Экономический анализ российской «газовой» политики

Чернавский С.Я. (ЦЭМИ РАН),
Эйсмонт О.А. (ИСА РАН, РЭШ)

Экономический анализ российской «газовой» политики

Конспект

Запасы российского природного газа составляют около трети мировых запасов, при этом российский природный газ конкурентоспособен не только на внутрироссийских рынках энергии, но и на европейском рынке газа. В российской газовой политике Газпром является, доминирующим поставщиком природного газа на внутренний рынок газа и единственным экспортером российского природного газа.

На внутреннем рынке государство, продолжая регулировать цены газа, повышает тарифы на него с тем, чтобы реализовать принцип равной доходности, согласно которому для российских потребителей тарифы определяются по европейским ценам за вычетом издержек транспорта газа и экспортных пошлин. В дальнейшем, государство предполагает либерализацию внутреннего рынка с постепенным повышением объема продаж газа на свободном рынке и с сохранением доминирования на нем Газпрома. Свободные торги относительно небольшими объемами газа были начаты в 2006 г.

На европейском рынке в течение многих лет Газпром стремится максимально усилить свои позиции на европейском рынке газа, увеличивая масштаб экспорта газа, заключая долгосрочные договоры «take or pay», в которых контрактная цена определяется по цене корзины нефтепродуктов на мировом рынке.

По отношению к странам бывшего СССР, которые покупают российский газ, Газпром стремится реализовать принцип равной доходности с поставками газа на европейский рынок, а по отношению к странам-поставщикам газа – использовать свою рыночную власть как транзитера.

В работе анализируются экономические угрозы российской газовой политике как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

На внутреннем рынке – эти угрозы связаны

- с завышением тарифов на газ для российских потребителей при реализации принципа равной доходности и

- либерализацией рынка газа при сохранении доминирования Газпрома.

На внешних рынках угрозы российской газовой политике обусловлены

- возможным ростом рыночной власти стран, через которые экспортируется российский газ в Европу,

- формированием мирового рынка газа в связи с удешевлением технологии сжиженного природного газа (СПГ) и ростом издержек добычи газа в Европе, а также

- возможной консолидацией газовой политики европейских стран по отношению к Газпрому.

Угрозы на внутреннем рынке. Данные о торгах на свободном рынке в России подтверждают наличие угрозы российским потребителям завышения цен газа. Так, согласно данным о проведенных торгах, средняя цена газа на свободном рынке в 2008 г. превысила средний тариф приблизительно на 30 % и составила около 70 долл./1000 м3, что в разы ниже цены, определяемой на основе принципа равной доходности.

Экономический анализ угрозы роста цены газа на свободном рынке при сохранении доминирующего положения Газпрома выполнен на модели двухсекторного рынка газа. Предполагалось, что в регулируемом секторе природный газ поставляется единственным поставщиком – Газпромом, а в секторе свободной торговли наряду с Газпромом участвуют независимые компании.

Показано, что даже в условиях доминирующего положения Газпрома на свободном рынке при доле последнего, не превышающей некоторого критического значения, цена природного газа равна тарифу на регулируемом рынке. При доле свободного рынка выше критической, цена газа на свободном рынке будет превышать регулируемый тариф. При вполне реалистичных соотношениях между тарифом и предельными издержками поставок газа критическая доля свободного рынка равна 8 %. Полная либерализация рынка газа может привести к формированию на рынке монопольно высокой цены газа для российских потребителей.

Торговля с Европой. Существующая схема поставок российского газа в Европу унаследована от Советского Союза, в соответствии с которой пункты поставки газа находятся в Европе за пределами Украины, которая около трех четвертей своих потребностей покрывает за счет российского газа, что создает возможность установления Россией для Украины монопольно высокой цены газа, а Украиной - монопольно высокой платы за транзит российского газа. Анализ торговли российским природным газом показал, что прибыль, получаемая Россией от торговли природным газом с Украиной, заметно выше прибыли, которую Россия получала бы в том случае, если бы Украина полностью использовала свою монопольную рыночную власть страны-транзитера. Механизм делегирования, т.е. установление цены российского газа, поставляемого на Украину, в зависимости от устанавливаемого Украиной транспортного тарифа приводит к значительному росту прибыли России. В случае продажи российского газа европейским потребителям в соответствии с функцией спроса на российский газ, а не по «формуле цены», наибольшую прибыль на оптовом рынке Россия получает при продаже газа на границе России и Украины. Такой вариант торговли, однако, лишает Россию возможности внедрения на внутренние рынки газа в Европе.

Об участии России в газовом картеле. Образование мирового рынка природного газа, несомненно, ослабит рыночную власть России на европейском рынке. Это ставит для России важный вопрос о том, какая структура этого рынка предпочтительна. Учитывая весьма высокую концентрацию мировых запасов газа в сравнительно небольшом числе стран, вполне реальной представляется перспектива создания газового картеля.

Априори нельзя утверждать, что газовый картель выгоден для России. С одной стороны, образование картеля приведет к росту мировых цен природного газа, с другой – участие России в картеле накладывает на нее ограничения по объемам поставляемого на рынок газа. Ответ на вопрос о том, выгоден ли картель для России или нет, зависит от нескольких факторов, среди которых – издержки поставок газа России и остальных членов картеля, поведение остальных членов картеля, физические ограничения на экспорт российского газа, возможности раздела мирового рынка газа между участниками картеля. Экономический анализ был сделан с помощью модели, в которой предполагается, что на европейском рынке природного газа действуют 3 основных поставщика газа: 1) европейские производители, 2) Россия и 3) прочие страны – экспортеры, причем последние поставляют газ в виде СПГ. Предполагается, что европейские поставщики газа действуют конкурентным образом, при этом объем газа, поставляемого ими на европейский рынок, ограничен. Отсутствуют ограничения на поставки СПГ в Европу. Учитывая гигантские запасы газа в России, низкие (в сравнении с другими поставщиками газа в Европу) издержки поставки российского газа в Европу, значительные мощности газопроводов из России в Европу, предполагается, что Россия является доминирующим игроком на европейском рынке газа. Рассмотрено несколько вариантов организации европейского рынка газа – от конкурентного до монопольного. При вполне реалистичных значениях основных параметров участие России в картеле обеспечивает ей более высокую прибыль в сравнении со случаем конкурентного поведения поставщиков СПГ. Увеличение издержек поставок российского газа, а также ограничения на его экспорт повышают привлекательность участия России в картеле.

О газовой политике России в условиях интеграции газовой политики европейских стран. Политика либерализации европейских энергетических рынков, стремление ЕС к проведению единой в отношении России «газовой» политики, а также то, что весь российский газ экспортируется в Европу по газопроводам, могут привести к образованию монопольно-монопсонического (один продавец и один покупатель) российско-европейского рынка природного газа. При этом Россия должна решить так называемую задачу торга. Ее решение определяется переговорными силами участвующих в торге сторон. Если доминирует Россия, она может установить Европе монопольно высокую цену природного газа и получать соответствующую прибыль. Если доминирует Европа, она сможет покупать российский газ по цене, равной предельным издержкам его поставки в Европу, что лишит Россию рентных доходов. В общем случае рыночная власть каждой из сторон будет, в значительной степени, зависеть от возможностей их доступа к мировому рынку природного газа. Учитывая быстро растущую роль СПГ в мировой торговле газом, доступ сторон к мировому рынку газа будет определяться: для России имеющимися мощностями по сжижению природного газа, а для Европы – мощностями его регазификации. С помощью разработанной модели были проведены оценки рыночной власти России и Европы и определены равновесные значения прибыли России и излишков европейских потребителей российского газа. Основной результат состоит в том, что при наличии монопольно-монопсонического российско-европейского рынка газа прибыль России всего на 5 % выше ее гарантированной прибыли. В то же время излишки европейских потребителей выше гарантированного для них значения в полтора раза. Такой результат объясняется низким уровнем переговорной силы России, что, в свою очередь, является следствием как высоких издержек по строительству мощностей по сжижению природного газа в сравнении с издержками регазификации, так и высокой нормы процента в России в сравнении с европейской. Поскольку формирование монопольно-монопсонического российско-европейского рынка газа весьма невыгодно для России, ее мощности по сжижению природного газа следует вводить, не дожидаясь формирования монопольно-монопсонического российско-европейского рынка газа.

Выводы. Таким образом, из экономического анализа российский «газовой» политики следует, что по отношению к российским потребителям она должна быть модернизирована как в сфере ценообразования, так и при определении доли свободного рынка и условий доступа на него Газпрома. Анализ внешней «газовой» политики показал, что оптимизация схемы торговли российским газом с Европой может уменьшить рыночную власть страны – транзитера. Внешняя «газовая» политика России должна адаптироваться к меняющимся рыночным условиям, что, в частности, должно отразиться на изменении механизма формирования экспортных цен газа, возможности участия России в газовом картеле и предотвращении формирования монопольно-монопсонического российско-европейского рынка газа.

Экономический анализ российской «газовой» политики