аf9,1, Аf10,1}; (13)
S2лин = {Аf1,2, Аf2,2, Аf3,2, Аf4,2, Аf5,2, Af6,2, Аf7,2, Аf8,2, Аf9,2, Аf10,2 }; (14)
S3лин = {Аf1,3, Аf2,3, Аf3,3 Аf4,3, Аf5,3, Аf6,3, Аf7,3, Аf8,3, Аf9,3, Аf10,3}; (15)
S4лин = { Аf1,4, Аf2,4, Аf3,4, Аf4,4, Аf5,4, Аf6,4, Аf7,4, Аf8,4, Аf9,4, Аf10,4}; (16)
S5лин = {Аf1,5, Аf2,5, Аf3,5, Аf4,5, Аf5,5, Аf6,5, Аf7,5, Аf8,5, Af9,5, Аf10,5}; (17)
S6лин = {Аf1,6, Аf2,6, Аf3,6, Аf4,6, Аf5,6, Аf6,6, Аf7,6, Аf8,6, Af9,6, Аf10,6}; (18)
S7лин = {Аf1,7, Аf2,7, Аf3,7, Аf4,7, Аf5,7, Аf6,7, Аf7,7, Аf8,7, Af9,7, Аf10,7}. (19)
Используя выражение 1 и выражения 319, состав функциональных и линейных подсистем можно выразить через характеристики федеральных округов и соответствующие
операторы взаимосвязи этих характеристик и конкретных мер антикризисного управления. Например, льготное государственное кредитование:
S1ф = {Аf1,1, Аf1,2, Аf1,3, Аf1,4, Аf1,5, Аf1,6, Аf1,7} = {F1(С1,1, С1,2, С1,3), F1(С2,1, С2,2, С2,3,), F1(С3,1, С3,2, С3,3), F1(С4,1, С4,2, С4,3), F1(С5,1, С5,2, С5,3), F1(С6,1, С6,2, С6,3), F1(С7,1, С7,2, С7,3)}, (20)
Или льготное государственное кредитование в Центральном Федеральном округе:
S1лин = {Аf1,1, Аf2,1, Аf3,1, Аf4,1, Аf5,1, Аf6,1, Af7,1, Аf8,1, Аf9,1, Аf10,1) = {F1(C1,1, С1,2, С1,3), F2 (C1,1, С1,2, С1,3), F3(C1,1, С1,2, С1,3), F4(C1,1, С1,2, С1,3), F5(C1,1, С1,2, С1,3), F6(C1,1, С1,2, С1,3), F7(C1,1, С1,2, С1,3), F8(C1,1, С1,2, С1,3), F9(C1,1, С1,2, С1,3), F10(C1,1, С1,2, С1,3)}. (21)
Обратимся к оператору воздействия характеристик линейной составляющей структуры управления на управление ОПК (выражение 1). Из определения, данного оператору, следует, что: Fm = {km ,Im ,Iо}, (22)
где km совокупность свойств и параметров, характеризующая возможности по реализации мер государственного регулирования; Im отрасль Минпромторга (предприятия и организации, интегрированные структуры холдинги, акционерные общества и др.); Iо региональные условия функционирования различных предприятий (кадровые, финансовые, инвестиционные, демографические, инфраструктурные и др.).
Таблица 1 - Двухмерная интерпретация модели управления ОПК
Линейная структура управления ОПК Siлин |
||||||||
АЦ ОПК Централь-ный ФО (i=1) |
АЦ ОПК Северо-Западный ФО (i=2) |
АЦ ОПК Южный ФО (i=3) |
АЦ ОПК Приволжский ФО (i=4) |
АЦ ОПК Уральский ФО (i=5) |
АЦ ОПК Сибирский ФО (i=6) |
АЦ ОПК Дальневос точный ФО (i=7) |
||
Функциональная структура управления ОПК Smф |
Льготное государственное кредитование (m=l) |
Af1,1 |
Af1,2 |
Af1,3 |
Af1,4 |
Af1,5 |
Af1,6 |
Af1,7 |
Госгарантии по кредитам (m=2) |
Af2,1 |
Af2,2 |
Af2,3 |
Af2,4 |
Af2,5 |
Af2,6 |
Af2,7 |
|
Реструктуризация задолженности (m=3) |
Af3,1 |
Af3,2 |
Аfз,з |
Af3,4 |
Af3,5 |
Af3,6 |
Af3,7 |
|
Стабильность финансирования ГОЗ (m=4) |
Af4,1 |
Af4,2 |
Af4,3 |
Af4,4 |
Af4,5 |
Af4,6 |
Af4,7 |
|
Предоставление субсидий (m=5) |
Af5,1 |
Af5,2 |
Af5,3 |
Af5,4 |
Af5,5 |
Af5,6 |
Af5,7 |
|
Дополнительная эмиссии акций и облигаций предприятий с их последующим выкупом уполномоченными предприятиями (m=6) |
Af6,1 |
Af6,2 |
Af6,3 |
Af6,4 |
Af6,5 |
Af6,6 |
Af6,7 |
|
Расширение перечня товаров для переработки и внутреннего потребления (m=7) |
Af7,1 |
Af7,2 |
Af7,3 |
Af7,4 |
Af7,5 |
Af7,6 |
Af7,7 |
|
Нормативно-законодательное регулирование (m=8) |
Af8,1 |
Af8,2 |
Af8,3 |
Af8,4 |
Af8,5 |
Af8,6 |
Af8,7 |
|
Создание Стабилизационного фонда (m=9) |
Af9,1 |
Af9,2 |
Af9,3 |
Af9,4 |
Af9,5 |
Af9,6 |
Af9,7 |
|
Государственно-частное партнерство (m=10) |
Af10,1 |
Af10,2 |
Af10,3 |
Af10,4 |
Af10,5 |
Af10,6 |
Af10,7 |
При развертывании выражений 321 с учетом 22 видно, что Iо будет присутствовать везде, определяя возможности по осуществлению управления ОПК как линейной, так и функциональной направленности.
Для дальнейшего конструирования общей модели управления, учитывающей взаимодействие и взаимовлияние основных направлений развития ОПК, представляется целесообразным учесть особенности его функционирования в условиях кризиса. Управление ОПК в условиях кризиса под воздействием мер государственной политики целесообразно рассматривать как совокупность различных элементов, составляющих определенную и разнородную общность, обусловленную единством ОПК. В качестве таковых правомерно рассматривать четкие пространственные показатели этих элементов (Аfm,i,n), которые обладают своеобразием, связанным с функционированием ОПК. Учитывая особенности развития ОПК, а также тот факт, что, например, на судостроительных предприятиях, расположенных в разных федеральных округах, структура управления аналогична и технологически не существенно отличается, обозначим элементами линейных подсистем, например:
- судостроительную промышленность А1m,i;
- авиастроительную промышленность А2m,i;
- промышленность обычных вооружений А3m,i;
- промышленность боеприпасов и спецхимии А4m,i;
- радиоэлектронную промышленность A5m,i. То есть, f = (1,…5).
Такое представление структуры системы вполне учитывает функциональные различия, особенности отраслей ОПК и своеобразие всех характеристик федеральных округов. В этом случае мощность множества Аf будет достигать 350 элементов, то есть |Аf=350|, а модель системы Sа отобразится в виде трехмерной модели. Функциональная и линейная составляющие структуры управления с учетом третьей особенности будут в совокупности составлять целевую систему управления. Каждая функциональная и линейная подсистемы будут состоять из совокупности элементов, представляющих собой конкретные оборонные отрасли, характеризующиеся различным методами управления, влияющими на функционирование всего комплекса. Тогда управление ОПК можно описать символически:
Аf= {Af1,... Аf10} = {Af1,1, ... Af10,7} = {A11,1, ... А510,7}. (23)
Выражения 1, 22 и 23 позволяют подвергнуть системному анализу не только результаты управления ОПК, но и оборонные отрасли, а также региональные условия их функционирования. Всю систему управления ОПК можно рассматривать как целевую, т.е. как совокупность взаимодействия и взаимовлияния конкретных подсистем и элементов соответствующей структурной модели (рисунок 2).
Как видно из рисунка 2, предприятия оборонной отрасли в каждом федеральном округе при соответствующих условиях, которые присущи данному федеральному округу, находятся под воздействием мер государственного регулирования. В качестве примера на рисунке представлены предприятия судостроительной промышленности. Так, предприятию судостроительной промышленности, расположенному в Центральном Федеральном округе (ЦФО), оказывается льготное государственное кредитование, т.е. А11,1; предприятию судостроительной промышленности, находящемуся в ЦФО, предоставляются государственные гарантии по кредитам, т.е. А12,1 и т.д. Аналогичным образом рассматриваются предприятия других отраслей ОПК. Таким образом, учитываются свойства всех элементов модели, а также их взаимосвязи.
Предложенная модель позволяет рассматривать механизм управления ОПК в условиях экономического кризиса в качестве системы, в которой учитываются все его составляющие: основные элементы и проявление связей между ними. Кроме того, она позволяет рассматривать региональный аспект ОПК: проблемы моногородов-заводов, занятости, местного налогообложения и др. С учетом размещения предприятий по регионам, загрузки государственным оборонным заказом, особенностей каждого предприятия региональная проблема является персонифицированной, т.е. в каждом
Рисунок 2 Общая модель управления ОПК
отдельном случае необходимы персональные решения.
Весьма важно и то, что представленная модель в равной степени пригодна для анализа ряда задач управления не только отдельными отраслями и комплексами, но и всей экономикой страны. Предложенная модель позволяет рассматривать механизм управления ОПК в условиях экономического кризиса в качестве системы и отражает проектные аспекты в комплексном механизме государственного управления: разработка и отладка математической модели разработка программ автоматического генерирования сценариев развития кризисных ситуаций проведение испытаний.
Функционирование предложенной модели управления ОПК при реализации антикризисных мер обусловлено эффективностью мер государственной поддержки. Эффективность мер должна обеспечиваться предварительными расчетами, которые опираются на анализ финансово-экономических показателей субъектов хозяйственной деятельности и прогнозирование динамики их изменения.
роектные аспекты антикризисного управления ОПК