Инфраструктурные факторы стратегического развития региона: транспорт Дальнего Востока
Бардаль А. Б.,
Институт экономических исследований ДВО РАН, г. Хабаровск
Инфраструктурные факторы стратегического развития региона: транспорт Дальнего Востока1
Развитие столь обширного по территории, крайне неравномерного по освоенности и расселению региона как Дальний Восток, удаленного от центральных районов страны и занимающего пограничное положение, невозможно без создания опорной транспортной сети. Транспортный комплекс должен не только обеспечивать внутрирегиональные потребности в перемещении грузов и пассажиров, но и транспортную доступность западных и центральных районов России, а также обслуживать процессы взаимодействия со странами АТР. Принципиальным является согласованное развитие транспортной системы (с заданной системой целей, задач и приоритетов) с направлениями общего экономического развития региона. При отсутствии подобной согласованности транспорт (точнее недостаточность его отдельных элементов) может стать фактором, ограничивающим экономический рост Дальнего Востока.
В настоящее время на Дальнем Востоке в отличие от европейских регионов, где в основном сформирован опорный каркас транспортной инфраструктуры, требуется строительство новых путей сообщения, в том числе направленных не только на организацию взаимосвязанной системы добычи, переработки и транспортировки сырьевых грузов. Высокая неравномерность пространственного распределения транспортной сети, ограниченность и незавершенность опорной широтной и отсутствие в сущности меридиональной наземной транспортной инфраструктуры является ограничением в освоении региона, тормозом экономического роста, а также негативным фактором в обеспечении социальных стандартов жизни людей.
Очевидно, что развитие транспортной инфраструктуры должно быть увязано с ключевыми направлениями развития экономики региона. Но развитие транспорта на Дальнем Востоке является безусловным приоритетом во всех сценариях и типах экономического развития региона, если они, конечно, не отвергают собственно необходимости экономического роста региона. Возможны только варианты, комбинации, например, структуры пакета проектов развития и модернизации транспортной инфраструктуры, варьирование календарных сроков их реализации и т.п. Различными могут быть направления и точки конкретного приложения применяемых инструментов государственно-частного партнерства; условий заключения концессионных соглашений; создания особых экономических зон портового типа (на базе морских, речных портов, а также международных аэропортов); инструментов инвестиционного финансирования.
В рамках любого сценария развития Дальнего Востока лишь создание опорной транспортной сети обеспечит корпорациям доступ к базовым факторам производства и целевым рынкам сбыта, уровень обслуживания и приемлемую экономическую рентабельность для осуществления бизнеса, а для населения повысит уровень комфортности проживания, создаст условия реализации социальной мобильности и повысит уровень жизни в целом.
Текущее состояние транспортной инфраструктуры Дальнего Востока России не соответствует цели развития региона. Признание данного факта на государственном уровне привело к принятию управленческих решений с использованием программного подхода. В настоящее время действует ряд документов федерального уровня, задающих стратегические цели и регламентирующих формирование транспортного комплекса Дальнего Востока1.
В настоящее время Минэкономразвития подготовлен проект «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», в котором развитие транспорта представлено как один из приоритетов регионального развития.
За период 2000-2008 гг. на территории ДФО был реализован ряд проектов модернизации транспортной инфраструктуры. Среди перспективных проектов наиболее важными являются:
- Завершение строительства автомобильной дороги Амур «Чита-Хабаровск»;
- Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к бухте Козьмино для пропуска нефтяных маршрутов.
- Реконструкция железнодорожной линии Комсомольск-на-АмуреСоветская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля.
- Комплексная реконструкция участка железной дороги УссурийскБарановскийХасан.
В перспективе запланировано существенное развитие транспортной инфраструктуры Дальнего Востока: к 2020 г. увеличение мощностей морских портов региона на 63 млн т (с учетом разработанных проектов); до 2030 г. строительство новых железнодорожных линий общей протяженностью 5,3 тыс. км, строительство вторых путей 1,1 тыс. км2.
В 2008-2009 гг. на проявления экономического кризиса, выразившиеся для транспорта в сокращении объемов грузов, предъявляемых к перевозке, наложились последствия следующих экономических решений:
- изменение экспортных пошлин на вывоз круглой древесины;
- изменение условия таможенного оформления металлолома;
- изменение импортных таможенных пошлин на автомобили;
- изменение порядка оформления выловленной рыбы;
- реализация программы подготовки к саммиту АТЭС в Приморском крае.
Указанные направления неоднозначно отразились на работе транспортной системы ДФО. Возникли новые угрозы реализации инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока России, выраженные в продлении сроков реализации проектов, сокращении объемов финансирования.
В связи с этим изменились, в частности, и перспективы развития транспортной сети Дальнего Востока. Например, в условиях снижения финансовых ресурсов ДВЖД в 2009 г. сосредоточила свои усилии на трех ключевых проектах:
- Реконструкция Лагар-Аульского тоннеля.
- Строительство второй очереди мостового железнодорожного перехода через реку Амур у Хабаровска.
- Реконструкция участка Комсомольск-на-АмуреСоветская Гавань со строительством Кузнецовского тоннеля.
В 2009 г. два из указанных проекта были завершены: в июле был введен в эксплуатацию Лагар-Аульский тоннель, в сентябре завершено строительство второй очереди железнодорожного мостового перехода через реку Амур у Хабаровска.
В автодорожном хозяйстве Дальнего Востока приоритетным является проект строительства автодороги «Амур» Чита-Хабаровск.
В стратегической перспективе (средне- и долгосрочный периоды) основной угрозой стабильности роста в дальневосточном регионе в условиях ресурсно-ориентированного типа экономики является несогласованность развития видов транспорта.
Основная проблема в отсутствии тесного взаимодействия в текущее время и комплексного подхода при планировании развития морского и железнодорожного транспорта. Негативными последствиями в текущем периоде являются заторы железнодорожных составов на подходах к морским портам (проблема «брошенных» поездов), а в долгосрочном периоде недостаточная пропускная способность отдельных участков железной дороги может стать реальным ограничением работы морских портов.
Показательным является то, что проблема простаивающих в ожидании выгрузки вагонов актуальна даже в кризисный период. Например, в августе 2009 г. на ДВЖД в адрес морских портов Приморского и Хабаровского края простаивают 72 грузовых состав, около 4500 вагонов. На направлении Владивостокского торгового порта ожидало выгрузки 1272 вагона с металлом, ст. Крабовая - 909 вагонов с нефтепродуктами, морского порта Посьет - 600 вагонов с углем. Скопление железнодорожных вагонов на подъездах к морским портам региона в зимние месяцы повторяется ежегодно. Причиной является несогласованность действий различных видов транспорта, проявляющаяся в различных аспектах совместной деятельности: проблемах оформления документации при выгрузке подвижного состава, технологическом разрыве уровней развития железнодорожного и портового комплексов и т.д.
Примером негативных проявлений несогласованности действий морского и железнодорожного транспорта в перспективе является участок железной дороги Оунэ-Высокогорная (Хабаровский край). Реконструкция данного участка дороги со строительством нового Кузнецовского тоннеля необходимо для расширения пропускной способности железнодорожной ветки, конечными пунктами которой являются морские порты Ванино и Советская Гавань. В перспективе порты Ванино и Советская Гавань рассматриваются как единый транспортный узел. В июне 2008 г. морской порт Советская Гавань включен в число территорий, где будут созданы особые экономические зоны портового типа (ПОЭЗ).
В 2008 г. была введена в опытно-промышленную эксплуатацию первая очередь нового балкерного терминала в морском порту Ванино (Сибирская угольная компания (СУЭК), мощность 12 млн т угля в год). В 2009 г. состоялось официальное открытие терминала, до конца года планируется обработать 5,5 млн т экспортного угля.
В период до 2025 г. с учётом ввода в действие всех запланированных комплексов мощность транспортного узла может увеличиться до 70 млн. т в год. Существующая железная дорога не способна справиться с перевозкой грузов в рамках заявленных проектов, что требует ее реконструкции. Для решения данной проблемы был разработан комплексный инвестиционный проект «Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре Советская Гавань», реализуемый за счет средств Инвестиционного фонда РФ3. Проект рассчитан на девять лет (с 2008 по 2016 гг.), общая сумма финансирования (в ценах соответствующих лет) составит 59,9 млрд руб., в т.ч. финансирование из Инвестиционного фонда РФ предусмотрено до 2012 г. и составит 17,6 млрд руб.
Решением проблемы согласованного развития различных видов транспорта может стать разработка общих (единых) планов развития транспортных узлов. В рамках подобных документов можно провести взаимную увязку проектов железнодорожного, морского, автомобильного видов транспорта по срокам введения, мощностям и т.д.
Дальнейшее игнорирование проблемы и решение лишь возникающих последствий с сохранением существующих тенденций отсутствия согласованности между видами транспорта в пределах одной территориальной системы несет существенный риск превращения транспорта в фактор, ограничивающий развитие экономики Дальнего Востока.
1 Стратегия развития железнодорожного транспорта в российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 877 от 17 июня 2008 г.); ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» (изменения в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы) утверждены постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. № 377); Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р); Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года (приказом Минтранса России от 31 июля 2006 г.) и др.
2 Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года; Перспективы развития Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла. Отчет о научно-исследовательской работе. Правительство Хабаровского края, ДНИИМФ, 2007. 153 с.; Дарькин С.М. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 года // Доклад на II Тихоокеанском экономическом конгрессе. Владивосток, 26.07.2008 г.
3 Паспорт комплексного инвестиционного проекта «Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре Советская Гавань» утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р.
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 09-02-88209а/Т «Трансформация грузопотоков и их транспортного обслуживания в южной зоне Дальнего Востока».
4
Инфраструктурные факторы стратегического развития региона: транспорт Дальнего Востока