Агент-ориентированная модель г.Москвы
Фаттахов Марат Рафаэльевич
Центральный экономико-математический институт РАН
г. Москва
Агент-ориентированная модель г.Москвы
Россия является участницей происходящих глубоких изменений в общемировом цивилизационном процессе. Объективной экономической основой сближения региональных цивилизаций выступают общие интеграционные процессы становления всемирного рыночного хозяйства, развивающиеся под воздействием глобализации. Прежде всего, это относится к странам Европы и Азиатско-тихоокеанского региона (далее АТР), где наблюдаются бурные объединительные процессы, складывается новый центр мировой торговли с уникальной культурой, огромными трудовыми и сырьевыми ресурсами, высокоразвитым технологическим базисом. При этом возникающие специфические внутритерриториальные проблемы оказывают значительное влияние на развитие международной и мирохозяйственной системы в целом.
В Европейских странах и АТР быстро развиваются крупные городские агломерации такие как Лондон, Париж, Токио, Осака, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сеул, Мумбаи, Дели, Шанхай, Пекин, Джакарта и др., которые являются ядрами формирования территориальных экономических комплексов и инновационных кластеров. Крупнейшие агломерации играют все большую роль в мировой экономике, в стягивании демографического, инновационного и научно-образовательного потенциала. Происходит активное включение крупных городских региональных агломераций в мировую распределительную систему управления глобальными процессами. Наличие таких агломераций является важным конкурентным преимуществом.
В настоящее время государственная политика регионального развития в долгосрочной перспективе будет формироваться исходя из следующих основных принципов:
- Скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию зон опережающего экономического роста, представляющих собой в первую очередь городские агломерации, на территории страны с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.
- Инновационно- и социально-ориентированный путь развития предполагающий многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития. Конфигурация пространственного развития становится более разнообразной, не привязанной жестко к сложившимся энерго-сырьевым и финансовым зонам развития, появляются новые центры инновационного роста, опирающиеся на концентрацию человеческого и технологического потенциала.
- Инновационный и социальный векторы долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе проявляются в развитии научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой.
Данные пункты нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и в Концепции совершенствования региональной политики Российской Федерации.
В период до 2016 года региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста, к которым относятся крупнейшие агломерации с наиболее динамичным экономическим ростом, обеспечивающим приток населения и инвестиций.
Для реализации экономического потенциала России необходимо комплексное развитие всех крупных городов и агломераций, в том числе г. Москвы как экономически значимого центра, сопоставимого с крупнейшими городами сопредельных государств.
С учетом общемировых тенденций, стратегических интересов России в мировом хозяйствовании и объективной необходимости улучшения социально-экономического положения общей целью развития г. Москвы следует признать формирование устойчивой и интенсивно развивающейся крупной территориальной агломерации городского типа, сопоставимой по масштабам населения, экономическому, научно-техническому и культурному потенциалам с городскими центрами развития Европейского, Азиатско-тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии. Достижение указанной цели может обеспечить экономическое и политическое закрепление Российской Федерации на лидирующих мировых позициях.
Перед коллективом авторов была поставлена задача разработать единую методологию, позволяющую получить количественную оценку экономической эффективности сценариев и реализации стратегий развития городских агломераций как новых центров социально-экономического развития. Под экономической эффективностью понимается увеличение темпов роста основных макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе (добавленной стоимости, создаваемой на соответствующей территории, реальных доходов населения, уровень безработицы и т.д.).
В рамках разработки упомянутой методологии была создана комплексная агент-ориентированная модель (далее АОМ) Московской агломерации.
Агент-ориентированные модели (agent based models) новое средство получения знания (специальный класс моделей), в последнее время все чаще используемое в общественных науках (в том числе экономических). Основная идея, лежащая в основе АОМ, заключается в построении «вычислительного инструмента» (представляющего собой совокупность агентов с определенным набором свойств), позволяющего проводить симуляции реальных явлений.
АОМ Москвы состоит из 5 основных блоков: два активных класса, это люди (агенты) и предприятия, административные округа и два инфраструктурных блока дороги и общественный транспорт, который представлен метро.
Люди:
Каждый человек имеет в качестве переменных: возраст, район проживания, район работы, денежный баланс (з/п - транспортные расходы - квартплата - питание - др. расходы). При большом положительном денежном балансе человек может переехать в более комфортабельный для проживания район или купить себе автомобиль. В тоже время, если человек потерял работу и долгое время его денежный баланс отрицательный он вынужден сначала продать машину, а в последствие и переехать.
Все люди делятся на 3 группы: автомобилисты, те кто пользуются метро и те кто ходят пешком. В зависимости от этих групп у каждого человека ежемесячно высчитываются транспортные расходы до работы и обратно домой, а также время, затрачиваемое в пути.
У людей существует шкала «настроения», складывающаяся из уровня комфорта района в котором они проживают, величины з/п, транспортных расходов, времени затрачиваемого на дорогу до работы и обратно и используемого для этого вида транспорта.
Например, жить в ЮЗАО и ездить на хорошо оплачиваемую работу на автомобиле удобно и комфортно нашему агенту. Мене предпочтительным является, например, ежедневная 1,5 часовая поездка из района Химки на работу на общественном транспорте.
На данном этапе в модели существуют более 50 тысяч агентов. Стоит так же особо отметить, что все агенты индивидуальны, а для создания их «интеллекта» нами использовались искусственные нейронные сети.
Фирмы:
Переменными для данного блока являются: район расположения офиса, максимальное число работников, цена аренды офиса, денежный баланс, фонд заработной платы. При положительном денежном балансе предприятие может изменить место фактической регистрации и переехать в более престижный район. При отрицательном фирма переезжает в менее привлекательный район с меньшей ценой пребывания (ценой аренды). Если эти антикризисные меры не помогают, фирма прекращает свое существование.
Офис может, как нанимать новых сотрудников (агентов) на работу, так и сокращать их при тяжелом финансовом положении. Исходя из этого, в модели формируется 2 списка: так называемая «биржа труда» и «лист вакансий».
Рассмотрим пример с предприятием, оказавшимся в тяжелом финансовом состоянии. Менеджмент, пытаясь избежать банкротства, стремится минимизировать издержки путем увольнения ряда работников и переездом предприятия в зону с меньшей ценой пребывания. При этом для каждого агента пересчитывается новое расстояние до работы, вид транспорта на котором он будет передвигаться и как следствие сумма, потраченная на транспортные расходы. Исходя из этого, его «настроение» может измениться и агент примет решение оставаться на этой работе или уволиться и найти новую более удобную или более оплачиваемую работу.
Дороги:
На данном этапе выделен дорожный скелет Москвы примерно 50 основных автомагистралей.
Каждый отрезок дороги имеет свою длину, пропускную способность, текущую загруженность, ограничение скорости. Из данного блока мы получаем время затрачиваемое агентами для передвижения по городу с учетом пробок и ограничения скорости.
Метро:
На карту Москвы нанесены все 186 станций метро включая легкие линии.
Принцип работы данного блока схож с «Дорожным». Агент также находит начальную и конечную точки своего маршрута, затрачивает определенное время в пути и платит цену за проезд. Исключением является то факт, что загруженность линий метро не влияет на время в пути. Т.е. здесь работает принцип «менее комфортно, но без пробок».
Районы:
На данном этапе разработки модели выделены 10 административных округов, но в перспективе данная модель охватит все 123 района г.Москвы.
Районы имеют свои границы, названия. В них располагаются предприятия, арендующие площади, жители, дороги и станции метро. В качестве параметров задается: максимальное число жителей, квота на число предприятий, уровень комфорта. Цена аренды площади для предприятий в модели формируется исходя из равновесия спроса и предложения.
Первоначальные расчеты модели показали необходимость создания в г.Москве зон с высоким уровнем жизни населения, так называемых «городов в городе» на месте вынесенных за МКАД производственных зон. Таким образом, будут создаваться автономные районы проживания с хорошо развитой социальной, транспортной инфраструктурой и экологией. Данные зоны предпочтительно формируются по принципу место проживания место работы, что позволить создавать кластеры «по интересам» (например район программистов или ученых) снизив, тем самым, транспортную напряженность мегаполиса.
Использование АОМ г.Москвы позволяет проследить результаты принятия управленческих решений, не только в социально-трудовом аспекте и области динамического развития городской системы, но и в инвестиционной политики, транспортно-логистикаческой, градостроительной, пространственно-производственной, а также во многих других областях исследований. Вследствие этого на данной модели можно проводить широкий спектр различных экспериментов.
Благодаря своей гибкой форме данную модель можно легко модифицировать под конкретную задачу, а также использовать при оценке эффективности формирования и развития других городских агломераций, таких как, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Самаро-Тольяттинская, Казанская, Ростовская, Екатеринбургская, Челябинская, Иркутская, Красноярская, Хабаровская, Владивостокская.
Литература:
- Бахтизин А.Р. Агент - ориентированные модели экономики. М.: Экономика 2008.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
- Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации.
PAGE \* MERGEFORMAT 4
Агент-ориентированная модель г.Москвы