Современные особенности и проблемы становления социальной политики по поддержке молодежи на селе

Белая Р.В., Дьяконова М.В.

Институт экономики КарНЦ РАН,

г.Петрозаводск

Современные особенности и проблемы становления

социальной политики по поддержке молодежи на селе

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы1. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал» в соответствии с этим можно выделить: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Молодежь, как носителя человеческого капитала можно выделить в особый социальный страт.

В рамках проекта «Исследование состояния трудовой занятости и определение
перспектив развития сельских поселений» в течение июля-сентября 2008 г. было проведено выборочное экономико-социологическое обследование мотивированного трудоспособного сельского населения Пудожского района, которое включало в себя анкетирование населения, проведение формализованных интервью с главами администраций сельских поселений, руководителями и специалистами социальных учреждений, предприятий. Цель проекта - проведение исследования состояния, факторов, перспектив развития трудовой занятости в сельской местности республики как основы развития сельских населенных пунктов.

В исследовании определена основная целевая группа - трудоспособное мотивированное население. Было опрошено 998 респондентов, из них 231 респондент в возрасте от 15-30 лет, что составляет 18,6%.

Социальная структура молодежи разнообразна и включает как собственно занятых – 51,5% из них 3% занимаются предпринимательством, так и тех, чей статус на момент опроса не предполагает наличие работы - безработные граждане – 27.3%, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или в декретном отпуске и домохозяйки – 14,7% (рис.1).

Рисунок . Социальная структура мотивированного сельского населения

Уровень профессионального образования молодежи экспертами оценивается как низкий. В настоящее время профессиональное образование значительной части сельской молодежи не доступно. Это связано с некоторыми обязательными платными образовательными услугами, предоставляемыми в образовательных учреждениях во время обучения. Обучение детей для родителей достаточно затратно. Оплата пребывания детей-учащихся на длительный срок вне дома ложится тяжелым бременем на плечи родителей из села, поскольку некоторые из родителей или безработные, или имеют заработную плату, не позволяющую дать ребенку даже начальное профессиональное образование. Кроме того обучение связано с проживанием ребенка вдали от дома и требует дополнительного вложения финансовых средств. В этой связи необходима государственная политика поддержки получения профессионального образования для молодежи на селе, обеспечение обязательного начального профессионального образования для молодежи.

При распределении респондентов по уровню образования была получена следующая картина: высшее или незаконченное высшее образование имеют только 4,3% молодежи, примерно равноценной является доля тех, кто имеет среднее и начальное профессиональное образование – 22,1% и 22,5% респондентов соответственно, наибольшая часть респондентов имеет среднее общее образование – 30,3%, также достаточно велика доля тех, кто имеет незаконченное среднее образование - 19,9% (рис.2).

Рисунок 2. Уровень образования мотивированного сельского населения

Сельская безработица. По результатам проведенных интервью с респондентами-экспертами было выявлено, что одной из причин низкого уровня жизни является безработица, вызванная острым недостатком рабочих мест в поселениях. На момент обследования в Шальском поселении в 2008 году приостановил свою деятельность лесоперерабатывающий завод - один из основных предприятий по обеспечению занятости в поселении и работники в количестве более 100 человек вынуждены были уйти в неоплачиваемые отпуска. Безработица среди молодежи особо волнует респондентов из Авдеевского и Шальского поселений. Молодежь не устраивает предлагаемые вакантные места с низкой заработная платой и неудовлетворительными (тяжелыми) условиями труда в основном в лесопромышленном комплексе. Отдельно беспокоит респондентов молодежь, прибывшая из мест заключения, и условно-осужденная. Эта категория молодых людей готова работать и в этой связи требуются дополнительные специальные меры, программы по социальной реабилитации и трудовой адаптации молодежи.

По данным проведенного обследования из числа опрошенной молодежи, группа незанятой молодежи, не имеющей постоянную работу, составила 48,2%, из них зарегистрированы в Службе занятости только 18,3%. Достаточно высокий процент безработной молодежи отметили, что участвовали в курсах переобучения, организованных Службой занятости (СЗ), – 36,8%, еще 15,8% отметили, что СЗ подобрала им работу. Еще одна важная особенность контингента незанятого населения связана с продолжительностью отсутствия работы: достаточно высокий процент 26,9% рассматриваемой группы граждан не имеют работы более трех лет, 29,4% не работают от года до трех, 11,5% имеют непродолжительные сроки безработицы – менее месяца.

Более 60% безработной молодежи не имеют профессионального образования, 19,0% имеют среднее профессиональное образование, 24,3% - начальное профессиональное образование, высшее образование имеют только 1,6% безработной молодежи.

Сельская занятость.

Доля молодежи, имеющей на момент опроса постоянную работу, составила 51,8% от общей совокупности опрошенной молодежи, из них 14,1% занятого населения работают в условиях неформальной занятости, т.е. без соответствующего оформления трудовых отношений с работодателем. Сферы сельской занятости чрезвычайно сужены, среди мест приложения труда лидируют государственные учреждения, бюджетные организации, на долю которых приходится более 30,7% занятых. Альтернативный негосударственный сектор, представлен двумя наиболее выраженными сегментами: интегрированными и индивидуальными структурами малого предпринимательства, на которые приходится 50,8%. Особого внимания заслуживает индивидуальное частное предпринимательство, представленное среди 10,5% опрошенного занятого населения. Этот сегмент получил в настоящее время распространение, так как традиционная градообразующая система сельских поселений, ранее обеспечивающая основную часть мест приложения труда, в настоящее время разрушена, произошел распад коллективных сельхозпредприятий (бывших совхозов), а также лесозаготовительных предприятий (бывших леспромхозов) (рис.3).

Рисунок 3. Структура мест приложения труда мотивированного сельского населения (%)

Низкий уровень и нестабильность заработной платы заставляют работников диверсифицировать свою трудовую активность, прибегая к дополнительной занятости 9,1% молодых людей от общего числа опрошенных. Из-за экономического кризиса на многих сельхозпредприятиях, полной или частичной ликвидации предприятий социально-бытовой сферы на селе и, как следствие, недоступности для сельских жителей многих услуг вырос спрос на неформальные виды обслуживания. В результате в последние годы увеличилось число работников, оказывающих платные услуги населению. Речь идет о выполнении сельскохозяйственных (обработка земли и сбор урожая) услуг, ремонте домов, штукатурке печей, заготовке дров. Еще одна особенность сельской занятости проявляется в сезонном сборе ягод, грибов, рыбалке. Необходимо также отметить достаточно новый вид дополнительной занятости, оказание туристических услуг (гостевые дома, транспорт, услуги гида).

Более 75% молодежи готовы освоить новый вид деятельности. Среди новых видов деятельности, наиболее предпочтительных для молодежи, выделяются следующие: рыболовство (13%); декоративно-прикладное искусство – 10,4%; организация гостевых домов (предпочитают 9,8% опрошенных); деревянное домостроение (8,4%).

Основными факторами, препятствующими реализации самостоятельной инициативы с большим отрывом выделяется фактор отсутствия первоначального капитала. Затем идут отсутствие опыта и производственной базы. Самые малозначимые позиции по оценкам респондентов приходятся на высокую конкуренцию, незнание как оформить документы и не уверенность в банках и партнерах (рис. 7).

Рисунок . Факторы, препятствующие предпринимательской инициативе (%)

Необходимым умением (профессиональными навыками) для занятия предпринимательской деятельностью обладают только 11,7% опрошенного мотивированного населения, преобладающая доля опрошенной молодежи отметила, что необходимых навыков не имеют, но очень хотят их получить – 62%. Практического опыта предпринимательства среди опрошенной молодежи не имел никто.

В заключении остановимся на важном факторе, оказывающем влияние на миграционные настроения молодежи, а именно, перспективах развития района и населенного пункта. Результаты обследования показали, что уровень восприятия будущего территории не отличается высокими оптимистичными параметрами: только около 26,4% отметили, что район оживет и будет развиваться, 23,6% отметили, что перспектив не видят, преобладающее большинство около 40% затруднились ответить. Эксперты оценили возможности поселений по организации мероприятий в сфере досуга, развития спорта для молодежи как низкие. Дома культуры поселений испытывают серьезные трудности в материальном и финансовом планах. Необходима поддержка инициативных проектов учреждений культуры и образования, направленных на развитие культуры и спорта для молодежи.

Среди основных направлений социальной политики должна быть поддержка молодежи, в т.ч. и на селе. Социальная политика тесно связана с демографической политикой. «Демографическая ситуация в стране столь драматична, что для ее улучшения необходимы усилия не только государства, но и всего общества. Именно сети взаимодействия социальных акторов (органы государственной власти, органы местного самоуправления, неправительственные организации) представляются в долгосрочном плане наиболее надежной основой институциональных изменений, необходимых для улучшения демографической ситуации»2. В этой связи в Пудожском районе назрела острая необходимость активизации общественных организаций. Глава Пудожского района считает, что многое зависит от руководителя поселения, чтобы общественные организации выполняли функцию повышения уровня социальной активности граждан. «Необходимо поддерживать общественные организации… Конечно, многое зависит и от самого населения, от его активности. Активности населения не будет, если будут сложные социальные проблемы в поселении. Например, безработица. У нас это серьезная проблема». Глава района убеждена, что необходима совместная работа власти с общественными организациями «Я думаю, что касается решения социальных проблем в образовании, культуре, здравоохранении - обязательно необходимо общественное мнение, и общественная организация должна присутствовать в работе различных комиссий, рабочих групп и советов депутатов, действующих при муниципальных органах власти».

1 Добрынин, А.И., Дятлов, С.А., Цыренова, Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной кономике:формирование, оценка, эффективность использования. Под ред. СПб: Наука, 1999. - 309 с., стр. 42.

2 Клупт М. Демография районов Земли. – СПб.: Питер, 2008., стр.337.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Современные особенности и проблемы становления социальной политики по поддержке молодежи на селе