Стратегические ориентиры инновационного развития Дальнего Востока
Гудкова Е.В., к.э.н.,
Институт экономических исследований
ДВО РАН, г. Хабаровск
Стратегические ориентиры инновационного развития Дальнего Востока
Основа формирования инновационной системы - стимулирование нематериальных форм трансфера и повышения уровня технологической сложности материальных форм трансфера технологий. Материальный трансфер технологий должен быть усилен системой продуцирования и распределения научных и инновационных знаний за счет поддержки и развития наукоемких производств, формирования в регионе сосредоточенных зон инновационного предпринимательства (кластеров), интегрированных с восточно-азиатским рынком инновационных продуктов. Основой для формирования таких зон является идея «Амурской промышленно-сервисной дуги»1, в более широком контексте - «экономической контактной зоны» в южной части российского Дальнего Востока. По дуге создаются новые индустриальные объекты средне- низкотехнологичных отраслей промышленности, развиваемых на базе использования (переработки) проходящего транзитом через контур «промышленно-сервисной дуги» сырьевых ресурсов, электроэнергии. Инфраструктура ресурсно-добывающих производств достраивается инновационной инфраструктурой. Инновационная система необходима для активизации использования новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренного развития инновационного комплекса региона. Основной проблемой является не столько уровень и масштабы развития сектора высокотехнологичных отраслей или технологического обновления всех секторов экономики, сколько содержание характера трансферов технологий в регионе, их «воспроизводственного» потенциала.
Высокотехнологичные предприятия обеспечивают потребности новых производств средне-низкотехнологичных отраслей промышленности, создаваемых на базе использования местного и проходящего транзитом через территорию региона сырья, электроэнергии в наукоемкой продукции (производство металлов и сплавов, неметаллического минерального сырья, производство очищенных нефтепродуктов, судов транспортного и добывающего флота). Программное развитие Дальнего Востока предполагает строительство нефте-газохимических и перерабатывающих производств, алюминиевых заводов, обеспечение нефтегазодобывающих проектов в судостроительном оборудовании поиска, добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья, обеспечение инфраструктурных проектов строительства магистральных газопроводов и развития морских портов.
Выделенная стратегическая цель увеличение размера инновационного мультипликатора при реализации природно-сырьевых, энергетических и инфраструктурных проектов определяется в значительной степени реструктуризацией трансфера технологий. Структурные изменения подразумевают внедрение отечественных технологий и изменение видовой структуры инноваций ресурсных инвестиционных проектов. Результат реализации иерархической системы целей формирующейся инновационной системы концентрируется в интенсификации технологического обмена, приоритете процессных инноваций. «Инновационный мультипликатор» регионального развития необходим для генерации системного эффекта от вовлечения в процесс реализации инноваций наибольшего числа хозяйствующих субъектов и специалистов, связанного с максимально возможной глубиной внедрения и распространения переданной в регион технологии.
Реализация стратегических задач возможна при жестком и прозрачном институциональном регулировании процесса получения и распределения нефтяных, лесных и других ресурсных доходов и предполагает обеспечение инфраструктуры добывающих производств параллельной инфраструктурой, реализующей технологически интенсивные проекты.
Финансовое обеспечение предполагает законодательное обеспечение фиксированной ставки предела величины добавленной стоимости на технологические инновации при реализации инвестиционного проекта (предусматриваются нормы отчисления на развитие научно-технологической базы, нормы затрат на НИОКР).
Данные меры позволят стимулировать увеличение технологического размера инноваций, развитие на территории Дальнего Востока производств ориентированных на нематериальную форму трансфера технологий. Функции инновационного предпринимательства при этом делегируются основным субъектам:
- местным высокотехнологичным производителям (ОАО «КнААПО», ОАО Амурский кабельный завод», ОАО «Дальэнергомаш», Авиакомпания «Прогресс» им. Н. И.Сазыкина, ОАО «Амурский судостроительный завод», ФГУП ДВЗ «Звезда»), созданным на их основе предприятиям, реализующим научно-исследовательский потенциал, в том числе на основе технологий двойного назначения;
- транснациональным, масштабным корпорациям, реализующим технологически им близкие инновационные проекты при освоении природных ресурсов;
- региональным администрациям, которые направляют часть налогов от продажи ресурсов на развитие стратегических и перспективных направлений науки и техники.
В качестве условий стратегического развития выделяется преимущество косвенных методов стимулирования инновационной деятельности транснациональных корпораций и «старых» региональных предприятий. Прямое субсидирование возможно лишь в части фундаментальных исследований и допустимых по ВТО квот поддержки прикладных исследований и ОКР. Возможности региональных бюджетов в части требований ВТО на поддержку НИОКР используются минимально. Планируемые расходы на «Прикладные научные исследования и разработки» (законы о бюджетах субъектов РФ 2007 г.) в консолидированных бюджетах субъектов РФ составляют менее одного процента: Новосибирская область (0,17%), Москва (0,12%), Ленинградская область (0,1%), Хабаровский край (0,07%), Приморский край (0,04%) от общих бюджетных расходов.
Как следствие, интенсивность создания новых или значительно улучшенных товаров должна нарастать при жестком соблюдении прав интеллектуальной собственности как основы нематериальной формы трансфера технологий.
В качестве приоритетных направлений развития высокотехнологичных производств Дальневосточного федерального округа, планируемых к реализации в 2007-2020 гг. и на период до 2025 г. выделены проекты по реконструкции и строительству предприятий судостроения и судоремонта в порту Восточный, созданию производственного комплекса на ФГУП «Дальневосточный Завод «Звезда»», совместного Российско-Корейского Судостроительного объединения «Дальневосточная верфь STX», Дальневосточного инновационно-технологического центра (морские технологии и освоение Мирового океана), Дальневосточной судостроительной лизинговой компании (Приморский край); по организации производства региональных гражданских самолетов SSJ-100 на ОАО «КнААПО» (Хабаровский край); по производству базальтовых труб на ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции», по созданию предприятия по производству вводов термических контрольных кабелей для АЭС с реакторами типа ВВЭР (Амурская область). Стоимость основных инвестиционных проектов на данный период составляет 28117 млн. руб. (2008 г.).
Перспективы развития связаны с развитием рынков продукции авиационной промышленности, судостроения и судоремонта, новых высокотехнологичных производств за счет принципиального изменения стратегической конкурентной позиции на мировом рынке (включая рынок России и СНГ).
Реализация глобально ориентированной стратегической конкурентной позиции и выход на рынки технологически развитых стран связываются с реализацией проекта на основе международной кооперации по созданию регионального самолета SSJ-100. Данный проект основан на современной организационно-технологической схеме его создания: частные инвестиции, риск-разделенное партнерство, международная кооперация. Прогнозные потребности мирового рынка в ближайшие 15 - 20 лет оцениваются в пределах 800 самолетов SSJ, из них примерно 300 - 350 машин для России. Дальнейший этап развития кооперационных связей ОАО «КнААПО основывается на перспективах включения в международное авиастроение в части производства титановых компонентов новых моделей Boeing.
Приоритетными видами конкурентоспособной высокоэкономичной продукции судостроения гражданского назначения являются морские платформы и специальное оборудование для освоения месторождений нефти и газа на шельфовой зоне Сахалина. Сегмент технических средств освоения шельфа включает нефтеналивные суда, создание судостроительного комплекса для строительства крупнотоннажных танкеров. Предполагается широкая кооперация с зарубежными компаниями (Shell, BP и др.) по созданию средств освоения шельфа на Дальнем Востоке России.
Основные механизмы реализации стратегических направлений инновационного развития:
• создание экономической «контактной зоны» с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии на основе развития транснациональных транспортно-энергетических коридоров и формирования промышленно-сервисной дуги в южной части российского Дальнего Востока.
• совершенствование институциональных условий (законодательное обеспечение минимального предела величины добавленной стоимости на технологические инновации при освоении природных ресурсов; усиление содействия бюджетного финансирования, госзаказа; стимулирование привлечения иностранных инвестиций и капитала крупных компаний; увеличение роли кредитной политики, стимулирование инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса и «старых» гражданских региональных компаний);
• совершенствование финансовых механизмов поддержки программ и проектов создания и развития инновационных производств на основе моделирования эффектов, оказываемых на выпуск высокотехнологичной продукции как субсидированием НИОКР, так и субсидированием производства в краткосрочном и долгосрочном периоде;
• развитие инфраструктуры и кадрового потенциала для поддержки инноваций.
1 Минакир П.А. Новый этап российского Дальнего Востока. http://www.toz.khv.ru/print.php?page=33384&date_id_num=2007-09-30&year=2007&month=09&day=30
3
Стратегические ориентиры инновационного развития Дальнего Востока