Инновационно-технологическое развитие машиностроения

Борисов В.Н.

Зав. лаб. УРАН ИНП РАН,

г. Москва

Инновационно-технологическое развитие машиностроения

Российское присутствие на мировом рынке технологий не оказывает значимого влияния на развитие научно-производственной базы экономики. При общем низком спросе на новые технологии количество приобретенных зарубежных технологий составляет 6-7% от общего числа востребованных промышленностью [2]. Что касается экспорта технологий, то такой показатель эффективности и конкурентоспособности российской промышленности как отношение числа переданных новых технологий к числу приобретенных в 2005 г. составил 6,6% .

За период 2003-2008 гг. в России средний ежегодный прирост инвестиций в основной капитал составлял 15% [1]. При этом отношение инвестиций к величине валового внутреннего продукта увеличилось с 16,5 в 2003 г. до 20 в 2008 г. Отмечая эту положительную тенденцию, следует сказать о том, что рост объема инвестиций не является единственным условием технологического обновления экономики и решения тех проблем, о которых говорилось выше. Поэтому, кроме оценки объемных показателей инвестиций в основной капитал, необходимо оценивать распределение инвестиций по отраслям экономики, видам деятельности и регионам.

Структура инвестиций в разрезе отраслей экономики, показывает, что более 78% средств инвестируется в 6 отраслей экономики. На все другие отрасли российской экономики приходится 18,3% инвестиций. Около трети общего объема инвестиций приходится на промышленность – 30,6%. Наибольшей инвестиционной привлекательностью обладают транспорт и связь – 21,9%, а также операции с недвижимостью – 17,3%.

Структура инвестиций показывает распределение общей массы вложений в основной капитал экономики. Это распределение характеризует сложившуюся конъюнктуру на рынке инвестиций. На долю реального сектора экономики приходится 61% от общего объема инвестиций. За 5 лет, предшествующих кризису, ежегодный прирост инвестиций в экономику составлял 15%. При этом более высокими темпами (16%) росли инвестиции в отрасли реального сектора. Самая низкая инвестиционная активность среди отраслей, в наибольшей степени обеспечивающих инновационно-технологическое развитие и рост экономики, наблюдалась в обрабатывающей промышленности.

Здесь следует отметить, что самая значительная часть инвестиций в обрабатывающую промышленность – 12,6% от общего объема иностранных инвестиций – была вложена в основной капитал металлургии. Инвестиционная привлекательность этой отрасли в рассматриваемый период была обусловлена самым высоким уровнем рентабельности – более 34%. В то же время в наиболее технологичных производствах обрабатывающей промышленности – отраслях машиностроения – самый высокий уровень инвестиций имел место в автомобилестроении – 2,4% от общего объема иностранных инвестиций. В других отраслях машиностроения этот показатель составлял 0,1-0,2%.

Наступление финансового кризиса определенным образом отразилось на инвестиционной деятельности зарубежных компаний.

Существенно изменились приоритеты иностранных инвесторов в отраслевой ориентации инвестиционных потоков, направленных в промышленный сектор российской экономики. Изменившаяся конъюнктура рынка российского экспорта повлияла на критерии привлекательности инвестиционных проектов. Виды деятельности, которые выбрали инвесторы на ближайшую перспективу, относятся, главным образом, к отраслям обрабатывающей промышленности. При этом рейтинг этих отраслей также претерпел значительные изменения. Те направления инвестирования, которым прежде отдавалось предпочтение, переместились в рейтинге приоритетов иностранных компаний на несколько позиций вниз. Наибольший интерес проявлен к отраслям, которые в предыдущий период не входили в сферу интересов иностранных инвесторов.

Анализ активности иностранных инвесторов в 2008 и начале 2009 гг. позволяет прогнозировать приоритеты инвестиционной деятельности зарубежных компаний в среднесрочном периоде. Прогноз инвестиционной активности иностранных компаний в различных секторах российской экономики является отправным моментом для создания механизма регулирования инвестиционных потоков, то есть повышения инвестиционной привлекательности тех отраслей экономики, интенсивное развитие которых является насущной необходимостью. Целью регулирования должно стать стимулирование прямых инвестиций в ключевые отрасли экономики.

Более 20% потенциальных инвесторов заявили намерение работать в сфере промышленного производства. С добывающей промышленностью связывают свою деятельность только 4% компаний. Это объясняется снижением цен на сырьевые товары на мировом рынке, а также существенной конкуренцией российских добывающих предприятий и жесткими требованиями, предъявляемыми к зарубежным добывающим компаниям российским законодательством, регулирующим природопользование.

В обрабатывающих отраслях намереваются работать 16,6% зарубежных компаний. Это самый высокий показатель инвестиционной привлекательности после торговли. Среди обрабатывающих отраслей наибольший интерес иностранные компании проявляют к отраслям машиностроения (см. табл. 1). В сотрудничестве с российскими машиностроительными предприятиями заинтересовано более 57% иностранных компаний, связывающих свою инвестиционную деятельность с российской обрабатывающей промышленностью.

Таблица 1

Распределение приоритетов иностранных компаний среди обрабатывающих отраслей

Отрасли обрабатывающей промышленности

Уд. вес отрасли, %

Обрабатывающие отрасли – всего

100

Машиностроение и металлообработка

57,4

Химическая и нефтехимическая промышленность

13,9

Производство лекарственных препаратов

10,7

Металлургия

4,1

Другие отрасли обрабатывающей промышленности

13,9

Наибольший интерес представляют иностранные инвестиции в машиностроение, так как именно эта отрасль промышленности производит продукцию с самой высокой долей добавленной стоимости, и, следовательно, вносит существенный вклад в формирование ВВП. Именно развитие отраслей машиностроения может обеспечить устойчивый экономический рост и технологическую безопасность страны. Поэтому развитие машиностроения является главной задачей любой национальной экономики. В России в силу деформаций в развитии экономики отрасли машиностроения начали отставать от своих зарубежных конкурентов еще в 1980-е годы, а в 1990-х практически утратили конкурентоспособность.

Проблема развития машиностроения актуальна уже на протяжении многих лет, но существенных сдвигов пока не наблюдается. Результатом значительных иностранных инвестиций в автомобилестроение в 2000-х годах стало открытие новых автомобильных заводов, ориентированных, главным образом, на сборку легковых автомобилей иностранных марок. В других отраслях машиностроения инвестиционная активность иностранных компаний была крайне низкой.

Исследование спектра интересов иностранных инвесторов позволяет прогнозировать направления инвестиционных потоков в российскую экономику на среднесрочную перспективу. Надо полагать, что они в значительной степени будут соответствовать заявленным при аккредитации видам деятельности (см. диагр. 1). Что касается объемных показателей прямых инвестиций, то, анализируя активность инвесторов в изменившейся экономической ситуации в 2008 г., можно ожидать снижение прямых инвестиций в 2009 г. на 25-30%, по сравнению с 2007 г. Однако, уже в 2010 г. рост иностранных инвестиций в российскую экономику должен возобновиться и приобрести устойчивый характер.

Диаграмма 1. Распределение приоритетов инвестиционной деятельности зарубежных компаний по отраслям экономики, % (на 2009 –2012 гг.).

Решению задачи развития инновационной сферы может в значительной степени способствовать деятельность региональных властей, направленная на активизацию инновационной деятельности на предприятиях обрабатывающей промышленности. Речь не идет об увеличении финансирования научных исследований из средств региональных бюджетов. Сейчас доля регионального финансирования составляет 1% в структуре затрат на технологические инновации и рассчитывать на ее существенное увеличение нет оснований. Задача региональных властей заключается в создании экономической конъюнктуры, благоприятной для развития малого и среднего бизнеса в обрабатывающих отраслях, особенно в отраслях, производящих товары для населения. Оснащение таких предприятий прогрессивной техникой и инновационными технологиями будет существенной компонентой в мультипликативном процессе активизации инновационной деятельности.

Между тем, межрегиональные диспропорции распространяются на инновационную сферу регионов в той же степени, что и на другие экономические и социальные процессы. Вместе с тем, малая востребованность инноваций обусловливает некоторую автономность инновационной сферы, в особенности ее научного потенциала. Это обстоятельство унифицирует процессы, протекающие в инновационной сфере региона, и способствует проявлению одинаковых тенденций практически на всей территории страны.

Задача восстановления и развития инновационной сферы, активизации инновационной деятельности может быть решена только на основе развития инновационного машиностроения. Региональные программы развития должны создавать условия и мотивацию к развитию машиностроительных производств на инновационной основе.

Таблица 2.

Оценка инновационной деятельности отраслей машиностроения в 2007 г.

по индексу инновационной активности

Отрасли машиностроения

Доля инновационно-активных предприятий в объеме производства отрасли, %

Доля инновационной продукции в объеме производства инновационно-активных предприятий,%

Индекс инновационной активности

Машиностроение

68,1

15,9

0,258

Тяжелое, транспортное и

энергетическое машиностроение

75,8

13,1

0,223

Электротехническая промышленность

52,7

15,8

0,243

Химическое и нефтяное

Машиностроение

52,4

18,4

0,272

Станкостроительная и

инструментальная промышленность

40,0

8,8

0,144

Приборостроение

53,4

18,8

0,278

Автомобильная промышленность

80,0

16,5

0,274

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

60,2

7,5

0,133

Машиностроение для легкой и

пищевой промышленности и

бытовых приборов

28,8

16,5

0,210

Для дальнейшего анализа влияния инновационного фактора на эффективность производственно-экономической деятельности предложен показатель – индекс инновационной активности, который определяется как обобщающая оценка, исходя из коэффициента, характеризующего долю инновационно-активных предприятий в общем объеме выпуска продукции в отрасли и коэффициента, показывающего долю инновационной продукции в общем объеме выпуска продукции инновационно-активных предприятий. Этот показатель может использоваться для сравнения уровня инновационной активности в отраслях промышленности (см. табл.2) или по группам однородных предприятий. При изучении индекса инновационной активности в динамике может проводиться факторный анализ условий инновационной деятельности.

Развитие инновационной сферы отраслей машиностроения в направлении широкого освоения прогрессивных технологий обеспечит переход на качественно новый уровень промышленного производства. Широкое внедрение технологий и оборудования нового поколения позволит достичь такого уровня ресурсосбережения и качества выпускаемой продукции, которые могут способствовать существенному повышению степени импортозамещения и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции отраслей машиностроения. Для этого нужно всего лишь одно – повернуть финансовые потоки в РФ в сторону реального сектора экономики, вернуть хотя бы часть из них в воспроизводственный процесс экономики, в т. ч. в его сердцевину – обрабатывающие производства.

Библиография.

  1. Российские статистические ежегодники. М.: Росстат, 2001-2008.
  2. Технологии машиностроения. Центр технологий машиностроения. М.: 2004-2009

PAGE 5

Инновационно-технологическое развитие машиностроения