УРОК В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Р.Г. ЛЕМБЕРГ

УРОК В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Р.Г. ЛЕМБЕРГ

Бекмагамбетова Р.К. – доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики, дошкольного и начального образования КазНПУ имени Абая (г. Алматы, Казахстан)

Раиса Григорьевна Лемберг – один из видных казахстанских ученых в области дидактики. Ее перу принадлежат замечательные труды о построении урока, которые не потеряли своей значимости в условиях реформирования педагогического процесса в общеобразовательной школе.

Сегодня совершенно очевидно, что прежний опыт проведения урока себя исчерпал. Урок меняется и приобрел черты современной ему культуры. Из урока с жесткой регламентацией и дисциплиной, неукоснительным подчинением учеников, он превратился в урок, строящийся на гуманной основе, способствующий индивидуальному развитию личности.

Стратегия сегодняшнего урока выходит за пределы простой передачи знаний учащимся. Урок стал формой обучения, позволяющий развитию способностей детей, на уроке ученик стал активным субъектом жизни и творчества.

Именно в условиях реформирования урока необходимо обратиться к дидактическим взглядам великих педагогов. К числу которых, мы относим и Р.Г. Лемберг.

Ее дидактические исследования по проблеме урока опираются как на теоретические знания, так и на педагогический опыт учителей практиков.

Мы считаем, что обращение к педагогическому наследию Р.Г. Лемберг поможет повысить эффективность процесса организации обучения в школе.

Вопросам урока посвящены следующие труды великого ученого: «Вопросы построения урока», «Дидактические очерки», «Урок в начальной школе», «Вопросы методики урока», «Вопросы психологии урока».

Следует заметить, что в этих трудах Р.Г. Лемберг широко осветила самые разнообразные вопросы, касающиеся урока.

Например, основная ось урока, виды работ и соотношение соответствующих частей урока, место урока в очередной теме, сочетание психологических и дидактических структур урока.

К тому же, ею обстоятельно изучены психологические основы познавательной деятельности учащихся, место отдельного урока в системе уроков, добровольная и обязательная деятельность на уроке.

По ее мнению, требования системности в преподавании обязывают учителя не только к вдумчивой работе по распространению программного содержания, но и по построению его, и обслуживанию методическими приемами. Она отмечает, что при планировании структуры урока учитель должен четко продумывать не только содержание, но и обратить особое внимание на все мелкие детали, которые играют немаловажное значение при проведении урока.

Лемберг Р.Г. поднимает вопрос о ведущей идее, определяющей построение урока. На каждом уроке должна быть основная идея, которая реализуется в течении урока.

По мнению Р.Г. Лемберг, нет основания приурочивать каждый элемент урока к особому типу урока. На занятиях с большим успехом сочетаются элементы закрепления и учета, работа над подачей нового материала с инструктажем к домашнему заданию. Иногда урок целиком посвящается изучению нового материала, могут иметь место и специальные учетные и повторительные уроки, а также обобщающие занятия. Но классифицировать все это структурное многообразие и приурочивать к пяти- шести типам не представляется необходимым.

В книге «Вопросы методики урока», опираясь на опыт передовых педагогов и анализ каждой из структурных компонентов урока, она выдвинула в центр внимания несколько наиболее острых методических вопросов, которые касались общего построения урока:

Задача вступления состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся, создавать условия для оптимального приема знаний, обеспечить преемственности знаний.

Работа над новыми знаниями и материалом со стороны учителя очень сложная и ответственная. Связь между фактами и обобщением должна осознаваться детьми, обучение должно быть в поле зрения учителя при подаче знаний ученикам. Работа над новыми материалами включает в себя накопление, представление о явлении жизни, обработку этого материала абстрактным мышлением для установления причинно- следственных связей, закономерностей осознания практического значения усвоенных знаний.

Закрепления новых знаний, умений и навыков в руководстве учителя важен не менее чем другие виды работы. Учителю необходимо прибегать к помощи графических приемов, решение различного рода задач, постановки наблюдения, использование средств исскуства художественной литературы, конкурсов и итоговых работ. Ни одно знание или умение не может быть включено в действие, использовать в практике, если оно основательно не закреплено.

Учет знаний, умений и навыков необходим и незаменим как учебное средство, когда он систематичен и индивидуален. Хотя учитель составляет свое представление об успехах ученика, его способностях, знаком с семейной обстановкой ученика. При поверхностном опросе, проводимом по небольшому материалу, элементы субъективности и формализации усиливаются, при проверке более основательной темы баллы становятся более объективными.

Домашнее задание есть труд, который выполняется учащимися самостоятельно. А моментам обязательности и ответственности присуще жизнеорганизованное начало. В основе должно лежать не механизм, а теоретический труд, соответствующий интересам учеников. Особенно важно то обстоятельство, что при продуманной организации домашнего задания могут сыграть не только вспомогательные средства по отношению к учебной природе, но организованное начало во всем жизненном обиходе подрастающего поколения. Они могут внести в жизнь школьника элементы культурного времяпровождения, внедрить потребность к чтению, интерес к искусству, облагородить игры и развлечения [1].

Лемберг Р.Г. подчеркивает, что все учебные элементы в составе урока взаимосвязываются и выступают в различных сочетаниях в зависимости от содержания материала, возраста детей, расписания и задач урока. В зависимости от того какие дидактические задачи решаются на уроке, в педагогике традиционно существуют комбинированный тип урока, работа над новым материалом и др. [2].

Лемберг Р.Г. внесла некоторые изменения в структуру комбинированного типа урока в зависимости от психологической структуры урока, т.е. степени работоспособности учащихся, зоны их активности.

Следует заметить, еще в 40-50-е годы Р. Г. Лемберг с группой алматинских учителей, посетив более 1000 уроков, вывела закономерность о сочетании дидактической и психологической структуры урока. В "Вопросах психологии урока» она пишет: «Заметной особенностью урочного часа является своеобразная «кривая активности». Эта «кривая» может отклоняться от своего обычного профиля при высоком уровне преподавания или при крупных ошибках преподавателя, колебаться в зависимости от возрастного и индивидуального состава класса, но все же ей присуща достаточная типичность. Эта «кривая» отражает взлеты и спады познавательной активности на уроке.

Первые минуты урока оказываются весьма сложными в психологическом и маловыгодными в учебном отношении. Внимание у большинства учащихся еще не установилось, познавательный интерес к содержанию урока еще не сложился; к тому же не улеглось еще эмоциональное возбуждение, не затормозились моторные реакции, вызванные раздражителями, действовавшими во время перемены.

Послужат ли сдерживающие замечания учителя, иногда его окрики, а также организационная суета наилучшими средствами для преодоления рассеивания внимания, мобилизации познавательных устремлений?

Опытные учителя предлагают другое содержание для начала занятий, указывают на существенное значение «ввода», вступительной части для «спуска в действие механизма» урока.

После первых минут «разболтанности» (как любят выражаться учителя) учащиеся, привлеченные содержанием начавшихся в классе занятий и в силу сложившегося стереотипа поведения, вступают в работу. Учебная активность поднимается, устанавливается внимание; отдохнувшие на перемене учащиеся готовы к познавательной деятельности.

Этому благоприятному расположению к учению соответствует лучшая на уроке «зона активности». Она держится в среднем минут 25-30.

Но этот выгодный в психологическом отношении период учитель обычно использует для опроса, т.е. проверки и оценки знаний. Когда время занятий переходит за 30 минут, «лучший период» обычно оказывается на исходе. Высокое качество преподавания, интересное содержание удлиняют период наивысшей активности, низкая методическая постановка преподавания сокращает ее. Дети младших возрастов не дотягивают до 20 минут, старшие слушают с успехом и больше 30 минут.

Но все же для урока типично, что в последние 15 минут активность снижается, причем в первые 10 минут ослабление активности совершается постепенно, а в последние 5-7 минут она приобретает характер крутого спада [3].

По мнению Р.Г. Лемберг, это обстоятельство нужно учитывать каждому учителю при подготовке урока и эффективно использовать «зону активности», именно в этот период включить детей в активный познавательный поиск, при этом умело применяя активные методы обучения.

Она выступает против трафаретной структуры урока, требовала от учителя творческого подхода к проведению урока, применяя игровые моменты, новые педагогические технологии обучения.

Лемберг Р.Г. выступала против шаблонного характера урока, снижающего творческую активность учителя и учащихся, затрудняющего успешное решение задач повышения эффективности процесса обучения.

Идея творческого подхода к проведению урока пронизывает труды великого педагога.

Ученый придает большое значение роли учителя в подготовке и проведении урока.

Хороший урок, по ее мнению, - это творческое произведение педагога. Именно в нем должны быть заложены индивидуальный стиль учителя, авторская идея.

Учитель обязан основательно готовиться к проведению урока. Главное при подготовке урока – это определение его цели. Цель урока должна отличаться конкретностью.

Урок, несмотря на его малую длительность, является законченным этапом процесса обучения. Известный ученый обосновал необходимость создания непринужденной, свободной обстановки на уроке, когда ученик отстаивает свое мнение, высказывает свою точку зрения. Задача учителя состоит в том, чтобы понять состояние ученика, создать условия для их творчества. По ее убеждению, успешность обучения учеников во многом определяется той обстановкой, которая царит на уроке.

Труды ученого дали новый импульс творческим исканиям учителей и развитию теории в области совершенствования урока. Р.Г. Лемберг в большой мере способствовала тому, что структура урока стала отличаться большим разнообразием, отражая специфику организации познавательной деятельности учащихся и руководящей роли учителя. Важной чертой урока в то время стала тесная связь с социальной жизнью. Все более органично урок стал вписываться в систему жизнедеятельности школьников, побуждать их к применению полученных знаний на практике, в общественно-полезном производительном труде, культурно-просветительной клубной деятельности.

Лемберг Р.Г. отмечала, что на уроке решаются три задачи:

- обучающая,

- воспитательная,

- развивающая,

и они тесно взаимосвязаны между собой.

Ею урок рассматривался как целостное явление, где все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.

По ее мнению, основное назначение урока не в передаче знаний учащимся, а в формировании и развитии личности, его мировоззрения, кругозора, воспитании нравственных качеств, интеллектуальном развитии ученика.

Таким образом, великий ученый считает урок – основой учебно-воспитательного процесса, в котором отражаются все особенности и достижения этого процесса.

Список использованных источников:

1. Лемберг Р.Г.Вопросы методики урока. – Алма-Ата, 1957. – 15с.

2. Лемберг Р.Г.Дидактические очерки. Изд. 2-е, перераб. – Алма-Ата, 1964. – 140с.

3. Лемберг Р.Г.Вопросы психологии урока // Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев. – Алматы: Рауан, 1995. – С.270-271.

PAGE 1

УРОК В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Р.Г. ЛЕМБЕРГ